Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Диссоциативные симптомы творческих приступов со стороны эмоциональной сферы.





В отношении эмоциональных симптомов того или иного творческого приступа, мы сумеем также отметить самые различные степени и самую различную квалификацию этой эмоциональности. Начиная с маниакальных, эпилептических и других форм возбуждения, и кончая притуплением (или отсутствием) аффективных переживаний—все самые различные степени и формы эмоциональности—могут окрашивать творческий приступ и служить симптомами Dis. Причем характерно отметить, что те личности, которые переживают свой творческий приступ при притупленном (или при отсутствии эмоциональности)—готовы совершенно отрицать самую необходимость “вдохновения” и даже самое существование “вдохновения” как такового. Примерами проиллюстрируем эти соотношения.

ЭВР в состоянии маниакального возбуждения

Симптомы маниакального возбуждзния как симптомы Dis

Гуго Вольф все свои музыкальные произведения создал в состоянии маниакального возбуждения. Он перенес 5 таких приступов, из которых первые три приступа дали все произведения Вольфа. За время первого приступа, т. е. за время с 1888 г. по 1890 г.—он написал одну за другой подряд 53 Morike Lieder, 51 Goethe Lieder, 44 испанских песни, 17 песен на слова Эйхендорфа и десяток песен на слова Келлера и первые итальянские песни, всего около 200 песен.

2-й приступ с 1891 года начинается с ноября и кончается в декабре. Этот короткий приступ дает 29 итальянских песен, составивших его первый том итальянских песен.

3-й приступ с 1896 года по 1897 дает второй том итальянских песен, Клавираусцуг “Коррегидора”, все темы для оперы “Manuel Venegas” и половину первого акта этой оперы.

4-и приступ с 1897 до 1898—бесплодный год.

5-й приступ с осени 1898 по 1903—бесплодные годы.

Таким образом, произведения этого композитора создавались исключительно в состоянии маниакального возбуждения.8

Гете

Мебиусом было констатировано, что Гете был подвержен периодическим гипоманиакальным приступам, во врелтя которых развертывались его творческие приступы и наиболее плодотворная продуктивность (2).

Пушкин

О том, что у Пушкина возбуждения маниакального (или гипоманиакального) характера чередовались с периодами депрессии констатировано было доктором Я. В. Минцом (см. “К патографии Пушкина”// "Клинический архив гениальности и одаренности", т. I, вып. 2, 1925 г.). Этим автором было констатировано, что периоды депрессии были для Пушкина бесплодными, а периоды, связанные с возбуждением, наиболее продуктивными.

Марк Сиракузский

По словам Аристотеля Марк Сиракузский писал хорошие стихи пока был “маниаком”, но, выздоровев, совершенно утратил способность писать стихи (1).

Жерар де Нерваль был подвержен приступам маниакально-депрессивного психоза. Во время маниакальных приступов он приобрел свою творческую силу настолько, что его друзья (Т. Готье) спрашивали, должны ли они сожалеть о нем или завидовать ему, так как в этом состоянии маниакальных приступов он создавал необычайные по своему достоинству вещи. Сам поэт спрашивал себя не было ли для него худшим из несчастий именно то, что “безумное Я" было вытеснено властью "Я разумного”.

Во время этих маниакальных состояний он сам отмечал, что “творческая деятельность тогда у меня была удвоенная. Мне казалось, что я все знаю, все постигаю; работа доставляла мне бесконечное наслаждение. Приобретая снова то, что люди называют разумом, я терял силу и наслаждение”.

Одно из его лучших творений “Сильвио”, атакже “Aurelia” были созданы в приступе маниакальной экзальтации (4).

Гаршин, страдавший маниакально-депрессивным психозом, перенес целый ряд приступов маниакального состояния. В один из таких приступов он воспроизвел свои переживания, результатом чего было написано его произведение “Красный цветок”.

Г. Штиглиц

Немецкий лирик Генрих Штиглиц (1801—1849), страдавший периодическим психозом, в своем творчестве был всецело зависим от маниакальных приступов. Из нижеследующей характеристики его сестры Шарлоты Штиглиц в письме к их другу, мы видим во-первых, что поэт, как периодик, был подвержен разным колебаниям его психической жизни, то он впадал в состояние возбуждения и повышения психического тонуса, то в состояние депрессии. От этих колебаний зависят его периоды резких контрастов, —то полного бесплодия и бездеятельности, то периоды необычайной творческой продуктивности. “Штиглиц—или лучше сказать теперь уже несуществующий Штиглиц, ибо того настоящего Штиглица, увы, теперь нет,—в этом периоде своей болезни действительно находился в невменяемом состоянии. Чем больше вы его узнаете, тем долее Вы заметите то замечательное свойство—переживать приливы и отливы творческих сил. После известного периода застоя в один прекрасный день набухают его творческие приливы и, оплодотворяя его, буквально, заполняют всего Штиглица во все направления. Тогда он не только пишет стихи, но также самые разнообразные письма дюжинами. В это время он буквально живет иначе, иначе любит, читает иначе, смотрит на себя и на других более ясными глазами, и вообще все его силы творческие как-бы мобилизованны и сосредоточены. Часто бывало его дразнили и говорили, что, вероятно, он находится в связи и зависит от какой-то кометы, ибо его приливы и отливы наступают так неравномерно и внезапно, что, правда, я уж сама начала верить в это” (3).


Гоголь

У Гоголя также приступы депрессии чередовались с приступами гипоманиакального состояния. Вначале эти депрессивные состояния были коротки и не продолжительны, зато преобладала гипоманиакальная экзальтация. Но, впоследствии, депрессивные приступы удлинялись и делались все тяжелее, в то же время гипоманиакальные состояния укорачивались и теряли свою чисто эмоциональную окраску (притупление афек-тивной сферы). Пока эти гипоманиакальные состояния были господствующими—продуктивность Гоголя была на высоте, но, по мере того, как депрессия начинала преобладать и делаться длительной и эмоциональной—характер гипоманиакальных экзальтации стал все более пропадать, творчество его стало угасать, так что период создания второго тома “Мертвых душ” и вообще последний период его жизни отличался резким понижением его продуктивности, как в качественном, так и в количественном отношении. Таким образом период, отличавшийся маниакальными возбуждениями, был периодом творческих подъемов (26).

ЭВР—в состоянии возбуждения эпилептоподобного характера, а также при других состояниях нервно-психического возбуждения







Date: 2016-07-22; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию