Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Технология решения педагогической проблемы





Основные понятия и их взаимосвязь

Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека[14]. То есть педагогическими называют те проблемы, которые связаны с воспитанием и образованием человека.

Приведем примеры. Один ребенок постоянно обманывает, как добиться, чтобы он говорил правду? Другой - грубит, как привить ему уважение к окружающим? Третий – не хочет учиться, как привить ему интерес к учебе? И т.д. В классе также часто возникают конфликты, например, он разделен на группировки, как добиться единства и сплоченности? В школе некоторые учащиеся курят, употребляют алкогольные коктейли, как сделать так, чтобы подростки отказались от вредных привычек? Все это проблемы педагогического характера, но имеющие разные уровни – конкретного ребенка, класса, школы.

Известно, что педагогические проблемы пронизывают всю школьную жизнь, они касаются каждого из нас. Решению педагогических проблем посвящены литературные произведения, они являются основой многих киносюжетов, стоят в центре обсуждения многочисленных телепередач. С педагогическими проблемами повседневно сталкивается каждый родитель. И решение педагогических проблем в повседневной жизни, как правило, происходит по-разному: интуитивно, с опорой на жизненный опыт, часто неосознанно.

В отличие от простого обывателя, педагог подходит к решению педагогических проблем профессионально. Профессиональную педагогическую позицию отличает сформированная методологическая культура, основанная на научных знаниях из разных областей наук о сущностях педагогических явлений, о закономерностях человеческого развития, принципах организации педагогического процесса. Особенно важно - умение применять технологию решения педагогических проблем. Сформированная методологическая культура является неотъемлемой частью профессиональной культуры педагога.

В научной терминологии понятие «педагогическая проблема» тесно связано с такими понятиями как «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация». Попытаемся соотнести их между собой, начав с определения педагогической ситуации.

«Ситуация» в переводе с французского означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. По мнению Л.Ф.Спирина, педагогическая ситуация отражает объективное состояние педагогического процесса в определенном временном промежутке. Педагогическая ситуация характеризуется следующими признаками: цель, место, время, субъекты, характер взаимодействия и содержание деятельности субъектов, социальный контекст, межличностные отношения, социально-психологический климат. Причем, с изменением одного из признаков, меняется и сама ситуация.

Если педагог осмысливает ситуацию и привносит в нее цель, то она уже становится педагогической задачей. В. А. Сластенин определяет педагогическую задачу как осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. «Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса»[15]

В педагогической практике все ситуации проблемны. Выход из той или иной проблемной ситуации всегда требует от учителя постановки и решения педагогической задачи, и здесь она рассматривается как средство решения проблемы. Поэтому можно заключить, что когда в педагогической ситуации возникают противоречия, то она становится педагогической проблемой. Педагогическая задача является средством устранения выявленных в проблеме противоречий.

Технология решения педагогической проблемы в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы.

 

Таблица 22

Основные подходы к выделению этапов решения

педагогической проблемы

Авторы Этапы решения
Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология 1. Точно понять проблему. 2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 3. Составить модель задачи. 4. Найти ресурс для решения задачи. 5. Применить приемы разрешения противоречий. 6. Сформулировать несколько решений. 7. Выбрать самое сильное решение. 8. Анализ решения задачи.
Р. Джойнер 1. Определение желаемого результата. 2. Анализ текущей ситуации. 3. Анализ причин, приведших к текущей ситуации. 4. Анализ всех возможных путей достижения желаемого результата. 5. Выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека. 6. Реализация решения, текущий анализ, корректировка. 7. Выработка планов дальнейшего развития.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1.Диагностика проблемы. 2.Формирование целей. 3. Формулировка ограничений и критериев принятия решении. 4. Выбор допустимых альтернатив.5. Предварительный выбор лучшей альтернативы. 6. Экспериментальная проверка альтернатив. 7. Выбор единственного решения. 8. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. 9. Выполнение решения. 10. Обратная связь.
Б.З. Мильнер 1. Выделение и определение проблемы. 2. Поиск информации и альтернатив решения. 3. Выбор среди альтернатив. 4.Принятие решения.
А.Г. Поршнев 1. Появление (постановка) проблемы. 2.Выявление факторов и условий её решения. 3. Разработка (выбор) решения. 4. Оценка, принятие и организация выполнения решения.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. 1.Постановка педагогической задачи.2. Проектирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана решения на практике. 4.Анализ результатов решения.
Л.Ф.Спирин 1. Анализ возникающей ситуации. 2. Осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы. 3. Разработка программы решения задачи системой. 4. Осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи. 5. Анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

 


На основе анализа различных подходов к решению педагогических проблем, можно выделить определенную последовательность шагов. Технология решения проблемы:

- Определение проблемы.

- Установление причин.

- Постановка педагогической задачи.

- Поиск вариантов решения задачи.

- Принятие решения.

- Реализация решения проблемы.

- Анализ эффективности решения проблемы.

 







Date: 2016-07-25; view: 2650; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию