Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программирование и виды государственных программ национальной экономики





 

Достижением определенной цели плана является программа. Если цель охватывает экономику в целом, такую программу называют планом. План в национальной экономике не может существовать без программы его реализации, программа не может быть составлена без процесса прогнозирования необходимых показателей.

Инструментом реализации экономической политики должна быть система прогнозирования и программирования, которое содержит прогнозы и программы.

Программирование – это процесс ориентации экономики со стороны органов государственного управления путем регулярного и комплексного влияния на ее структуру в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития на определенный период времени.

Основу государственного программирования составляют разработка и выполнение национальных программ экономического и социального развития. Эти программы существуют как взаимодополняющие.

Основная задача программирования – поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.

Экономическая программа – это система взаимосвязанных и согласованных мероприятий, план действий, направленные на достижение единой цели, решения одной проблемы.

Программирование выступает как неадминистративный метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами, а только ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность.

Программирование может быть успешным при цен­трализованном подходе к разработке, управлению и реализации народнохозяйственных программ.

Цель государственного программирования – достижение приемлемого для государства варианта развития национальной экономики.

Суть программирования заключается в анализе состояния национальной экономики, выявлении проблем, которые не могут быть решины рыночным механизмом, разработке и реализации отдельных экономических программ.

В состав государственных программ входит несколько видов. На рис. 1 можно увидеть, как распределяются программы по содержанию, объемом и объектом программирования и взаимосвязь между ними:

1 - показывает, что результатом государственного программирования является государственная программа;

2 - государственные программы существуют двух видов – комплексные целевые народнохозяйственные программы и специальные программы развития.

3 - связь является односторонней, потому что при разработке специальных программ принимают во внимание уже существующие государственные программы.

4 - специальные программы разделяются на программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий страны.

Рис. 1 - Программирование и виды государственных программ

Особенностью программирования является отделение функций разработки программ от функций их реализации. Выполнение функций находится в руках разных субъектов ведения хозяйства. Программа рассматривается как руководство, ориентир, который может корректироваться во времени. Это не касается государственных целевых комплексных программ.

По характеру действия программы разделяются на:

• специальные программы развития отдельных отраслей, секторов или районов (Государственная программа развития угольной промышленности Украины, Государственная национальная программа "Образование, Украина XXI ст.);

• программы, которые касаются общенациональных проблем (Государственная программа занятости населения, Государственная программа защиты населения);

• программы деятельности государственных экономических органов (Государственная прог­рама приватизации, Программа действий Правительства);

• программы достижения экономического равновесия - программы стабилизации (Программа чрезвычайных мероприятий стабилизации экономики Украины и ви­ходу ее из кризисного состояния);

финансовые программы (Программа борьбы с инфляцией);

региональные программы, которые предусматривают освоение новых районов, при­родних богатств, преобразование экономики уже сформированных районов (Программа развития Карпатского региона).

По уровню проблем различают такие программы:

широкомасштабные комплексные программы (Комплексная программа НТП в национальной экономике, программа решения важнейших социаль­них потребностей);

• программы социально-экономического развития (жилищная программа);

узкие научно-технические программы.

Существуют отличия в формах реализации программ в зависимости от масштаба и сферы действия программ, степени привлечения государственного и частного секторов, характера экономических и административно-правовых связей.


Основными элементами экономических программ Украины является перестройка отношений собственности, создания эффективных стимулов к труду, структурная перестройка народного хозяйства, аграрная реформа и создание эффективного продовольственного комплекса с целью обеспечения продовольственной безопасности, внешнеэкономическая деятельность, социальная политика и др.

Недостатком практики государственного программирования в Украине является избыточное количество программ при недостаточности их финансирования.

Программирование имеет некоторые особенности в сравнении с другими формами и видами влияния на экономику:

• является способом вмешательства государства в экономику (но не ликвидирует стихийность рыночных преобразований, а корректирует этот процесс);

• выступает элементом рыночной организации экономики (государство ориентирует агентов рынка в поведении и обеспечивает их самостоятельность);

• в основе программирования лежит структурное динамическое регулирование;

• программирование как форма влияния на экономику является системным и комплексным явлением.

Целевые комплексные программы предусматривают решение сложных проблем, которые базируются на взаимодействии многих организационно разрозненных исполнителей. В одних случаях программы служат основой разработки планов экономического и социального развития страны, в других средствами реализации заданий, предусмотренных планами. Программа – неотъемлемая часть планов.

Целевая комплексная программа это директивный, адресный, плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных, научно-исследовательских и других мероприятий, ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения глобальной народнохозяйственной проблемы.

В реализации таких программ принимают участие несколько отраслей, регионов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Координаторами комплексных целевых программ выступают органы государственной власти.

По структуре целевая комплексная программа имеет такие элементы:

целевой, где выяснены основная цель и подцельные программы, последовательность их реализации;

структурный, где определены набор и контуры объектов национальной экономики и их элементов, которые объединены по признаку целевого назначения;

ресурсный, который характеризует объем и структуру распределения ресурсов, нужных для выполнения программы;

организационный, в котором за всеми элементами программы предусмотрены ответственные исполнители, источники и сроки выделения ресурсов, а также сроки внедрения мероприятий.

По содержанию эти программы делятся на:

- социально-экономические – направленные на повышение благосостояния населения, улучшения условий труда и отдыха;

- производственные – направленные на увеличение объемов производства, развитие производств, повышения конкурентоспособности продукции;

- научно-технические – направленные на развитие научных исследований, внедрения в производство новых видов техники и технологий;

- экологические – направленные на осуществление природоохранных проектов;

- региональные – направленные на формирование территориально-производственных комплексов, усовершенствования ведения хозяйства в регионах;


- институциональные – ориентированные на совершенствование управления хозяйственными системами.

Примером целевой комплексной программы в Украине является программа «Украина-2010», а примером специальных программ развития – Национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, Государственная программа занятости населения и др.

К показателям целевых комплексных программ принадлежат: производство важнейших видов продукции; государственные заказы на производство и снабжение продукции для потребностей выполнения программ; перечень важнейших объектов государственного строительства; расходы из государственного бюджета на реализацию целевых программ и др.

Для реализации целевых комплексных программ могут быть привлечены средства государственного бюджета, собственные средства предприятий и др. Механизм формирования и реализации средств для финансирования целевых комплексных программ находится на особом контроле.

Для разработки и обоснования целевых комплексных программ целесообразно использовать такие методы, как: экономический и структурный анализ, балансовые методы, обоснования уровня развития производства и основных показателей по факторам влияния.

Недостатки и позитивные факторы комплексных целевых и специальных программ приведены на рис. 2.

Рис. 2. Позитивные и негативные черты целевых комплексных программ

 

Позитивные черты могут превращаться в негативных под воздействием внешних факторов. Когда программа разрабатывается с учетом всех правил, то отображает позитивные черты, а когда при ее составлении существуют расхождения, то они трансформируются в отрицательные черты. Как например с финансированием, оно должно происходить за счет бюджета, но в связи с отсутствием средств государство должно искать другие источники финансирования. Это является тормозящим фактором, ведь время, которое идет на поиск средств, могло бы быть использовано на разработку и реализацию программы.

Перейдем к анализу специальных программ (рис. 3). Специальные программы при их разработке сталкиваются с тем же механизмом «трансформации» отрицательных черт в позитивные и наоборот, что и комплексные целевые программы. Но некоторые расхождения существует. К отрицательным чертам отнесено то, что при разработке специальной отраслевой или региональной программы развития не берутся к вниманию уровень развития и состояние отраслей, которые пересекаются с отраслью объекта программирования. Главной из отрицательных черт является необязательность выполнения субъектами ведения хозяйства и государственными органами управления специальных программ.

Рис. 3 - Позитивные и негативные черты специальных программ развития

 

Для успешной государственной деятельности в решении глобально государственных, региональных и отраслевых проблем недостаточно составление одной программы, ведь она может иметь недостатки. Только комплексный подход и интеграция программ разных уровней даст позитивный результат. Государство не может ограничиваться программами на короткий период. Без виденья перспектив невозможно осуществлять никакой деятельности. Государство, отрасли и регионы разрабатывают средне- и долгосрочные прогнозы как составные системы развития соответствующих объектов программирования.







Date: 2016-07-25; view: 2013; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию