Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие целостного педагогического процесса.





 

Пед процесс (п/п) - основоп категор пед/науки = целенапр, содержат насыщ-е и организационно оформл-ое, вз/д пед/д-ти взр и реб, в рез-те акт/ж/д-сти при ведущ и направл-щей роли воспит-ля (цель – формир необх ЗУН, морал-полит, психол и физич кач-в лч и гр-пы); разв-ся вз/д восп-лей и восп-мых, напр на достиж цели и приводящ к заран намеч изм-ю сост, преобр-ю св-в и кач-в восп-мых Науч-обосн, разв-ся и соверш-ся сист, опир-ся на з-ны восп, тв-во, пед-гов и динамику возр/измен-я детей. неразр/связ с разл общ/проц-ми (экон, полит, культ, соц, нравст); это процесс, в кот соц/опыт трансф-ся в кач-ва лч.

Фундамент пед проц - закон-ти восп и методол предпосылки пед д-ти. За­кон-ти восп - устойч существ связи в пед проц, учет кот позволяет достигать эф­ф рез-тов в восп лч.

Знание закон-тей восп дает воз­м определить общие подходы к организа­ции пед проц. Это: восп лч происходит в проц ее включ в д-ть; восп — это стимул-е акт-ти формируемой лч обучаемого в организуемой д-ти; в проц восп д гармонично сочетаться уваж к лч воспитуемого с высок требов-тью; в проц восп необх выявлять по­ложит кач воспитуемого и опи­раться на них; в пед проц необх учит возр и индив особ воспитуемых; восп д осу­щ в коллект и ч/з него.

Гл. методол предпосылки пед д-ти: восп носит соц-детерминир х-р, т.е. оно обусл-ся потр-ми об-ва в подготовке под­раст покол к жизни, отраж тенд его разв, нац осо­б и т.п.; источн форм-я лч находятся вне чела, т.е. в обществ среде, кот прямо и опос­редованно влияет на организ пед проц.

В пед проц вз/акт-ть педагога и реб - пед вз/д, кот вкл: пед влияние педагога; актив восприятие влияния ребенком (усвоение); собств акт-ть реб.

Обеспечение единства обуч, восп иразв на основе целостности составляет гл сущность пед проц. Т.е. гл. особ-ть пед проц = целостность: необх-сть сохран всех сост частей, ед-во образоват, разв-щей и восп-ной ф-ций = сущность п/п; но эти ф-ции не по отдельности, а сопутств-т др др (пр: восп-е осущ не т-ко восп, но и разв-ю и образоват ф-ции) => Обуч + образ-е + восп-е + разв-е + формир-е лч. Все содерж-е п/п подчин един цели. п/п= сист – единство закономерно располож-х и нах-ся во вз/связи частей.

Хар-ки п/п: цели, задачи, содерж, методы, формы вз/д-я пед-в и уч-ков + достиг-ые рез-ты.

Комп-ты системы п/п: целевой (все цели и зад п/д-сти), содержат-ый (чел/опыт в общест/отн, произв-ва, науки, к-ры и др), деят-стный = орг-цион-управл-кий (вз/д-вие пед и уч-ков, орг-ция и управл проц-сом, формы и мет восп и обуч), диагностич (усвоен ЗУН, рез-тов труд и общ/жизни, фиксац нравст/установок, плоды твор-ва); результативный (эфф-ть, достиж-е цели). Противоречия как осн движ/сила: Объективные (м/д треб среды, пед-гов и возм-ми и ур-нем разв реб); Субъективные (индив/особ лч и массов/репродукт хар-м орг-ции п/п).

Закономерности п/п: з-н соц/обусл-сти цели, содерж и методов п/п (перенес-е соц/заказа на ур-нь пед/средств и методов); з-н вз/обусл-сти обуч-я, восп-я и д-ти; з-н единства и целост-ти п/п; з-н един-ва и вз/связи теории и приактики.

Принципы (обусл-ны целями, хар-ом и содерж-ем п/п, ур-нем разв-я науки и усл-ми среды): пр-п развив-го и воспит-го хар-ра обуч-я (напр на всестор разв-е лч); пр-п научности содерж-я и мет-в п/п (вз/связь с совр/наукой); пр-п сист-чности и послед-сти в овлад-нии ЗУН; пр-п сознат-сти, творч/акт-сти и сам-сти уч-ся при руков/ф-ции пед-га; пр-п доступности обуч-я; пр-п направл-го на общечел/ценности хар-ра и дух/развития; пр-п рац/сочет коллект и индив форм раб; пр-п созн-сти и акт-сти уч-ся; пр-п уваж Л-сти р-ка в сочет с разум/треб-стью; пр-п сочет пед/управл с разв иниц и сам-сти; пр-п соглас-ния треб шк, 7и и общ-ва; пр-п учет возр и индив особ-ей.

Этапы пед проц: 1) подгот (созд усл; обосн и постан цели, диа-ка усл, прогноз, проект и планир разв-я п/п, трансформ общ/пед/цель в конкр зад, выяв пр-речия м/д треб общ/пед/цел и конкр возм-ми уч-ков=> диаг-ка и прогноз-ие, проект орг-ции п/п =>план); 2) осн (осущ п/п; вз/д-вие пед и уч, исп-е форм, мет, стимулир д-сти, управл-е п/п, обр/связ); 3) закл (анализ хода и рез-в, ошибки=> испр-вть в буд).

Формы орг-ции п/п: Пед/форма - устойч заверш-я орг-ция п/п в единстве всех комп-тов. Форма ч/з пр-пы, содерж, мет и ср-ва опр-ет д-сть пед-в и уч-ся, их восп-ные отн-я. Подбор оптим/формы => ч/з соотн-е уч/врем и объема инф= достиж-е уч/целей. В наст вр. > 1000 разл/форм орг п/п: Классиф: по степени сложности: 1. Простые – min кол-во мет и ср-в, посвящ 1ой теме либо реш 1 зад = 1чные, т.к. из них сост все ост/формы (беседа, экскурс, виктор, зачет, экз, лекц, конс-ция, инструктаж, диспут, культпоход, доп/занят, выпуск газеты, концерт) 2. Составные - на разв-ии прост или на их разн/сочет (урок, конкурс, празд/вечер, субботн, конфер, КВН, собран); 3. Комплексные - подбор прост и сост форм с опр/целью (дни откр/дверей, дни знан, предметные недели, лектории, турпоход, слет, декадник). Еще Классиф: 1 блок – Спец/орг-ое обуч в форме занятий (традиц: урок, лекц, семнар, лаб/практикум и нетрадиц: путешест, погружен, пресс-конфер, занятия поиск/хар-ра, конкурс, эксп-нт, сказка, концерт). 2 блок – совм/д-ть, творч/дела, игры, мастерск, десант, дид/игры, экскурс, театр/предст, беседы, рассм/иллюст, труд, констр-ние, рис. 3 блок – с/м д-ть, созд предметной, разв-щей среды для игр, разв-щие, дид, творч игры, труд.


Методы п/п -это способы вз/д, практ/действия пед-га и уч-ся, кот способств передач, усв-ю и исп-ю содержания как общ/опыта. Мет - путь к цели, спос действий или повед. Классиф: По источнику познания: словесн (расск, бесед, инструктаж); практ-ие (упр, трен-ки, самоуправл); наглядн (показ, илюстр-ие, предъявл материала); На основе структуры личности: мет форм-я сознан (расск, бес, инстр-ж, показ, иллюстр); мет форм-я повед (упр, тренир, игра, поруч, треб, ритуал); м-ды форм-я чувств =стим-ния (одобр-е, похвал, пориц, контроль, с/контроль); по степ продукт-сти, по хар-ру познав/д-ти (Лернер, Скаткин): объясн-но-иллюстративные (расск, показ, объясн, инстр-ж, бесед); репродуктивные (лекц, пример, демонстр, поруч, упр, алгоритмич/предписан); проблемные (бесед, пробл/сит, убежд, игра, обобщен); частично-поисковые (диспут, наблюд, с/м раб, лаб/раб, соревн, с/управл); иссл-ские (моделир-е, библиограф мет, задан, проектир-ие, поиск ошибок). Пр: Мет доверия - словесн, стимул-щий, частично-поисковый. Мет упр – практич-кий, формир повед, репродукт. Соотн-е мет и форм - возм вз/переход. Пр: форма чтения лит/источ-в - мет выразит/чтения, форма награжд, премий - мет стимул-я.

Понятие воспитания.

Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие и формирование качеств личности.

В основе воспитания – создание условий для формирования качеств личности ребенка, характера, направленности, привычек. Это длительный и вариативный процесс, который совершается комплексно, т.е. во взаимосвязи многих элементов. С трудом поддается программированию, контроль затруднен.

Закономерности воспитания (ЗВ):

ЗВ – это объективные, существенные и глубинные связи педагогических явлений.

1) Воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка попытка воспитания детей, не организуя деятельность мало продуктивна.

2) Роль воспитания – это характер отношений, складывающийся и функционирующий между ребенком и обществом. Сама по себе деятельность не воспитывает ребенка. Решающим в деятельности является то, в какие отношения в ходе этой деятельности вступает ребенок.

3) Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и его отношения, чем более их действия отвечают потребности ребенка.


4) Содержание, методы, формы и весь характер воспитания зависят от индивидуальных половых и возрастных особенностей детей.

Структура воспитательного процесса – это взаимосвязь совокупности следующих компонентов:

1.Интеллектуальный – создание условий для формирования убеждений, являющихся основой мировоззрения.

2.Практически-действенный - создание условий для формирования социально-позитивного привычного (стереотипного) поведения.

3.Ценностные ориентации - создание условий для формирования доминирующих социально-позитивных потребностей, взглядов, ожиданий и ценностных ориентаций.

Содержание воспитательного процесса:

1. Нравственное воспитание – создание условий для формирования моральных качеств, в основе которых лежат отношения к другим людям.

2. Гражданское - создание условий для формирования общественно значимых мотивов деятельности, способности к социальной активности, стремления и готовности быть законопослушным.

3. Физическое - создание условий для правильного физического развития ребенка, тренировки двигательных навыков, вестибулярного аппарата.

4. Трудовое - создание условий для воспитания интереса и уважения к труду и тем, кто работает.

5. Эстетическое - создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного.

Принципы воспитания:

1) Личностный. Уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

2) Гуманистический. Уважительные отношения между педагогами и детьми. Терпимость к мнению детей. Создание психологически комфортной среды для ребенка.

3) Средовой. Использование внутренней и внешней среды школы в развитии личности.

4) Дифференцируемый. Отбор содержания форм и методов воспитательной работы, воспитательного материала с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

5) Принцип природосообразности. Учет половозрастных особенностей детей, ориентация на мотивы и потребности учащихся.

6) Принцип культуросообразности. Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, привычки.

 

 







Date: 2016-08-30; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию