Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование стратегических программ 4 page






 




не платить дивиденды и это не вызовет возражений акционеров, ко­нечно, если прибыль не проедается, а инвестируется в развитие фир­мы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению ее позиций на рынке.

Ответ на третий вопрос связан с проведением и включением в биз­нес-план специальных расчетов, позволяющих определить срок оку­паемости инвестиций.

Инвестирование в условиях рыночной экономики сопряжено с определенным риском. Этот риск будет тем больше, чем больше срок окупаемости вложений, так как за этот срок могут существенно изме­ниться конъюнктура рынка, стоимость сырья и рабочей силы, налоги и т.д.

Поэтому при нестабильной экономической ситуации (например, как в настоящее время в.России) преимущество отдается проектам, обеспечивающим наиболее быструю окупаемость вложенных в них средств. Кроме этого ориентация на срок окупаемости часто избирает­ся для отраслей динамичных, характеризующихся высокими темпами научно-технического прогресса, так как появление новшеств может быстро обесценить прежние инвестиции. Срок окупаемости опреде­ляется по следующей формуле:

С0 = Ип: Дг

где С0 — срок окупаемости;

Ип — первоначальные инвестиции;

Дг — ежегодный доход.

Однако при применении этой формулы предпринимателю необ­ходимо иметь в виду, что полученный при этом результат может зна­чительно отличаться от реального. Это связано с тем, что формула не учитывает целый ряд факторов (например, инфляцию, дисконтирова­ние и т.д.), оказывающих влияние на величину срока окупаемости.

ВЫВОДЫ

1. Бизнес-план можно рассматривать как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение целей получения максимально возможной прибыли.

2. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвести­ционного проекта. Оно должно быть кратким (1—2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту.


 

3. В разделе «Виды товаров (услуг)» бизнес-плана описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

4. Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одна из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке — иностранные компании, которые привлекают поку­пателя если не качеством, то доступными ценами и более брос­кой упаковкой и дизайном товара.

5. Главное правило при написании раздела «План производства»: изложение должно быть предельно простым, но все главные компоненты производственной системы должны быть описа­ны в бизнес-плане, также должны быть включены экономиче­ские расчеты издержек производства.

6. Маркетинговый план должен охватывать все элементы марке­тинга..

7. В разделе «Организационный план» приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а так­же сведения о персонале, работающем на ней.

8. В разделе «Правовое обеспечение деятельности фирмы» при­водится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы.

9. В разделе «Оценка риска и страхование» проводят качествен­ный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполага­ет определение размера риска, что является более сложной за­дачей.,

10. В финансовый план входят следующие пункты: прогноз фи­нансовых результатов; потребность в дополнительных инве­стициях и формирование источников финансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR; определение дисконтного срока окупаемости проекта; график погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов; расчет точки безубыточ­ности (порога рентабельности); агрегированная форма прогноз­ного баланса; расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агреги­рованной формы прогнозного баланса.

11. В разделе «Стратегия финансирования» необходимо изложить
план создания новой фирмы или расширения уже функциони­
рующей.


 




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как называются предпринимательские проекты в зарубеж­ной практике? Поясните почему.

2. Назовите цели разработки бизнес-плана.

3. Какие основные задачи решает бизнес-план на предприятии?

4. Назовите достоинства, которые имеет планирование на пред­приятии с помощью бизнес-плана.


5. При решении каких задач возникает потребность в бизнес-плане?

6. Что такое резюме? Когда оно составляется? Дайте пояснения.

7. В каком разделе бизнес-плана дается описание всех товаров и услуг фирмы? Расскажите об этом разделе поподробнее.

8. Какой раздел бизнес-плана отвечает на вопрос: «Как лучше реализовать конкурентную стратегию?»

9. Что включает в себя план производства?

 

10. В каком разделе бизнес-плана описывается продвижение товара на рынок?

11. Что включено в «Организационный план» бизнес-плана?

12. Какой раздел бизнес-плана связан с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы?

13. Что такое качественный и количественный анализ риска? В каком разделе бизнес-плана он определяется?

14. Какие финансовые показатели рассчитываются в финансо­вом плане? Дайте определение этих показателей.

15. На какие вопросы необходимо ответить при написании раз­дела «Стратегия финансирования»?

ТЕСТЫ

1. Целью разработки бизнес-плана является:

а) поиск инвесторов;

б) стратегическое представление перспективы развития
предпринимателя;

в) прибыль;

г) благотворительность.

2. К какому разделу бизнес-плана относится высказывание:
«...будучи ядром всего плана, аккумулируя в себе определен­
ные показатели, создается и постоянно уточняется по мере
проработки плана и завершается лишь после составления
бизнес-плана в целом»:


а) резюме;

б) виды товаров (услуг);

в) маркетинговый план?

3. Какой раздел бизнес-плана отвечает на вопрос: «Регулярно
ли покупаются эти товары (услуги)?»:

а) «Финансовый план»;

б) «Виды товаров (услуг)»;

в) «Маркетинговый план»?

4. В каком разделе бизнес-плана предприниматель должен пре­
дусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

а) «Рынок и конкуренция»;

б) «План производства»;

в) «Финансовый план»?

5. В «Плане производства» должны быть даны ответы на сле­
дующие вопросы:

а) каковы основные методы производства и технологии;

б) какова общая структура производственного процесса,
операции по выпуску товара;

в) каковы основные характеристики покупателей на том от­
раслевом рынке, на который ориентируется предприятие?

6. Какая информация приводится в «Организационном пла­
не» бизнес-плана:

а) организационная схема управления фирмой;

б) дата создания и регистрации;

в) состав подразделений и их функции?

7. Что такое качественный анализ риска:

а) определение факторов риска и этапов работ, при выпол­
нении которых возникает риск;

б) определение размера риска?

8. Какие факторы являются критическими для проектов про­
мышленных предприятий:

а) объем сбыта продукции предприятия;

б) цена продукции;

в) благотворительность?



9. Инвестиционные вложения (затраты) собственного и заем­ного капитала предприятия — это:

а) сумма потребности в собственном и заемном капитале для
реализации намечаемого проекта плюс возможное увели­
чение собственного и заемного капитала в процессе реа­
лизации проекта;

б) разница между суммой текущих активов и величиной те­
кущих обязательств.

10. Выберите правильное определение денежного потока от те­
кущей хозяйственной (инвестиционной, финансовой) дея­
тельности:

а) сумма излишка (недостатка) денежных средств, получен­
ных в результате сопоставления поступлений и отчисле­
ний денежных средств в процессе операционной деятель­
ности;


б) разница между суммой текущих активов и величиной те­
кущих обязательств.

11. Что такое дисконтирование:

а) стоимость всех денежных потоков, которые могут быть
получены по истечению планируемого периода (п лет);

б) процесс приведения (корректировки) будущей стоимо­
сти денег к их текущей приведенной стоимости?

12. Какое определение относится к ставке дисконта:

а) это разница (сальдо) между инвестиционными затрата­
ми и будущими поступлениями, приведенными в экви­
валентные условия;

б) это норма прибыли, которую инвесторы обычно получа­
ют от инвестиций аналогичного содержания и степени
риска?

13. Что такое внутренняя норма прибыли:

а) специальная ставка дисконта, при которой суммы поступ­
лений и отчислений денежных средств дают нулевую чи­
стую текущую приведенную стоимость;

б) метод оценки и ранжирования инвестиционных предло­
жений, использующий концепцию изменения стоимости
денег во времени, метод чистой текущей приведенной сто-


имости и метод внутреннего предельного уровня доход­ности?

14. Какие источники на предприятии рассматриваются в каче­
стве источников финансирования:

а) акционерный капитал;

б) долгосрочные кредиты и займы;

в) оплата труда?

15. Выберите правильное определение порога рентабельности:

а) это такая выручка от реализации, при которой предприя­
тие имеет прибыли;

б) это такая выручка от реализации, при которой предприя­
тие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей;

в) это насколько нужно уменьшить выручку, чтобы предпри­
ятие не было убыточным.

16. На какие вопросы отвечает раздел бизнес-плана «Стратегия
финансирования»:

а) сколько нужно средств для реализации предлагаемого

проекта;

б) где можно получить необходимые средства и в какой фор­
ме;

в) каковы основные методы производства и технологии?


ГЛАВА 9

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ФАКТОРНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность, а перспек­тивы развития — исходя из разработанных ими хозяйственных и со­циальных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предлагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемыми показателями в числе других стали прибыль и рентабельность.

Нельзя однако полагать что планирование и формирование при­были остались исключительно в сфере интересов только предприятия.

Не в меньшей мере в этом заинтересованы сами государство (бюд­жет), коммерческие банки, инвестиционные институты, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

В нынешних условиях без давления «сверху», при инфляции ин­терес предприятий к достоверному установлению прибыли в значи­тельной мере утрачен. Финансовый план предприятия в форме балан­са доходов и расходов, на которое опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение отдается плановым расчетам «на случай», при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами (например определения авансовых платежей налога на при­быль). Но и в этих случаях расчеты, как показывают обследования, делаются приблизительные или по упрощенной методике: достигну­тая величина ± предполагаемые изменения.


В прошлые годы основным методом планирования прибыли был прямой ее расчет, предполагающий наличие у предприятия однознач­ной информации об объеме и составе выпускаемой продукции (работ и услуг), ее реализации, себестоимости и ценах. Прибыль определя­лась не как первичный, а как производный показатель: в виде разно­сти между плановым объемом реализуемой продукции в оптовых це-


нах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных за­даний и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предска­зуемым: он требовал перебора различных вариантов. Новая хозяйст­венная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным.

Перспективной стала дальнейшая разработка программированно­го факторного метода планирования.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности вклю­чает пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

2. Постановка цели хозяйственной деятельности на планируемый год.

3. Прогнозирование индексов инфляции.

4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год — это отчетные по­казатели, но скорректированные на условия, действующие к началу планируемого года и сопоставимые с ними, освобожденные от случай­ных факторов.

На втором этапе предприятие должно определить целевые вари­анты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потребностями рынка и ресурсными ограничениями и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор по­следних обусловлен непосредственным воздействием на величину при­быльности и рентабельности.

Такими укрупненными факторами могут быть:

1) рост или снижение выручки от реализации сравнимой продук­ции в сопоставимых ценах;

2) изменение себестоимости сравнимой продукции;

3) выпуск новой несравнимой продукции;

4) изменение цен на продукцию предприятия;

5) изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;

6) изменение оценки основных средств и капиталовложений предприятия;

7) изменение оплаты труда в связи с инфляцией;

8) изменение прибыли от прочей реализации и внереализацион­ных операций;

9) изменение стоимости активов предприятия;

10) рост или снижение собственного капитала предприятия. Эти факторы могут быть дополнены или детализированы:

■ в первом факторе можно выделить изменение объема выпус­ка продукции,


 




■ во втором — изменение материале-, зарплато- и фондоемко­сти продукции.

Предполагаемые индексы инфляции на планируемый год пред­приятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуре продукции или затрат.

Отметим, что для наблюдения за индексами цен нужно постоян­ство и выделение достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем полное их отсутствие. Для факторного метода планирования прибы­ли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

1) изменения «продажных цен» производимых продукции, работ и услуг (И-1);

2) изменения «покупных цен» для товарно-материальных ценно­стей, приобретаемых предприятием (И-2);

3) изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке (И-3);

4) изменение заработной платы в связи с инфляцией (И-4).

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Любое предприятие производит продукцию, товары, услуги, вы­полняет работы, реализуемые потребителю, заказчику либо через по­средников.

В виде оплаты за свою деятельность в результате продажи пред­приятие получает выручку от реализации. Она образует основной де­нежный поток, поступающий на вход финансовой системы предприя­тия, зачисляемый на его счет в банке, т.е. представляет главный источник дохода.

Выручка от реализации определяется объемом, ценой и структу­рой реализуемой продукции и выражается в общем случае формулой

где Qi, Q2,... Qn ~ объемы разных видов реализуемой продукции (выраженные в натуральных единицах); Ui, Ц2,... Ц„ — реализационные цены единицы объема продукции (оптовые и розничные); п ~ число видов продукции, реализуемой предприятием.

Выручка обычно определяется как по отдельным видам продук­ции, так и в суммарном выражении.

Несложно увидеть, что можно планировать выручку посредством изменения цен и номенклатуры продукции в пользу тех или иных по­зиций, производимых и реализуемых в большем или меньшем объеме.


Если реализационная цена устанавливается рыночным способом, не­зависимо от воли производителя, то у предприятия есть возможность планировать выручку только путем изменения вида и объема готовой продукции либо за счет повышения качества воздействовать на ры­ночную цену. В зависимости от степени дефицита и наличия конку­ренции предприятия могут планировать выручку не за счет объема и качества, а путем ценовых манипуляций.

9.3. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

Прибыль производства относится к общим показателям уровня эффективности производства. Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. По своей экономической природе прибыль представляет собой часть стоимости (цены) приба­вочного продукта, созданного для общества трудом работников мате­риального производства.

Рассмотрим виды прибыли.

Прибыль от реализации — это разница между выручкой от реали­зации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции:

Пр = РП-С,

где РП — реализованная продукция, руб.; С — себестоимость, руб.;

РП = ВП - НДС - Ак,

где ВП — валовая продукция, руб.; Ак — акцизы, руб.

Реализованную продукцию можно рассчитать и по другой фор­муле

 
 

 


где Он. - остатки товарной продукции на начало и конец года соответствен­но в оптовых ценах предприятия, руб.; ТП — объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в опто­вых ценах предприятия, руб.

Валовая {балансовая) прибыль — это превышение балансового до­хода над балансовым расходом до уплаты налогов. В нее входит при­быль от реализации, прибыль от внереализационных операций и при­быль от реализации основного капитала:

Пв = Пр + Пвнер + П.

Прибыль (убытки) от внереализационных операций включает в себя:


■ прибыль подсобных и обслуживающих производств;

■ прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;

■ прибыль от сдачи имущества в аренду;

■ прибыль от дивидендов;

■ убытки от прочих хозяйственных операций (например, поступ­ление безнадежных долгов, пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров).

Прибыль (убыток) от реализации основного капитала:


где Ц, — ликвидационная стоимость (цена), т.е. выручка от реализации ос­новного капитала, руб.; Цо — остаточная стоимость основного капитала, руб.; К|11)ф ' — индекс инфляции.

Прибыль до налогообложения — это прибыль до уплаты налога на прибыль:


где Н„м — налог на имущество, руб.; Нм — местные налоги, руб.

Чистая, или распределяемая (остаточная), прибыль — это при­быль, остающаяся в распоряжении предприятия и его акционеров (рис. 9.1):


где Н1|р — налог на прибыль, руб.


 

Рис. 9.1. Схема формирования прибыли

. С налогооблагаемой части прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки. Прибыль распределяется по трем направлениям:

1) отчисляется в бюджет;

2) используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей;

3) идет на выплату дивидендов.

К первоочередным отчислениям в бюджет относятся: ■НДС;


 

■ акцизы;

■ налог на имущество (в размере не более 2%);

■ налог на прибыль (24% с 1 января 2002 г. согласно главы 25 час­ти 2 НК РФ).

Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределя­ется (рис. 9.2):

1) на фонд накопления (страховой фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.);

2) выплату дивидендов;

3) фонд потребления.

 

 
 

 


Рис. 9.2. Примерная схема распределения доходов предприятия

В свою очередь фонд потребления подразделяют: а) на фонд развития производства (амортизационный фонд + часть прибыли) — предназначен для авансирования мероприятий по расши­рению, реконструкции, на приобретение нового оборудования, внёдре-



 

ние прогрессивной технологии, поддержку конкурентоспособности продукции на уровне требований рынка;

б) фонд социального развития производства — предусмотрен на строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балан­се предприятия, детских учреждений, поликлиник и т.д.

Проценты банковского кредита отчисляются из прибыли для по­гашения ссуд банков, полученных предприятием на временное воспол­нение недостатка собственных оборотных средств, осуществление ме­роприятий по освоению и выпуску новой продукции и т.п.

Увеличение выручки от реализации может быть осуществлено двумя путями:

экстенсивный путь — увеличение цены на продукцию (рис. 9.3,1).

Но цены нельзя поднимать до бесконечности. Как правило, это сопровождается падением объемов производства.

интенсивный путь — увеличение объема продаж за счет повыше­ния качества продукции или снижения цены на нее. Рост напрямую связан с улучшением качественных характеристик продукции. Еще один важный аспект проблемы продукции — гибкое манипулирова­ние ассортиментом, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим требованиям заказчика. Организация маркетинго­вых исследований на предприятии поможет решить эту задачу. Повы­сить конкурентоспособность можно также через установление сервис­ного обслуживания.

Если неудовлетворительный спрос на продукцию вызван несоот­ветствием платежеспособности потребителя и цены, то логичнее будет снизить цену или проводить дифференциальную политику в отноше­нии потребителей, предоставляя им скидки: сезонные, номенклатур­ные, за объем приобретаемого товара, постоянным клиентам и др. Это обеспечит рост объема реализации и выручки от реализации.

Необходима коррекция маркетинговой стратегии: реклама, лич­ные продажи, краткосрочные меры стимулирования сбыта.

Возможно снижение затрат на производство продукции (рис. 9.3, II), которое включает снижение постоянных и переменных затрат.

Минимизация налога на прибыль включает три общих принципа (рис. 9.3, III):

■ изучение путей формального увеличения расходов налогообла­гаемой базы;

■ способы изъятия из нее части поступлений;

■ уменьшение ставки налога в соответствии с величинами, уста­новленными законами.

Оптимальный путь анализа следующий: сначала добиться макси­мально возможного увеличения себестоимости, затем получившуюся


 


Рис. 9.3. Формирование чистой прибыли и пути ее оптимизации


 




в итоге налогооблагаемую базу минимизировать и рассмотреть пути уменьшения ставок налога на прибыль.

На промышленных предприятиях редко используют пути финан­совой оптимизации, предусмотренные законодательством.

Существуют законные способы уменьшения налоговых платежей (рис. 9.3, IV и табл. 9.1).

Таблица 9.1







Date: 2016-08-29; view: 566; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию