Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология обучения.





Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный на достижение образовательных целей.

Классификация методов обучения: единой классификацией методов не существует, так как существует множество оснований, по которым они классифицируются.

Исторически выделяется 3 типа методов:

1) Методы учителя (рассказ, объяснение); 2) методы ученика (упражнения, самостоятельная работа); 3) методы совместной деятельности ученика и учителя (беседа).

Основания для новых классификаций:

I. Источник передачи знаний: 1) словесные методы (беседа, рассказ, объяснения); 2) наглядные (методы демонстрации (фильмы) и иллюстрации (плакаты) материала); 3) практические методы (практикумы, лабы).

II. Классификация Лернера-Скаткина по возрастанию самостоятельности ученика: 1) Репродуктивный (хором при формировании лабораторных навыков – письмо, чтение, счет. ЗУН ы не формируются); 2) Объяснительно – иллюстративный (информационно – рецептивный – ученик воспринимает информацию от учителя. ЗУН не формируется); 3) Метод проблемного изложения (формирует ЗУН, учитель ставит перед учениками проблему, которая требует немедленного решения, разделяет проблему на подпроблеммы. Ученики следят за логикой решения проблемы и получают образец ее развертывания); 4) Эвристический или частно – поисковый (формируется ЗУН, ученику самостоятельно ищут решение проблемы); 5) Исследовательский или поисковый, творческий (формируется ЗУН, решение новых проблем).

Эвристические методы обучения – ученики самостоятельно ищут решение проблемы, разделяют проблемы на подпроблеммы. Ученики сами исследуют и познают предметы. Авторы: Коменский, Ушинский, Дистерверг. В основном это словесный метод. Функции: наводящая (призваны наводить на правильное решение); сокращение вариантов при переборе возможных путей решения задач. Главная особенность: расширение объема незнания ученика. Все эвристические методы продуктивны, они формируют ЗУН ы. Опираются на следующие виды образовательной деятельности учеников: 1) познание окружающего мира (когнитивный этап); 2) создание познавательной продукции (креативный этап); 3) организация образовательного процесса (оргдеятельностный).

3 группы эвристических методов:

1) Когнитивные или методы научного познания: методы науки, учебных предметов, метопредметный (работает в рамках всех наук). Когнитивные методы обязательно приводят к креативному результату, поэтому они также считаются креативными. Следовательно, метод эмпатии (вчувствование человека в состояние другого человека); метод смыслового видения (ученики стремятся понять идею предмета, его смысл, внутреннюю сущность); Метод сравнения (сравнение различных версий учеников).

2) Креативные методы – в них формируются собственные образовательные продукты учеников. Все креативные методы имеют интуитивный характер: мозговой штурм, метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя. Познание происходит по ходу собственной творческой деятельности.

Например: Метод «Если бы…» (учеником предлагается написать картину, что произойдет; если в мире что-либо изменится); метод «образные картины»; метод «агглютинации» (учеником предлагается соединить несоединимое и изобразить); «мозговой штурм» (сбор большого числа идей, нестандартных решений).

3) Оргдеятельностные методы (организация учения): методы учеников (методы учебного планирования, целеполагания, контроля и рефлексии); методы учителей (тоже самое). Бывают формы обучения (делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные занятия) и формы организации деятельности учащихся (это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения). ФОДУ: (урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультатив, зачет, экзамен). Формы обучения: дидактическая, теоретическая, комбинированная, практическая и трудовая. Виды индивидуального учения: репетиторство, тьюторство, менторство, семейное обучение, самообучение. Индивидуальные занятия педагога с учеником включают и самообучение. Репетиторство (подготовка к сдаче зачетов и экзаменов. Интенсивное освоение З и У с определенной системой требований. К личностному и творческому развитию требования не выдвигаются). Тьюторство (обеспечивает продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией). Менторство (сотрудничество с наставником для достижения той индивидуальности, которую невозможно достичь в школе).


Классно – урочная система и ее альтернативы: классно – урочная система является фундаментом для функционирования образовательного учреждения, она позволяет организовать учащихся в классные коллективы по возрастам, в ее рамках удобно управлять классом, это экономия времени обучения. «-» Ориентация на среднего ученика, труден учет индивидуальных психологических особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы для всех учеников. Альтернативы: 1) Белланкастерская система (конец 18 века) – старшие ученики изучают предмет с учителем, а затем сами обучали младших учеников под руководством учителя. Низкое качество, большая экономия средств. 2) Баттовская система (конец 19 века, США) – с сильными учениками работал учитель, с слабыми – стажер. Слабым уделялось мало внимания. 3) Маннгеймская система (4 класса); 4) Дальтен – план (1905 год, США, Е. Паркхерст) – индивидуализированное обучение. Уроков не было, задания давались на год. 5) План Трампа (50-60гг. 20 века) – индивидуализированные обучение + лекции (4с/день). 6) Неградуированные классы (по одному предмету в 5 классе, по – другому в 11 классе); 7) Погружение – в один день изучается только 1 предмет.

Лекционно-семинарская форма обучения – это коллективно – групповая, взаимодействие между учителями и учениками. Лекция помогает создавать ученикам новые образовательные продукты. «-» Пассивное слушание. Групповые формы обучения: семинар и лекция.

Групповые формы обучения: Индивид самообуч-е — уч-ки вып сам/работу и состав письм сообщен по ее рез-там. Парное взаимообучение – уч-ки в парах объясн др/др как/либо?, защищ свою тему, оценив рез-ты товарища. Груп работа по общей теме-у ч-ки, объедин в гр, взаимод внутри них: объясн нов мат, обсужд его, оценив свою д-ть, готовят выступлен. Взаимообуч-е групп- г р, заним разн пробл или вид д-ти — теоретики и экспериментаторы, временно — объедин, чтобы по­делиться опытом, информац, проблемами. Ученик вместо учителя- о дин или двое уч-ков обуч весь класс, ведут урок, проводят лекцию или др занятие. Подгот-ка уч-ками выступлений- о трабат техника выступлен, методика веден дискус, аргументац сужден, рецензир-е, оценивание, анализ.

Виды д-ти групп: подгот-ка выступ перед классом, демонстрац опыта, изуч и конс­пектир лит-ры; коллектив обсужд и реш поставл пробл методом «мозго­вой атаки»;выступл внутри гр по заран подгот вопро­сам;подгот-ка уч-ков к взаимод с др гр — придум вопросов для них, подгот конкурсов и соревно;выполн длито творч задания и т.д.

Экскурсии —это форма организац обуч-я в усл при­род ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюд и изуч различ объектов и явлений действит-ти. Достоинства: развития способ учащ дейст с познава­т позиций в окруж их мире; восприн и изуч жизн явлен и процессы, формир эмоц кач-в учащ-ся: чув-ва прекрасного, ощуще радости познан, желан быть полезн общ-ву,помог охватить содерж обуч всесторонне, увид взаимосвязь изуч явлен и законов, приобрести навыки их примен-я.

Деловая игра (-семинар) – наличие строгих правил, кот озвучиваются в начале игры, роли распределяются заранее в соотв со сценарием. Цель- решение конкр проблемы (д б узкой) в рамках данной темы. Кажд группе отводится на реш проблемы строго опред время. Роли играют все.

 

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Содержан образ-я - это совок-ть уч/мат,кот подлежит изучению в рамках 1-го курса(предмета) той/иной образ/ступени или того/иного вида образ-я.

Концепции содерж образ-я.

Лернер и Скаткин: «Главн соц ф-я образ-я — передача опыта, накоплен пред­шест поколен людей». Содерж образ в дан случ - спец отобр для усв уч-ми объем знаний, умений и навыков.

Знаниево-ориентирован обучен-с одерж образ: внеш учеб мат-л.

Личностно-ориентир образ: д-ть уч-ка, его внутр образоват приращен и раз­вит.







Date: 2016-08-30; view: 407; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию