Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение проблемы
При определении проблемы большое значение имеет постановка вопросов. Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации. При постановке вопросов необходимо стремиться к выявлению главного противоречия (между желаемым и действительным, реальным и идеальным, возможным и необходимым), которое лежит в основе проблемы, с тем, чтобы перейти от неизвестного проблемного поля к известному, а, значит, к правильной постановке задачи. Таким образом, формулирование проблемы – это процесс последовательной постановки вопросов от простого к сложному, от частного к более общему, которые приближают педагога к выявлению неизвестного в реальной ситуации, к переосмыслению его в известное. Для определения проблемы педагогу важно попытаться посмотреть на ситуацию со стороны, взглядом стороннего наблюдателя. Это позволит выявить реальную картину, приблизиться к объективному взгляду на сложившуюся ситуацию. Можно рекомендовать постановку следующих вопросов, представленных в таблице 23. Таблица 23 Рекомендуемые вопросы для выявления проблемы
Большое значение имеет построение образа ожидаемого результата. Ожидаемый результат может выражаться через определенный эталон или норму, которые хорошо известны и являются общепризнанными. Ожидаемый результат может быть также основан на педагогической закономерности, лежащей в основе любых педагогических процессов. Рассмотрев общий подход к определению проблемы, можно предложить разные формы организации деятельности по их выявлению: - коллективный анализ состояния и результатов учебно-воспитательной работы. На общем собрании педагогического коллектива в ходе специально организованной деятельности участникам предлагается обсудить проблемные вопросы: что не устраивает, какие трудности испытывает коллектив, в чем причины и т.д. Формы проведения коллективного анализа могут быть разнообразны (см.главу 2 данной книги). - проведение анкетирования, опроса, тестирования - такой способ позволяет за короткий срок с охватом большого количества респондентов выявить основные проблемы; - экспертное оценивание, в качестве экспертов могут выступать авторитетные педагоги, специалисты, родители, представители детского самоуправления и т.д. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надёжную, а иногда и единственную информацию о существующих проблемах. Этап определения проблемы завершается ее формулировкой. Таблица 24 Примеры формулировки проблемы
Установление причин Выявление причин проблемы можно назвать одним из важных и наиболее сложных этапов технологии. Иначе его можно назвать диагностическим, так как на нем используются методы психолого-педагогической диагностики. Что повлияло на возникновение проблемы, какие факторы, почему так произошло? На эти и другие вопросы нужно получить ответы, для того чтобы поставить верный диагноз. Чаще всего в процессе диагностики выявляется целый комплекс причин, повлекших возникновение проблемы. Поэтому педагогу необходимо установить главную причину, вследствие которой возникла данная проблема. Что послужило главным поводом возникновения проблемы? Наиболее эффективным способом установления причин является привлечение к этому процессу участников проблемной ситуации. Этап завершается установлением причин и постановкой диагноза проблемы. Диагноз в практической педагогике - это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования (В.А. Сластенин). Таблица 25 Примеры возможных причин и диагноза проблем
Date: 2016-07-25; view: 583; Нарушение авторских прав |