Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шри Г опала-тапани Упанишад.





 

Глава 1.

 

Ом намах. Я предлагаю свои почтительные поклоны Шри Кришне, чья форма вечна, полна знания и блаженства, который свободен от страданий, знает Веданту, является верховным духовным учителем, а также присутствует в сердце каждого.

8 и 9. Брахма сказал: Он явился как пастушок. Его тело цветом подобно грозовой туче. Он стоит под деревом желаний. Последующие стихи описывают Его.

10. Медитируя всем сердцем на Господа Кришну, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, чьё тело цвета грозовой тучи, в сияющих украшениях, у которого две руки, который богат трансцендентным знанием, носит цветочную гирлянду, кто есть верховный контролирующий, но подчиняется гопам, гопи и коровам сурабхи, который стоит в середине красного лотоса и которому служит Ямуна, касаясь Его своими волнами, человек освобождается из повторяющихся рождений и смерти.

39. Ом намах. Господу Говинде, который имеет форму вселенского творения, создателю, поддерживающему и разрушающему вселенную, учителю вселенной. Я предлагаю свои смиренные поклоны.

40. Поклоны Господу Говинде, форма которого полна знания, верховного блаженства, кто всепривлекающий и учитель всех гопи.

Только Кришна является Сваям Бхагаваном и прибежищем для всех. Веды, Упанишады, Гита, Пураны, главная из которых – Бхагавата-Пурана, и Агамы называют пурна-таттвой или парам-таттвой только Кришну. Кроме того, Он – сарвешварешвар, Господь и повелитель всех других повелителей. В таких стихах «Шримад-Бхагаватам», как кришнас ту бхагаван свайам и ваданти тат таттва-видас таттвам йадж гйанам адвайам, Шри Кришна провозглашается Сваям Бхагаваном и адвайа-гьяна-пара-таттвой. Шри Кришна, адвайа-гьна-пара-таттва, имеет три сварупы, или присущих Ему ипостаси. Это Брахман, Параматма и Бхагаван. Только Шри Кришна является Свайам Бхагаваном. Сияние, исходящее от Его тела, называется нирвишеш-брахманом, однородным Духом. Параматма – частичная экспансия Бхагавана, которая пребывает во всех дживах как сакши (свидетель). Но чистые преданные Бхагавана, идущие путём бхакти-йоги и получившие Его даршан, могут созерцать Его сат-чит-ананда шри виграху:

 

преманджана ччхурита бхактивилочанена

сантах садайва хридайешу вилокайанти

(Брахма-самхита, 5.38.)

 

«Его чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда созерцают Его в своём сердце»

Гьяни созерцают пара-таттву в виде нирвишеш-брахмана. Их глаза не могут увидеть шри виграху Бхагавана, поскольку они ослеплены ярким сиянием, исходящим от Его тела. Те, кто поклоняется пара-таттве, идя путём йоги, осознают Его в образе Параматмы. Но чистые преданные Бхагавана благодаря своему бхакти видят Его сат-чит-ананда шри виграху. Видение образа Бхагавана – полное и совершенное видение, в то время как видение Брахмана и Параматмы частично. Веды, Упанишады и Пураны подтверждают, что именно Шри Кришна есть Сваям Бхагаван Шри Хари:

 

а) апашйам гопаманипадйаманама

ча пура ча патхибхишчантам са садхричих

са вишучирвасана аваривартти-бхуванешвантах

(Риг-веда, 1.12.164.31)

 

«Я видел мальчика, который явился в династии пастухов и которого никто и никогда не может победить. Он странствует многими путями: порой Он совсем близко, а порой далеко. Иногда Он одет в разноцветные одежды, а иногда – в однотонные. Так Он всегда проводит Свои проявленные и непроявленные игры»

 

б) шйамач чхабалам прападйе

шабалач чхайамам прападйе

(Чхандокья-упанишад, 8.13.1)

 

«Трансцендентной обители чит-ананда-майа-дхамы, где проходят удивительные, исполненные радости лилы, можно достичь служением Кришне, а Кришну можно обрести, достигнув того трансцендентного мира, полного всевозможных чудес»

Слово шьяма означает Кришна. Смысл этого стиха в том, что слово «Кришна» (чёрный цвет) передаёт идею пара-таттвы в её аспекте ниргуны или свободы от любых материальных качеств, поэтому её можно представить как чёрную – свободную от какого-либо цвета. И наоборот, слово «шабал» означает «гаура». Это значит, что в другой ипостаси пара-таттва имеет бесчисленные цвета или является совокупностью всех цветов. Другими словами, пара-таттва, наделённая всеми трансцендентными качествами, это Гаура. Потому сокровенное значение этой мантры в том, что Гауру можно достичь, совершая кришна-бхаджан.

 

в) эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

(Шримад-Бхагаватам, 1.3.28)

 

«Все аватары, начиная с Рамы и Нрисимхи, являются частями и частями частей Высшей Личности, Бхагавана. Но Кришна – изначальный Сваям Бхагаван»

 

г) маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

(Бхагавад-гита, 7.7)

 

«О Арджуна! Нет никого превыше Меня»

 

д) эковаши сарвагах кришна идйа

эко пи сан бахудха йо вадхати

(Гопал-тапани-упанишад, Пурва)

 

«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей непостижимой энергии Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные развлечения»

 

е) ведайш ча сарвайр ахам эва ведйах

(Бхагавад-гита, 15.15)

 

«Во всех Ведах Я – единственный объект познания»

Некоторые сомневающиеся люди утверждают, что в Ведах нигде не упоминается имя Кришны, но это представление неверно. Веды представляют только Кришну, иногда напрямую (мукхья, прямое или буквальное упоминание, или анвая, непосредственное толкование), а иногда косвенным образом (гауна - второстепенное или образное упоминание). Мы уже показали это, приведя такие шрути-мантры, как апашьям гопамани падьяманама и шьяма чхабалам. В мантрах Риг-веды лила Бхагавана описывается таким образом:

 

та вам вастунйушмасигамадхйай йатра

гаво бхуришринга айасах

атраха тадуругайасйа кришнах парамам

падамавабхати бхури

 

«Я желаю достичь Твоей обители (Радхи и Кришны), где прославленные камадхену (коровы, исполняющие все желания) с прекрасными рогами могут даровать сокровище, которого я так жажду. Эта высшая обитель Кришны, исполняющего желания Своих преданных, вся излучает яркий свет»

 

айам атма сарвешам бхутанам

мадху айатмана сарвешам

бхутанам адхипатих сарвешам

бхутанам раджа итй ади

(Брихадараньяка-упанишад, 2.5.14-15.)

 

В этой мантре о Кришне говорится косвенным образом (гауна): Его называют здесь мёдом, царём и повелителем всех состояний бытия. На Кришну здесь указывает слово атма. В этом же смысле слово атма используется и в Шримад-Бхагаватам(10.14.55.):

 

кришнам энамавехи твам атманам акхилатманам

 

«О царь! Знай, что Кришна – душа всех душ»

 

Кришна – Парабрахман, парамананда, пурна-брахма и Сваям Бхагаван. На это ясно указывают такие стихи «Шримад-Бхагаватам», как гудхам парама-брахма манушья-лингам, йан митрам параманандам пурнам брахма санатанам и кришнас ту бхагаван свайам. Вишну-пурана тоже называет Шри Кришну Парабрахманом, о чём свидетельствуют такие заключительные утверждения, как ятраватирнам кришнакхьям пара-брахма наракритим. Подобные высказывания можно найти в Гите, например, брахмано хи пратиштхахам. Наши Госвами привели достаточно свидетельств из шастр, подтверждающих, что Враджендра-нандан Шри Кришна – высшая ипостась пара-таттвы. Он – источник всех аватар и экспансий, таких, как Рама и Нрисимха, и Он – основа Параматмы и Брахмана.

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 386-390)

Всё зависит от Кришны.

В Бхагавад-гите рассматривались пять основных тем: Верховная Божественная Личность, материальная природа, живые существа, вечное время и различные виды деятельности. Всё это подчинено Верховной Божественной Личности, Кришне. Все концепции Абсолютной Истины, а именно: имперсональный Брахман, локализованная Параматма и какие-либо иные трансцендентальные концепции, существуют в категории постижения Верховной Божественной Личности. Хотя на первый взгляд может показаться, что Верховная Божественная Личность, живые существа, материальная природа и время отличны друг от друга, на самом деле ничто не отличается от Всевышнего Господа. С другой стороны, Он Сам отличен от всего. Суть философии Господа Чайтаньи в «непостижимом единстве и в то же время отличии». Эта философская система составляет совершенное знание Абсолютной Истины.

(Бхагавад-гита, 18.78, комментарий)

 

Шри Винодабихари… продолжал, что значение адвайта-гьяны или недвойственной реальности, это Абсолютная Истина, обладающая ачинтья-шакти, непостижимой энергией, при помощи которой невозможное становится возможным (агхатана-гхатана патияси). Пара-шакти (верховная, трансцендентная энергия), парама-таттвы проявляется в трёх аспектах. Первый: чит-шакти (духовная энергия) по желанию пара таттвы Шри Кришны проявляет Вайкунтху, Голоку Вриндавану, другие дхамы и всё находящееся в них. Второй: джива-шакти (пограничная энергия), которая проявляет бесчисленное количество джив. Третий аспект: майа-шакти (материальная, внешняя энергия), проявляющая миллионы и миллионы материальных вселенных. Джива, будучи проявлена дживой-шакти, имеет несовершенное сознание и покрыта майей. Есть вечные взаимоотношения между шактиманом (обладателем всех энергий), шакти (энергией) и преобразованиями энергии, а именно дживами и материальным миром. Эти взаимоотношения и есть ачинтья-бхедабхеда. Джива является проявлением одновременно отличным и неотличным от Верховной Абсолютной Истины, Шри Кришны. Без Враджендра-нанданы Шри Кришны, который является Абсолютной Истиной и причиной всех энергий, ни джива, ни какое-либо творение не может существовать. Поэтому Враджендра-нандана Шри Кришна – адвайа-гьяна пара-таттва, неделимая Абсолютная Истина.

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 38-39)

Всё подчиняется Кришне.

(Читая из комментария Шрилы Прабхупады)

Преданные Верховного Господа знают, что Шри Кришна, сын царя Враджа, является Абсолютной Истиной. Они не делают различий между Его Именем, формой, качествами и развлечениями. Тот, кто отделяет Абсолютное Имя Господа от Его формы и качеств должен понять, что ему не хватает знаний об Абсолюте.

(Чайтанья-чаритамрита, Ади 2.11.)

 

Всё находится в Кришне – Баладева и другие инкарнации, все полубоги и все живые существа от муравья до травы. Майа также. Шри Кришна является основополагающей истиной и всё принадлежит Ему. Есть независимые живые существа, находящиеся в этом мире, в этой или другой вселенной, или даже на Вайкунтхе, или Голоке Вриндаване? Нет – только Кришна независим. Всё, что мы видим – проявление Его энергии (крийа-шакти). Шримати Радхика – энергия Шри Кришны, а Лакшми-деви – проявление Шримати Радхики. Мы, дживы, в этом материальном мире также находимся в Кришне, и это называется единство в разнообразии.

Тот, кто является таттва-вит, видит эту изначальную истину: Кришна – Абсолютная Истина. Шрила Кришнадас Кавирадж ссылается на стих из «Шримад-Бхагаватам» (12.11). Тот, кто обладает гьяной, воспринимает Абсолютную Истину как Брахман. Это только отражение сияния пальца стоп Кришны. Без формы, качеств и развлечений. Параматма – часть сат Кришны и энергии чит. Это малая частица Кришны, она не независима.

Поэтому, Кришну называют адвайа-гьяна пара-таттва. Всё находится в Нём. Есть три аспекта Бхагавана: Брахман, Параматма и Бхагаван. Кришна – Свайам Бхагаван, Верховная Личность Бога. Параматма – часть аспектов Кришны чит и сат, а Брахман – только чит и является отражением Кришны.

(Секреты бхаджаны, стр.34)

ВОПРОСЫ

1. Каковы различия между концепцией Бога и Абсолютной Истиной? Какое доказательство привёл Шрила Прабхупада о том, что Абсолютная Истина должна быть личностью? («Шримад-Бхагаватам», комментарий)

2. В соответствии с «Бхагавад-гитой» какие энергии Кришны являются низшей и высшей? Какова связь между энергией и источником энергии? (Б.г. 7.4-5)

3. Какое есть доказательство из ведической литературы показывающее, что Кришна в действительности Верховная Абсолютная Истина, Личность Бога?

4. Почему необходимо это доказательство и какова была бы ситуация если бы мы его не имели?

5. Какова связь между Бхагаваном Шри Кришной, Параматмой и Брахманом?

6. В каком смысле всё зависит от Кришны? (Б.г. 18.78, ком)

7. Что подразумевается под словами «всё зависит от Кришны»? («Секреты бхаджаны»)



 

МОДУЛЬ 7 А - Брахман, Параматма и Бхагаван

Три особых проявления Абсолютной Истины.

ваданти тат таттва-видас

таттвам йадж джнанам адвайам

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдйате

 

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном»

КОММЕНТАРИЙ.

Абсолютная Истина – и субъект, и объект. В Ней нет качественных различий. Следовательно, Брахман, Параматма и Бхагаван – качественно одинаковы. Одну и ту же субстанцию изучающие Упанишады осознают как безличный Брахман, хиранйагарбхи, йоги – как локализованную Параматму, а преданные – как Бхагавана. Иначе говоря, Бхагаван или Личность Бога – высшее проявление Абсолютной Истины. Параматма – частичное проявление Личности Бога. Безличный Брахман – излучение Личности Бога, связанное с Ним так же, как солнечные лучи с богом Солнца. Иногда не очень разумные последователи вышеупомянутых школ спорят друг с другом, отстаивая каждый своё понимание истины. Но тем, кто обладает совершенным видением Абсолютной Истины, хорошо известно, что это – три аспекта единой Абсолютной Истины, рассматриваемой под разными углами зрения.

(Шримад-Бхагаватам 1.2.11.)

 

Эта сиддханта провозглашается и в Веданта-сутре: шакти шактиматор-абхедах. С точки зрения васту-таттвы (существующей реальности) нет иной истины, кроме Шри Кришны, и именно поэтому шастры называют Его адвайа-таттвой (единой Истиной). Люди, стоящие на разных уровнях духовного развития (то есть, имеющие разный адхикар), и практикующие, соответственно, разные виды поклонения, воспринимают одну и ту же адвайа-таттву тремя способами. Те, кто лишь развивает гьяну, видят в Брахмане состояние бытия, противоположное инертному материальному существованию. Другими словами, они воспринимают Брахман как однородный, бесформенный, не имеющий энергий и бездеятельный Дух. Однако такое знание не позволяет узнать, каковы же свойства этой субстанции. Те, кто ищет адвайа-таттву через буддхи-йогу (медитацию), видят Параматму, наблюдающую за атмой, и такое осознание не противоречит индивидуальной природе атмы. Однако те, кто видит истинную реальность, практикуя бхакти-йогу, не обусловленную ничем материальным, достигают Высшей Реальности, обладающей всем богатством, всей сладостью и всем могуществом.

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 391,392)

 

Если вы отправитесь в Гималаи или Альпы, из далека они покажутся вам облаками или дымом. Если подойдёте ближе, вы увидите деревья, горы, воду и множество других предметов. Затем, когда вы наконец достигните вершины, то увидите всё. Точно также, если постепенно начнёте узнавать всю эту таттву, то в начале увидите Брахман, без качеств и формы. Брахман также Кришна, потому что никого не существует кроме Него. Поэтому, вначале вы увидите Его как Брахман, затем как Параматму и только потом как Бхагаван. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате.

(Лекция Шрилы Гурудева, Баджер, 19.05.2004)

Осознание Бхагавана совершенно и естественно.

Все виды религии, которые направляют человека к постижению Брахмана и Параматмы, относятся к числу наймитика (временных форм религии, вызванных к жизни определенными обстоятельствами). Материальный мотив, нимитта, побуждает человека стремиться к безличному Брахману. Поэтому такой вид дхармы – наймитика, а не нитья. Обусловленная джива стремится обрести освобождение и в своих попытках вырваться из материального заточения обращается к безличному, лишенному индивидуальных черт аспекту Бога Брахману. Эти устремления дживы следует считать материально-мотивированными, наймитика, ибо их побудительная причина материальна, а именно желание избавиться от материального рабства.

(Джайва-дхарма, 4 глава, стр. 53,54)

 

Осознание Брахмана и Параматмы материально обусловлено. Иначе говоря, осознание Брахмана возникает из отрицания иллюзорных обозначений (упадхи), а осознание Параматмы имеет с такими обозначениями некоторую связь. Но духовный образ Бхагавана можно узреть только духовными глазами, не обусловленными ничем материальным. Подлинная реальность – сварупа Бхагавана, а энергия бхактишакти-таттва.

Бхагаван, воспринимаемый без Его шакти – только нирвишеш-брахман. Есть люди, которые считают, что брахма-даршан, это и есть конечное духовное осознание, однако такое мнение отражает только их собственные необъективные представления. Даршан лишённого разнообразия и энергий Брахмана может быть только частичным осознанием или восприятием, поскольку в таких шастрах, как «Шримад-Бхагаватам», мы встречаем понятие Парабрахмана. Значение слов брахман и парабрахман неодинаково. В Гите и других писаниях Шри Кришна предстаёт как причина и основа Брахмана, поэтому Сваям Бхагаван Шри Кришна является Абсолютной Истиной, а Брахман – лишь Его безличное проявление или сияние, исходящее от Его тела. Параматма тоже представляет собой частичную экспансию Бхагавана. Другими словами, осознание Брахмана – сухое, лишённое жизни восприятие адвайа-гьяна-таттва-васту. Когда человек ясно осознаёт Высшее Существо, которое в тонкой форме пронизывает инертную материю, это называют осознанием Параматмы. А осознание Бхагавана – полное восприятие адвайа-гьяны со всеми индивидуальными особенностями и качествами Высшей Абсолютной Личности.

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 392)

 

Итак, в соответствии с «Шримад-Бхагаватам», Верховная Личность Бога является конечной целью. Параматма – частичное проявление. Как это возможно? Также как солнце является главной планетой, а его отражение можно увидеть повсюду в воде. Если вы поставите тысячи, миллионы кувшинов, в каждом из них увидите отражение солнца. Поэтому Параматма, Сверхдуша, является частичным отражением. Это доказательство Параматмы. А в доказательство Брахмана его можно сравнить с солнечным светом. Солнечный свет распространяется повсюду. Солнечный свет везде, но всё же не он главный, а планета Солнце. Точно также, когда человек осознаёт лучезарное сияние Бхагавана, Верховной Личности Бога, это и будет концепция Брахмана. Его отражение присутствует в сердце каждого: ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна… (Б.г. 18.61). Господь в сердце каждого, как отражение солнца в кувшине. Поэтому, мы подобны кувшинам и Господь отражается в наших сердцах. Это материальный пример. Но тем не менее нет различий между отражением Господа и Самим Господом. Адвайа-гьяна не имеет двойственности и не связана с этим миром. Они находятся в абсолютном мире. Нет различия между Богом, Брахманом и Параматмой. Дальнейшее осознание приведёт человека к духовной жизни. Соответственно, первое осознание – Брахман, более глубокое – Параматма и самое высшее – Бхагаван.

(Лекция Шрилы Прабхупады, 25 марта 1966)

Брахман.

Когда живое существо, обусловленное материальной природой, начинает развивать в себе духовное знание, оно поднимается над уровнем материального существования и постепенно достигает понимания Всевышнего Господа как Брахмана. Достижение концепции брахмана – первая ступень самореализации. На этой ступени личность, осознавшая Брахмана, трансцендентальна по отношению к материальному положению, но в действительности она ещё не имеет полного осознания Брахмана. … Тот, кто не может подняться выше безличного понимания Брахмана, подвергается опасности упасть вниз.

(Бхагавад-гита, 14.27.)

 

«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чья лучезарность – источник неотличного от Него Брахмана, упомянутого в Упанишадах, который отличается безграничностью славы в материальном мире и проявляется как неделимая, безграничная, беспредельная истина»

Комментарий.

Материальная вселенная сотворена майей, одной из безграничных внешних проявлений, содержащей время, пространство и грубые тела. Имперсональный Аспект Бога, Брахман, вне этого материального творения. Даже Брахман, вечное сияние, исходящее от трансцендентных лучей Вайкунтхи, проявляет славу Говинды. Брахман неделимый, следовательно, один, а также безграничный, в котором находятся живые существа.

(Шри Брахма-самхита, 5.40)

 

Date: 2016-08-30; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию