Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
Одной из составляющих рыночной трансформации в Украине есть структурная перестройка национальной экономики. Структурная перестройка – изменение пропорций при размещении трудовых, природных и капитальных ресурсов с целью получения структуры национального продукта, который отвечает внутренним потребностям страны и способствует усилению ее позиций в мирохозяйственной системе. Структурная перестройка – качественное изменение состава экономической системы (исчезновение старых / появление новых элементов) или количественное изменение пропорций между ее элементами. Экономическая система является динамической. Следовательно структурная трансформация является процессом постоянным и непрерывным. Но как и любая система, структура экономики переживает периоды относительной стабильности и переходные периоды, для которых характерные весомые и стремительные изменения. Современный этап рыночных преобразований характеризуется значительными структурными сдвигами. Цели и направления структурной перестройки зависят от многих факторов и значительно отличаются для стран с рыночной и переходной экономикой. Особенности структурных преобразований в постсоциалистических странах в сравнении с развитыми странами с рыночной экономикой обусловлены в частности следующими причинами. Во-первых, структурные трансформации в развитых странах происходили эволюционным путем, постепенно, на основе сбалансированного развития орудий труда, производственных технологий, научно-технической базы, и т.п. Причем процесс совершенствования производства начинался с отраслей, направленных в первую очередь на удовлетворение потребительских потребностей. Структурные сдвиги происходили путем достижения макроэкономического равновесия в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка. В постсоциалистических странах, в частности в Украине, структурные превращения происходят на фоне значительного сокращения объемов производства, многолетней разбалансировки, между совокупным спросом и совокупным предложением, неразвитости отраслей, направленных на удовольствие потребительских потребностей и т.п. Во-вторых, структурные превращения в развитых странах объясняются действием рыночных законов: происходит постепенный переход от свободной конкуренции к монополии, от индивидуальной к коллективной (в частности акционерной) собственности, повышается степень государственного вмешательства в экономические процессы, повышается уровень социальной защиты, уменьшается разрыв в доходах богатых и бедных. В постсоциалистических странах с переходной экономикой структурная перестройка имеет инверсионный (обратный) характер: происходит переход от государственной монополии к конкурентным принципам, повышается часть частной собственности, снижается степень государственного вмешательства, в том числе и в решение социальных проблем, растет социальное неравенство. В-третьих, структурные изменения в постсоциалистических странах происходят на фоне реформирования международных отношений, которые сопровождаются потерей этими странами традиционных рынков сбыта и разрушением длительных кооперационных связей. В-четвертых, структурная перестройка в странах с рыночной экономикой имеет «догоняющий» характер, то есть предусматривает внедрение технологий, оборудования, форм организации, производства, которые уже широко используются в развитых странах. Для преодоления подобной ситуации важно не только применять уже существующие новейшие технологии, но и создавать и развивать так называемые „инновационные полюса” экономики – кластеры, ориентированные на создание инновационных продуктов, которые не имеют аналоги в мире, включая поиск альтернативных источников энергии. В-пятых, структурные трансформации в странах с переходной экономикой испытывают мощное влияние со стороны общемировых процессов: научно-технической революции, глобализации, социализации экономических отношений и т.п. В-шестых, структурные превращения в странах с переходной экономикой происходят в условиях нехватки средств у национальных экономических субъектов на их осуществление, которое обусловливает неотложную потребность в иностранных инвестициях. Все вышесказанное доказывает, что в переходной экономике цели и задания структурной политики значительно более широкие и сложные, чем в рыночной. То есть рядом с общими приоритетами, страны с переходной экономикой, в том числе Украина, имеют особенные цели структурной перестройки. Кобщим целям структурных преобразований, что свойственные сегодня большинства стран мира, относятся: - развитие отраслей, которые направлены на удовлетворение потребительских потребностей населения, в том числе сферы услуг; - расширение производства продукции, основанного на использовании новейших технологий; - развитие энергохранящих производств, применения альтернативных видов энергии; - расширение использования синтетических материалов, повышения эффективности использования природных ресурсов; - переход к применению экологически безопасных технологий; - развитие производства товаров, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке; - диверсификация международных связей с целью снижения зависимости от отдельных партнеров; - сокращение производств в депрессивных отраслях и т.п. К особенным целям и заданиям структурной политики в условиях переходной экономики относятся: - расширение частного сектора; - борьба с монополизмом путем приватизации и стимулирования развития малого и среднего бизнеса; - преодоление существенного разрыва между доходами отдельных слоев населения, повышения среднего уровня доходов, в стране; - расширение внутреннего рынка путем стимулирования платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса со стороны национальных нефинансовых корпораций и домохозяйств; - развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; - преодоление структурных диспропорций между имеющимися производственными мощностями и существующими потребностями общества; - необходимость наращивания иностранных инвестиций. Особенными целями структурных преобразований в Украине является: - приоритетное развитие инновационных производств, в которых Украина уже имеет определенные достижения: авиакосмическая техника, военная техника и оружие, нанотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, новые материалы, биотехнологии, телекоммуникации, авиационные технологии; - снижение энергозависимости от России путем развития атомной энергетики (создание собственного предприятия из обогащения урана), разработки внутренних месторождений природного газа и нефти, расширения торговых связей, с другими странами-поставщиками энергоносителей, а главное – широкое внедрение энергохранящих технологий; - преодоление бедности в стране, которая даст мощный толчок для экономического развития страны путем расширения внутреннего рынка; - увеличение объема и повышение качества предоставления социальных услуг в сфере медицины, образования, культуры, науки, спорта, и т.п, что позволит не потерять значительный человеческий потенциал нашей страны; - приоритетное развитие сельского хозяйства, с одной стороны, как отрасли, от которой зависит экономическая безопасность страны, а из другого – как отрасли, в которой Украина имеет значительные преимущества в сравнении с другими странами; - расширение туристической сферы, особенно в Крыму и Карпатах; - постепенное свертывание или модернизация производств, которые используют обветшалые технологии, конкурентоспособность которых базируется на государственных преференциях, низкой стоимости природных и трудовых ресурсов; - преодоление неравенства экономического развития западного и восточного регионов Украины. Структурные превращения происходят, с одной стороны, в результате действия объективных экономических законов, а из другого – в результате влияния государства, которое осуществляется через структурную политику. Структурная политика – совокупность целей государства по повышению экономической и социальной эффективности путем совершенствования экономической структуры, а также форм и методов государственного влияния, направленных на достижение этих целей. Структурная политика государства – обоснование целей и характера структурных преобразований, определения комплекса мероприятий, по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение социально-экономических проблем. Сегодня в Украине для реализации целей структурной перестройки необходимо: 1. Сформировать действенную институциональную среду, которая содействовала бы развитию предпринимательства, конкуренции, и стимулировала инвестиции как отечественные, так и иностранные, в частности: - преодолеть коррупцию на всех уровня и ветвях власти; - снизить уровень тенизации и криминализации экономики; - создать действенную судебную систему; - обеспечить защиту прав собственности, в том числе прав интеллектуальной собственности; - содействовать развитию фондового рынка; - содействовать последующему развитию и обеспечить надежность финансово-кредитных учреждений; - создать конкурентную среду и снизить уровень монополизации экономики Украины; - обеспечить уровни права доступа экономических субъектов к экономическим ресурсам и объектам хозяйственной инфраструктуры (железнодорожных путей, трубопроводов, терминалов, хранилищ); - расширить внедрение механизмов, которые убыстряют адаптацию структуры экономики к внешним и внутренним влияниям (бизнес-инкубаторы, инновационная и информационная инфраструктура). 2. Обеспечить макроэкономическую стабильность путем обеспечения: - стабильных высоких темпов экономического роста; - невысоких темпов инфляции; - высокого уровня занятости; - стабильного или по крайней мере предполагаемого курса национальной валюты; - взвешенной и предполагаемой денежно-кредитной политики; - прозрачной, необременительной и стабильной системы налогообложения и т.п. 3. Повысить уровень благосостояния населения как главного фактора расширения внутреннего рынка и создать условия для поддержки и развития человеческого потенциала как базовой предпосылки инновационного развития. 4. Четко определить непосредственные приоритетные отрасли и производства, и создать необходимые предпосылки для их стремительного развития, в частности путем: - предоставление налоговых льгот при условии жесткого контроля за выполнением предприятиями условий льготного налогообложения: § снижение налоговой ставки или освобождение от налогообложения прибыли на сумму капиталовложений предприятия в оборудование и производственное строительство; § введение налоговых каникул на определенное время; § снижение таможенного тарифа или освобождение от уплаты пошлины при импорте оборудования, при условии, что аналоги в Украине не производятся или их технико-экономические характеристики значительно уступают заграничный; § освобождение от уплаты НДС на импорт оборудования и инструментов для инновационных проектов и т.п; - внедрение механизма ускоренной амортизации; - предоставление кредитов на льготных условиях; - использование системы государственных закупок, в частности в рамках реализации государственных программ из энергосбережения, информатизации и развития информационно коммуникационных технологий и т.п; - активизации работы торговых миссий Украины за рубежом с целью расширения внешних рынков сбыта. Выделяют пассивную и активную структурную политику. Пассивная структурная политика заключается в создании правовой базы для свободного переливания факторов производства из одних секторов экономики в других без непосредственного вмешательства в инвестиционные процессы. Экономическая структура трансформируется в результате изменений спроса и предложения, в результате которых изменяется норма прибыли в разных секторах экономики, которая влечет перелив ресурсов из менее рентабельных в более рентабельные сферы. При этой политике само рыночное саморегулирование обеспечивает структурные превращения. Этот путь связан со значительными социальными потерями. Активная структурная политика заключается в том, что государство широко применяет весь спектр методов и инструментов влияния с целью осуществления или ускорения прогрессивных структурных сдвигов.
Date: 2016-07-25; view: 316; Нарушение авторских прав |