Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование детско-родительских отношений в семьях с нарушением зрения у детей.





 

Известно, что на формирование личностных качеств ребенка влияет непосредственно семья. От правильного поведения родителей зависит крайне много. Особенно это касается семей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения. Родителям необходимо как можно раньше обратиться к специалисту, как только нарушение было выявлено и подтверждено врачами.

Отметим, что большая часть детей с неглубокими нарушениями зрения посещают коррекционные группы. В связи с этим, возникла острая потребность разработать методическое обеспечение работы с такими детьми для родителей. Все это делается для того, чтобы вовлечь родителей в процесс коррекционной работы, так как это будет в дальнейшем влиять на детско-родительские отношения. Подобная работа определена двумя факторами:

- Важнейший компонент социализации ребенка с нарушением зрения состоит из способов и форм совместной деятельности, особенности общения между ребенком и родителями, что определяет зону его ближайшего развития. Необходимым условием для закрепления коррекции специалиста в стенах специального учреждения является активное влияние родителей посредством взаимодействия и дополнительных занятий дома, в кругу семьи.

Следует учитывать, что полноценная реализация коррекции может быть достигнута исключительно путем совмещения коррекционной работы специалиста и дополнительных занятий с ребенком в семье. Разумеется, все это требует от взрослых определенных усилий. В случае неблагоприятного статуса семьи, где любые рекомендации специалистов игнорируются, происходит усугубления нарушения зрения у ребенка. Непосредственное преодоление данного нарушения может произойти только в том случае, если оно компенсируется активном влиянием семьи. Иными словами, комплексная программа коррекционного развития (специалист + семья) повышает компетентность и формирует адекватную оценку состояния ребенка с нарушением зрения.

В сравнении с другими органами чувств, наиболее важную роль играет именно зрение, потому как именно зрение отвечает за восприятие и понимание внешнего мира. Ведь полноценную информацию об окружающем мире, не прилагая непосредственных усилий, ребенок сможет получать, к сожалению, исключительно благодаря зрению. Возможность установить цвет объекта и его форму слух, увы, не предоставляет.

Задержка развития ребенка при нарушении зрения, в отличии от зрячих, обуславливается личностной деформацией (нарушением) [9].

Воспитание ребенка с нарушением зрения уже с детства должно быть основано на любви, понимании, чуткости и терпении. Но, при этом, препятствовать какой-либо самостоятельности ребенка также не следует, чтобы это не оказалось вмешательством в его личностное развитие. В том случае, если ребенок воспитывается исключительно гипер-опекой, велика вероятность, что он вырастит инфантильным, с задержанным развитием и полностью зависящим от окружающих.

Родительское отношение к ребенку с нарушением зрения имеет два типа: адекватное и неадекватное.

К адекватному относится такое отношение, при котором ребенок воспринимается, как здоровый, только имеющий ряд некоторых особенностей, который учитывается в процессе его воспитания. В данном случае родители принимают, как своего ребенка, так и его зрительное нарушение. Принятие означает ни что иное, как способность примирения у родителей с тем фактом, что у ребенка нарушено зрение, и что существует необходимость «включать» такого ребенка в свою жизненную программу.

Для полноценного развития ребенка такая родительская позиция является необходимым условием. Чтобы качество жизни было высоким, а развитие ребенка максимально полноценным, от родителей требуется прилагать немало усилий, делая для него все возможное.

Неадекватная родительская позиция заключается в том, что ребенок воспринимается ими не иначе как жертва обстоятельств, существо, обиженное судьбой, нуждающееся в постоянной опеке и защите. Матери чаще всего испытывают чувство вины перед своим ребенком, постоянно пытаются ее искупить. Но подобная гипер-опека не приносит ребенку с нарушением зрения совершенно никакой пользы. В большинстве своем, в таких условиях вырастают неприспособленные к жизни эгоистичные натуры. Развитие предметной деятельности у них задерживается, навыки самообслуживания не формируются. Сохранные анализаторы, в том числе и осязание, не развиваются должным образом [16].

Также неблагоприятной для психического развития ребенка может являться одна из позиций родителей, когда произошло смирение с недостатком зрения у ребенка, но его самого они уже не принимают. Матери, в большинстве подобных случаев, считают, что у них попросту не мог появиться ребенок с нарушением в зрении. Якобы произошла роковая ошибка, за которую она расплачиваться не обязана. Мать психически отвергает ребенка, он вызывает у нее раздражение, в связи с чем время и внимание больному ребенку уделяется крайне мало. Как правило, родители стараются отдать своего ребенка на воспитание каким-либо родственникам или вовсе третьим лицам.


Существуют также случаи, когда самого ребенка родители принимают, но всяческим образом отрицают наличие у него каких-либо отклонений. Родители относятся к своему ребенку, как к здоровому, но и требования к нему у них соответствующие. Как правило, подобная ситуация заканчивается крайне плачевно в виду того, что родители создают своему ребенку такие учебные условия, с которыми ребенок не справляется. Именно это и вызывает у них раздражение, разочарование в ребенке, отчего психическое развитие их чада оказывается под большой угрозой.

В наиболее плачевных случаях родители относятся негативно не только к нарушению зрения, но и к самому ребенку. В подобной ситуации от ребенка попросту отказываются, сдают его в интернат.

Еще одна из наиболее распространенных ситуаций складывается так, что мать и отец занимают совершенно разные позиции по отношению к ребенку. К примеру, мать может принять ребенка, его дефект. Она готова приложить все усилия, использовать любую возможность, чтобы вылечить его или же, хотя бы, адаптировать его к жизни, социализировать, компенсируя его недостаток развитием других возможностей. Но, скажем, отец при этом считает своего ребенка неполноценным. Резко высказывает свое мнение о том, что заниматься с ним и развивать его до максимально возможных пределов бесполезно. Разумеется, любящая мать защищает своего ребенка, по причине чего негатив формируется между родителями, имеющими ребенка с нарушением. Такие семьи сохраняются крайне редко. Постоянных скандалов и расхождения во мнении мало кто выдерживает, поэтому либо мать подает на развод, либо отец уходит из семьи [29].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что особое положение в семье занимают именно слабовидящие дети. Психологическая зависимость от окружающих может проявиться у таких детей, благодаря сентиментальному детоцентризму. Ведь предыдущий жизненный опыт, к сожалению, не готовит никого из родителей к тому, что у них может появиться ребенок с нарушением зрения. Родители изначально (в большинстве своем) не могут адекватно отнестись к слабовидящему или слепому ребенку, потому как не имеют представления, как корректировать его состояние, как с ним заниматься, как с ним общаться [12].

Следует помнить, что только благоприятный психологический опыт в семье положительно влияет как на психическое, так и физическое развитие детей с нарушением зрения.

 

 







Date: 2016-08-30; view: 645; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию