Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование стратегических программ 4 page
не платить дивиденды и это не вызовет возражений акционеров, конечно, если прибыль не проедается, а инвестируется в развитие фирмы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению ее позиций на рынке. Ответ на третий вопрос связан с проведением и включением в бизнес-план специальных расчетов, позволяющих определить срок окупаемости инвестиций. Инвестирование в условиях рыночной экономики сопряжено с определенным риском. Этот риск будет тем больше, чем больше срок окупаемости вложений, так как за этот срок могут существенно измениться конъюнктура рынка, стоимость сырья и рабочей силы, налоги и т.д. Поэтому при нестабильной экономической ситуации (например, как в настоящее время в.России) преимущество отдается проектам, обеспечивающим наиболее быструю окупаемость вложенных в них средств. Кроме этого ориентация на срок окупаемости часто избирается для отраслей динамичных, характеризующихся высокими темпами научно-технического прогресса, так как появление новшеств может быстро обесценить прежние инвестиции. Срок окупаемости определяется по следующей формуле: С0 = Ип: Дг где С0 — срок окупаемости; Ип — первоначальные инвестиции; Дг — ежегодный доход. Однако при применении этой формулы предпринимателю необходимо иметь в виду, что полученный при этом результат может значительно отличаться от реального. Это связано с тем, что формула не учитывает целый ряд факторов (например, инфляцию, дисконтирование и т.д.), оказывающих влияние на величину срока окупаемости. ВЫВОДЫ 1. Бизнес-план можно рассматривать как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение целей получения максимально возможной прибыли. 2. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1—2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту.
3. В разделе «Виды товаров (услуг)» бизнес-плана описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. 4. Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одна из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке — иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. 5. Главное правило при написании раздела «План производства»: изложение должно быть предельно простым, но все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане, также должны быть включены экономические расчеты издержек производства. 6. Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга.. 7. В разделе «Организационный план» приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней. 8. В разделе «Правовое обеспечение деятельности фирмы» приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы. 9. В разделе «Оценка риска и страхование» проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей., 10. В финансовый план входят следующие пункты: прогноз финансовых результатов; потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR; определение дисконтного срока окупаемости проекта; график погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов; расчет точки безубыточности (порога рентабельности); агрегированная форма прогнозного баланса; расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированной формы прогнозного баланса. 11. В разделе «Стратегия финансирования» необходимо изложить
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как называются предпринимательские проекты в зарубежной практике? Поясните почему. 2. Назовите цели разработки бизнес-плана. 3. Какие основные задачи решает бизнес-план на предприятии? 4. Назовите достоинства, которые имеет планирование на предприятии с помощью бизнес-плана. 5. При решении каких задач возникает потребность в бизнес-плане? 6. Что такое резюме? Когда оно составляется? Дайте пояснения. 7. В каком разделе бизнес-плана дается описание всех товаров и услуг фирмы? Расскажите об этом разделе поподробнее. 8. Какой раздел бизнес-плана отвечает на вопрос: «Как лучше реализовать конкурентную стратегию?» 9. Что включает в себя план производства?
10. В каком разделе бизнес-плана описывается продвижение товара на рынок? 11. Что включено в «Организационный план» бизнес-плана? 12. Какой раздел бизнес-плана связан с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы? 13. Что такое качественный и количественный анализ риска? В каком разделе бизнес-плана он определяется? 14. Какие финансовые показатели рассчитываются в финансовом плане? Дайте определение этих показателей. 15. На какие вопросы необходимо ответить при написании раздела «Стратегия финансирования»? ТЕСТЫ 1. Целью разработки бизнес-плана является: а) поиск инвесторов; б) стратегическое представление перспективы развития в) прибыль; г) благотворительность. 2. К какому разделу бизнес-плана относится высказывание: а) резюме; б) виды товаров (услуг); в) маркетинговый план? 3. Какой раздел бизнес-плана отвечает на вопрос: «Регулярно а) «Финансовый план»; б) «Виды товаров (услуг)»; в) «Маркетинговый план»? 4. В каком разделе бизнес-плана предприниматель должен пре а) «Рынок и конкуренция»; б) «План производства»; в) «Финансовый план»? 5. В «Плане производства» должны быть даны ответы на сле а) каковы основные методы производства и технологии; б) какова общая структура производственного процесса, в) каковы основные характеристики покупателей на том от 6. Какая информация приводится в «Организационном пла а) организационная схема управления фирмой; б) дата создания и регистрации; в) состав подразделений и их функции? 7. Что такое качественный анализ риска: а) определение факторов риска и этапов работ, при выпол б) определение размера риска? 8. Какие факторы являются критическими для проектов про а) объем сбыта продукции предприятия; б) цена продукции; в) благотворительность? 9. Инвестиционные вложения (затраты) собственного и заемного капитала предприятия — это: а) сумма потребности в собственном и заемном капитале для б) разница между суммой текущих активов и величиной те 10. Выберите правильное определение денежного потока от те а) сумма излишка (недостатка) денежных средств, получен б) разница между суммой текущих активов и величиной те 11. Что такое дисконтирование: а) стоимость всех денежных потоков, которые могут быть б) процесс приведения (корректировки) будущей стоимо 12. Какое определение относится к ставке дисконта: а) это разница (сальдо) между инвестиционными затрата б) это норма прибыли, которую инвесторы обычно получа 13. Что такое внутренняя норма прибыли: а) специальная ставка дисконта, при которой суммы поступ б) метод оценки и ранжирования инвестиционных предло имости и метод внутреннего предельного уровня доходности? 14. Какие источники на предприятии рассматриваются в каче а) акционерный капитал; б) долгосрочные кредиты и займы; в) оплата труда? 15. Выберите правильное определение порога рентабельности: а) это такая выручка от реализации, при которой предприя б) это такая выручка от реализации, при которой предприя в) это насколько нужно уменьшить выручку, чтобы предпри 16. На какие вопросы отвечает раздел бизнес-плана «Стратегия а) сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта; б) где можно получить необходимые средства и в какой фор в) каковы основные методы производства и технологии? ГЛАВА 9 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ФАКТОРНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В рыночной экономике хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность, а перспективы развития — исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предлагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемыми показателями в числе других стали прибыль и рентабельность. Нельзя однако полагать что планирование и формирование прибыли остались исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы сами государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные институты, акционеры и другие держатели ценных бумаг. В нынешних условиях без давления «сверху», при инфляции интерес предприятий к достоверному установлению прибыли в значительной мере утрачен. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на которое опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение отдается плановым расчетам «на случай», при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами (например определения авансовых платежей налога на прибыль). Но и в этих случаях расчеты, как показывают обследования, делаются приблизительные или по упрощенной методике: достигнутая величина ± предполагаемые изменения. В прошлые годы основным методом планирования прибыли был прямой ее расчет, предполагающий наличие у предприятия однозначной информации об объеме и составе выпускаемой продукции (работ и услуг), ее реализации, себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производный показатель: в виде разности между плановым объемом реализуемой продукции в оптовых це- нах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он требовал перебора различных вариантов. Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программированного факторного метода планирования. Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает пять последовательных этапов: 1. Расчет базовых показателей за предшествующий год. 2. Постановка цели хозяйственной деятельности на планируемый год. 3. Прогнозирование индексов инфляции. 4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам. 5. Выбор оптимального варианта. Базовые показатели за предшествующий год — это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу планируемого года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов. На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потребностями рынка и ресурсными ограничениями и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыльности и рентабельности. Такими укрупненными факторами могут быть: 1) рост или снижение выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах; 2) изменение себестоимости сравнимой продукции; 3) выпуск новой несравнимой продукции; 4) изменение цен на продукцию предприятия; 5) изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; 6) изменение оценки основных средств и капиталовложений предприятия; 7) изменение оплаты труда в связи с инфляцией; 8) изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; 9) изменение стоимости активов предприятия; 10) рост или снижение собственного капитала предприятия. Эти факторы могут быть дополнены или детализированы: ■ в первом факторе можно выделить изменение объема выпуска продукции,
■ во втором — изменение материале-, зарплато- и фондоемкости продукции. Предполагаемые индексы инфляции на планируемый год предприятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуре продукции или затрат. Отметим, что для наблюдения за индексами цен нужно постоянство и выделение достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем полное их отсутствие. Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции: 1) изменения «продажных цен» производимых продукции, работ и услуг (И-1); 2) изменения «покупных цен» для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием (И-2); 3) изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке (И-3); 4) изменение заработной платы в связи с инфляцией (И-4). ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ Любое предприятие производит продукцию, товары, услуги, выполняет работы, реализуемые потребителю, заказчику либо через посредников. В виде оплаты за свою деятельность в результате продажи предприятие получает выручку от реализации. Она образует основной денежный поток, поступающий на вход финансовой системы предприятия, зачисляемый на его счет в банке, т.е. представляет главный источник дохода. Выручка от реализации определяется объемом, ценой и структурой реализуемой продукции и выражается в общем случае формулой где Qi, Q2,... Qn ~ объемы разных видов реализуемой продукции (выраженные в натуральных единицах); Ui, Ц2,... Ц„ — реализационные цены единицы объема продукции (оптовые и розничные); п ~ число видов продукции, реализуемой предприятием. Выручка обычно определяется как по отдельным видам продукции, так и в суммарном выражении. Несложно увидеть, что можно планировать выручку посредством изменения цен и номенклатуры продукции в пользу тех или иных позиций, производимых и реализуемых в большем или меньшем объеме. Если реализационная цена устанавливается рыночным способом, независимо от воли производителя, то у предприятия есть возможность планировать выручку только путем изменения вида и объема готовой продукции либо за счет повышения качества воздействовать на рыночную цену. В зависимости от степени дефицита и наличия конкуренции предприятия могут планировать выручку не за счет объема и качества, а путем ценовых манипуляций. 9.3. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ Прибыль производства относится к общим показателям уровня эффективности производства. Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. По своей экономической природе прибыль представляет собой часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Рассмотрим виды прибыли. Прибыль от реализации — это разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции: Пр = РП-С, где РП — реализованная продукция, руб.; С — себестоимость, руб.; РП = ВП - НДС - Ак, где ВП — валовая продукция, руб.; Ак — акцизы, руб. Реализованную продукцию можно рассчитать и по другой формуле
где Он. - остатки товарной продукции на начало и конец года соответственно в оптовых ценах предприятия, руб.; ТП — объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в оптовых ценах предприятия, руб. Валовая {балансовая) прибыль — это превышение балансового дохода над балансовым расходом до уплаты налогов. В нее входит прибыль от реализации, прибыль от внереализационных операций и прибыль от реализации основного капитала: Пв = Пр + Пвнер + П0К. Прибыль (убытки) от внереализационных операций включает в себя: ■ прибыль подсобных и обслуживающих производств; ■ прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; ■ прибыль от сдачи имущества в аренду; ■ прибыль от дивидендов; ■ убытки от прочих хозяйственных операций (например, поступление безнадежных долгов, пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров). Прибыль (убыток) от реализации основного капитала: где Ц, — ликвидационная стоимость (цена), т.е. выручка от реализации основного капитала, руб.; Цо — остаточная стоимость основного капитала, руб.; К|11)ф ' — индекс инфляции. Прибыль до налогообложения — это прибыль до уплаты налога на прибыль: где Н„м — налог на имущество, руб.; Нм — местные налоги, руб. Чистая, или распределяемая (остаточная), прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и его акционеров (рис. 9.1): где Н1|р — налог на прибыль, руб.
Рис. 9.1. Схема формирования прибыли . С налогооблагаемой части прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки. Прибыль распределяется по трем направлениям: 1) отчисляется в бюджет; 2) используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей; 3) идет на выплату дивидендов. К первоочередным отчислениям в бюджет относятся: ■НДС;
■ акцизы; ■ налог на имущество (в размере не более 2%); ■ налог на прибыль (24% с 1 января 2002 г. согласно главы 25 части 2 НК РФ). Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределяется (рис. 9.2): 1) на фонд накопления (страховой фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.); 2) выплату дивидендов; 3) фонд потребления.
Рис. 9.2. Примерная схема распределения доходов предприятия В свою очередь фонд потребления подразделяют: а) на фонд развития производства (амортизационный фонд + часть прибыли) — предназначен для авансирования мероприятий по расширению, реконструкции, на приобретение нового оборудования, внёдре-
ние прогрессивной технологии, поддержку конкурентоспособности продукции на уровне требований рынка; б) фонд социального развития производства — предусмотрен на строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия, детских учреждений, поликлиник и т.д. Проценты банковского кредита отчисляются из прибыли для погашения ссуд банков, полученных предприятием на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление мероприятий по освоению и выпуску новой продукции и т.п. Увеличение выручки от реализации может быть осуществлено двумя путями: экстенсивный путь — увеличение цены на продукцию (рис. 9.3,1). Но цены нельзя поднимать до бесконечности. Как правило, это сопровождается падением объемов производства. интенсивный путь — увеличение объема продаж за счет повышения качества продукции или снижения цены на нее. Рост напрямую связан с улучшением качественных характеристик продукции. Еще один важный аспект проблемы продукции — гибкое манипулирование ассортиментом, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим требованиям заказчика. Организация маркетинговых исследований на предприятии поможет решить эту задачу. Повысить конкурентоспособность можно также через установление сервисного обслуживания. Если неудовлетворительный спрос на продукцию вызван несоответствием платежеспособности потребителя и цены, то логичнее будет снизить цену или проводить дифференциальную политику в отношении потребителей, предоставляя им скидки: сезонные, номенклатурные, за объем приобретаемого товара, постоянным клиентам и др. Это обеспечит рост объема реализации и выручки от реализации. Необходима коррекция маркетинговой стратегии: реклама, личные продажи, краткосрочные меры стимулирования сбыта. Возможно снижение затрат на производство продукции (рис. 9.3, II), которое включает снижение постоянных и переменных затрат. Минимизация налога на прибыль включает три общих принципа (рис. 9.3, III): ■ изучение путей формального увеличения расходов налогооблагаемой базы; ■ способы изъятия из нее части поступлений; ■ уменьшение ставки налога в соответствии с величинами, установленными законами. Оптимальный путь анализа следующий: сначала добиться максимально возможного увеличения себестоимости, затем получившуюся
Рис. 9.3. Формирование чистой прибыли и пути ее оптимизации
в итоге налогооблагаемую базу минимизировать и рассмотреть пути уменьшения ставок налога на прибыль. На промышленных предприятиях редко используют пути финансовой оптимизации, предусмотренные законодательством. Существуют законные способы уменьшения налоговых платежей (рис. 9.3, IV и табл. 9.1). Таблица 9.1 Date: 2016-08-29; view: 566; Нарушение авторских прав |