Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция с применением техники обратной связи
Особенности проведения данного формата лекции связаны в большей степени с техническим обеспечением, а не организационными моментами. Необходимым является специально оборудованное помещение, предполагающее возможность осуществления обратной связи (персональный компьютер ведущего, ноутбуки или пульты голосования для слушателей). В начале и в конце каждого смыслового блока лектор задает аудитории вопрос. Ответы служат для преподавателя ориентиром: он может либо тезисно осветить текущую тему (если количество правильных ответов достаточно), либо остановиться на ней подробнее (если число правильных ответов ниже желаемого уровня). Лекция-визуализация В литературе можно встретить два толкования лекции-визуализации. Одни, говоря о подобном формате, имеют в виду демонстрацию наглядности (слайды, видеозаписи) во время выступления. Другие подразумевают современный способ организации активной мыследеятельности слушателей. Второй вариант предусматривает особую подготовку преподавателя: пересмотр содержания лекции, реконструирование самой важной информации в визуальную форму, создание схем, таблиц, рисунков и т.д., при необходимости разработку раздаточного материала. Необходимо продумать до мельчайших деталей весь ход выступления: дозировку использования средств наглядности, логику и режиссуру преподнесения новой информации с учетом приемов визуализации, цвет и оформление учебных материалов, схему расположения объектов, плотность размещения информации на слайдах и т.д. Средства наглядности на всем протяжении сопровождают устное выступление лектора. Слайды, рисунки, фотографии (изобразительные формы), схемы, чертежи, рисунки, образы (символические формы), а также макеты, фигуры и др. (натуральные формы) становятся доминантой – своего рода основой для всего лекционного материала. Важно учитывать, что лекции-визуализации могут носить как информационный, так и иллюстративный характер. Это зависит от степени значимости средств наглядности: если они демонстрируют самые важные данные, то речь идет об информативности, если же служат только подкреплением устному выступлению, то целесообразнее говорить об иллюстрировании. Во время выступления преподаватель комментирует заранее подготовленные визуальные материалы, создавая связный, детальный текст. Такая форма преподнесения информации способствует систематизации знаний, выделению наиболее существенных элементов в содержании, лучшему запоминанию и осознанию новых идей, эффективному разрешению проблемных ситуаций, повышению эмоционального настроя аудитории. С психологической точки зрения сущность процесса заключается в том, что большой объем материала (часто сложного) свертывается в яркий наглядный образ, удобный для запоминания. Впоследствии этот образ может быть слушателем развернут и стать опорой для дальнейших теоретических и практических действий. Таким образом, активная мыследеятельность аудитории состоит в решении созданной преподавателем проблемной ситуации, в выполнении ряда последовательных операций, таких как анализ, синтез, свертывание, развертывание информации и обобщение. В процессе лекции формируется визуальное мышление слушателей, что служит залогом эффективного восприятия наглядной информации в дальнейшем. Бинарная лекция Является одной из нетрадиционных форм общения с аудиторией. Иначе называется «лекцией вдвоем» или «лекцией с приглашением». Спецификой данного формата является участие в выступлении нескольких преподавателей (чаще двух) – экспертов в заявленной тематике и обладателей разных точек зрения. Возможность проведения определяется наличием дискуссионной темы высокой степени сложности. Для реализации бинарной лекции необходимо, чтобы приглашенные специалисты были интеллектуально и личностно совместимы, отличались высоким уровнем владения предметным материалом, обладали широким мировоззрением и коммуникативными навыками, были способны к импровизации и конструктивному ведению спора. Кроме того, желательна предварительная проработка сценария лекции, расстановка смысловых акцентов дискуссии. Включение в диалог преподавателей, обладающих полярными мнениями, создает условия для развития проблемной ситуации, моделирования реальных профессиональных задач. Слушатели в ходе лекции знакомятся с несколькими источниками персонифицированной информации, что требует осуществления множества мыследеятельностных операций: необходимо сравнивать, анализировать и обобщать полученные сведения, выдвигать гипотезы, искать доказательства, осуществлять выбор в пользу одной из точек зрения или формировать свою позицию. Активизация имеющихся знаний и критическое отношение к выступлению делают процесс восприятия информации эффективным и качественным. Выгодно отличаясь от традиционных, бинарные лекции помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют росту интереса к изучаемому материалу, показывают слушателям пути преодоления штампов и наглядно учат мастерству дискуссии.
Представленные форматы лекций создают условия для проблематизации не только содержания, но и структуры изложения материала, что способствует повышению мыслительной активности слушателей, позволяет с большей долей успеха воспринять значительный объем сложной информации, поддерживает необходимый уровень внимания и интереса аудитории, помогает развить альтернативность мышления. Среди условий эффективного проведения лекции любого типа можно выделить следующие: · четкое продумывание плана лекции, режиссуры выступления; · наличие ясных целей, проработка ведущих идей и основных понятий; · отбор оптимального содержания (доступного для восприятия, но в то же время требующего активной мыслительной и творческой деятельности); · логически стройное, рациональное изложение материала с расставленными смысловыми акцентами, предварительными и итоговыми выводами; · наличие некоторой интриги, проблемной ситуации; · практическая значимость лекционного материала; · осуществление междисциплинарных и метапредметных связей; · наличие эффективных приемов мобилизации внимания слушателей, стимуляции их познавательной деятельности; · наличие способов осуществления обратной связи, выявления уровня усвоения знаний; · эмоциональность и искренняя заинтересованность лектора.
Список рекомендованной литературы: 1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2001 2. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001 3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986 4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». [Электронный ресурс]. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html 5. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика, № 7, 2000 6. Корнеева Е. Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009 7. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в образовании. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 8. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М.: Академия, 2008 9. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009 10. Селевко Г. К. Энциклопедия новых педагогических технологий. – М.: Народное образование, 2008 11. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч.-метод. пособ. / С. П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009
1.5. СЕМИНАР
Семинаром называют особую организационную форму учебных занятий, примечательную обязательной опорой теории на практику: на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с литературой и иными дидактическими средствами, осуществляется проработка целого ряда проблем и задач, в процессе же занятия состоится активное обсуждение поставленных заранее вопросов, проводится анализ различных, часто дискуссионных позиций, под руководством педагога делаются обобщающие выводы и заключения. Коллективная работа в рамках семинара способствует не только углубленному изучению материала, но и формированию мировоззренческих идей, проявлению индивидуальных способностей и талантов участников, а углубленное изучение теории помогает в будущем приобрести навыки по ее использованию в практических ситуациях. Таким образом, семинар – это продукт педагогического общения участников и преподавателя. В переводе с латыни семинар – «рассадник», «теплица»: педагог зарождает, сеет новое знание в сознании учеников, после чего они становятся способны выносить самостоятельные суждения, воспроизводить и расширять полученные знания. Семинары как форма учебно-практических занятий появились в древнегреческих и римских школах, где сообщения студентов перемежались диспутами, комментариями и заключениями педагогов. В отечественных университетах данный формат получил распространение в XIX веке. Ведущей целью семинарских занятий является обеспечение возможности участников овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям сферы профессиональной деятельности. В рамках поставленной цели реализуется комплекс задач: · систематизация и закрепление теоретических знаний; · профессиональное использование знаний в практической деятельности; · отработка методологии и методических приемов познания; · развитие творческого профессионального мышления; · развитие навыков профессиональной полемики, постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения; · формирование познавательной мотивации; · овладение языком сферы деятельности, навыками оперирования формулировками, понятиями и определениями; · обмен опытом в ходе педагогического общения; · контроль полученных знаний. Среди основных функций семинарского занятия можно выделить следующие: познавательную, воспитательную, развивающую, оценочную и функцию контроля. Познавательная функция: в процессе обсуждения семинарского вопроса выявляются иные аспекты проблемы, углубляются обоснования, выдвигаются новые положения. Воспитательная функция: постижение теоретического знания, формирование философского научного мировоззрения невозможно без утверждения современных эстетических критериев. Развивающая функция: развитие критического, творческого, профессионального мышления, умения вести диалог, отстаивать свою позицию. Оценочная функция: в ходе обсуждений, споров, дискуссий формируются оценки и ценностные ориентации. Функция контроля: контролируется содержательность, глубина и систематичность самостоятельной деятельности обучающегося, качество его работы непосредственно на занятии. Семинары могут быть различными как по назначению, так и по принципам построения, организации работы. В вузовской практике семинарских занятий, как правило, выделяют такие формы, как: · развернутая беседа; · обсуждение подготовленных выступлений участников; · семинар-диспут; · семинар-дискуссия; · семинар в формате пресс-конференции; · семинар-коллоквиум; · семинар-исследование; · семинар-выставка; · семинар-проект; · семинар в формате деловой игры; · семинар в формате круглого стола; · семинар, построенный по принципу комментированного чтения; · семинар с элементами ситуационного анализа; · бизнес-семинар; · вводный семинар; · обзорный семинар; · поисковый семинар; · аналитический семинар; · семинар генерации идей; · эвристический семинар; · контрольно-обобщающий семинар; · рефлексивный семинар; · онлайн-семинар. Кроме того, в зависимости от характера подготовки обучающихся и работы участников во время занятия выделяют семинар с индивидуальной работой, семинар с групповой работой и семинар в группах по выбору. Подробнее рассмотрим несколько форм семинарских занятий. Развернутая беседа. Предполагается подготовка участников по перечню вопросов согласно плану занятия, использование единого списка обязательной и дополнительной литературы, выступления участников (по собственному желанию или по решению педагога). Обсуждение подготовленных выступлений (докладов, рефератов и пр.). В ходе подготовки к семинару обучающиеся развивают навыки научной и творческой работы, воспитывают в себе самостоятельность мышления, реализуют потребность в знакомстве с новым знанием. Семинар-дискуссия. Представляет собой активную форму занятия, публичное обсуждение какой-либо проблемы – сложной, важной, неоднозначной и предполагающей альтернативные решения. Полемика может либо возникнуть спонтанно, либо быть заранее подготовлена преподавателем. Семинар-диспут. Рассматривается как специально подготовленный публичный спор на научную или общественно значимую тематику. Диспут позволяет участникам сформировать быстроту мыслительной реакции, вынести оценочные суждения – отстаиваемая в споре позиция становится очередным кирпичиком формирующегося мировоззрения обучающихся. Семинар с элементами комментированного чтения. Данный формат содействует более осмысленной и глубокой работе участников с различными источниками информации. Комментирование может рассматриваться в качестве самостоятельной единицы или же отдельного пункта плана занятия. Семинар-исследование. Задачатакого семинара состоит в осмысленном, целенаправленном приобретении и углублении знаний по обозначенной теме, реализации воспитательной, практической и методологической функции занятия. Поиск ответов на поставленные вопросы осуществляется с помощью «мозгового штурма», групповой рефлексии. Для успешного проведения семинара-исследования участники должны не только подготовиться теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д. Семинар в формате пресс-конференции. Формат заключаетсяв выступлении одного участника по заранее обозначенной теме, после чего остальные участники задают докладчику вопросы. Формулировки вопросов, комментарии, суждения являются показателем уровня владения учебным материалом и свидетельствуют о заинтересованности обучающихся в происходящем. Семинар с элементами ситуационного анализа. В ходе семинара разбираются кейсы, конкретные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью участников. От преподавателя требуется моделирование кейса в максимально полном объеме, с учетом значимых реалий и нюансов. Основная же цель обучающихся заключается в применении верных стратегических и оперативных решений. Онлайн-семинар. Этовстреча в режиме реального времени для различного количества участников. Онлайн-семинарыпозволяют демонстрировать презентации, непрерывно работать с документами и приложениями, просматривать сайты, принимать, передавать и обсуждать информацию. Ход любого семинара, независимо от тематики и выбранного формата, определяется методикой его проведения. На этапе подготовки занятия преподавателю следует предпринять ряд последовательных действий: · изучить требования учебной программы к теме семинара; · определить его цели и задачи; · подобрать и систематизировать учебный материал; · разработать план занятия, сформулировать основные и дополнительные вопросы для обсуждения; · предусмотреть различные варианты решения проблем, которые могут возникнуть в ходе семинара; · продумать практические задания для участников; · разработать рекомендации для участников, в т. ч. по организации самостоятельной работы; · составить план-конспект занятия; · смоделировать вступительную и заключительные части семинара. Непосредственно сам семинар проводится по следующему примерному плану: Вводная часть 1.1. Обозначение темы и плана семинара 1.2. Выявление уровня готовности участников к занятию 1.3. Формулирование основных проблем семинара, его ведущих задач 1.4. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на работу Основная часть 2.1. Организация диалога между участниками в процессе разрешения проблем семинара 2.2. Конструктивный анализ всех ответов и выступления 2.3. Аргументированное формулирование промежуточных выводов Заключительная часть 3.1. Подведение итогов семинара 3.2. Обозначение направлений дальнейшего изучения выявленных проблем, постановка задач на будущее 3.3. Определение ценности полученных знаний для практического использования, оценка степени достижения цели 3.4. Рекомендации по организации дальнейшей самостоятельной работы участников По завершении семинарского занятия, как правило, создаются условия для самостоятельной работы обучающихся по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях. Среди многочисленных критериев оценки продуктивности семинарского занятия, которыми руководствуется преподаватель, можно предложить следующие: · обсуждение дискуссионных вопросов; · рассмотрение заявленных проблем с позиций современных достижений науки и культуры; · органичное соединение теории и практики; · профессиональная направленность, практикоориентированность семинара; · реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей; · обоснованность выбора используемой формы проведения занятия; · логичность построения семинара; · использование методов активизации мышления участников; · использование эффективных приемов закрепления полученной информации; · высокий уровень анализа выступлений и суждений участников; · использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения заданий, корректировка недочетов; · высокий уровень управления группой, способность устанавливать контакт с участниками.
Список рекомендованной литературы: 1. Берденникова Н. Г., Меденцев В. И. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое пособие. СПб: БАТиП, 2006 2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2001 3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001 4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика, № 7, 2000 5. Корнеева Е. Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009 6. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в образовании. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М.: Академия, 2008 8. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009 9. Селевко Г. К. Энциклопедия новых педагогических технологий. – М.: Народное образование, 2008 10. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч.-метод. пособ. / С. П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009
1.6. МАСТЕР-КЛАСС
В педагогической литературе можно встретить несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В каждом из них отражаются ключевые аспекты явления. В контексте данного сборника методических рекомендаций будем рассматривать мастер-класс как особую интерактивную форму обмена передовым педагогическим опытом. Приведем в пример несколько определений, значимых с точки зрения выявления сути мастер-класса: М-К – открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. М-К – особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. М-К – одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. М-К – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. М-К – особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. М-К – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. М-К – интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Обобщая и дополняя представленные определения, можно выделить несколько неотъемлемых черт мастер-класса: · демонстрация оригинального метода или авторской методики; · ориентация на практику и профессиональное обучение; · самостоятельный поиск ответов на вопросы, а не преподнесение знаний в готовом виде; · активная и разнообразная деятельность аудитории; · творческий подход к решению нестандартных задач; · основная форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество; · незаурядная личность автора мастер-класса (ищущая, увлеченная, обладающая нестандартным мышлением). Педагогический мастер-класс преследует цель трансляции уникального профессионального опыта, презентации «инновационных продуктов», полученных в результате экспериментальной и творческой деятельности, а также создания условий для компетентностного роста участников на основе рефлексии их собственных знаний и достижений. Среди ведущих задач мастер-класса выделяются следующие: · обобщение и распространение передового педагогического опыта путем непосредственной и комментированной демонстрации методов, приемов, элементов авторской технологии; · повышение профессионального мастерства участников, ориентация слушателей в формировании индивидуальной программы саморазвития; · организация пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; · совместная отработка и закрепление современных методических приемов в рамках продуктивного профессионального общения; · популяризация нетрадиционных и инновационных технологий обучения, развития и воспитания; · стимулирование творческого потенциала участников; · рефлексия и оценка педагогами уровня собственного профессионального мастерства. Любой мастер-класс воспринимается как индикатор профессиональной зрелости педагога. Как правило, мастерством с коллегами делятся те специалисты, которые смогли выработать авторскую систему обучения и воспитания, активно и регулярно используют в своей практике передовые методики и технологии, способны учитывать реальные условия работы с различными категориями учащихся и готовы транслировать эти знания. Мастер-класс в силу специфики жанра и ограниченности во времени локален – демонстрирует конкретный методический прием. От других форм трансляции педагогического опыта отличается тем, что нацелен не столько на передачу новой информации, сколько на освоение продуктивных способов деятельности. Актуально утверждение, согласно которому «мастер-классы не показывают, а проводят». Второй девиз мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас». В ходе занятия идет непосредственное обсуждение «инновационного продукта», поиск путей его применения в практике различных категорий педагогов, творческое осмысление заявленной проблемы – причем со стороны как участников, так и автора. Принципиально важным итогом мастер-класса можно считать овладение новыми дидактическими методами, приемами, элементами технологии и т.д., формирование мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию. Это существенным образом отличает мастер-класс от урока, семинара, презентации достижений педагога и др., хотя нередко, особенно в сфере образования, можно столкнуться с подменой понятий. Традиционно среди характерных особенностей мастер-класса называются такие черты: · трансляция опыта и обмен профессиональными наработками; · активная деятельность участников; · взаимопроникновение теории и практики; · смена деятельности; · наглядность и образность; · тесное взаимодействие Мастера и участников; · презентация результатов «здесь и сейчас»; · яркая личность автора; · отсутствие назидательности; · ориентация на достижения Мастера и желание его превзойти; · простота и доступность; · информативность; · творческий подход, креативность; · инициативность участников; · мозговой штурм; · рефлексивная деятельность. Часто автор мастер-класса создает для участников ситуацию противоречия, предлагает решить актуальную педагогическую проблему, предполагая, что существует некий алгоритм выполнения задания. При этом внутри отдельных «упражнений» аудитория относительно свободна: она может выбирать средства достижения цели, определять темп работы и стилистику презентации результатов. Участники изучают авторские наработки, обсуждают проблемные вопросы, анализируют сведения и сопоставляют их со своей практикой, задают вопросы и консультируются, предлагают варианты решения поставленных задач. Такая активная деятельность является несомненным положительным результатом мастер-класса. Деятельный специалист, попав в ситуацию демонстрации опыта работы Мастера, начинает анализировать свои достижения и получает импульс для дальнейшего самосовершенствования и раскрытия потенциала. Пассивный же педагог вынужден проявлять себя непосредственно во время мастер-класса, что определяется спецификой жанра. По мнению Т. И. Шамовой, активизация познавательной деятельности становится возможной благодаря соблюдению и динамическому взаимодействию трех типов условий: 1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности; 2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; 3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности педагога. Достойный мастер-класс предполагает реализацию сразу нескольких научных подходов: деятельностного, личностно-ориентированного, рефлексивного, исследовательского. Последний находит воплощение не столько в решении конкретной задачи, сколько в выявлении уровня профессионального мастерства каждого участника. Слушатель сравнивает свои умения, качества, компетенции с эталонными, признанными в педагогической среде, определяет «степень отклонения», намечает пути преодоления затруднений и выстраивает план саморазвития. Любой мастер-класс опирается на эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, изучение документов, независимых данных, результатов деятельности автора и т.д. Важнейшую роль играет наблюдение. К данному методу исследования в рамках мастер-класса предъявляются особые требования [7]: · наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью; · в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения; · количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане; · наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок и предупредить их. В ходе данного метода исследования участники мастер-класса знакомятся с объектом наблюдения и определяют цели, затем составляют план действий, по итогам фиксируют и оформляют полученные результаты (с помощью записей, протоколов, таблиц и т.д.), после чего анализируют сведения и делают выводы. Желательно, чтобы слушатели были заранее ознакомлены с алгоритмом предстоящей работы. Специфика мастер-класса во многом определяется организационными требованиями и выбором формы занятия. Существует несколько вариантов проведения. Во-первых, возможен мастер-класс с привлечением детской аудитории. В таком случае показывается конкретный фрагмент занятия, демонстрирующий выбранную методику или технологию. Взаимодействие с педагогической аудиторией предусматривается исключительно после этого – автор раскрывает основную идею мастер-класса, комментирует свои действия и выстраивает диалог со слушателями. Во-вторых, возможен имитационный вариант, при котором роль обучаемых играют взрослые. Важно учитывать, что игровой подход должен соблюдаться на всем протяжении встречи: Мастер не дает пояснений непосредственно во время имитации, а проводит традиционное занятие, при этом обращается к педагогам не как к детям, а как к коллегам. По завершении игры участники комментируют увиденное, обсуждают с автором его замысел и предлагаемую технологию. В-третьих, распространен вариант с демонстрацией видеофрагмента реального занятия. В этом случае Мастер может давать пояснения как до, так и после просмотра ролика. Единой методики проведения мастер-классов не существует. Каждый из них обладает своим лицом и неповторимым характером. Зависит это, главным образом, от индивидуального стиля творческой педагогической деятельности автора. Самобытность проявляется и в отборе учебного материала, и в форме преподнесения новых деятельностных операций, и в технике взаимодействия с аудиторией, и в рефлексии состоявшегося мероприятия. При этом с той же долей вероятности успех мастер-класса обусловливается восприимчивостью участников. Обязательность двустороннего взаимодействия, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот ещё один признак, который отличает мастер-класс от иных форм и методов обучения. При подготовке занятия необходимо тщательным образом продумать, на каком этапе мастер-класса и как ввести идейное обоснование предлагаемой педагогической технологии; как лаконично, но при этом убедительно представить свои достижения; как обозначить перспективы использования новых знаний в практике различных категорий педагогов. Кроме того, стоит заранее проанализировать комментарии ко всем предпринимаемым действиям, решить, будут они даваться последовательно в демонстрационной части или же в специальном блоке. Другой момент, на который следует обратить внимание, – подбор иллюстративно-методического материала, раскрывающего содержание мастер-класса. Все демонстрационные средства должны быть строго структурированы и логично выстроены, их количество должно быть достаточным, но не чрезмерным. Это особенно важно, если участниками встречи являются начинающие педагоги. Желательно вести видеозапись занятия. В том случае, если мастер-класс окажется удачным и востребованным, её можно будет использовать для дистанционной трансляции опыта. Если же занятие будет слабым или не вызовет должного отклика, видеозапись понадобится для проработки ошибок и устранения недочетов. В любом случае она станет хорошим подспорьем для проведения самоанализа и рефлексии. Целесообразно также заранее определить количество участников мастер-класса и особенно фокус-группы. Оптимальным считается количество от 7 до 15 человек. Успех и эффективность мастер-класса во многом зависят от личности педагога. Мастером может стать специалист, обладающий яркой индивидуальностью, самостоятельным взглядом на педагогическую деятельность, человек, знакомый с особенностями экспериментальной работы и инновационными технологиями, способный демонстрировать свои знания, исследовательские навыки и умения на практике, умеющий оценить ожидаемые результаты работы. Иными словами, Мастер – это тот, кто обладает мастерством в самом широком смысле слова. Здесь будем иметь в виду и этико-психологическую эрудицию, и педагогические компетенции, и методическую грамотность, и технологичность, и профессиональную интуицию, и накопленный опыт, и определенные качества личности (коммуникабельность, интеллигентность, волю, темперамент). На этапе подготовки мастер-класса автор должен продумать собственную позицию. Существует несколько общих рекомендаций: · Мастер – это, прежде всего, советник, консультант; · Мастер создает атмосферу открытости, сотворчества; · Мастер работает вместе с остальными участниками; он равен коллегам в поиске знаний и новых способов деятельности; · Мастер не допускает официального оценивания работ участников, при этом создает все возможные условия для самокоррекции результатов. Во время мастер-класса участники могут взять на вооружение множество идей и приемов, причем не только в сугубо предметной области. Полезным окажется наблюдение за речью, мимикой и пантомимикой автора, его умением сосредоточиться на предмете беседы, психологической избирательностью и зоркостью, педагогической импровизацией, умением поддержать аудиторию и способностью соблюдать временные рамки и т.д. Признаками эффективности работы на занятии станет повышение уровня теоретической и методической грамотности участников, рост их мотивации к освоению новых знаний и технологий, нацеленность на саморазвитие, рефлексия собственной деятельности в процессе дальнейшей практики. Как итог – мастер-класс внесет свой вклад в формирование индивидуального стиля педагогической деятельности слушателя, позволит перейти на новый уровень профессионализма (от имитационного к конструктивному или даже творческому). Однако поскольку этот результат носит отсроченный характер, выявить его автору мастер-класса представляется весьма затруднительным. Традиционно среди элементов технологии проведения мастер-класса выделяются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания и рефлексия. Под индукцией понимается проблемная ситуация, мотивирующая участников на творческую деятельность. В самом начале встречи автор создает некую интригу: дает загадку, прибегает к помощи ассоциации, обращается к рисунку или предмету и т.д. Это вызывает живой отклик у аудитории и позволяет передать личностное начало Мастера. Проблемная ситуация, будучи системообразующим элементом мастер-класса, помогает открыть новые знания о предмете обсуждения и предлагаемых способах действия. Требуется провести большую ментальную работу, чтобы от незнания прийти к постижению. В технологии мастерских такая ситуация получила название индуктора. Обдумывая проблемную ситуацию, необходимо сопоставить её с предполагаемой реакцией аудитории, желаниями и эмоциями слушателей. Важнейшая функция индуктора заключается в том, что он настраивает участника мастер-класса на саморазвитие. Если подобная потребность слабо выражена, важно создать правильную мотивацию – сначала удовлетворить потребности в самовыражении, общении, эмоциональном контакте и др. (в зависимости от конкретной аудитории), а затем помочь осознать важность саморазвития. Самоконструкция – индивидуальное создание интеллектуального продукта: гипотезы, решения, проекта, рисунка, схемы, текста и т.д. Социоконструкцией называют достижение совместного результата. Организация групповой работы – один из важнейших признаков мастер-класса. Группы могут создаваться как самим Мастером, так и стихийно, как на основе какого-либо подхода (например, в зависимости от типа мышления, степени экстравертности слушателей), так и случайным образом. Каждому участнику в составе группы дается право на ошибку и внесение корректив. Решение проблемной задачи в ходе мастер-класса подразумевает выполнение таких коллективных операций, как сопоставление, анализ, оценка, коррекция и др. Иначе это называется социальной пробой или социализацией. Важно обратить внимание на то, чтобы в конце групповой работы с презентацией результатов выступали все участники – так каждый сможет проявить себя и реализовать разные способы познания. Представление результатов деятельности получило название афиширования. Рассматриваются любые интеллектуальные продукты, созданные как участниками, так и самим Мастером. Вслед за афишированием наступает этап, известный как разрыв. Это своего рода кульминация творческой мастерской педагога, некое озарение, инсайт для участников. Внезапное осознание может быть связано со следующим уровнем погружения в проблему, преодолением несоответствия между старым знанием и новым, с выходом из внутреннего эмоционального конфликта, более глубоким пониманием педагогической технологии и своих возможностей. Педагогу, лишь недавно познакомившемуся с форматом мастер-класса, важно учитывать, насколько велико значение разрыва для выигрышного представления авторской идеи. Заключительным этапом является рефлексия, которая трактуется как отражение эмоций, впечатлений, реакций на мастер-класс. Рефлексия участников представляет большой интерес для автора, поскольку помогает скорректировать уже наработанные материалы и выстроить концепцию следующих занятий. Нередко в педагогической литературе можно встретить упоминания о таких этапах творческой мастерской (это же в полной мере относится и к мастер-классу), как панель, деконструкция и реконструкция. Наряду с привычным этапом представления результатов деятельности, стадиями корректировки и оценки итогов они являют собой стержень занятия. Панелью принято называть актуализацию знаний по проблеме, когда все участники в формате обсуждения выражают свое отношение к заявленной теме, ищут доводы «за» и «против». Этапы деконструкции и реконструкции соотносятся с групповой работой: деконструкция предполагает анализ материалов Мастера (текстов, документов, моделей, схем, иллюстраций, красок, звуков, предметов и т.д.), реконструкция подразумевает создание своего интеллектуального продукта на основе предоставленных материалов.
Один из возможных алгоритмов проведения мастер-класса: Date: 2016-07-22; view: 1136; Нарушение авторских прав |