![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Ценовая стратегия фирмы
Важная роль ценообразования для предприятия или фирмы неоспорима, а современная ценовая политика очень разнообразна. В принципе есть два различных подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Индивидуальная цена устанавливается на договорной основе, в случае единой цены все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Установление единых цен для всех потребителей может быть связано с особенностями рынка определенного товара либо с технической сложностью и большими дополнительными издержками при дифференциации цен. Единые цены предпочтительнее всего там, где предприниматель выносит стандартизированный продукт серийного производства на массовый рынок. В этих условиях важно, чтобы массовый потребитель знал цену, мог сравнить ее с ценой конкурирующих товаров и относительно легко принять решение о покупке. В ценовой политике могут быть допущены следующие типичные ошибки: ■ ценообразование излишне ориентировано на издержки; ■ цены недостаточно часто приспосабливаются к изменению рыночных условий; ■ цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга; ■ цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка. Ценовая политика большинства российских предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некую нормальную прибыль. Некоторая часть предприятий прямо признает, что просто старается продать товар подороже. Это означает, что в области ценовой политики еще отсутствует необходимый опыт и знания. Поэтому важно изучить различные варианты ценовой политики фирмы, особенности, условия и преимущества их применения. Начнем с первоначального установления цены на осваиваемый фирмой товар. Установление цены всегда проблематично, когда должен быть задан ее первоначальный уровень. Фирма должна позиционировать свой товар путем выбора, правильной комбинации между его ценой и качеством. Для этого существуют разные стратегические возможности, которые можно проиллюстрировать в общем виде (табл. 9.2). Таблица 9.2 Стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством товара
Ценовые стратегии, обозначенные номерами 1, 5 и 9, могут одновременно использоваться на одном и том же рынке. Они иллюстрируют дифференциацию цены в зависимости от уровня качества: фирма предлагает продукт высшего качества по самой высокой цене, продукт среднего качества — по средней цене, наконец, продукт низкого качества по самой низкой цене. Различные конкурирующие фирмы могут предлагать продукты трех названных комбинаций и таким образом делить между собой рынок. Условием одновременного применения этих ценовых стратегий является лишь наличие соответствующих слоев потребителей, предъявляющих спрос на различные по качеству и цене продукты. Сложнее обстоит дело с другими вариантами ценовой стратегии. Позиции 2, 4, 6, 8 оставлены в схеме без определенного названия, так как это переходные варианты стратегий. Однако их роль принципиально различна и они тяготеют к противоположным полюсам ценовой политики. Так, позиции 2, 3, 6 представляют различные варианты ценовой стратегии, нацеленной на вытеснение конкурента с диагональной линии позиций 1, 5 и 9. Это стратегии создания ценовых преимуществ. Их представители будут заявлять в своей рекламе: «Мы предлагаем товар того же качества, но по более приемлемым ценам!». В отличие от названных вариантов ценовой конкуренции стратегии, представленные на схеме позициями 4, 7 и 8, иллюстрируют завышение цен по отношению к полезному эффекту продукции. Если фирма допустит подобную стратегию в условиях развитой конкуренции, то ее клиент будет чувствовать себя обманутым. По этой причине профессиональные маркетологи избегают завышения цен. Первоначальное установление цен предполагает следующую последовательность: 1. Определение целей ценовой политики. 2. Определение спроса. 3. Оценка издержек. 4. Анализ предложения и цен конкурентов. 5. Выбор метода ценообразования. 6. Принятие решения об уровне цены. Обозначим кратко основные проблемы и сложности, встречающиеся на каждом из этих этапов. Определение целей ценовой политики. Определяя цену, нужно прежде всего четко представлять цели, достигаемые от продажи данного продукта. Часто оказывается, что этих целей несколько, причем их достижение возможно в кратко-, средне- или долгосрочной перспективе. Тот или иной уровень цены по разному воздействует на раз- личные целевые параметры: прибыль, оборот или доля участия в рынке. Лишь в экстремальных случаях доминирует какая-то одна цель предпринимательской деятельности. В обычной же практике нужно учиться находить и осуществлять с помощью ценовой политики взвешенное оптимальное соотношение возможно большего количества целей. Наиболее существенные цели, достижению которых служит ценообразование, указываются ниже. 1. Дальнейшее существование фирмы. Трудности могут возникнуть вследствие избыточных мощностей, интенсивной конкуренции или изменившегося спроса. Тогда, чтобы продолжить производство и ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свое значение. До тех пор, пока цена покрывает хотя бы переменные и часть постоянных издержек, производство может продолжаться. Однако вопрос о выживании фирмы может рассматриваться как краткосрочная цель. 2. Краткосрочная максимизация прибыли. Для установления цены, которая обеспечивает максимум прибыли, нужно определить предварительный спрос и предварительные издержки по каждой ценовой альтернативе. Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. Но реализация этой цели тоже связана с некоторыми проблемами. Так, она предполагает, что заранее известны функции спроса и издержек, хотя в действительности определить их очень трудно. В реализации этой цели делается упор на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинговой стратегии, а также противодействующей политикой конкурентов и регулирующей деятельностью государства. 3. Краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек. Здесь же достаточно определить лишь функцию спроса. Реализовать эту цель относительно просто через установление процента комиссионных от объема сбыта. Многие руководители бизнеса придерживаются мнения, что краткосрочная максимизация оборота приносит в долгосрочной перспективе также максимальные прибыли и доли участия в рынке. 4. Максимальное увеличение сбыта. Предприниматели, которые преследуют эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и в итоге — к увеличению прибыли. Исходя из чувствительности рынка к уровню цены, та-
кие предприниматели устанавливают цену как можно ниже. Подобный подход называют «ценовая политика» наступления на рынок. К наиболее известным его представителям относится фирма Texas Instrument, которая снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышает доли своего участия на рынке, добивается по мере роста выпуска продукции снижения издержек единицы товара, а на этой основе продолжает снижать цены. Однако такая политика может дать результат при наличии, ряда условий, а именно: ■ если чувствительность рынка к ценам очень велика; ■ если можно снизить издержки производства в результате расширения объемов производства; ■ если снижение цен отпугнет конкурентов и они не последуют такому примеру; ■ снятие «сливок» с рынка посредством установления высоких цен. Например, фирма Du Pont устанавливала на каждую свою производственную инновацию — целлофан, нейлон, тефлон и др. максимально возможную цену на основе сравнительных преимуществ новинок. Отдельные сегменты целевых рынков получают экономию издержек от применения новой продукции даже при такой высокой цене. Каж-ДЫЙ раз, когда сбыт по установленной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов, достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота. 5. Лидерство в качестве. Фирма, которой удается закрепить за собой такую репутацию, устанавливает затем высокую цену, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества и необходимым для этого НИОКР. Яркий пример лидерства в качестве — фирма Caterpillar. Она предлагает строительные машины высшего качества и отличное сервисное обслуживание. Эта фирма может себе позволить достижение цели лидерства в качестве при более высоких ценах, чем ее конкуренты. Названные цели ценовой политики определенным образом соотносятся между собой, причем далеко не всегда совпадают. Более того, их достижение не совпадает по времени. Это можно показать графически рис. 9.4. Приведем условный пример достижения одной из названных целей. Здесь имеет смысл остановиться подробнее на модели ценообразования, нацеленной на краткосрочную максимизацию прибыли, так как именно эта цель часто преобладает в неустойчивых условиях переходной экономики.
Рис. 9.4. Соотношение целей ценовой политики
Использование такой модели предполагает знание функций спроса и издержек. Функция спроса описывает предполагаемый объем сбыта за некий период при различных ценах. Предположим, что с помощью исследования спроса фирма выводит следующую зависимость:
Функция издержек определяет совокупные издержки (И) на производство любого количества (Q) товара за тот же период. В простейшем виде функция совокупных издержек может быть описана с помощью линейного равенства
где И„ — общие постоянные издержки; И,к.р — переменные издержки за единицу продукции.
Предположим, что фирма выводит из условий производства своего товара следующую функцию издержек:
ПР = Цх(2-И,
Итак, совокупная прибыль оказалась квадратной функцией цены в форме перевернутой параболы. Здесь прибыль достигает своего максимума, равного 34 000, при цене 150, что можно определить по графику или с помощью дифференциального решения полученного квадратного уравнения. Определение спроса. Обычно цена и спрос находятся в обратной зависимости друг от друга, но не всегда. Так, по престижным товарам картина может быть противоположной. Например, производитель модной косметики неожиданно продает по повышенным ценам больше товара, чем по более низким. В этом случае цена служит для потребителя признаком эксклюзивного качества. Но и в этом случае есть верхний предел повышения цены, после которого начинается падение спроса. Чувствительность потребителей к ценам определяется рядом психологических и экономических факторов. Так, чувствительность к изменению цен будет ниже, если: ■ продукт позиционирован отдельно от других (не имеет аналогов); ■ потребителю не известны или мало известны товары-субституты; ■ потребителям сложно сравнить качество различных субститутов; ■ затраты потребителей на продукт относительно невелики по сравнению с их доходами; ■ затраты потребителей на продукт занимают очень малую долю их совокупных издержек (поэтому, в частности, дорогие запчасти к автомобилям); , ■ потребитель может часть затрат на продукцию разделить с кем-либо, например с членами своего кооператива; ■ продукт может применяться в системе с ранее приобретенными и освоенными продуктами; ■ продукту приписывается более высокое качество, престиж и эксклюзивность; ■ потребители не могут долго хранить продукт. о том, насколько сильно реагирует спрос на различные цены этого продукта.
Степень этой зависимости принято называть ценовой эластичностью спроса. Если речь идет об исследовании возможного рынка сбыта новой продукции, то вместо проданного количества используются данные выборочного статистического исследования спроса на новый продукт или экспертные оценки.
Рис. 9.5. Кривые спроса: I — эластичный спрос; II — неэластичный спрос; III —спрос с единичной эластичностью
Рис. 9.6. Эластичность спроса Чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара, и наоборот: чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований у фирмы-продавца использовать политику снижения цен на свою продукцию, ибо это приведет к резкому увеличе- . нию объема сбыта и, следовательно, прибыли фирмы. Это особенно выгодно, если увеличение объема производства приведет к общей экономии на издержках, когда, говоря языком математики, предельные издержки ниже предельной выручки. Надо так же иметь в виду, что степень изменения спроса зависит не только от уровня цены, но и от масштабов скорости ее изменения. Другими словами, эта зависимость на практике не имеет, как правило, линейного характера. Различают также краткосрочную и долгосрочную эластичность спроса. Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены. Нижнюю границу цены образуют издержки. Оценка издержек. Все издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянные (они же накладные) — это те издержки, размер которых зависит от обычных колебаний объема выпуска и соответственно выручки от оборота. Переменные издержки, напротив, непосредственно зависят от объема выпуска. Это в основном затраты на сырье и основную заработную плату. Сумма постоянных и переменных издержек — это общие, или совокупные, издержки, которые и образуют важную границу цены. Для осуществления продуманной ценовой политики нужно сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние издержки на единицу продукции. В типичном случае получится У-образная кривая, т.е. при увеличении выпуска продукции издержки единицы сначала снижаются до достижения определенного объема производства (он может считаться для фирмы плановым). Но если пытаться наращивать производство и дальше, то будут возникать дополнительные затраты из-за «перегрева» производства: перегрузки оборудования и, как следствие, — дополнительного ремонта, нарушений производственного ритма и как результат — простоев и т.д. Средние издержки начнут возрастать. Чтобы оттянуть наступление периода роста издержек, фирма может увеличить производственные мощности и благодаря этому продолжать наращивать нормальное производство, сопровождающееся экономией краткосрочных средних издержек (разумеется, при наличии неудовлетворительного спроса на продукт). Однако рано или поздно эффективное расширение снова прекратится, и издержки начнут возрастать, подталкивая фирму к новым капиталовложениям. Такой процесс расширения бесконечно длиться не может. Помимо уже упомянутых ограничений по спросу пределы ставит само производство. Крупномасштабное производство — это, как правило, большие затраты и управление, излишняя специализация и разделение труда, бю- рократизация и снижение мотивации. Иначе говоря, существуют пределы эффективного расширения производства, свидетельствующие, что пункт оптимального пройден, и даже при дополнительных капиталовложениях, т.е. в долгосрочном плане, издержки будут возрастать (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Динамика издержек Описанная закономерность динамики издержек важна не только для определения оптимального объема производства, но и при выборе ценовой стратегии, если на рынке действует несколько конкурирующих фирм, производящих какой-либо один товар, но имеющих разные производственные мощности и соответственно разные минимальные уровни средних издержек, то у них существуют различные возможности для конкуренции. Например, вернувшись к рис. 9.7, предположим, что точки А, В и С иллюстрируют не динамику производства одной фирмы, а уровни производства трех фирм А, В и С. При наличии спроса рыночная цена установится на уровне не ниже Ка (нижний предел цены фирмы А). В этих условиях фирма В может начать агрессивную ценовую политику на вытеснение конкурента с рынка, для фирмы С это неприемлемо, так как она исчерпала возможности эффективного расширения этого производства. Фирма В может снизить отпускные цены на свою продукцию до уровня Кв < Ц < КА и одновременно провести новые инвестиции в расширение производства. Тем самым она потеряет часть краткосрочной прибыли или всю прибыль (в случае Ц - Кв), но при- влечет к себе новых покупателей, чувствительных к изменению цены, и вытеснит с рынка фирму А, для которой дальнейшее производство станет экономически невыгодным. Фирма А в нашем случае могла бы противостоять натиску конкурента в том случае, если бы сумела быстро произвести вдвое большие капиталовложения в производство, чем атакующая ее фирма В. Однако, во-первых, не всегда возможно найти необходимый капитал. Во-вторых, при такой взаимной гонке на расширение можно легко превысить объем платежеспособного спроса, и тогда продукция не найдет сбыта. В-третьих, агрессивная игра на понижение цен опасна тем, что может сформировать у потребителей имидж «дешевого» товара, который оттолкнет часть покупателей и понизит спрос. Все эти риски особенно чувствительны для малого и среднего бизнеса. Поэтому описанная агрессивная ценовая стратегия используется на практике крупными фирмами для вытеснения или подчинения конкурентов. Анализ предложения и цен конкурентов. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, это и есть поле игры фирмы по установлению цен. Внутри этого пространства выдвигается на передний план новый фактор-позиции и поведение конкурентов, цена и качество их аналогичных товаров. Изучая позиции конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприниматель должен по возможности объективно определить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. От результатов этого анализа зависит разрешение вопроса: можно ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или напротив, преимуществом данного товара будет его более низкая цена? Кроме того, здесь важно предусмотреть ценовые реакции или ответ конкурентов на появление нового товара на рынке. Выбор метода ценообразования. После определения и анализа функции спроса, структуры издержек и цен конкурентов наступает, наконец, время принимать решение о ценах. Для этого необходимо выбрать такой метод ценообразования, который в максимальной степени учитывал бы названные ограничения. Наиболее часто применяемые'методы: ■ метод надбавок; ■ метод дохода на капитал; ■ ценообразование по потребительским оценкам; ■ метод следования за лидером конкуренции; ■ ценообразование на конкурсные проекты (особый случай). Принятие решения об уровне цены. Выбрав и применив один из методов ценообразования, необходимо принять ценовое решение, т.е. установить конкурентную цену. Здесь надлежит учесть новые аспекты: ■ психологическое воздействие; ■ проверка соблюдения исходных целей ценовой стратегии; ■ различные типы реакции на принимаемую цену. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА КРАТКОСРОЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛАХ Максимизация прибыли на краткосрочных временных интервалах в условиях совершенной конкуренции. На рис. 9.8 продемонстрированы различные уровни выпуска продукции, которые избирает фирма в процессе максимизации прибыли при совершенной конкуренции. Рыночная цена составляет 500 дол. за единицу. Искомый уровень выпуска может быть найден путем сопоставления предельных издержек и предельного дохода (поскольку фирма является «прайс-тейкером», предельный доход равен цене). Прибыль увеличивается до той точки, где растущие предельные издержки начинают превосходить предельный доход, после этой точки прибыль начинается уменьшаться. Очевидно, что какой бы подход ни был избран, максимальный уровень прибыли достигается при ежедневном росте 19 ед. продукции и составляет 2000 дол. в день. Подход «полные издержки — совокупный доход». Вычитая данные о полных издержках фирмы из данных о совокупном доходе, можно получить данные о совокупной прибыли, которую получает фирма при каждом конкретном уровне выпуска продукции. Графический уровень выпуска, максимизирующий объем прибыли, представлен на рис. 9.8а. На этом графике величина совокупной прибыли равна расстоянию по вертикали между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек. Это расстояние максимально при объеме выпуска, равном 19 единицам. «Предельный подход». Вместо того чтобы сравнивать полные издержки с совокупным доходом для нахождения наиболее прибыльного объема выпуска, следует просто сопоставить предельные издержки с совокупным доходом. Из графика следует, что как полные издержки, так и совокупный доход увеличиваются по мере роста выпуска продукции. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек (то есть предельный доход больше, чем предельные издержки), то дальнейший рост выпуска на одну единицу увеличивает совокупную при- Рис. 9.8. Максимизация прибыли на краткосрочных временных интервалах в условиях совершенной конкуренции: а) полные издержки — совокупный доход; б) предельный доход быль. Если же увеличение издержек превосходит увеличение дохода (если предельные издержки больше предельного дохода), то увеличение выпуска на одну единицу уменьшает совокупную прибыль. Следовательно, для максимизации прибыли фирма должна расширять объемы производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки, и тотчас прекратить выпуск, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход (на графике это означает, что ежедневно должно производиться 19 ед. продукции). Тот же результат дает и сопоставление полных издержек и совокупного дохода. Если выпуск не превосходит 19 ед, то кривая предельных издержек расположена ниже кривой предельного дохода, и поэтому каждая добавочная единица выпускаемой продукции увеличивает прибыль. График отображает выпуск как непрерывную функцию, поэтому эффект максимизации вполне может наступить в точке, лежащей между двумя целочисленными значениями аргумента. Как только объем выпуска превосходит указанную точку, кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода и идет над ней, поэтому каждая дополнительная единица выпуска продукции уменьшает прибыль. Максимальная прибыль — это точка пересечения восходящей ветви предельных издержек с кривой предельного дохода. Она соответствует той точке графика на рис. 9.8а, в которой вертикальное расстояние между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек является наибольшими. На рис. 9.86 расстояние по вертикали между кривой спроса, указывающей цену, и кривой средних полных (совокупных) издержек равно величине прибыли, приходящейся на единицу выпуска. Произведенные прибыли, приходящейся на единицу продукции, на объем выпуска (число единицу продукции) равно совокупной прибыли. Графически она представлена площадью заштрихованного прямоугольника. Минимизация краткосрочных убытков. Представим, что цены упали. Падение цены тождественно сдвигу вниз кривой спроса на продукцию, если спрос на нее совершенно эластичен. В этом случае фирма находится в положении прайс-тейкера. Это значит, что она вынуждена считаться с рыночной ценой, так как повлиять на нее не в силах. Фирме придется реагировать на изменение ситуации только корректировкой объема выпуска. Других средств ведения боевых действий в ее арсенале просто нет. Если фирма не в состоянии получить прибыль, ей следует сосредоточить свои усилия на минимизации убытков. Если рыночная цена равна 300 дол. (цены упали до 300 дол.), то минимум потерь наблюдается при выпуске 14 ед. (рис. 9.96). Как и в предыдущем случае, пре-
Рис. 9.9. Минимизация прибыли: а) полные издержки — совокупный доход; б) предельный доход вышение этого уровня выпуска приводит к зашкаливанию предельных издержек за уровень цены продукции. На графиках представлены два подхода к ситуации, в которой оказалась фирма. На рисунке 9.9а представлен подход «полные издержки — совокупный доход». Ввиду того, что кривая полных издержек про- ходит над кривой совокупного дохода на протяжении всего графика, фирма не получает никакой прибыли. Расстояние между кривыми совокупного дохода и полных издержек минимально при объеме выпуска, равном 14 ед. продукции. На рисунке 9.96 представлена та же ситуация, но рассмотренная в аспекте «предельного» дохода. Точка, в которой восходящая ветвь кривой предельных издержек пересекает кривую предельного дохода, лежит между кривыми средних полных издержек и средних переменных издержек. Поскольку кривая спроса проходит ниже, чем кривая средних полных издержек, фирма несет убытки, равные площади заштрихованного прямоугольника (убытки от каждой единицы, умноженные на величину выпуска продукции). Тем не менее кривая спроса лежит выше, чем кривая переменных издержек. Это значит, что доход, приносимый каждой единицей выпуска, более чем достаточен для покрытия переменных издержек и, следовательно, каждая проданная единица продукции вносит хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек. В этой ситуации убытки меньше, чем они могли бы быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции. Постоянные издержки все равно должны непрерывно покрываться, даже при падении выпуска до нулевой отметки. Чтобы лучше представить себе логику принятия решений в ситуации, требующей минимизации убытков, представим, что единственным видом переменных издержек фирмы является заработная плата, а арендная плата единственным видом постоянных издержек. В точке минимума убытков, отмеченной на графике, фирма получает доход, размеры которого более чем достаточны для выплаты заработной платы (покрытия переменных издержек), остающаяся часть дохода может быть израсходована на аренду. Если же фирма временно прекратит производство, то ей придется выплачивать арендную плату без привлечения каких бы то ни было текущих доходов. Это будет означать, что она понесет убытки, равные размеру арендной платы. Эти убытки, очевидно, больше, чем убытки, которые свя: заны с ежедневным производством 14 ед. продукции. Логика продолжения производственных операций с целью минимизации убытков применима только для краткосрочного временного интервала, когда фирма должна нести издержки, идущие на компенсацию постоянных затрат вне зависимости от объема выпускаемой продукции. Очевидно, что фирма не может продолжать функционировать неопределенно долгое время, если цены на ее продукцию ниже полных издержек. В пределах долгосрочного временного интервала фир-
ма может избавиться от необходимости компенсировать постоянные издержки, продавая часть оборудования, сдав его в аренду, и т.д. ВЫВОДЫ 1. Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает пять последовательных этапов: расчет базовых показателей за предшествующий год; постановка цели хозяйственной деятельности на планируемый год; прогнозирование индексов инфляции; расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам; выбор оптимального варианта. 2. Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции: изменения «продажных цен» для продукции, работ и производимых услуг; изменения «покупных цен» для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием; изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; изменения заработной платы в связи с инфляцией. 3. Выручка от реализации определяется объемом, ценой и структурой реализуемой продукции. 4. Можно планировать выручку посредством изменения цен и номенклатуры продукции в пользу тех или иных позиций, производимых и реализуемых в большем или меньшем объеме. 5. Увеличение выручки от реализации может быть осуществлено двумя путями: экстенсивный путь — увеличение цены на продукцию; интенсивный путь — увеличение объема продаж за счет повышения качества продукции или снижения цены на нее. 6. Минимизация налога на прибыль включает три общих принципа: изучение путей формального увеличения расходов налогооблагаемой базы; способы изъятия из нее части поступлений; уменьшение ставки налога в соответствии с величинами, установленными законами. 7. Есть два различных подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. 8. Ценовая политика имеет следующие типичные ошибки: ценообразование излишне ориентировано на издержки; цены недостаточно часто приспосабливаются к изменению рыночных условий; цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга; цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка. 9. Первоначальное установление цен предполагает следующую последовательность: определение целей ценовой политики; определение спроса; оценка издержек; анализ предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; принятие решения об уровне цены. 10. Обычно цена и спрос находятся в обратной зависимости друг от друга, но не всегда. Так, по престижным товарам картина может быть противоположной. 11. Чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара, и наоборот: чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований у фирмы-продавца использовать политику снижения цен на свою продукцию, ибо это приведет к резкому увеличению объема сбыта и, следовательно, прибыли фирмы. 12. Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены. Нижнюю границу цены образуют издержки. 13. Для осуществления продуманной ценовой политики нужно сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние издержки на единицу продукции. 14. В типичном случае получится U-образная кривая, т.е. при увеличении выпуска продукции издержки единицы сначала снижаются до достижения определенного объема производства (он может считаться для фирмы плановым). Но если пытаться наращивать производство и дальше, то будут возникать дополнительные затраты из-за «перегрева» производства: перегрузки оборудования.
15. Агрессивная игра на понижение цен опасна тем, что она может сформировать у потребителей имидж «дешевого» товара, который оттолкнет часть покупателей и понизит спрос; не всегда возможно найти необходимый капитал; при такой взаимной гонке на расширение можно легко превысить объем платежеспособного спроса, и тогда продукция не найдет сбыта. 16. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками — это и есть поле игры фирмы по установлению цен. Внутри этого пространства выдвигается на передний план новый фактор-позиции и поведение конкурентов, цена и качество их аналогичных товаров. 17. Наиболее часто применяемые методы при ценообразовании: метод надбавок; метод дохода на капитал; ценообразование по потребительским оценкам; метод следования за лидером кон-
куренции; ценообразование на конкурсные проекты (особый случай). 18. Выбрав и применив один из методов ценообразования, необходимо принять ценовое решение, т.е. установить конкурентную цену, при этом необходимо учесть следующие новые аспекты: психологическое воздействие; проверка соблюдения исходных целей ценовой стратегии; различные типы реакции на принимаемую цену. 19. Подход «полные издержки — совокупный доход»: вычитая данные о полных издержках фирмы из данных о совокупном доходе, можно получить данные о совокупной прибыли, которую получает фирма при каждом конкретном уровне выпуска продукции. 20. «Предельный подход». Вместо того чтобы сравнивать полные издержки с совокупным доходом для нахождения наиболее прибыльного объема выпуска, следует просто сопоставить предельные издержки с совокупным доходом. 21. Следовательно, для максимизации прибыли фирма должна расширять объемы производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки; и тотчас прекратить выпуск, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход. 22. Максимальная прибыль — это точка пересечения восходящей ветви предельных издержек с кривой предельного дохода. 23. Если фирма не в состоянии получить прибыль, ей следует сосредоточить свои усилия на минимизации убытков. 24. Доход, приносимый каждой единицей выпуска, более чем достаточен для покрытия переменных издержек, и, следовательно, каждая проданная единица продукции вносит хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек. В этой ситуации убытки меньше, чем они могли бы быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции. 25. Логика продолжения производственных операций с целью минимизации убытков применима только для краткосрочного временного интервала, когда фирма должна нести издержки, идущие на компенсацию постоянных затрат вне зависимости от объема выпускаемой продукции. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте суть факторного метода планирования прибыли и рентабельности. 2. Какие факторы в рыночной экономике влияют на изменение выручки? 3. Приведите схему формирования чистой прибыли. Расшифруйте ее. 4. Как можно увеличить выручку от реализации? Назовите пути ее увеличения. 5. Назовите законные способы уменьшения налоговых платежей. Обоснуйте свой ответ. 6. Чем отличаются единые цены от индивидуальных? Назовите особенности их установления. 7. Назовите стратегии выбора комбинаций между ценой и качеством товара. 8. Какую последовательность предполагает первоначальное установление цен? 9. Назовите наиболее существенные цели, достижению которых служит ценообразование.
10. Какие факторы определяют чувствительность потребителей к ценам? Приведите примеры. 11. Что такое ценовая эластичность спроса? Каким образом цена зависит от нее? 12. Что определяет верхнюю и нижнюю границы цены? Обоснуйте ответ. 13. Как ведут себя издержки на единицу продукции, когда объем производства растет, и почему? 14. Что нужно проанализировать, чтобы ответить на вопрос: можно ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или напротив, преимуществом данного товара будет его более низкая цена? 15. Какие ограничения влияют на выбор метода ценообразования? 16. Назовите аспекты, влияющие на выбор конкретной цены. 17. Расскажите о методе «полные издержки — совокупный доход» при максимизация прибыли на краткосрочных временных интервалах в условиях совершенной конкуренции. 18. Что такое «предельный подход»? Раскройте его суть при
19. Почему предприятию выгоднее выпускать продукцию с целью минимизации краткосрочных убытков, чем вообще приостановить выпуск убыточной продукции? Обоснуйте ответ. ТЕСТЫ 1. Какие индексы инфляции входят в факторный метод: а) изменения «продажных цен» для производимых продук б) изменения «покупных цен» для товарно-материальных в) изменения цен на товары первой необходимости? 2. Какие факторы влияют на изменение прибыли и рентабель а) изменение цен на продукцию предприятия; б) изменение оплаты труда в связи с инфляцией; в) изменение цен на товары первой необходимости? 3. Посредством изменения каких факторов можно планировать а) изменения цен на выпускаемую продукцию; б) изменения номенклатуры продукции; в) изменения цен на товары первой необходимости? 4. Выберите правильную схему формирования чистой при а) выручка — затраты — прочие налоги — налог на прибыль; б) выручка — затраты — прочие налоги; в) выручка — затраты. 5. Какие принципы включает минимизация налога на прибыль: а) изучение путей формального увеличения расходов нало б) снижение себестоимости выпускаемой продукции; в) уменьшение ставки налога в соответствии с величинами, 6. Выберите правильное определение единой цены при рыноч а) устанавливается на договорной основе; б) все покупатели покупают товар по одинаковой цене. 7. Что такое стратегия дешевых товаров: а) продукт низкого качества по самой низкой цене; б) продукт высокого качества по низкой цене; в) продукт среднего качества по самой низкой цене? 8. Стратегия преимущества — это: а) продукт низкого качества по самой низкой цене; б) продукт высокого качества по низкой цене; в) продукт среднего качества по высокой цене. 9. Выберите цели, для достижения которых служит ценообра а) лидерство в качестве; б) максимизация прибыли; в) снижение издержек производства. 10. Когда политика максимального увеличения сбыта будет да а) если чувствительность рынка к ценам очень велика; б) если можно снизить издержки производства в результа в) если снижение цен не отпугнет конкурентов и они после 11. Как осуществляется стратегия краткосрочной максимизации а) установление процента комиссионных от объема сбыта; б) установление цены как можно ниже; в) установление на каждую свою инновацию максимально 12. Назовите способы осуществления стратегии снятия «сли а) установление процента комиссионных от объема сбыта; б) установление цены как можно ниже; в) установление на каждую свою инновацию максимально 13. В какой зависимости друг от друга могут находиться спрос а) в обратной зависимости; б) в прямой зависимости; в) в сложной зависимости? 14. Выберите факторы, влияющие на снижение чувствительно а) потребителю хорошо известны товары-субституты; б) потребителям сложно сравнить качество различных суб- в) затраты потребителей на продукт велики по сравнению с г) затраты потребителей на продукт занимают очень малую 15. Как цена зависит от эластичности спроса: а) чем более эластичен спрос, тем более высокую цену мо б) чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену мо 16. Что образует верхнюю границу цены: а) спрос, определенный на основе ценовой эластичности; б) издержки? 17. Какие издержки изменяются прямопропорционально изме а) постоянные; б) переменные; в) косвенные? 18. Что такое поле игры фирмы по установлению цен: а) пространство выше верхней границы цены, образуемой б) разница между верхней границей цены, образуемой спро в) ниже нижней границы, образуемой издержками? 19. Как осуществляется максимизация прибыли в условиях со а) сравнить полные издержки с совокупным доходом для на б) сопоставить предельные издержки с совокупным дохо 20. Если фирма не в состоянии получить прибыль, на чем ей а) на минимизации убытков; б) вообще приостановить выпуск продукции? ГЛАВА 10
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И МАРКЕТИНГА ПРОДУКЦИЙ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И МАРКЕТИНГА ПРОДУКЦИИ В современной концепции маркетинга изучению рынка сбыта придают особое значение. Результаты исследований служат основой разрабатываемой предприятием стратегии поведения на рынке, а также информационной базой для планирования производства и сбыта готовой продукции. Цель рыночных исследований состоит в оценке сложившихся ситуаций и разработке прогнозов развития рыночных тенденций. Главными предметами исследований являются: ■ товар, который предприятие намерено продавать; ■ конкретный рынок, где предстоит реализовывать свой продукт; потенциальные покупатели; ■ конкуренты, которые в состоянии повлиять на рыночную ситуацию. Отечественным машиностроительным предприятиям предстоит сделать акцент в своих исследованиях на всестороннем изучении товара, что включает в себя: сбор и анализ запросов потребителей, анализ конкурентоспособности и новизны предлагаемых модулей оборудования, анализ способности удовлетворить нынешние и перспективные потребности потенциальных заказчиков. Наиболее удобной при этом будет функциональная структура маркетинговой службы (рис. 10.1). Основная ответственность за проведение фирмой эффективной маркетинговой политики ложится на отдел планирования и сбыта. Процесс планирования, основанный на результатах изучения рынка и принятой руководством стратегии предприятия, по своему содержанию существенно отличается от традиционного. Стержневым ориентиром при разработке планов производства и сбыта становятся контрольные показатели, установленные дирекцией на основе отчета отдела исследования рынка и другой информации.
Рис. 10.1. Функциональная структура маркетинговой службы Контрольными цифрами могут быть: ■ объем продаж в плановом периоде (в натуральном и денежном выражении); ■ норма прибыли по отношению к продажам; ■ норма прибыли по отношению к издержкам производства; ■ темпы роста продаж отдельных видов оборудования; ■ другие показатели. Могут быть дополнительные условия: ■ финансовая независимость; ■ техническая модернизация производственных участков; ■ расширение или изменение сбытовой сети. Исходя из вышеназванных прогнозов и условий, представленных отделом исследования рынка сбыта, отделом исследования рынка материальных ресурсов, результатов работы предприятия в отчетном периоде, отдел планирования разрабатывает планы производства, продаж, прибылей и убытков, инвестиций (капиталовложений), баланс оборотных средств и т.д. К процессу планирования в той или иной мере необходимо привлекать все службы и подразделения предприятия. Вся новая информация, идущая от потребителей, поставщиков, предприятий-партнеров, должна в сжатые сроки вводится в банк данных, служащий информационным массивом для краткосрочного планирования. Процесс планирования используется для конкретных целей и выполняет определенные функции. Перечислим основные из них. План как средство координации. По своей сути план — это конкретная программа действий в производстве, сбыте, материально-техническом обеспечении, управлении финансами. План должен согла-
совывать работу всех подразделений предприятия для достижения целей фирмы — обеспечение рентабельности производства, удержания рынков сбыта. План как направление в решении проблем. Одной из основ средне- и краткосрочного планирования является долгосрочный план. Его выполнение обеспечивается решением необходимых задач в ближайшем периоде и поиском возможных альтернатив. Другими словами, персонал фирмы получает необходимые ориентиры в стратегии компании и возможность использования самых оптимальных решений для достижения цели. План как основа контроля. Сравнение фактических результатов работы компании с плановыми цифрами позволяет оперативно выявлять негативные тенденции в работе предприятия, проводить анализ отклонений с последующим принятием нужных решений. Кроме того, правильный анализ выполнения плана может указать и на ошибки в разработке плановых показателей, например, когда они необоснованно завышены. Планирование продукции относится к маркетинговому разделу общефирменного планирования. Однако оно должно быть самым тесным образом увязано с планом по прибыльности и финансовым планом, которые являются центральными экономического раздела планирования. Организация процесса планирования продукции зависит главным образом от величины предприятия и ступени сложности производимых товаров. Если руководство небольшой компании способно вникнуть во все проблемы сбыта, производства, проектирования, финансов, то на средних и крупных машиностроительных фирмах это невозможно. Аналогично обстоит дело и со степенью наукоемкости продукции. Чем сложнее в техническом отношении продукция, тем труднее руководству фирмы управлять ею самостоятельно. Поэтому зарубежные специалисты по планированию разработали две основные схемы формирования планов: 1) по методу Break-down; 2) по методу Build-up. Метод Break-down удобен для небольших компаний, выпускающих сравнительно однородную и несложную продукцию. Все показатели плана устанавливаются централизованным руководством. Дирекция сама решает, какие виды оборудования производить, в каком количестве, по какой цене, с какими поставщиками заключать договора и т.д. Отделы фирмы лишь детализируют и взаимоувязывают все разделы генерального плана. Метод Build-up в той или иной модификации (это зависит от отраслевой принадлежности) применяют все крупные промышленные компаний. Здесь планы составляются децентрализованно. Главными разработчиками являются специализированные подразделения: ■ по сбыту; ■ исследованию рынка; ■ проектированию продукции; ■ материально-техническому снабжению; ■ производству; ■ финансам. Дирекция фирмы устанавливает только контрольные показатели общего характера. Вопросы планирования производства, реализации, финансового обеспечения, рекламы решают соответствующие службы, в которых сосредоточены наиболее компетентные и опытные кадры. Координатором процесса планирования является маркетинговая служба, а точнее, ее плановый отдел. Для большинства отечественных машиностроительных заводов этот метод планирования представляется наиболее подходящим. Наиболее рациональная и реалистичная система планирования продукции представляется в следующем виде: Система аналитического планирования продукции базируется на маркетинговых принципах. Исходной информацией являются: 1) результаты анализа работы за прошлый год и текущие обязательства по договорам; 2) контрольные показатели работы предприятия и их величины, устанавливаемые руководством данного предприятия; 3) прогнозы и отчеты отдела по исследованию рынков материальных ресурсов и сбыта; 4) долгосрочный план предприятия по производству и реализации продукции; 5) отчеты инженерных служб о создании новых видов продукции. Далее планирование продукции увязывается с гибкими планами движения материальных ресурсов, сбыта, финансов и является при этом приоритетным. Их согласованность обеспечивается наличием директивных и информационных каналов связи. Информационные каналы необходимы для придания системе планирования продукции элемента гибкости, что позволяет более своевременно реагировать на изменение внешних условий. Эти операции представляют второй этап планирования. 10.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА Объем производства предприятий,характеризуется показателями товарной, реализуемой, валовой и нормативной чистой продукции, которая используется для анализа динамики объема производства и производительности труда. Товарная продукция характеризует объем продукции, подготовленной к передаче потребителям. В состав товарной продукции включаются: ■ все виды полностью изготовленной и комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенные для реализации; ■ работы и услуги производственного характера; ■ продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации, капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств.
Nti " Nj х Цш — для каждого вида изделий или услуг по всему объему товарной продукции: i=l где Nti — товарная продукция по i'-му изделию, полуфабрикату, руб.; N\ — объем производства продукции i-ro наименования в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.); Ц„/ — оптовая цена 1-го вида продукции, полуфабриката, руб.; п — номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов; 5кр — затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств, руб.; Sy — стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальному строительству, руб. Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителям и оплаченную по счетам. Объем реализуемой продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих к оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям. При расчете объема реализуемой продукции Np учитывается изменение остатков готовой продукции на складе и в стадии реализации на начало iVpiI и конец NpK анализируемого периода. Реализуемая продукция планируется в натуральных измерителях и в стоимостной форме по оптовым ценам и нормативу чистой про-
Рис. 10.2. Схема планирования продукции дукции. Состав и объем товарной и реализуемой продукции за один и тот же период имеют разницу, так как реализованная продукция не учитывает изменения складских остатков и продукции, находящейся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировке и расчетах). Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, не законченная изготовлением продукция, находящаяся на разных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальней-
шей обработке. В состав незавершенного производства входят: заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, а также законченные изделия, не реализованные заказчику. Незавершенное производство (задел) как необходимое условие обеспечивает непрерывность и ритмичность работы. Оно должно планироваться в минимальных размерах, но достаточных для планомерного хода производства. При его избытке возникают лишние затраты, увеличиваются циклы производства изделий и омертвляются оборотные средства. На предприятиях с устойчивой номенклатурой изделий и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает заметных изменений и при планировании не учитывается. В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода WHK зависит от среднедневного выпуска продукции Nдн, планируемого в последующем периоде производственного цикла изготовления продукции:
где SИЗд — себестоимость изделия, руб.; Кц — коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости; Киз — коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве. Уровень незавершенного производства на начало планового периода определяется по данным бухгалтерского учета, инвентаризации и ожидаемого выполнения плана. Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени её готовности. В состав валовой продукции включаются товарная продукция и изменение остатка незавершенного производства, полуфабрикатов, оснастки и запчастей к оборудованию. В общем виде валовая продукция представляет собой сумму товарной продукции и изменения остатка незавершенного производства в планируемом периоде:
где Wнн — остаток незавершенного производства на начало планового периода, руб. При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового оборота. Валовой оборот — это сумма валовой продукции в стоимостном выражении, выпускаемая всеми подразделениями предприятия. При составлении программ производства продукции рассчитывают потребность предприятия в оборудовании и характер загрузки с целью выявления и устранения диспропорций. Такие расчеты обычно называют объемными. Они выполняются по однотипным технологическим группам оборудования и содержат: ■ определение загрузки оборудования (нормо-час):
где Ni — программные задания по каждому наименованию (ni) продукции, обрабатываемой на данном виде станков, шт.; U — норма времени на операцию обработки f-го вида продукции, ч; Qi — коэффициент среднего снижения трудоемкости в планируемом периоде; Кi„ — средний коэффициент выполнения норм; ■ определение пропускной способности (отдачи) оборудования
где Fao — действительный фонд времени работы оборудования, ч; Сi — число единиц оборудования данного вида (станков), шт.;
При Kзоi >1 оборудование перегружено, узкое место. Объемные расчеты для производственных участков, не имеющих стационарного оборудования (сборочных, формовочных), выполняются относительно имеющейся производственной площади Vпл; ■ загрузка производственной площади в планируемом периоде:
где Ni — программные задания по каждому наименованию (т) продукции, обрабатываемой на данном виде станков, шт.; Vi — норма площади для сборки одного изделия, м2; Тi — производственный цикл сборки, ч. Коэффициент загрузки производственной площади (Кз пл) рассчитывается аналогично коэффициенту загрузки оборудования, при Кзпл > 1— «узкое» место. При наличии «узких» мест в производстве (1) предусматриваются мероприятия, позволяющие устранить их путем пересмотра технологических маршрутов и режимов обработки, введения дополнительных смен, совершенствования организации труда, материального
стимулирования и обслуживания рабочих мест, а иногда модернизации оборудования. 10.3. ГИБРИДНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА С увеличением степени автоматизированного производства и ужесточением требований рынка к производственным предприятиям возрастает необходимость во все более мощных системах краткосрочного (на декаду, неделю, сутки, смену) планирования производства. При таком планировании по сравнению с планированием на длительный срок приходится составлять большее число более детальных планов и учитывать вспомогательные ресурсы (состояние приспособлений — спутников, инструмента и др.). Это затрудняет применение хорошо известных методов исследования операций, которые требуют различных упрощений при постановке задачи планирования. Детальные расписания (план) с учетом любых ограничений могут быть составлены с помощью имитационной модели (ИМ), но при этом используются различные эвристические правила и необходимо участие человека, поскольку ИМ не обладает способностью к оптимизации. Существует множество систем планирования, использующих ИМ. В таких системах планировщик-эксперт составляет план по следующей схеме: ■ задает значения параметров, которые можно изменять; ■ с помощью ИМ рассчитывает вариант плана; ■ анализирует полученный план и принимает решение об изменении значений параметров. Этот итерактивный процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен приемлемый вариант плана (так называемый хороший черновик). Окончательное решение принимает планировщик-эксперт с учетом результатов, полученных с помощью ИМ. Недостатком систем подобного рода является то, что с ними могут работать опытные планировщики-эксперты. Рассмотрим систему, предназначенную для автоматизации процесса составления расписания (плана) на основе имитационного моделирования, в которой для имитации деятельности планировщика-эксперта используется экспертная система (ЭС). Системы, сочетающие в себе свойства искусственного интеллекта и традиционных вычислительных методов (имитационного моделирования, исследования операций), получили название гибридных систем ГС.
Рис. 10.3. Структура гибридной системы планирования производства Архитектура гибридной системы. Рассматриваемая ГС включает в себя следующие основные части: ■ ИМ гибкого автоматизированного производственного участка ГАУ, создающую версию плана; ■ блок инициализации, подготавливающий ИМ к тестовому прогнозу; ■ блок вычисления показателей качества плана; ■ экспертная система ЭС, состоящая из блоков анализа, создания и выбора гипотез, блока возврата. Для разработки всех частей ГС применен РДО — имитатор, основанный на РДО — методе описания сложных дискретных систем и процессов. РДО — имитатор использует модифицированные продукционные правила как для описания ИМ на РДО-языке, так и для разработки экспертных систем ЭС, что позволяет создавать гибридные системы ГС. Имитационная модель гибкого автоматизированного участка (ГАУ). ИМ используется для построения версии плана при заданных значениях переменных оптимизации. ГАУ, для которого проводится планирование, состоит из семи станков и изготовляет детали десяти различных типов. Технологический маршрут обработка деталей можно представить в виде графа возможных альтернатив (рис. 10.4). Для каждой технологической операции известны: ■ длительность ее выполнения и номер наладки; ■ номер станка, на котором она должна выполняться.
1—8 — технологические операции Рис. 10.4. Технологический маршрут обработки деталей При тестовых прогонах строился план для обработки на ГАУ десяти заказов, имеющихся на момент планирования. Каждый заказ состоит из деталей одного типа, а его описание (портфель заказов) включает в себя номер типа, число деталей, времени прибытия и плановый срок выполнения. Содержание для рассматриваемого ГАУ выглядит следующим образом (табл. 10.1): Таблица 10.1 План обработки заказов на ТАУ
|