Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Третье направление – развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье.
Данное направление включает следующие действия педагогов. 1.Изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации) с целью определения педагогических позиций и действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов семьи. 2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: -организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); -создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (Как помогли родителям? В чем и как помочь родителям? Чем порадуем родителей? Куда пригласим родителей и т.д. — подобные вопросы педагоги включают в обсуждение каких-либо мероприятий, повседневных событий); -написание сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких («Моя семья», «Как трудятся мои родители?», «Моя родословная» и др.); -творческие встречи детей с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; -организация выставок, представляющих результаты труда, увлечений, достижения родителей. 3.Взаимодействие с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье: -знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); -подготовка с родителями сюрпризов для детей к проведению праздников, по случаю важных школьных событий; -пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение, поощрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. 4 .Организация совместной деятельности детей и родителей в учебном процессе: - совместное обсуждение проблем учебы детей, подведение итогов учебной деятельности и анализ учебных достижений школьников; -выполнение творческих работ и заданий по предметам, семейных проектов, участие в семейных конкурсах знатоков по учебным предметам, кроссвордов, викторин; -проведение совместных познавательных мероприятий детей и родителей, конкурсов «Папа, мама, я - читающая семья», «Учеба - семейное дело», общественный смотр знаний, творческие отчеты по предметам и др. 5. Организация совместной внеурочной деятельности детей и родителей: -совместное целеполагание и планирование общих дел детей и родителей в классе, школе; -совместное обсуждение проблем и их решение; -проведение совместных дел родителей и детей (Дни здоровья, новогодние праздники, выставки семейного творчеств, туристические походы, экскурсии на природу, озеленение школы и участка, субботники и генеральная уборка школы, творческие дела «Учились наши мамы, учились наши папы», «Мир семейных традиций и увлечений»); -проведение совместных занятий родителей и детей «Я в доме хозяйка (хозяин)», «Семейный бюджет» и др.; -организация различных семейных конкурсов, «Самый лучший хозяин дома», «Самая лучшая хозяйка дома», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Я и моя бабушка», «Моя семья — мой город» и др.; -нализ результатов совместной деятельности (текущий, итоговый); -празднование дней рождения детей и т.д. -создание семейных творческих объединений, клубов, творческих коллективов. 6.Разработка программы жизнедеятельности семьи. В этой связи можно рекомендовать следующее: -программа семьи составляется на основе индивидуальных маршрутов всех членов семьи, поэтому важно проверить, насколько совпадают их временные ресурсы (график основной работы, время занятий, время проезда и т. д.); -важно иметь календарь знаменательных дат для семьи (дни рождения, важные семейные мероприятия и т.д.), чтобы в период его реализации не произошло каких-то накладок; -не реже одного раза в месяц целесообразно предусмотреть коллективные семейные мероприятия; мероприятия программы должны содержать не только те, что объединяют членов семьи, но предусматривать персональные, позволяющие каждому члену семьи реализовать индивидуальные потребности; -следует предусмотреть материальные затраты и возможные варианты использования семейных ресурсов при разработке программы. 7.Стимулирование взаимодействия детей и родителей: -поощрение родителей классным руководителем, учителями, администрацией школы за успешное воспитание и обучение детей, активное участие семьи в делах класса, школы (в различных формах); -проведение конкурсов «Самая дружная семья»; -присвоение званий на основе результатов совместной деятельности детей и родителей - «Семья года» (по итогам года) и соответствующее поощрение, «Образцовая семья» (присваивается по завершению периода обучения ребенка в школе на основе достижений всех членов семьи), которая заносится в Книгу почета города, района, школы. Четвертое направление – развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъектной позиции родителей в работе школы и класса при проведении различных форм взаимодействия с семьей и детьми, предоставление родителям реальных прав в решении вопросов воспитания и обучения детей в школе. Основные педагогические действия, которые необходимо осуществить в этом направлении: -совместная разработка и подписание коллективного договора в классе и договора педагогов с каждой семьей о взаимодействии в решении проблем обучения и воспитания детей, где определены взаимные обязательства строн; -участие родителей в формировании заказа на образовательные услуги; -поддержка и стимулирование инициатив, конструктивных предложений родителей по совершенствованию образовательного процесса школьников; -повышение роли, статуса родительского собрания как главного органа самоуправления, совершенствование методики его проведения как средства принятия коллективных и ответственных решений; -организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей; -проведение коллективного целеполагания и планирования работы родительского, классного коллективов на год, главных событийт и мероприятий; -участие представителей от родительского коллектива класса в обсуждении общешкольных проблем и планов; -организация коллективного анализа работы школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе; -выборы родительского комитета (актива) в классе, а также представителя в общешкольный родительский комитет; -организация систематической работы родительского комитета, определение его полномочий, прав и обязанностей, обеспечение его отчетности перед коллективом родителей; -выполнение родителями организаторских функций, создание советов дел из числа родителей при подготовке мероприятий; -использование методики чередования творческих поручений (ЧТП), предусматривающей поочередное участие микрогрупп родителей в организации жизни классного коллектива; распределение поручений между всеми родителями в начале года, предполагающее выполнение конкретной работы в классе (оформление, ремонт кабинета, организация экскурсий, выходов в театр, музей, поездок, походов, кружков, встреч, мероприятий и т. д.); -создание временных и постоянных комиссий по решению конкретных проблем (подготовка к экзаменам, оформление кабинета, организация экскурсии и др.); -организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий и т. д. (по решению классного родительского собрания, в рамках полномочий родителей и охраны прав детства); -предоставленние возможности родителям высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации школы; -подведение итогов деятельности органов родительского самоуправления; -коллективная оценка активности родителей в воспитании ребенка, их участия в жизнедеятельности класса и школы. Пятое направление – повышение психолого-педагогической культуры родителей. Это предусматриваетформирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования ребенка. Педагогические действия: 1.Изучение общекультурного уровня родителей. 2.Выявление уровня психолого-педагогической грамотности. 3.Определение тематики занятий и консультаций по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, заказа родителей. 4.Составление тематики практических занятий специалистами, учителями-предметниками с учетом проблем и трудностей обучения и воспитания, развития детей. 5. Выявление проблем, трудностей в семейном воспитании, их классификация, соответственно определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следующим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого-педагогической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; состоянию здоровья детей; характеру заболеваний детей и др. 6.Составление тематики, проведение консультаций, занятий с учетом выявленных групп. 7.Систематическое проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей: -специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, психиатром и др.); -учителями-предметниками; -воспитателями и др. 8.Организация работы «телефона доверия». 9.Определение времени в графике работы школы для проведения консультаций специалистами. 10.Организация конференций по обмену опытом семейного воспитания, вечеров встреч, вопросов и ответов со специалистами. Шестое направление – координация деятельности учителей и специалистов по оказанию поддержки семье. Данную функцию в масштабах школы осуществляет социальный педагог, в классном коллективе — классный руководитель. Основная задача – согласовать действия учителей и специалистов по оказанию помощи семье в в решении проблем воспитания ребенка, в установлении взаимоотношений между членами семьи, составлении индивидуально-развивающей программы или комплекса мер, направленных на решение проблем ученика, и обеспечение их реализации. В этом направлении осуществляются следующие действия: 1.Изучение семьи. 2.Своевременное выявление проблем семьи, ребенка, выяснение их причин, организация совместного с родителями и специалистами поиска способов решения этих проблем. 3.Организация педагогических консилиумов с участием учителей класса, специалистов, родителей: -по определению особенностей семьи, ребенка на основе обобщения данных диагностики; -по обсуждению и выработке подходов к воспитанию ребенка, к взаимодействию с родителями; -выработке общих, непротиворечивых, согласованных требований, к семье и ребенку; -по определению программы действий, направленных на оказание поддержки семьи и ребенка. 4. Оказание помощи в социально-педагогическом обследовании семьи для представления документов в органы опеки и попечительства и др., поскольку родители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию. 5.Своевременная поддержка родителей детей, попавших в экстремальные ситуации (определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.). 6. Принятие совместных мер воспитательного взаимодействия с ребенком в случае возникновения проблем, например, частых пропусков занятий в школе и др. 7. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по решению проблем, входящих в их компетенцию. 8. Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по решению проблем по следующей схеме: а) комплексные аналитические данные о ребенке; б) содержание проблемы; в) цели и задачи решения проблемы; г) подбор содержания, технологий, форм, методов, приемов, оптимально решающих проблему; д) определение группы субъектов образовательного процесса, непосредственно принимающих участие в решении проблемы; е) подбор видов, методов мониторинга, определяющих качество, достоверность, объективность решения проблемы; 9. Составление индивидуальной программы по решению проблем самим учеником. Взаимодействи педагогов и семьи организуется в той общей логике, которая дана во введении этой книги и представлена подробно в предыдущих главах. Далее покажем, как реализуется общий алгоритм организации этого взаимодействия в конкретных, наиболее типичных ситуациях.
Date: 2016-07-25; view: 384; Нарушение авторских прав |