Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Социально-демографический ресурс СКДСреди основных слагаемых ресурсной базы социально-культурной деятельности социально-демографическому компоненту принадлежит во многом решающая роль. В практическом плане в область демографических исследований входят описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях или в группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, социальных группах и на разных территориях оценивается их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатываются демографические прогнозы. В последние десятилетия в развитых странах с рыночной экономикой получило развитие направление прикладных демографических исследований – "демографикс" или "демографика" (англ. demographics). Этим термином обозначают использование демографических методов, результатов исследований и статистических данных о населении в маркетинге и бизнесе. В основу положено изучение взаимосвязей социально-демографических характеристик населения (пол, возраст, брачное состояние, размер семьи, число детей, численность и состав домохозяйств, место жительства, квалификация и образование, состояние здоровья, расовая и этническая принадлежность и другое) с потребительскими запросами и через уровень доходов – с покупательским поведением. Изучается население и домохозяйства как потенциальные потребители товаров и услуг, а демографические изменения – как один из основных факторов воздействия на потребительские рынки. Ф. Котлер в своем деловом бестселлере «Маркетинг менеджмент» постоянно упоминает о необходимости работы с клиентами с учетом их особенностей, среди которых демографическая составляющая имеет наиболее важное значение для сегментирования рынка. Важным является использование демографики в области сегментирования рынка (по демографическим признакам), которое во многом определяет другие факторы – географические, поведенческие, и характеризуется налаженной и точной системой учета. Социально-демографические показатели, совмещенные с географическими (подобный синтез для целей маркетинга и бизнеса иногда называют "геодемографикс" – англ. geodemographics) и поведенческими, служат основой для разделения всех потребителей на группы, отличающиеся по образу и стилю жизни. С этой целью используются методы многомерной статистической классификации, чаще всего – кластеризация[1]. Основой всех кластерных систем является тот факт, что обычно люди предпочитают селиться рядом с теми, кто близок им по экономическим и социально-демографическим характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам. Для социально-культурной деятельности социально-демографическим ресурсом является совокупность физических лиц, реальных или потенциальных ее участников, которые проживают на территории определенного региона (города, микрорайона, поселка) и отличаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Социально-культурная деятельность осуществляется на разных уровнях (количественных и качественных): на индивидуальном, коллективном (групповом) и массовом; професииональном и непрофесииональном (любительском); духовном и материально-преобразовательном. В каждом из них демографические характеристики могут иметь определяющее значение. Исторически начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом была и остается семья. Это первичный коллектив детей и взрослых, естественная среда их духовного развития. Прямо или косвенно социально-культурная деятельность затрагивает весь общественный функционал семьи, в структуру которой входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности. Современная семья отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям. Семья как первичная социально-культурная ячейка фактически открывает систему социально-культурных общностей и их типологию. Термин «социально-культурная общность» имеет собирательный смысл и распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающих в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности. К малым общностям относят коллектив кружка, любительского объединения, спортивную команду, команда участников КВН, проектную группу и другие небольшие по численности объединения, находящихся в эмоционально-личностном контакте – «мы – группа». Средние общности объединяют сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы со смысловым понятием «корпорация» и «корпоратив». Большие социально-культурные общности – это крупные устойчивые группы людей, действующих совместно в социально-культурных ситуациях в масштабах отдельно взятого региона (города, района, области) или всей страны. Это социальные слои, общественно-политические движения, партии, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко тысячи людей. Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.
|