Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификации педагогических задач
- Н.В. Бордовская, А.А. Реан выделяют следующие типы педагогических задач: 1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.); 2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников; 3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика; 4) задачи по организации деятельности учащихся; 5) задачи по формированию общественного мнения коллектива; 6) задачи по переориентации ученика; 7) задачи по изменению отношения к учению; 8) задачи по закреплению привычки, интереса; 9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика; 10) задачи по росту самостоятельности; 11) задачи на развитие и проявления творчества; 12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности; 13) задачи по педагогическому стимулированию; 14)задачи по самовоспитанию[19]. Л.Ф. Спирин предлагает классификацию педагогических задач в соответствии со структурой этапов цикла педагогического управления:1. Задачи этапа диагностики, здесь можно выделить шесть основных групп задач: - задачи организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками; - задачи использования опросов (интервью, анкет) в диагностических процедурах; - задачи изучения учебно-творческих работ учащихся; - задачи педагогического эксперимента; - задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики. 2. Задачи этапа целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей. 3. Задачи этапа прогнозирования и планирования, здесь можно выделить 7 групп задач: - задачи определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза; - задачи прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, физического, профессионально-трудового, культурного развития учащихся; - задачи планирования активных методов и приемов сообщения информации; - задачи планирования практической, учебной, гражданской, нравственной, художественно-эстетической, трудовой, предпринимательской и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов; - задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества) с учащимися; - задачи организации совместного планирования работы с другими субъектами педагогического процесса; - задачи итогового оформления программы предстоящей учебно-воспитательной работы. 4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана, здесь решаются 4 группы задач: - задачи сообщения информации и убеждения учащихся; - задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрации определенных приемов работы; - задачи стимулирования самопознания, самоорганизации, самоосуществления, самовоспитания учащихся; - задачи реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества. 5. Задачи этапа анализа результатов: - задачи определения степени достижения поставленных целей; - задачи установления причины недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем[20].Третий этап завершается постановкой педагогической задачи.Таблица 26 Примеры постановки педагогических задач
Н еобходимо обратить внимание на предупреждение возможных ошибок и преодоление трудностей, которые испытывают молодые специалисты при постановке задач: - педагогическая задача ставится в обратной зависимости (противоположно) имеющейся проблеме (ложь – честность, грубость – уважение, конфликты – единство);- при постановке задачи необходимо учитывать все причины возникновения проблемы (если обратить внимание на описание педагогических ситуаций и не принимать во внимание причины, то наши педагогические задачи были бы сформированы иначе);- часто педагоги ставят задачу, исходя из своих интересов (стремление продолжить урок, поддержать дисциплину, страх подорвать авторитет), забывая об интересах и неопытности ребенка, закрепляя тем самым его в одной ролевой позиции – позиции ученика;- в момент постановки сложной педагогической задачи, затрагивающей психологическое благополучие ребенка, необходимо обращаться к данным науки, передовому педагогическому опыту, советоваться с экспертами, коллегами с тем, чтобы не допустить возникновения педагогических ошибок;- следует помнить, что правильно поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, не порождать конфликтов, при этом у ребенка (коллектива) должна быть сформирована положительная установка к преодолению возникшей проблемы, а решение задачи повлечь за собой положительные изменения задействованных в проблеме сторон.Поиск вариантов решения задачи В своей основе деятельность педагога эвристична, направлена на поиск оптимальных путей решения проблемы. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии. Поиск вариантов связан с рассмотрением возможных и допустимых способов решения проблемы. При этом большое значение имеет учет характера проблемы, ее уровня, имеющихся условий. На этом этапе желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность достижения поставленной задачи. На практике педагог редко располагает достаточными возможностями, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудоемко и нарушает логику размышлений над проблемой. Поэтому в практике педагоги, как правило, ограничивают число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными, реалистичными и доступными. Для трудных проблем, затрагивающих социальную и духовно-нравственную безопасность конкретного ребенка, координальные изменения в системе класса или школы, необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда педагоги не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность экстренных мер тогда, когда они просто вредны. Для поиска вариантов решения педагогической проблемы целесообразно привлечение тех лиц, которые могут помочь в ее решении (специалистов, родителей и др). Оценка вариантов решений важная составляющая этого этапа. При оценке решений педагог определяет достоинства и недостатки каждого из вариантов, и возможные последствия. Практически любой вариант сопряжен с отрицательными аспектами, поэтому почти все педагогические решения содержат компромисс. Для сопоставление решений применяют выработанные критерии, главным из которых является гуманность педагогических действий. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, её дальше нельзя рассматривать как возможную альтернативу. Таблица 27 Примеры возможных вариантов решений
Безусловно, на эффективность деятельности по поиску вариантов будут оказывать влияние субъекты педагогического процесса (ребенок, детский коллектив, пед. коллектив, родители и т.д.), а именно, степень их участия в поиске альтернатив. В этом случае педагог занимает позицию координатора, консультанта, организатора групповой и коллективной работы. Самые эффективные варианты решения, как правило, подсказаны нам детьми. Принятие решения Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижениюцелина основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленнойдеятельности [21]. Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий. Существует классификация способов принятия решений (по Мескону): - Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Человек не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе. - Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. - Рациональные решения обосновываются с помощью аналитического процесса: диагностика проблемы, формирование целей, формулировка ограничений и критериев принятия решении, выбор допустимых альтернатив, предварительный выбор лучшей альтернативы, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственного решения, определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, выполнение решения, обратная связь. Следует заключить, что в практике педагогу правильнее использовать рациональные решения, требующие глубоко анализа и обоснованности имеющихся альтернатив. Если проблема была правильно определена, установлены причины ее появления, а варианты решений тщательно взвешены и оценены, то принять окончательное решение, сравнительно просто. Педагог просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Особенностью педагогической системы является ее преимущественно изменчивый характер, в силу влияния на систему различных факторов окружающей среды. Вследствие этого при решении достаточно сложных задач часто педагогу трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одного варианта всем другим. Учитывая схожий характер имеющихся альтернатив, возможна интеграция некоторых вариантов решений, либо можно выделить группы предпочтительных способов решений, полученных на основе педагогического опыта. Таблица 28 Примеры принятия решений и их обоснование
Конечным результатом работы на пятом этапе является создание проекта действий по реализации принятого решения. Напомним, что эффективность принятия решения повышается, если оно достигается компромиссным путем, путем согласования интересов всех сторон. Date: 2016-07-25; view: 3495; Нарушение авторских прав |