Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогноз и прогнозирование национальной экономики





 

Прогноз является составляющей процесса планирования и разработки экономической политики страны. Предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решений. Прогнозы для национальной экономики могут разрабатываться как государственными, так и негосударственными организациями.

Прогноз (из гр. Prognosis – предвидение) – это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния.

Прогнозирование – это процесс разрабатывания прогнозов.

Одним из важнейших направлений прогнозирования общественного развития является социально-экономическое прогнозирование.

В методологии прогнозирования выделяют два аспекта: теоретический и управленческий.

Теоретический аспект заключается в том, что с помощью прогнозирования осуществляется анализ реальных фактов и причинно-следственных связей, оценка и описание возможных и желаемых перспектив развития объекта.

Управленческий аспект заключается в том, что прогнозирование дает возможность формировать рекомендации относительно государственного регулирования экономики на перспективу.

Социально-экономическое прогнозирование является составляющей более широкого понятия – предвидение.

Предвидение – это отображение действительности, основанное на признании законов природы, общества и мышления.

Существует три формы предвидения в зависимости от степени конкретизации: гипотеза, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Научным основанием построения гипотезы является теория и открытые на ее основании закономерности, причинно-следственные связи и тенденции функционирования и развития объектов. На этом уровне объекты описывают с помощью качественных характеристик.

Прогноз базируется на качественных и количественных параметрах. Он имеет большую определенность и достоверность, но имеет вероятный характер.

План – это комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных целей.

План имеет определенность заданий. В нем предвидение получило наибольшую конкретность. Прогнозирование и планирование связанны теснее всего. Прогнозирование создает условия для научно обоснованного планирования.

В зависимости от времени разработки прогноза относительно плана формы их сочетания могут быть разными:

- прогнозирование может предшествовать процессу разработки плана. Чтобы принять обоснованное решение, необходимо иметь прогноз, например, стратегии и тактики конкурентов, изменений в хозяйственном законодательстве и др.;

- прогноз и план могут разрабатываться одновременно, поскольку плановые и прогнозные расчеты опираются на большое количество показателей, в том числе прогнозного происхождения (индекс цен, показатели эффективности использования ресурсов и т.д.);

- прогноз может осуществляться после принятия управленческого решения.

В таком варианте выделяют два аспекта.

Первый называют прогнозированием последствий принятых решений.

Второй связан с непрерывностью и календарным характером планирования и прогнозирования.

Процесс планирования начинается до началуа воплощения плановых мероприятий, но в пределах предыдущего планового периода. Для этого осуществляется прогноз ожидаемого выполнения плана. Например, согласно Бюджетному кодексу Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный год, который «задает тон» всем следующим этапам бюджетного процесса, разрабатывается до 1 июня текущего бюджетного года. Но, чтобы сформировать продуманную бюджетную политику на следующий год, необходимо иметь прогноз ожидаемого выполнения бюджета за текущий год.

Прогнозирование и планирование могут существовать отдельно друг от друга. Существуют объекты, которые не подлежат планированию, но могут быть объектами прогнозирования. К ним принадлежат, например, политические, демографические процессы, творчество в сфере науки, искусства т др.

С помощью управленческих решений (плана) можно осуществлять лишь непрямое влияние на процессы и явления. В социально-экономической деятельности прогноз необходим для того, чтобы избрать из многих решений наиболее оптимальное, которое позволит достичь наилучших результатов. Чем высшее качество прогнозов, тем эффективнее сами решения, а значит и деятельность государства. Классифицировать прогнозы можно по 12 признакам (табл. 1).

 

Таблица 1 – Классификация прогнозов

Классификационный признак Прогнозы
По масштабу прогнозирования Макроэкономические Структурные Народнохозяйственные комплексы Отраслевые Региональные
По времени предупреждение Долгосрочные (5-15 лет) Среднесрочные (1-5 лет) Краткосрочные (1міс.-1рік) Оперативные (к 1міс.)
По назначению Общего назначения Специального назначения
За целью Планификацийни Управленческие Конформативни
За степенью обоснованности Интуитивные Логические
По форме выражения результатов Качественные Количественные
По способу построения Точечные Интервальные
За зависимостью от др. событий Условные Безусловные
За количеством прогнозируемых величин Единичные Множественные
За возможностью контроля Контролируемые Не контролируемые
По функциональному признаку Нормативное Поисковые
За структурой объекта прогнозирования Детерминированные Вероятностные

 


В соответствии с Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработе программ экономического и социального развития Украины» прогнозы экономического и социального развития должны разрабатываться на среднесрочный и краткосрочный периоды. В прогнозах должны быть отображены: анализ социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы; ожидаемые изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и их влияние на экономику страны; оценка влияния возможных мероприятий государственной политики в прогнозном периоде на развитие экономики и социальной сферы; цели и приоритеты экономического и социального развития и предложения относительно направлений государственной политики на соответствующий период; прогноз конъюнктуры на внутренних и внешних рынках стратегически важных товаров (услуг); основные макроэкономические и другие показатели и балансы экономического и социального развития, в том числе по отраслям и регионам; выводы относительно тенденций развития экономики страны в прогнозном периоде.

Органы законодательной и исполнительной власти используют результаты прогнозов, принимая конкретные решения и разрабатывая государственные программы и индикативные планы.







Date: 2016-07-25; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию