Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий Шрилы Дживы Госвами. 5 page
Мадхурья и айшварья. Есть одна важная деталь, касающаяся айшварьи (великолепия) Двараки и мадхурьи (сладости) Вриндавана. В Двараке Кришна взял в жены шестнадцать тысяч царевен, и у Него было шестнадцать тысяч дворцов. В одном из Них Он играл в кости, в другом раздавал брахманам коров, в третьем совершал свадебный обряд, в четвертом совершал жертвоприношение и т.п. В каждом дворце Кришна занимался разными делами. Все Его проявления нисколько не отличались от изначального образа, все обладали такими же божественными качествами. Благодаря айшварье Кришна явил Себя во множестве экспансий, но все они обладали одинаковым безграничным могуществом и были в полной мере наделены всеми совершенствами. Каждая царица готовила и подавала Кришне угощение, и в одном дворце Он ел дал и пури, в другом рис, в третьем сабджи, в четвертом пакоры или сладкий рис. Кришна, владыка всей шакти, благодаря Своей айшварье явил в Двараке множество экспансий, каждая из которых была совершенно независимой от остальных. Но что происходит во Вриндаване? Это обитель, где нет айшварьи, пышного великолепия. Там царит мадхурья, сладость. Как это понять? Во Врадже не шестнадцать тысяч, а миллионы гопи, и между каждыми двумя гопи стоит Кришна, или, наоборот, между каждыми двумя Кришнами стоит гопи. Так это выглядит. Невозможно даже представить, чтобы это было проявлением айшварьи. Это мадхурья. Что означает мадхурья? Это то, что отвечает настроению нара-лилы, игр Кришны в человеческом образе. Айшварья не сочетается с нара-лилой. Например, увидев вселенский образ Кришны, Арджуна в изумлении сказал: «Я совершил тяжкое оскорбление, называя Тебя другом. Я никогда больше не назову Тебя так и не попрошу Тебя править моей колесницей». Это айшварья-буддхи, сознание величия Кришны, и оно не подходит для нара-лилы. Увидев, как Кришна убил Камсу, Васудева и Деваки забыли, как они с любовью кормили Его молоком. Это другая разновидность чувств, которые не подходят для нара-лилы Кришны и потому относятся к айшварье. Но во Вриндаване, когда Кришна поднял огромный холм Говардхана, Яшода с гордостью думала: «Сегодня наш сын поднял Говардхану!» Ее не покинуло чувство, что Кришна – ее сын. Подняв Говардхану, Кришна проявил свое безграничное могущество, но в сердце Яшоды продолжало жить чувство, что это ее сын, и она просто подумала: «Наш сын такой сильный, нет никого на свете сильнее Его!» Охваченные чувством божественной разлуки с Кришной, гопи пребывали в замешательстве и разговаривали со шмелем: «О посланник Кришны, у нас никогда не будет близких отношений с твоим господином. Никогда, потому что Он плут и обманщик, Он все время лжет. Мы никогда не доверимся Ему и не завяжем с Ним дружбу. Почему? Он – Бхагаван, не так ли? Паурнамаси сказала нам, что Он – Бхагаван, и мы верим ей …» Несомненно, гопи говорили это, зная, что Кришна – Бхагаван, потому что верили словам Паурнамаси. И все же Его игры в человеческом образе были им дороже всего, и потому они были поглощены этими любовными переживаниями. Охваченные спонтанной любовью к Кришне, они утратили способность здраво рассуждать и говорили, что никогда не смогут развить близких отношений с Ним. Это пример мадхурья-бхавы. [За пределы Вайкунтхи, стр.17-18] Области духовного мира. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет:
пурна бхагаван кришна враджендра-кумара голоке враджера саха нитйа вихара
«Господь Кришна, сын царя Враджа, – это Верховный Господь. Он вечно поглощен трансцендентными играми в Своей вечной обители Голоке, частью которой является Враджа-дхама» (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 3.5)
Верховная Личность Бога – это Шри Кришна. Он всегда играет во Вриндаване с го (коровами), гопами (мальчиками-пастушками) и гопи, а также со всеми обитателями Вриндавана, Враджа. Особенно Он счастлив в обществе гопи. Высшей частью Вайкунтхи является область, называемая Кришна-лока, низшей – Вайкутха-паравьома, и там находятся все воплощения Шри Кришны, такие, как Рама, Нрисимха, Нараяна и т.д. Вайкунтха делится на множество частей, и все они бесконечны во всех отношениях. У младенца Кришны маленький рот, но, заглянув в него, Яшода-майи увидела все миры, в том числе Голоку-Вриндаван. Даже одна пылинка Вриндавана бесконечна. По воле Кришны она может быть очень маленькой или очень большой. Поскольку во Вриндаване каждая частичка пыли – это Сам Баладева Прабху, она обладает могуществом. Кришна-лока, или Голока, делится на три части. Все вместе они называются Голока, включая пограничную полосу. Первая низшая часть называется Дварака, серединная часть называется Матхура, а центральная часть называется Враджа, она включает Гокулу и Вриндаван. Все части одинаковы, но у каждой есть свои особенности. Во Вриндаване есть двенадцать лесов и столько же подлесков. В Гокуле проходит ватсалья-лила Шри Кришны, а во Вриндаване – Его пауганда-лила и кишора-лила. Вриндаван занимает около 16 кроров, то есть 32 мили. В действительности, Вриндаван простирается от Ямуны до холма Говардхана, включая Нандагаон и Варшану, и занимает более высокое положение, чем Гокула. Во Вриндаване наилучшим местом является Говардхан, а на Говардхане – Радха-кунда и Шьяма-кунда. Почему Кришна-лока делится на три части? Это определяется уровнем премы преданных. В Двараке есть некоторое осознание величия Кришны и благоговения перед Ним, как перед Бхагаваном. В Матхуре это сознание ослабевает, а во Вриндаване полностью отсутствует. С другой стороны, в Двараке према слабее, чем в Матхуре, а в Матхуре – слабее, чем во Вриндаване. Таким образом в большей части Голоки преданные осознают величие (бхагаватта) Кришны и воспринимают Его как Бхагавана. На границе Голоки есть место, где Шри Шри Радха-Кришна пребывают в настроении свакия-бхавы. Шри Кришна всегда присутствует там как Сам Бог и проявляет еще большие богатств, чем Нараяна. На Голоке Он не является сыном Нанды и Яшода-майи или Васудевы и Деваки. Он предстает в качестве супруга, но там не проходит свадебной церемонии. Рядом с Ним находится Шримати Радхика, но Она всегда предлагает пранамы Его лотосным стопам, как Лакшми. В Двараке настроение айшварьи несколько ослабевает, и Кришна ведет Себя как друг всех обитателей Двараки, дварака-васи, и как муж всех цариц. Там проходит свадебная церемония. Иногда Сатьябхама проявляет ман, трансцендентный гнев, и Кришна, Верховная Личность Бога, старается утешить ее. Он может сказать ей: «Я допустил ошибку». На Голоке проявление таких чувств для Шри Кришны невозможно. В Матхуре айшварья-бхава ослабевает еще больше. И тем не менее Кришна в момент Своего явления предстает в четырехрукой форме, и Васудева и Деваки молятся Ему: «О, Ты – Сам Бог. Мы помним, что в предыдущем рождении мы удовлетворили Тебя и получили благословение иметь Тебя своим сыном. Поэтому сейчас Ты пришел сюда». Они видели, что Он держит в четырех руках раковину, чакру, булаву и цветок лотоса. Он был в расцвете юности, с прекрасными волнистыми волосами, украшенный множеством драгоценностей, таких, как камень Каустубха. Когда Он принял облик двурукого младенца, они стали беспокоиться о том, как Его защитить. Если Васудева знал, что Шри Кришна – это Сам Бхагаван, который всех защищает и может незамедлительно убить Камсу, почему он отнес Его в Гокулу? Это произошло потому, что он на мгновенье забыл, что Кришна – Бог. С одной стороны, в Матхуре сохраняется сознание величия Господа (бхагаватта), а с другой – присутствует мадхура, сознание Его сладости. В Двараке сознание величия преобладает над сознанием мадхуры. Во Врадже никто не знает, что Кришна – Бог. Старшие гопи говорят Кришне: «Ты можешь принести сандалии Своего отца?» И Кришна, которому не более двух лет, голенький, идет, от радости пританцовывая на ходу. Он кладет сандалии себе на голову и, так же танцуя, возвращается к гопи. Видя, что Кришна хочет ладду, гопи говорят, что дадут Ему, если Он споет для них и станцует. Глядя на них жадными глазами и протягивая вперед ручки, словно танцуя, Кришна сладостно поет. Тогда гопи говорят: «Очень хорошо», – и дают Ему ладду. Таким образом во Вриндаване бхагаватта полностью покрыта мадхура-бхавой. Что такое мадхура-бхава! Враджаваси считают, что Кришна – их брат, друг или возлюбленный независимо от того, проявляется там величие Абсолюта или нет. Кришна поднял холм Говардхан, когда Ему было семь лет. Он не превратился в великана, не проявил четырехрукой формы. Он просто улыбался, играл на Своей флейте и шутил со всеми гопами и гопи. Старшие пастухи и гопи, которые любили Кришну, как сына, говорили, что Нанда, несомненно, совершал аскезы во имя Нараяны, поэтому Нараяна сейчас вошел в тело Кришны и держит Говардхан. А что думали гопи! Они не сводили глаз с Говардхана и думали: «О Говардхан, замри на месте! И не дави на Кришну всей своей тяжестью, а то мы проклянем тебя!» Они были уверены, что Говардхан держится на мизинце Кришны только благодаря их строгому предостережению. Известно, что Шримати Радхика всегда находится слева от Кришны. Ачарьи нашей парампары пришли к выводу, что поскольку Шри Кришна держал Говардхан на кончике мизинца левой руки, в действительности этот холм подняла Шримати Радхика, Его полная сварупа-шакти. Богатство Абсолюта во всей полноте проявляется именно во Вриндаване, но там оно незаметно, поскольку полностью покрыто мадхура-бхавой. … Но также нужно знать, что чистая вайдхи-бхакти отличается от нечистой вайдхи-бхакти. То, чему мы следуем, это не вайдхи-бхакти. Истинная вайдхи-бхакти – это шраванам, киртанам и т.д. Когда мы сосредоточены на зарабатывании денег, это еще не практика бхакти. Редко увидишь человека, который чистым образом следует вайдхи-бхакти. Достаточно заглянуть в свое сердце, чтобы увидеть: все усилия мы прилагаем ради собственного блага, репутации и приобретений. Это не чистая бхакти, даже не чистая вайдхи-бхакти. Нужно научиться следовать истинной вайдхи-бхакти. Но в этом стихе Кришна говорит: «Я не удовлетворен даже истинной вайдхи-бхакти». Он отвергает это. Что же такое чистая бхакти? Чистая бхакти означает служить Кришне в сакхья, ватсалья и мадхурья-бхаве, как это делают враджаваси. Даже в Бхаума-Вриндаване редко выпадает возможность общаться с тем, кто может научить истинному настроению в служении Кришне. Там много пандов, которые обманут вас, а также много черепах и обезьян, которые не дадут вам покоя. Постарайтесь понять эти шлоки, находясь в прекрасном и могущественном общении. Я думаю, что Шри Чайтанья Махапрабху, Кришна и Свамиджи наблюдают за нами. И они очень счастливы. Свамиджи сейчас сам говорит: «Я принес вам этот дар, и теперь вдохновляю Шрилу Нараяну Махараджа его раздать». [Вершина преданности, стр. 138-141, 146] Вопросы 1. Чем отличается отношение, с которым Бхагаван Нараяна обращается к Гопа-кумару на Вайкунтхе от отношений, которые Гопа-кумар хотел бы иметь с Ним? 2. Как жители Вайкунтхи относятся к Гопа-кумару и его чувствам к их Господу? Как они понимают Враджа-лилу? 3. Что случилось бы, если бы гопа или гопи пришли в Двараку? 4. Каково отличие между вишрамбха-севой и самбхрама-севой, и какая из них нравится Бхагавану больше всего? 5. Каково отличие между айшварьей и мадхурьей, и как это проявляется в Двараке и во Врадже? 6. Что случается, когда преданные в настроении мадхурья видят проявление могущества Кришны? 7. Почему Кришна-лока разделена на три области?
Модуль 13A – Превосходство Враджа-расы, Часть 2 Уровни преданных. Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар были преданными в шанта-расе. Они обладают огромной ништхой (твердостью) в сознании Кришны, но у них нет взаимоотношений с Кришной, подобных тем, что существуют в этом мире: дружеских, родительских. Будучи освобожденными душами, они осознают Брахман или Нараяну и не подвергаются страданиям и печалям этого мира; но при этом у них нет подобных человеческим взаимоотношений со Шри Кришной. Они считают, что поскольку Кришна – Бог, Он не испытывает голода, жажды или усталости. С их точки зрения нет нужды растирать или мыть Кришне стопы; поскольку Шри Кришна не испытывает голода, нет нужды предлагать Ему сладости. Они всегда видят Его самоудовлетворенным, наилучшим среди всех атмарам. Преданные шанта-расы удовлетворены в своем сердце, но не в Шри Кришне. Они думают: «Я есть Брахман». Они не совершают служение, и в то же время всегда остаются вне мирских потребностей. Среди множества преданных в шанта-расе редко встретишь преданного в дасья-расе. Котишв апи махамуне. Среди десятков миллионов вайшнавов редко можно встретить такого преданного, как Хануман… Среди десятков миллионов таких анмукх, те, кто обладают разумом и знают, как служить должным образом, встречаются еще реже. Среди десятков миллионов таких разумных и знающих людей редко встретишь тех, кто служит Господу Нараяне, и еще меньше тех, кто достиг в этом совершенства (сиддхи). Среди таких достигших совершенства преданных редко встретишь кришна-бхакт и еще реже тех, кто имеет враджа-бхаву: сакхья, ватсалья или мадхурья-бхаву. Ватсалья-бхава – очень возвышенная бхава, но и в ней нет удджвала-расы. Мадхурья-раса бывает двух видов. На Нараяна-локе, в пара-вьоме Вайкунтхи, царят только две с половиной расы: шанта, дасья и наполовину ватсалья или сакхья. Ватсалья-раса таких преданных, как Дашаратха Махараджа и Каушалья, наполовину смешана с айшварья-бхавой (т.е. благоговейным трепетом). Между сыном Каушальи и Дашаратхи и сыном Яшода-майи и Нанды есть огромная разница. Каушалья иногда думает: «О, Рама – Сам Бог», – и начинает возносить Ему молитвы, а Яшода-майи никогда не обращается к Кришне как Богу. Однажды, когда маленький Кришна зевал, Яшода-майи заглянула Ему в рот и увидела там целую вселенную с лакхами, лакхами Брахм, Шанкар и Вишну. Она подумала: «О Бхагаван, что я вижу? Кришна – лишь маленький мальчик. Должно быть, это приведение или какая-то магия. Неужели я сплю?» И она ущипнула себя. «Нет, я не сплю, – поняла она. – Что же я вижу?» Она и на мгновение не допустила мысли о том, что Кришна – Бог. Она тут же побежала к Нанде и спросила: – Почему я вижу эти картины? Поскорее пригласи Гаргачарью и Сандилья-риши! Пусть они проведут особую церемонию для Кришны… С другой стороны, когда Арджуна увидел вишварупу (вселенскую форму), он преисполнился страха и стал возносить молитвы: «О, я совершил множество оскорблений! Я обращался с Тобой как с другом, звал по имени: «О Кришна!» Я велел Тебе управлять моей колесницей, стать моим саратхи (возницей). Я был непочтителен с Тобой. Пожалуйста, прости меня. Я никогда не совершу подобных оскорблений. Пожалуйста, сокрой эту вселенскую форму и предстань в образе человека. Я хочу видеть Тебя моим другом, управляющим моей колесницей». Дашаратха Махараджа и Каушалья тоже не испытывали такого настроения, какое было у Яшода-майи и Нанды. И поэтому настроение, которое царит во Врадже, несомненно, превосходит настроение Айодхьи. На Вайкунтхе и в Айодхье царит шуддха-дасья, т.е. чистое настроение служения. Однако во Врадже такого настроения не найти. Во Врадже дасья всегда имеет примесь дружеской и родительской рас. В доме Нанды Махараджи находится безграничное количество слуг, которые относятся к Кришне, как к своему сыну. Они думают: «Кришна – мой ребенок». Они целуют Его, сажают на плечи, играют с Ним. Некоторые даже ругают Его: «О, Ты такой грязный!» Но для слуг Вайкунтхи и Айодхьи подобные отношения невозможны. Отношения Кришны и Его слуг во Врадже исполнены красоты. Они очень возвышенны, но их нельзя назвать унната-удджвала-расой. Хотя эти отношения предполагают гораздо большую близость, чем чистая дасья-раса на Вайкунтхе и в Айодхье, тем не менее это дасья-раса. Сакхья-раса (дружба) намного превосходит дасья-расу. Она предполагает настолько близкие отношения с Кришной, что Его друзья могут сражаться с Ним. Хануман не может сражаться с Рамой, а Шридама, Субал, Мадхумангал, Арджуна и другие друзья Кришны во Врадже – могут, и более того, они одерживают над Ним верх, что приносит Кришне огромное счастье. Он всегда готов терпеть поражение от Своих мальчиков-пастушков. Они счастливы одержать над Ним победу, и это делает Кришну еще более счастливым. Когда мальчики-пастушки видят это, их счастье растет. Например, Хануман не имеет столь свободных отношений с Рамой. Если Сита проводит ночь с Рамой, Хануман должен удалиться. Таким образом, дружеская раса (сакхья-раса) во Врадже, несомненно, очень возвышенна и сладостна… Теперь обратимся к ватсалья-расе, которая во много раз превосходит дружескую расу. Яшода-майи может ругать Кришну, связывать Его веревкой, таскать Его за уши и говорить: «Ах, непослушный мальчишка, ты всегда лжешь! Ты ел землю!» «Мама, я никогда не ел». «Как это так? Все мальчики говорят об этом». «Они озорничают. Им хочется увидеть, как ты накажешь Меня. Поэтому они так говорят». «Ну-ка, открой рот», – говорит мама Яшода и заглядывает Ему в рот. Яшода-майи может наказать Кришну, поругать, но и это нельзя назвать унната-удджвала-расой. … Этой прекрасной ватсалья-расы нет на Вайкунтхе, в Айодхье, или даже в Двараке. Её нет даже в Матхуре. Однажды Нарада Муни пришел во двор Яшода-майи и увидел, как Шри Кришна катается по земле и плачет: – Мама, мама, мама! Возьми Меня на руки! Но Яшода-майи сказала: – Нет, не возьму, потому что Ты грязный и непослушный мальчишка. Ты ходишь по соседкам и воруешь масло или что-то еще. Ты ведешь себя, как обезьяна. Нет, я не возьму Тебя! Нарада был потрясен. «Яшода-майи так повезло, – подумал он. – Шри Кришна – ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда виграхах / анадир адир говиндах сарва-карана-каранам. Кришна, Говинда, – изначальная причина всех причин, само воплощение знания, вечности и блаженства, а Яшода ругает Его, как своего сына. Шри Кришна хочет к ней на колени, а она говорит: «Нет, уходи, я не люблю таких непослушных мальчиков!» Кто может это делать? Нарада, Шанкара и Брахма не могут. Васудева и Деваки тоже не могут. Дашаратха и Каушалья, несомненно, тоже не могут. Только Яшода-майи может. Нанда может до некоторой степени, но не так, как Яшода-майи. Любовь Яшода-майи очень возвышенна, гораздо возвышенней любви Нанды. [Вершина преданности, стр. 86-89] Любить Кришну, как Враджаваси. Сейчас я раскрою вам суть того, что хотел дать Свамиджи. Если у нас будет больше времени, я объясню, как достичь эту высшую цель: каким правилам и предписаниям следовать, что практиковать. Я объясню «Шри Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами, «Манах-шикшу» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и «Шикшаштаку» Шри Чайтаньи Махапрабху. Я начну с самого начала – шраддха, ништха, ручи, асакти, бхава, према – а затем перейду к более возвышенным темам. Возможно, у нас нет сильного желания служить Кришне в настроении враджаваси, однако из шастр мы знаем, что Кришна в позе трибангха необыкновенно прекрасен. Даже в образе маленького сына Яшода-майи Он остается Богом богов, Верховной Личностью Бога: ишварах парамах кршна сач-чид-ананда виграха. Даже Брахма и Шанкара не могут во всей полноте постичь Его. У Брахмы четыре головы, у Шанкары – пять, а у Санкаршаны и Сахасрашеши-Вишну – безграничное количество ртов и голов, но и они не могут во всей полноте прославить маленького Кришну, который лежит у Яшоды на руках. Кришна такой слабый и беспомощный, что даже не может Сам повернуться, и в то же время Он поддерживает все живое (чит) и неживое (ачит) во вселенной. Таково Его могущество. Наша цель – любить Шри Кришну, как это делают гопи и все враджаваси. С этим желанием в сердце нужно обращаться к книгам Шрилы Рупы Госвами, таким, как «Бхакти-расамрита-синдху», а также к книгам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и Свамиджи. В них показано, как достичь этой цели легко и быстро. [Вершина преданности, стр. 161-162] Вайдхи-бхакти не дает настроения Враджа. Ч.Ч., Ади 3.10-16 Господь Кришна появляется на Земле в конце Двапара-юги двадцать восьмой дивья-юги, и вместе с Ним во всем великолепии предстает взору Его вечная обитель Враджа-дхама. Служение [ дасья ], дружба [ сакхья ], родительская любовь [ ватсалья ] и супружеская любовь [ шрингара ] - это четыре трансцендентные расы. Преданные, которые наслаждаются этими расами, покоряют Господа. Поглощенный такой трансцендентной любовью, Господь Шри Кришна наслаждается во Врадже взаимоотношениями со Своими слугами, друзьями, родителями и возлюбленными. Вволю насладившись трансцендентными играми, Господь Кришна покидает этот мир и предается таким размышлениям. «Я давно не одаривал обитателей этого мира чистым любовным служением Мне. Но без такой любви существование материального мира теряет смысл. Повсюду в мире люди почитают Меня согласно букве священных писаний. Но следовать правилам и предписаниям недостаточно, чтобы развить любовь ко Мне такую же, как у преданных во Враджабхуми. Зная о Моих достояниях, весь мир взирает на Меня с благоговением и страхом. Однако преданность, ослабленная благоговением, не привлекает Меня». Ч.Ч., Ади 3.16 Комментарий Вернувшись в Свою обитель, Господь Кришна пожалел о том, что не раскрыл миру Свои трансцендентные отношения с преданными в дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья-расе. Можно изучить ведические писания и постичь науку о Верховном Господе, стать Его преданным и поклоняться Ему согласно закону священных писаний, но это не позволит понять, как обитатели Враджабхуми служат Кришне. Строгое исполнение ритуалов и предписаний шастр не поможет постичь деяния Господа во Вриндаване. Это приведет к осознанию величия Господа, но не позволит развить взаимоотношения с Ним. Излишняя сосредоточенность на могуществе Господа не дает обрести близкие, любовные отношения с Ним. Господь решил поведать о принципах, на которых строятся такие отношения, и пришел в образе Шри Чайтаньи. [Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади 3.10-16] Высшее служение преданных Вриндавана. ЧЧ. Mадхйа, l. 22.148-153 «Мой дорогой Санатана, я подробно описал преданное служение согласно регулирующим принципам. Теперь услышь от меня о спонтанном преданном служении и его особенностях. Жители Вриндавана всегда заняты любовным служением Кришне. Ничто не может сравниться с таким непосредственным и близким служением, которое называется рагатмика-бхакти. Когда преданный следует по стопам возвышенных обитателей Вриндавана, его преданное служение называется рагануга-бхакти. …, если человек с трансцендентной жадностью следует по стопам жителей Вриндавана, его не заботят правила и предписания шастр. Это и есть путь спонтанной любви». ЧЧ. Mадхйа, l. 22.153, Комментарий Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что преданного очень притягивает служение жителей Вриндавана - пастухов, Махараджи Нанды, мамы Яшоды, Радхарани, гопи, а также коров и телят. Возвышенные преданные всегда привлекаются служением, которое совершают вечные спутники Господа. Такое влечение – естественно и спонтанно. Оно называется сварупа-упалабдхи. Такой уровень недостижим в начале. В начале каждый должен совершать служение, строго следуя регулирующим принципам, рекомендованным священными писаниями и духовным учителем. Если человек постоянно выполняет служение согласно процессу вайдхи-бхакти, естественная склонность его сердца постепенно пробудится. Это называется спонтанным влечением, или рагануга-бхакти. ЧЧ. Mадхйа, l. 22.167 «Жители Вриндавана действительно очень дороги Кришне. Если преданный желает достичь спонтанного любовного служения, он должен следовать по стопам жителей Вриндавана и постоянно служить Шри Шри Радхе и Кришне в своем уме. [Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 22.148-167] Следование по стопам жителей Враджа. Жители Вриндавана, Враджаваси – живой пример преданного служения. Их идеальное преданное служение совершается в состоянии любовной привязанности, и такую преданность можно встретить лишь во Враджабхуми, Вриндаване. Если человек культивирует преданное служение и любовную привязанность, следуя по стопам Враджаваси, он достигает рага-марга-бхакти, преданного служения в состоянии привязанности к Господу. Согласно Бхакти-расамрита-синдху (1.2.270): «Преданное служение в состоянии экстатической привязанности к этому служению, которое становится естественным для преданного, называется рага, или трансцендентальная привязанность». Преданное служение, которое совершается в состоянии такой привязанности, называется рагатмика, и сильная привязанность с полной сосредоточенностью на объекте любви называется рагатмика. Примером этого могут служить действия жителей Враджабхуми. И тот, кто начинает понимать привлекательность Кришны, слушая об их привязанности, несомненно, очень удачлив. Когда преданность жителей Враджабхуми производит на человека глубокое впечатление, и он пытается следовать по их стопам, он перестает обращать внимание на все ограничения и правила, содержащиеся в Писаниях. Этим отличается тот, чье преданное служение достигло уровня рага-бхакти. … Так как все жители Враджабхуми, Вриндавана, очень дороги Кришне, преданный, если он желает достичь успеха в своем личном преданном служении, выбирает одного из них и следует по его стопам. Чистый преданный, привязанный к Господу, всегда следует по стопам одного из обитателей Враджабхуми. В Бхакти-расамрита-синдху (1.2.294) чистому преданному, привязанному к преданному служению, советуется всегда помнить о действиях какого-то одного из жителей Враджа, даже если он сам не имеет возможности жить во Враджабхуми, или Вриндаване. Так он может всегда думать о Враджабхуми или Вриндаване. [Учение Господа Чайтаньи, гл.13: Преданное служение в состоянии любовной привязанности] … Рупа Госвами говорит: «Тот, кто действительно очистился от материальной скверны, может постоянно помнить какого-нибудь вечного преданного из Вриндавана, чтобы любить Кришну так же, как он. Развив в себе способность к этому, такой человек всегда будет жить во Вриндаване, пусть даже в мыслях». Имеется в виду, что если есть такая возможность, преданный должен переселиться во Враджабхуми, Вриндаван и постоянно заниматься там служением Господу, следуя примеру преданных Враджа-дхамы, духовного царства Враджа. Но если у преданного нет возможности находиться во Вриндаване физически, он может медитировать на жизнь там, находясь в любом другом месте. Где бы ни был человек, он должен всегда думать о жизни во Враджа-дхаме и о том, как в своём служении Господу следовать по стопам избранного им преданного. [Нектар преданности: Кто может достичь уровня спонтанного преданного служения] Нектар наставлений, 8. Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все время – двадцать четыре часа в сутки – сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже [Голоке Вриндавана-дхаме] и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему. Комментарий Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.295) Шрила Рупа Госвами говорит:
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи тад-бхава-липсуна карйа враджа-локанусаратах
«В трансцендентной обители Враджа [Враджа-дхаме] нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что Его приближенные, и, приняв непосредственное руководство одного из приближенных Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии садханы [духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве], так и на стадии садхйи [осознания Бога], когда человек уже является сиддха-пурушей – душой, достигшей духовного совершенства». [Нектар наставлений, ст. 8] Вопросы 1. Каково настроение преданных Кришны в шанта-расе? 2. Сколько рас существует на Вайкунтхе, и почему ватсалья-раса Дашаратхи Махараджа и Каушальи – только половинная? Как различаются соответствующие настроения Каушальи и Яшода-майи? 3. Какие чувства испытывали Яшода и Арджуна, созерцая Вселенскую Форму Кришны? 4. Каково различие между дасья-расой Вайкунтхи и Айодхьи с одной стороны, и Враджа с другой стороны? Date: 2016-08-30; view: 549; Нарушение авторских прав |