Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целеполагание в конце учебного занятия.





Литература. Тема: «Пушкин-историк»(6 класс)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- Что вы сегодня узнали нового о Пушкине?

- Что еще хотели бы узнать? (учитель фиксирует вопросы, которые интересуют детей)

- Кто из вас может подготовить ответы на эти вопросы? (учащиеся выбирают вопросы для самостоятельного изучения и выступления на следующем занятии)

- Что осталось непонятным? (учащиеся высказываются)

- Кто может пояснить одноклассникам непонятное?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на следующем занятии?

- Кто хочет, как Пушкин, сам выступить в роли историка?

- Кто хочет помочь мне в проведении следующего занятия? (учитель договаривается о встрече с учащимися).

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1.Как связаны цели и целеполагание в педагогическом процессе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3.Как взаимосвязаны цели и результаты деятельности?

4. Покажите на конкретных примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в педагогическом процессе.

5. Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

6. Приведите примеры различных видов целеполагания.

7.Назовите этапы целеполагания в обобщенном виде.

8. Как можно привлечь учащихся к целеполаганию учебной деятельности?

9.Как определить эффективность целеполагания?

 

Практические задания

Базовый уровень

1.Сформулируйте задачи конкретного дела: а) жизненно-практические; б)воспитательные; в) организационно-педагогические (используйте разработки из опыта, представленные в следующей главе).

2.Определите результаты конкретного дела (учебного занятия): а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (используйте разработки мероприятий из следующего главы).

3.Используя разработку из опыта, представленную в следующей главе книги, выделите этап целеполагания и приемы, которые применяются на этом этапе.

 

Повышенный уровень

1.На конкретных примерах покажите взаимосвязь целей и задач, осуществляя их композицию и декомпозицию:

а)цель конкретного дела — цель на период - цель на год — цель перспективная;

б) цель личности — цель микрогруппы — цель классного коллектива — цель школы.

2. Разработайте способы привлечения детей к различным видам целеполагания учебной деятельности.

3. Разработайте методику целеполагания конкретного дела (учебного занятия).

Рекомендуемая литература

 

1.Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок. Под ред.Е.Н.Степанова и др.- М.:Центр «Педагогический поиск», 2011. - 208 с.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,2001. - 256 с.

 

Глава 4. Технологии планирования

Сущность и функции плана. Требования к планированию

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность педагогической деятельности. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных и образовательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т.е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т.е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

План является помощником в построении педагогического процесса, если соответствует ряду требований.

1) Целенаправленность плана, то есть единство целеполагания и целеосуществления. Планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. Так, например, Новогодний праздник в двух 7-х классах готовится и проводится по-разному, в зависимости от тех воспитательных задач, которые решаются педагогом, родителями и детьми.

2) Принцип индивидуальности (Е.Н. Степанов), который нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание таких проектов, проведение таких дел, которые обеспечивают выявление, учёт и развитие индивидуальности каждого участника воспитательного процесса. План ориентирован на реализацию потребностей в интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.

3) Принцип коллективности и партнёрства, предусматривающий обоснование воспитательных задач всеми участниками педагогического процесса и совместный поиск педагогических средств по решению этих задач. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. В процессе планирования взаимодействие детей и взрослых строится на основе диалога и сотрудничества, учитываются интересы и мнения всех взаимодействующих сторон.

4) Принцип обеспечения связи педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний и умений, приобретённых на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллектива, участие детей в общественных делах, акциях;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5) Принцип комплексности, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов, положительное влияние на разные стороны, свойства личности и способностей детей;

б) включение школьников в разные виды деятельности;

в) целостность воздействия на все сферы индивидуальности детей (мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции, деятельностную, интеллектуальную и экзистенцианальную).

6) Принцип обеспечения вариативности планирования, что предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции, как в процессе коллективного планирования, так при составлении и реализации планов. Важно, что в один и тот же планируемый период у детей была возможность выбирать содержание и форму своего участия в планируемых делах, а также сами дела. Именно обеспечение возможности выбора дел и характера участия в них обеспечивает субъектность позиции школьника. Для этого в плане в одно и то же время предлагался набор дел и мероприятий, видов и форм деятельности, в которых могли бы участвовать все или отдельные группы детей.

7) Принцип преемственности, требующий:

а) обеспечивать взаимосвязь задач, планируемого содержания и форм урочной и внеурочной деятельности детей на различных этапах планирования;

б) согласовывать различные типы планов, план работы детского и педагогического коллективов, общешкольного и первичного коллективов;

в) обогащать, развивать планируемое содержание и формы деятельности детей от класса к класса, по мере развития учреждения;

г) исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;

д) осуществлять процесс планирования непрерывно, т.е. постоянно отслеживать процесс реализации планов и вносить коррективы, а также конкретизировать общие планы более частными.

8) Принцип конкретности, целесообразности и обоснованности планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, планируемыми результатами. При планировании важно чётко обосновать воспитательные и образовательные задачи, планируемые результаты, отражающие специфику коллектива, учреждения, с учётом этих задач конкретизировать содержание и формы деятельности участников образовательного процесса, определить ответственных и сроки выполнения планируемой работы.

9) Принцип реальности и разумной насыщенности планируемой работы. Перегруженность планируемой работы приводит к тому, что участники воспитательного процесса не смогут качественно готовить и проводить запланированные дела, глубоко их осознать и проанализировать. В данном случае оправдано и уместно правило: лучше меньше, да лучше. В то же время, если при планировании какие-то этапы жизни коллектива не предусматривают конкретной деятельности, то это может привести к рождению случайных, не всегда полезных инициатив, либо к снижению общего ритма развития коллектива.

Отметим, что выше изложены принципы, которые учитываютися при планировании педагогической работы в целом. Конечно, планы очень различны, что позволяет уточнять принципы планирования и их содержание.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

- составление педагогами проекта плана (его контуров);

-коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

-внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

Важнейшими документами, которые учитываются при любом планировании в школе, — это федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, основная образовательная программа (для начальной, основной, средней школы).

При планировании педагогической работы необходимо учитывать также следующее:

- результаты педагогической деятельности и выводы, полученные в ходе анализа;

-требования ФГОС к результатам образовательной деятельности;

-воспитательные, образовательные и организационно-педагогические задачи;

-материалы, советы и рекомендации педагогической в методической литературы по воспитательной работе;

-передовой опыт страны, города, школы;

-возможности родителей, общественности;

-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

-традиционные праздники учебного года;

-события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

-события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

-традиции школы;

-дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

-предложения педагогов, учащихся, родителей.

 

Виды и структура планов

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное - они должны помогать в организации педагогической деятельности, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами. Педагоги составляют самые разные планы, их можно классифицировать по разным основаниям[12].

1) По охвату содержания:

комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитания школьников в образовательном учреждении, план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом;

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;

— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д.

2) По длительности планируемого периода:

— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода). К примеру, план работы на месяц, на неделю, на декаду;

— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3) В зависимости от субъекта планирования:

— индивидуальный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана.

4) По масштабу планирования:

— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми. В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей.

Учитель участвует в составлении общей образовательной программы (см.3 часть пособия «Технологии педагогической деятельности», глава 6), а также составляет на основе ФГОС рабочие и тематические планы по учебным предметам (см. 3 часть того же пособия, глава 7).

В школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

— перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т.п.);

— календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);

— план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

— план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;

— планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;

— перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (от 3 до 10 лет), например, по духовно-нравственному воспитанию, краеведческой работе и др.;

— планы подготовки и проведения общешкольных дел.

В классном коллективе чаще всего составляют:

— план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

— план ученического коллектива;

— план работы коллектива по важнейшему направлению на Определенный период (месяц, год, несколько лет), например, поисковая работа, работа с младшими;

— план подготовки и проведения дела в коллективе;

— план работы творческого объединения, групп.

Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя.

Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»:

1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:

а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);

б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);

в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что в как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);

г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

— они вытекают из анализа работы;

— задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;

— они конкретны и реальны для выполнения;

— задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;

— они учитываются при планировании методической рабо­ты, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.

3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом.

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.16).

Таблица 16

План работы с ученическим коллективом

Задачи воспитательной работы Основные мероприятия Дата Ответственные Отметка о выполнении

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 17)

Таблица 17

План воспитательной работы в школе

Задачи воспитательной работы Основные мероприятия Работа с учащимися Работа с педагогами Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами, общественностью

Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл. 18), который доступен для знакомства и использования всеми детьми.

Таблица 18

План работы ученического коллектива школы

Недели I неделя II неделя II неделя IV неделя
Месяцы Дата Содер-жание Ответ Дата Содер-жание Ответ Дата Содер-жание Ответ Дата Содер-жание Ответ
Сентябрь                        
Октябрь                        
И т.д.                        

 

Коллектив авторов под руководством Е.Н. Степанова предлагает набор различных вариантов форм раздела плана классного руководителя «Основные направления и дела классного сообщества»; взяв за основу определённое основание:

-освоение социальных ролей (семья, трудовой коллектив, общество, мир, я –сфера) по Н.М. Таланчуку;

-в соответствии с тематическими программами «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё «я»» (В.Т. Кабуш);

-освоение общечеловеческих ценностей по В.А. Караковскому (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек);

-включение детей в различные виды деятельности (познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая) по Л.И. Маленковой и Н.Е. Щурковой.

Схему плана классного руководителя предлагает Л.И. Маленкова, который также является перспективно-календарным и удобным для корректировки, выделения цветом действий детского актива, родителей.

Таблица 19

План работы классного руководителя

Календарные сроки проведения дел Содержание планирования Сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

 

1.Организации-онная работа 1. Воспитательно-организационные задачи 2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в начале недели)        
2.Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) 1. Познавательная деятельность 2. Ценностно-ориентировочная деятельность 3. Трудовая деятельность        
3.Методическая работа          

 

Общая технология планирования

Технология планирования представляет собой цепочку, алгоритм последовательно выполненных действий. Делаются попытки различными авторами технологизировать процесс планирования. Можно попытаться разработать общую технологию планирования, т.е. которая будет применена при любом виде планирования. Так, например, общий алгоритм любого планирования можно представить следующим образом[13].

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос; что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.),

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т.е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т.д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства в способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т.д.).

Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

По сути анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как в другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т.е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге,

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии* позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги в руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

Процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный общий алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).

Для этого необходимо определить систематичность анализа и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»). По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета в отрезка времена, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания в средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит прежде всего от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.)- К примеру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие дети к нему придут заниматься, и т.д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный в аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятельности, их условия, соберет всю необходимую информацию.

Взаимодействие педагогов и детей в процессе планирования

План — важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В процессе планирования педагогический и ученический коллективы находятся в неравных положениях. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме).

Педагогический коллектив обеспечивает реализацию вышеизложенных требований к планированию, без которых не может правильно и целенаправленно осуществляться планирование и учесть которые не всегда могут сами школьники. Педагоги способны предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Они продумывают координацию усилий педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач. Педагоги помогают школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривают сохранение и развитие традиций в коллективе, придают плану и планированию идейную направленность.

Руководящая роль педагогов в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей; информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе; содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия/; должны быть сориентированы на детей — учитывать и развивать их потребности и интересы.

В процессе планирования педагоги и учащиеся проявляют и совершенствуют свое представление о содержании деятельности, лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего взаимодействия и сотрудничества. Взрослым труднее строить взаимоотношения с детьми, если отсутствует или неправильно организуется их совместная работа при планировании. При педагогически грамотном взаимодействии создаются благоприятные условия для проявления и формирования у учащихся активной позиции в реализации намеченного. Дети приобретают аналитические, конструктивные, организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов.

Необходимость и важность взаимодействия педагогов в учащихся в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей.

В зависимости от условий взаимодействие педагогов и детей в процессе планирования может проходить на нескольких уровнях:

1 уровень — педагоги привлекают учащихся к планированию;

2 уровень — совместное планирование педагогов и детей;

3 уровень — педагоги помогают школьникам в планировании.

На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе деятельности, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия педагогов и учащихся зависят от многих обстоятельств. Отметим наиболее существенные из них.

Прежде всего, позиция педагогов, возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Опыт показывает, что в планировании коллективной деятельности могут участвовать дети с первого года обучения в школе. Владение правильной методикой позволяет учителю вначале привлечь детей к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к третьему классу под руководством педагога школьники способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы — развить у детей интерес и потребность к коллективному поиску, обучить их совместной работе в процессе планирования. Постепенно от класса к классу влияние педагогов становится более скрытым. Организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий самостоятельно. В старших классах педагоги в основном являются участниками работы или советчиками. Старшеклассники становятся организаторами планирования вмладших классах.

Однако в практике возможны ситуации, когда учащиеся старших классов неспособны организовать планирование даже конкретных дел. Следовательно, характер и уровень взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования существенно зависят не только от возрастных возможностей детей, но и от предыдущего опыта школьников, уровня их подготовленности к самостоятельным действиям, сложности, степени новизны предстоящего дела или проблемы, которую предстоит решать. Так, один из эффективных приемов включения детей в планирование, когда у учащихся нет опыта работы на каком-либо направлении или для них характерен низкий уровень самостоятельности, — выбор решения из нескольких вариантов, предложенных взрослыми. С накоплением опыта работы школьникам не потребуются образцы педагогов, так как дети их находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в процессе коллективного поиска детей.

На взаимоотношения педагогов и детей в процессе планирования влияет морально-психологический климат коллектива, общественное мнение, нормы поведения, принятые в коллективе, эмоциональный настрой детей.

В школьном коллективе функционируют различные коллективы и объединения детей: классы, советы, клубы, кружки. Каждый коллектив отличается характером вхождения в него школьников. По-разному строятся отношения взрослых и детей в этих коллективах, взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования. Так, при планировании работы, дел в ученическом коллективе педагог может являться непосредственным организатором, активным участником, ведущим этой коллективной деятельности, то есть в зависимости от условий допустимы все уровни взаимодействия педагогов и детей в процессе планирования. В клубе школьники сами планируют свою работу и дела, а педагоги скрыто, незаметно направляют этот процесс: выступают в качестве советчиков, помощников, а в период подготовки к планированию ненавязчиво проводят свои идеи через актив. В этом случае правомерно ориентироваться на третий уровень взаимодействия педагогов в детей в процессе планирования.

Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и школьников зависят от вида планирования. Возможности массового и активного участия детей, роль педагогов, уровень взаимодействия педагогов и школьников отличаются при планировании перспективном (в основном 1-й уровень взаимодействия) и текущем (возможны все уровни), в школьном коллективе и первичном при планировании работы на каком-либо направлении или конкретного дела.

Если говорить об общешкольном коллективе, то на уровень и характер взаимодействия взрослых и детей в процессе планирования влияет наполняемость и количество классов в школе. Так, развитие взаимодействия успешнее осуществляется в условиях малочисленной школы. Здесь легче, как показывает практика, обеспечить сотрудничество всех взрослых и детей, старших и младших в процессе перспективного и текущего планирования работы школы, конкретных общешкольных дел.

Многообразие ситуаций, возникающих при планировании, условий, обстоятельств, влияющих на характер взаимодействия взрослых и детей, требует от педагогов высокого уровня педагогического мастерства, а также знания и владения методикой организации взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования.

Итог, показатель эффективности планирования, успешного взаимодействия педагогов и детей можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они именно того, что считали целесообразным педагоги.

Часто педагоги сетуют на то, что дети ничего не предлагают при планировании работы. Что делать педагогу? Некоторые дают свои советы, выдвигают сами идеи, подавляя инициативу детей, навязывая своё мнение и тем самым, формируя потребительскую позицию. Или другая ситуация: дети предлагают примитивные, избитые идеи, которые у них не вызовут активности в реализации этих идей. В обоих случаях выход один – найти способы обогащения опыта детей новыми идеями и проведения педагогических замыслов через сознание детей.

Можно предложить педагогам следующие способы проведения своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

л) чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Умение провести через детей свои педагогические замыслы так, что дети присвоят их и посчитают своими – это показатель высокого профессионального мастерства. Только в этом случае можно рассчитывать на высокую активность и субъектность детей в реализации намеченных планов.

Таким образом, успешность, эффективность планирования педагогической работы как этапа организации деятельности и как педагогического средства в значительной мере зависят от характера и стиля взаимодействия участников процесса планирования, взрослых и детей.

Процесс планирования воспитательной работы покажем для трёх наиболее распространённых и важных случаев:

¾ планирование на учебный год в школе;

¾ планирование на учебный год в классе;

¾ планирование конкретного дела.

 

Планирование воспитательной работы в школе на учебный год

Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами.

1 этап анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка (см. подробнее § 2 главы 3).

2 этап определение и формулировка воспитательных задач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналитической работы определяются и окончательно формулируются задачи. В ряде школ на сборе представителей классных коллективов организуется коллективная «мозговая атака» по анализу работы и формулировке задач школьного коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи всего ученического коллектива.

3 этап коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.

Главная забота — направить школьников на поиск нужных и полезных дел, которые соответствуют поставленным задачам, подсказать такие дела. В ходе поиска педагоги помогают детям отобрать самые важные дела, побуждают школьников к осмыслению целесообразности своих предложений для коллектива, других людей, задавая вопросы: почему? что это даст? кому принесем пользу?

Взрослые регулируют отношения между поисковыми группами, помогают каждому школьнику проявить себя, ощутить свой вклад в рождение коллективного плана (см. табл.20).

Таблица 20

План проведения Дня коллективного поиска

(из опыта работы школ)

9.00-9.40 Анализ работы в школе за учебный год по классам, выдвижение проблем и задач для решения на следующей год.
9-50—10.30 Анализ работы в школе с представителями от классов. Коллективный анализ работы в классе за учебный год.
10-40-11.10 Работа в классах: о результатах анализа работы в школе, общешкольных задачах на следующий год. Выдвижение общешкольных дел на следующий год.
11.20—12.00 Планирование общешкольных дел с участием представителей от классов. Анализ работы объединений клубного типа, работа проблемных групп.
12. 10—12.50 Планирование формы участия класса в общешкольных делах и планирование основных дел, выдвижение идей по организации работы класса в следующем году.
13.00-13.40 Сбор заявок на участие в общешкольных делах. Перспективное планирование клубных объединений.

 

Учащиеся, педагоги, родители участвуют прежде всего в определении главных, ключевых дел, в поиске которых объединяются усилия всех. Эти дела выявляются в ходе коллективного планирования на сборе актива, где учащиеся выдвигают не только свои предложения, но и выражают интересы первичных коллективов и объединений, являясь их представителями.

Обсуждаются также перспективы на различных направлениях работы школы, в клубах, штабах, кружках. Примерные вопросы для такого коллективного обсуждения: главные задачи в работе на следующий год; предложения по участию объединения в ключевых делах школьного коллектива; сотрудничество с другими коллективами и объединениями; дела для младших школьников, на пользу окружающим людям; содержание и формы работы в объединении.

Первые три этапа коллективного планирования могут быть организованы в форме Дня творчества и поиска.

4 этап отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласуй с ними организационные вопросы.

5 этап обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим коллективом на педсовете.

6 этап составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т.д. В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актив учащихся.

7 этап обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.

8 этап планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.

Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.

 

Планирование воспитательной работы в классном коллективе

Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом.

1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май

2. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания — начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач — июнь.

4. Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом иродительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3-я недели сентября.

4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

— поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями);

— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки» полезных дел;

— анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?);

— предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.

4.3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение).

4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:

а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

б) дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;

в) учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);

г) каждая группа составляет план дел, действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;

д) группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива.

4.5. Обсуждение содержания, форм работы с родителями и детьми на классном собрании.

4.6.Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей.

4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.

4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива.

4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:

— сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел активом класса;

— коллективное обсуждение воспитательных задач нановый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);

— обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности планов в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;

— выбор ответственных за проведение дел;

— выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.

Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся.

Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана.

5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива.

Схематично процесс планирования в школе и классных коллективах представлен в табл.21.

Таблица 21

Примерная циклограмма анализа и планирования на учебный год

Сроки Содержание работы
Март   Семинары классных руководителей по проведению анализа и планированию работы на следующий учебный год. Создание творческой группы и планирование ее работы.  
Апрель 1-я неделя Учеба актива учащихся по организации анализа и планирования работы в школе и первичных объединениях.    
2-я неделя   Изучение результатов воспитательной работы в школе. «Срезовые методики по выпускным классам. Изучение результатов воспитательной работы в классных коллективах.  
3-я неделя     Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в классах.  
4-я неделя   Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в школе. Выдвижение проблем и задач для решения на следующий год.  
Май 1-я неделя Коллективный анализ воспитательной работы в школе и классе на родительских собраниях.  
2-я неделя   Коллективное планирование в классах — выдвижение общешкольных дел.  
3-я неделя   Коллективное планирование в классах — выдвижение общешкольных дел.
4-я неделя   Написание анализа работы за учебный год классными руководителя ми.
Июнь   Составление плана работы ученического коллектива. Написание анализа воспитательной работы за учебный год.
Август   Составление плана контроля методической работы. Обсуждение плана работы ученического коллектива в педагогическом коллективе.
Сентябрь 1-я неделя Утверждение плана работы ученического коллектива на ученической конференции.    
2-я неделя Коллективный поиск дел в классах и клубных объединениях.
3-я неделя   Сборы-старты по планированию в классах и объединениях.
4-я неделя   Составление плана воспитательной работы классными руководителями и руководителями клубных объединений.

 

Планирование воспитательной работы – это многосторонний и многоэтапный процесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма педагогов, умения провести свои замыслы через детей. Совместный поиск учителей, учащихся, родителей в процессе планирования составляет основу творческой деятельности, определяет позицию взрослых и детей в реализации намеченного.

 

Из опыта работы

Коллективное планирование работы на учебный год

(5-6 кл.)

1. Все вы знаете, кто такие альпинисты. Наш класс тоже похож на группу людей, покоряющих горную вершину. Только нам предстоит покорять не скалы, а, может быть, не менее трудную вершину – Пие под названием «Коллектив». Известный педагог А.Н. Лутошкин выделил несколько вершин, которых могут достигнуть ребята, живущие и работающие, как мы, – в одном коллективе. Названия этих вершин записаны на доске, там же – качества, которыми должна обладать группа альпинистов, чтобы достичь каждой из них.

(На доске указаны названия стадий развития коллектива и краткая характеристика каждой стадии).

2. Внимательно посмотрите на характеристики и подумайте, какой из вершин мы уже достигли.

(В микрогруппах дети обсуждают, на какой стадии развития находится коллектив, высказывают и аргументируют своё мнение. После общего обсуждения определяется вершина, которая соответствует стадии развития коллектива – она отмечается на доске)

3. На пути у альпинистов встречаются различные трудности и преграды: ледники и овраги, пропасти и отвесные скалы. Какие преграды встречали мы на нашем пути? Что мешает нам подняться на более высокую вершину? От чего необходимо избавиться?

(Обсуждение в микрогруппах, ответы записываются на стрелках, ведущих вниз)

4. Но несмотря на все трудности и преграды, альпинисты стремятся к вершине. В пути им помогает верная дружба. А что поможет нам достигнуть следующей вершины?

(Обсуждение в микрогруппах, ответы записываются на стрелках, ведущих вверх).

5. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь следующей вершины? Какие дела организовать?

(Обсуждение в микрогруппах, ответы записываются на «горе»)

6. Кто может помочь нам в восхождении?

(Обсуждение в микрогруппах, ответы записываются на «солнце»)

7. Вы знаете, что на свете существуют и другие группы альпинистов. Наш коллектив тоже находится среди других людей. Подумайте, что мы можем сделать для них, кому помочь?

(Обсуждение в микрогруппах, ответы записываются на «облаках»)

8. Вы предложили много интересных и полезных дел. Какие из них мы проведём в первом полугодии?

Обсуждение в микрогруппах, заполнение таблицы:

ДЕЛО ОРГАНИЗАТОРЫ УЧАСТНИКИ
1.    

 

9. В организации каких дел вы хотели бы принять участие, какие можете организовать самостоятельно?

(Обсуждение в микрогруппах, результаты записываются в таблице)

10. Какое дело мы можем организовать первым? Подумайте, как можно это сделать.

(Планируется предстоящее дело)

11. Наш отряд альпинистов снова в пути. Дружба и взаимовыручка помогут и нашему коллективу, преодолев все препятствия, достигнуть следующей вершины. Мы обязательно должны помогать друг другу в этом восхождении. Достичь следующей вершины мы сможем, лишь оставив у подножия горы все недостатки и решив все проблемы, которые сегодня определили, и лишь тогда, когда каждый будет считать общее дело своим и чувствовать ответственность за успех своего коллектива.

 

Коллективное планирование Новогоднего праздника

1. Вступительная беседа.

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы коллективно спланировать празднование Нового года. Какие мысли у Вас возникают в связи с этим праздником? Предлагаю продолжить фразу: «Новый год для меня — это...».

Действительно, это главный праздник года. Разные чувства наполняют нас в эти дни: лёгкая грусть (вот и ещё один год прожит) сменяется чувством радости и надежды. Все мы хотим, чтобы новый год был прожит лучше, чем старый, и надеемся, что осуществятся наши сокровенные желания.

Но что мы знаем об этом празднике? (Учащиеся высказываются)

Всегда ли Новый год отмечался 1 января?

Д. Нет.

У. По примеру западно-европейских стран Пётр I ввёл празднование Нового года на Руси 1 января.

Но ведь и раньше на Руси были свои обряды, связанные с зимними праздниками, которые приходились на конец декабря, когда солнце поворачивало на лето, а зима на мороз.

Какие зимние праздники мы отмечает после Нового года?

Д. Рождество.

У. Верно. Но ещё до крещения Руси Владимиром у язычников существовал такой праздник, как КОЛЯДА. Колядовать – приносить жертву божеству солнца.

Во время колядок на стол клали рукоять плуга, чтобы мыши и кроты не трогали посевов. Люди шли на улицы, пели песни, собирали подаяния для общей жертвы. Когда язычество сменилось христианством, то Коляда совпала с Рождеством. Смешались старые и новые обычаи.

С 1997 г. разрешено открытое празднование Рождества в нашей стране. Через неделю после Рождества наступает Новый год по старому стилю.

Как же этот праздник отмечают в других странах?

Какие интересные традиции празднования Нового года вы знаете?

(Учащиеся высказываются)

На востоке и на западе Новый год отмечается по-разному.

В Японии бьют 108 ударов в колокол. Здесь считается, что у человека есть 6 основных пороков: жадность, злость, нерешительность, легкомыслие, алчность (и 18 их оттенков). Звон колокола очищает от этих пороков. С последним ударом нужно лечь спать, чтобы с рассветом встретить Новый год. Дома украшаются веточками бамбука и цветущей сливы. Жители мастерят и запускают воздушных змеев.

В Гвинее в Новый год водят по улицам слонов, символизирующих мощь и богатство.

В Аргентине в новогоднюю ночь ходить по улицам небезопасно, поскольку жители до прихода Нового года спешат освободиться от старой мебели, выбрасывают её на улицу.

В Швеции в Новый год сжигают соломенного козла, прогоняют старый год выстрелами, устраивают маскарад, бьют посуду.

На Кубе во время последнего, 12-го удара часов кубинцы выливают кувшин с водой. Устраивают фейерверк и факельные шествия.

В Лаосе в Новый год устраивают торжественное обливание из шлангов и кувшинов. (Эта традиция связана с большим количеством водоёмов на территории страны)

В Англии в эту ночь в дом приходит темноволосый мужчина с кусочком угля и веткой омелы в руках. (Омела – необходимый атрибут новогодних праздников, имеет магический смысл; уголь – символ тепла)

В Венгрии в Новый год звучат песни ряженых под звуки рожка, которые после 12-го удара часов отгоняют злых духов.

В Чехословакии перед Новым годом принято поздравлять родных и друзей, слушать спокойную музыку. Во время же праздника звучит весёлая музыка, рекой льются шутки и розыгрыши.

В Шотландии в новогоднюю ночь не запирают дверей. Можно зайти к соседу и положить кусочек угля в его камин, чтобы огонь в нём не гас весь следующий год.

Какие новогодние традиции вам понравились? (Учащиеся высказываются)

У. А мне нравится, как празднуют Новый год в Индии. Человек не может быть счастлив, если в преддверии праздника не покаялся в своих грехах, не отдал долги и не попросил прощения у всех, кого в старом году мог случайно ранить или обидеть недобрым словом. Корни этого обычая лежат в буддизме.

Идея покаяния и всепрощения, желание начать жизнь в новом году человеком, свободным от грехов, кажется мне наиболее важной и значимой.

2. Коллективное планирование

У. А как вы думаете, какова главная идея празднования Нового года?

Д. Все делают друг другу подарки, поздравления, сюрпризы.

У. Только для себя вы будете делать подарки и сюрпризы?

Д. И для других.

У. Действительно. Основная идея – преподнести сюрприз, желание принести радость и счастье не только себе, но и другим. А кого мы можем поздравить с Новым годом?

Д. Родителей. Учителей. Сестёр и братьев. Подшефных. Жителей микрорайона.

(Творческая группа, подготовленная заранее, фиксирует результаты обсуждения на доске).

У. А как мы будем поздравлять? Чтобы решить этот вопрос, давайте разобьёмся на группы.

Каждая группа обсуждает один из вопросов: как поздравить родителей (учителей, сестёр, братьев, подшефных, жителей микрорайона)? Заранее подготовленные лидеры координируют и направляют работу в группе. Затем каждая группа излагает свой вариант. Если по ходу выступления у других групп возникнут оригинальные предложения, не связанные с их вопросом, то они могут дополнить своих товарищей.

Учащиеся по желанию распределяются в группы, чтобы подготовить одно из поздравлений к Новому году. Затем собирается «банк идей» по празднованию Нового года в классе и проведению «Огонька».

Результат обсуждения: план действий по подготовке празднования Нового года.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию