Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этап подведения итогов
4.1. Резюме всего сказанного, выработка компромиссных позиций 4.2. Совместная оценка эффективности дискуссии в решении проблемы 4.3. Определение перспектив, отправной точки в дальнейших размышлениях 4.4. Оценка степени вовлеченности и компетентности участников * Существует большое количество литературы, посвященной правилам поведения во время дискуссии. Ведущий вправе как самостоятельно разработать рекомендации для аудитории, так и воспользоваться растиражированными советами: · Критикуйте идеи, а не людей · Говорите не «Вы не правы», а «Я с Вами не согласен» · Стремитесь не победить, а найти лучшее решение · Не доказав себе, не доказывайте другому · Если есть возможность, изучите своих оппонентов · Опирайтесь на надежную фактическую базу · Не подменяйте тему обсуждения · Формулируйте тезис в начале и конце Вашего выступления · Будьте лаконичны: любой тезис можно развить в течение трех минут · Не бойтесь наивных аргументов: именно они часто самые продуктивные · Отнеситесь внимательно к аргументам в защиту всех позиций · Не бойтесь изменить свою точку зрения, если другая окажется убедительней · Избегайте безосновательного цитирования · Избегайте двусмысленности в доводах · Не приписывайте оппоненту мнений, которых он не высказывал · Не додумывайте: информация, исходящая от Вас, должна быть правдивой · Избегайте угрожающих, иронических, саркастических интонаций · Старайтесь прислушиваться к замечаниям ведущего · Побуждайте каждого к тому, чтобы принять участие в обсуждении · Выслушивайте каждого, даже если не разделяете мнение · Говорите здесь и сейчас, а не после дискуссии (за спиной) Наряду с правилами ведения дискуссии участников можно ознакомить с перечнем приемов, повышающих эффективность группового обсуждения. К ним относятся: · уточняющие вопросы закрытого характера («Правильно ли я понял, что…?»); · восполняющие вопросы открытого характера («Что?», «Где?», «Как»? «Почему?» и т.д.); · парафраз как повторение предыдущего высказывания для уточнения сказанного и переосмысления («Вы говорите, что…»); · демонстрация непонимания («Я не вполне понял, что имеется в виду. Уточните, пожалуйста»); · сомнение как способ защититься от непродуманных высказываний («Вы уверены в том, что…?»); · альтернатива как акцент на противоположной точке зрения; · доведение до абсурда как стратегия поведения, при которой дискуссант сначала соглашается с тезисом, а потом делает из него парадоксальные выводы; · задевающее утверждение как заведомо резкое и провокационное суждение; · ПОПС-формула (позиция, обоснование, пример, следствие);
Список рекомендованной литературы: 1. Баранов А. Н. Парламентские дебаты: традиции и новации. – М.: Знание, 1991 2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов. – Ростов/н Д, 2001 3. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. – М.: Попурри, 2011 4. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб: Питер, 2001 5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 6. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993 7. Маастенбрук В. Переговоры. – Калуга: Калужский Институт социологии, 1993 8. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М.: Знание, 1990 9. Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. - М.: Весь Мир, 2000 10. Михайлов В. И. Как принимать решения. Учебное пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Химера»», 1999 11. Морева Н. А. Технологии профессионального образования. – М.: Академия, 2007 12. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. – Минск: Парадокс, 1997 13. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991 14. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2007 15. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. – М.: Наука, 2002 1.4. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Традиционно к лекциям относят публичное изложение материала по какой-либо теме, проблеме, осуществляемое за счет прямой коммуникации между лектором и слушателями. Лекции характеризуются большим объемом информации, сложностью логических построений и обобщений, систематизированностью, научностью. Жанрообразующим признаком является монологичность. Однако в последнее время этот признак все чаще перестает быть ведущим: лекции приобретают проблемно-исследовательский характер, возрастает роль используемых рефлексивных приемов, слушатели превращаются в субъект познавательной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельной работы, аудитория вступает в диалог с преподавателем. Иначе говоря, лекции становятся активным методом обучения. Более того, современные тенденции говорят о движении привычных выступлений в сторону интерактивности. В отличие от активных методов обучения, центральная роль в них отводится не преподавателю, а слушателям, лектор же выступает в качестве главного организатора и помощника; взаимодействие преобладает над воздействием, а не существует параллельно с ним; сотрудничают абсолютно все участники встречи; познавательная деятельность активизируется за счет коллективного творческого процесса по решению поставленной проблемы. Как итог – занятие перестает быть лекцией и превращается в совместную работу, направленную на формирование умения слушателей учиться. Все бóльшую популярность приобретают современные форматы лекций: · лекции на основе сократической беседы; · лекции-беседы; · лекции-дискуссии; · лекции в формате «мозгового штурма»; · лекции с элементами кейс-стади; · лекции в формате пресс-конференции; · лекции с использованием интеллектуальных разминок; · лекции-провокации (с заранее запланированными ошибками); · лекции-исследования; · лекции с применением техники обратной связи; · лекции-визуализации; · бинарные лекции. Рассмотрим основные активные и интерактивные методы обучения при проведении лекционных занятий.
Date: 2016-07-22; view: 382; Нарушение авторских прав |