Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семейная социограмма». Методика для диагностики семейных взаимоотношений.
Семейную социограмму принято относить к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Данная методика также привлекла нас в качестве одной из наиболее эффективных для проводимого исследования. Согласно самой тематике исследования, данный тест является основным и ведущим, по причине того, что именно он способен точно показать, в каком состоянии детско-родительские отношения каждого учащегося экспериментальной группы. Целью, выбранной нами методики является положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье: прямой или опосредованный. Раздаточный материал для проведения теста предельно простой. Каждому учащемуся выдается лист бумаги, на котором изображен круг диаметром 12 см. От ученика требуется внутри круга изобразить всех членов своей семьи — нарисовать также небольшой кружок, в котором будет написано, кем ему приходится тот или иной член семьи: мать, отец, дедушка, бабушка и так далее. При обработке результатов тестов следует обращать внимание на следующие аспекты. Первым делом, необходимо определить, кого школьник изображает в самом центре круга. Согласно проводимой методике, считается, что именно этот человек является авторитетом в семье. Далее следует обратить предельное внимание, где учащийся изображает самого себя. Именно это укажет в ходе эксперимента, на котором месте ребенок ощущает себя в структуре семейных отношений. Если младший школьник изображает себя в самом центре круга — он считает себя самым важным членом семьи, он не обделен вниманием, окружен заботой и действительно считает себя значительной частью семьи. Если же ребенок изображает кружок с подписью «Я» ближе к краям диаметра круга социограммы, значит на уровне ощущений ребенок занимает в семье второстепенную роль, где все взаимоотношения полностью зависят от авторитетного члена семьи, который в свою очередь обязательно будет изображен в самом центре круга. Также не рекомендуется о том, кого ребенок изображает ближе всего к себе. Это будет означать, с кем у ребенка в семье наиболее доверительные отношения. Дистанция между членами семьи в целом играет важную роль и характеризует не только их отношения непосредственно к самому школьнику, но и может раскрыть взаимоотношения между всеми остальными членами семьи. Перед проведением методики необходимо узнать состав семьи ребенка, с которым будет проводиться тест. Это нужно для того, чтобы обратить свое внимание на то, всех ли членов семьи изображает ребенок, нет ли такого человека, который входит в состав семьи, но школьник его не изображает. В таком случае, следует отметить, что именно с этим человеком взаимоотношения ребенка или не складываются, или содержат ту или иную проблему, которая требует своего решения. Кроме того, внимание нужно уделить не только составу семьи, расположению фигур членов семьи в социограмме, но и на размер самих фигур. Наиболее крупные фигуры будут означать наибольшую значимость для ребенка. Самые маленькие фигуры — противоположное значение [32]. Для экспериментальной группы данный тест оказался одним из самых простых среди тех, которые были проведены. Единственным вопросом, который возник в ходе объяснения задания - это уточнение, нужно ли написать, кем приходится член семьи или необходимо просто его изобразить в виде рисунка. Данная методика актуальна и эффективна тем, что именно она показывает отношение ребенка не только к каждому члену семьи, но и свое место в семье. Именно по этому критерию в ходе обработки результатов теста без труда можно вычислить, какие детско-родительские отношения у каждого учащегося [22]. Date: 2016-08-30; view: 716; Нарушение авторских прав |