Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекции с элементами сократической беседы





Предполагает включение аудитории в проблемную ситуацию, поиск небанального ответа на вопрос с подоплекой. Опирается на метод эвристической беседы, при котором слушатель вынужден постоянно размышлять, доказывать свое мнение, чувствовать неудовлетворенность своим пониманием проблемы и испытывать желание преодолеть ограниченность, границы житейского мировоззрения. Посредством серии логично выстроенных вопросов лектор старается добиться того, чтобы аудитория искала оригинальные, альтернативные решения проблемы, активизировала уже имеющиеся знания, закрепляла навык самостоятельной работы и восполняла информационные пробелы.

Лекция-беседа

Наряду с предыдущим форматом является одним из самых простых и распространенных вариантов активного вовлечения слушателей в лекционный процесс. Преимущества непосредственного диалогичного общения с аудиторией заключаются в том, что с бóльшим успехом удается привлекать ее внимание к рассматриваемым вопросам, ориентироваться в темпе изложения и содержании материала на специфику аудитории, обращаться к коллективному опыту и знаниям, активизировать мышление участников и расширять круг их идей, повышать степень восприятия новой информации и вызывать интерес к беседе. В то же время существует риск: лекции-беседы целесообразнее проводить для небольшой аудитории, в противном случае их эффективность может быть снижена из-за невозможности активного участия каждого слушателя.

Тактика ведения лекции-беседы прозрачна: в начале или по ходу занятия лектор задает вопросы проблемного или информационного характера. Вопросы могут быть адресованы как всей аудитории, так и конкретному слушателю. Обратная связь помогает установить степень осведомленности участников беседы в теме, их позиции и мнения, уровень мотивированности на изучение материала. Важно, что при этом лектор получает возможность для корректировки намеченного выступления – учет текущей ситуации позволяет добиться наилучших результатов. В свою очередь слушателям предоставляется шанс самим прийти к тем обобщениям и выводам, которые наметил ведущий.

При подготовке лекции-беседы особое внимание следует обратить на формулировку вопросов. Они должны быть ясными, лаконичными и предполагающими однозначный ответ (по возможности). Кроме того, для обеспечения активности слушателей во время встречи лектору будет необходимо самое пристальное внимание уделить анализу ответов и следить за тем, чтобы вопросы не превратились в риторические.

Лекция-дискуссия

Характеризуется интенсивной обратной связью. Востребована при освещении вопроса противоречивого характера. Выстраивается исходя из степени подготовленности аудитории и дидактических задач лектора. Лекции-дискуссии помогают развить критическое мышление слушателей и усовершенствовать их коммуникативные навыки. У организатора появляется возможность управлять мнением группы, используя материалы обсуждений для корректировки ошибочных суждений и изменения негативных установок некоторых участников.

Существует несколько вариантов включения дискуссии в лекцию. Самый популярный подразумевает свободный обмен мнениями в паузах между логически завершенными разделами в выступлении лектора. К дискуссии можно обращаться и не на всем протяжении лекции, а однократно, при этом обсуждение будет носить более цельный и независимый характер. Допустим вариант с приглашением на лекцию нескольких экспертов, сведущих в теме встречи. В западноевропейских университетах такие лекции трактуются как мастер-классы. Примечательно, что во всех названных вариантах выступающий будет играть роль то лектора, то дискуссанта, обладающего равными со всеми правами.

Активизация познавательной деятельности слушателей во время лекции-дискуссии становится возможной благодаря грамотно подобранным вопросам, анализу демонстрационных материалов, обсуждению конкретных ситуаций. Плюсы заключаются в том, что выступающий может сразу контролировать эффективность усвоения знаний. Слушатели же примут точку зрения лектора с большей вероятностью в процессе равноправного разбора темы, а не односторонней передачи информации. Минусы лекции-дискуссии (неэффективность, запутанность, нелогичность) проявятся в том случае, если у аудитории не сформирован навык ведения дискуссии.

Лекция в формате «мозгового штурма»

Во многом напоминает предыдущий формат, однако рассмотрению подвергаются преимущественно реальные ситуации, а перед аудиторией ставится задача найти как можно больше вариантов решения проблемы. В дальнейшем лекция строится исходя их анализа предложенных способов.







Date: 2016-07-22; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию