Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Организация взаимодействия педагогов и





Семьи

 

Основные направления, способы взаимодействия

Педагогов и семьи

Взаимодействие педагогов и семьи направлено на решение двух основных задач:

-обеспечить благоприятные комфортные условия для воспитания, обучения и развития ребенка;

-содействовать единению, сплочению семьи, взаимопониманию родителей и детей, развитию семейных отношений.

Решению этих задач способствуют все педагоги образовательного учреждения. Особенно большую ответственность в их решении берут на себя классные руководители. Именно в классном коллективе устанавливаются более тесные контакты педагогов с семьей. От классного руководителя в значительной мере зависит, как будут отситься родители к школе, педагогам, насколько активно и заинтересованно они будут участвовать в делах класса и школы, в решении проблем обучения и воспитания своего ребенка.

Рассмотрим основные направления взаимодействия педагогов и семьи.

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Поэтому первое направление взаимодействия педагогов и семьиустановление и формирование дображелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи, выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в ра­боте с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размыш­ляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителя­ми должна убеждать в том, что он нуждается во взаимодействии с близкими и родственниками ребенка, в объедине­нии усилий с ними, что родители — его союзники и он не может обой­тись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к со­трудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководите­лю, учителям необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодей­ствие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддер­живает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родите­лей, опираясь на единомышленников и поддержку заинтересованных, активных родителей, учитывая интересы каж­дого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:

-Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите ос­новные его проявления.

-Почему необходимо сотрудничество педагогов и роди­телей?

-В чем школа может помочь родителям, а родители — школе?

-Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудни­чать?

-Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и ро­дителей было плодотворным?

-Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

-Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Для формирования отношений классного руководителя с родителями имеет своевременная и важная для родителей информация:

-об учебных планах, программах, режиме работы школы, возможном участии родителей в учебном процессе;

-об особенностях личностных сфер их ребенка, его познавательном стиле, склонностях и способностях, о достижениях и трудностях;

-о рациональной организации режима дня школьника, о наиболее эффективных формах и методах самостоятельной работы ученика;

-о нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы образования школьника, внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность конкретного образовательного учреждения;

-о перспективных и текущих событиях, происходящих в школе, классе, о возможностях участия в них ребенка и семьи;


-об оказа­нии помощи детям в учебе, в решении типичных проблем и многое другое в зависимости еще и от возраста школьников.

В информировании родителей помогут различные способы непосредственного и опосредованного взаимодействия: составление и рассылка памяток для родителей, разработанных специалистами, планов, графиков работы; групповые и индивидуальные консультации, встречи; переписка через Интернет.

Особенно важно стимулировать участие родителей в различных делах в классе и школе, творческих отчетах учащихся, проведении зачетных форм учебной деятельности детей и др.

Классный руководитель и учителя класса предусматривают следующее:

-проведение открытых уроков, индивидуальных занятий для родителей с целью раскрытия особенностей учебной деятельности ребенка и де­монстрации методики его обучения;

-организацию Дней открытых дверей (раз в чет­верть), который включает в себя: открытые уроки по предметам с участием родителей; различные формы познавательной деятельнос­ти (КВН, смотр знаний, турнир-викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.); выс­тавки-ярмарки;

-участие родителей в проведении учебных занятий и экскурсий, выступления с сообщени­ем; рассказ о профессии; демонстрацию наглядных материалов, подготовленных родителями; участие в оценке знаний и умений детей и др.;

-проведения открытых занятий кружков с при­влечением родителей, участие родителей в организации работы клубных объединений.

Второе направление - взаимодействие педагогов и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем. Основная задача педагогов и родителей - организовать своевременную помощь ученику по рациональному решению проблем, предотвращению возможных конфликтов. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с учеником и его родителями по самым различным проблемам:

- разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности, свободы ученика;

- преодолению грубости, давления, унижения со стороны родителей по отношению к своему ребенку;

- защите от морального и физического насилия ребенка со стороны родителей;

- общению с детьми разного возраста по основам детской возрастной психологии; учету интересов детей, а не только своих собственных; умению стать на позицию ребенка;

- решению проблем, связанных с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка:

- преодолению одиночества, боязни коллективного общения, связи с внешним миром, преодолению излишней говорливости при общении с другими людьми;

- преодолению гипериндивидуализма, эгоцентризма, агрессии, жестокости ребенка;

- решению проблем нехватки самодисциплины, саморегуляции, пренебрежение правилами и структурами сопротивления внешнему контролю, стремление получить больше свободы;

- преодолению крайней эмоциональной чувствительности, обостренного чувства справедливости, нечетности;

- преодолению излишней прямоты и откровенности, врожденного сопротивления любым переменам и нововведениям, скептичности к новым идеям, крайнего консерватизма;

- решению проблем самоутверждения ученика, его активности, участия в общественной жизни, предоставлению возможных условий для полезного выпуска излишней физической энергии и др.

- созданию ситуации для проявления заботы детей о родителях, своей семье, формированию чувства гордости за свою родословную, семью;

- приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его поддержке в ситуациях успеха и неудач.

Общая логика действий педагога, классного руководителя по решению проблем изложена в пятой главе данной книги, а также показана в разделе 7.3.







Date: 2016-07-25; view: 500; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию