Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭВР — в состоянии гимпермнезии, вследствие органических заболеваний центральной нервной системы





Гипермнезпя вследствие органических заболеваний нервной системы как симптом Dis

Ницше заболел прогрессивным параличем в 1888 году осенью: вначале у него болезнь проявлялась приступами маниакальной экзальтации со всеми ею характерными чертами: повышенное эмоциональное самочувствие, (чувство счастья, и блаженства) беспредельно повышенная переоценка самосознания, и неимоверно легкое без задержек течение волевых процессов. В этом состоянии им создано было его произведение Ecce Homo. В его письмах этого времени—эта маниакальная экзальтация проглядывает очень ярко, а также и его гипермнестические переживания, выражающиеся в легком разрешении всех тех задач, за которые он берется. Так, например, в письме к C. Puchs (от II. XII, 1888) он пишет; “Между тем все идет восхитительно. Ничего подобного, начиная с сентября месяца по сей день никогда в жизни не переживал. Самые сложные проблемы разрешаются играючи.

Мое здоровье, подобно погоде, ежедневно с необычайной легкостью и ясностью все улучшается и прибывает. Я не в состоянии теперь тебе все объяснить, все, что уже много сделано; все уже готово... В будущем году весь мир перевернется, после того как старые боги подадут в отставку, я начну управлять всем миром... Сердечно приветствую тебя, твой Unfier".

Гуго Вольф

В 1888 году Гуго Вольф заболел прогрессивным параличем. Он перенес пять приступов маниакальных возбуждений, из которых первые три были исключительно творческими приступами. Все композиции Гуго Вольфа, сделавшие его знаменитым композитором, были исключительно созданы в период этих трех приступов. Остальные два приступа, последние, были разрушительны для его психики и бесплодными. Так или иначе, Гуго Вольф представляет из себя наиболее яркий и классический пример, где приступы возбуждения паралитическаго характера разряжают до сих пор скрытые творческие комплексы. О нем смотрите главу “Эвр в состоянии маниакальнаго возбуждения”, а также мою работу: “Механизм эвроактивных приступов”// “Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)”, Т. I, вып. 3, 1925 г.

Брохис, художник, также, заболевший прогрессивным параличем, в свой маниакальный период создал те своеобразныя полотна, обратившие на себя в свое время внимание художественного мира, между тем как, будучи “нормальным” и здоровым, был ничтожным диллетантом (о нем смотрите мою статью “Сдвиги психоэвротической пропорции гениальности”// “Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)”, Т. I, вып. 4, 1925 г.

Золя

Золя говорит о себе: "Девятнадцати лет приблизительно, после первых каникул пребывания в лицее St. Louis, я заболел и чуть не умер от воспаления мозга. Я часто думал, что эта болезнь оказала громадное влияние на характер и всю дальнейшую жизнь и, быть может, изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов”... (Цитированно из “Новый журнал иностранной литературы, с. 98. ноябрь 1902 год.)

* * *

Перейдем теперь к эвропатологической оценке того явления, которое мы здесь иллюстрируем, как гипермнезию.

Все гипермнезии, приведенные нами выше, по своему характеру можно разделить на две большие группы: К 1-й группе принадлежат те гипермнезии, которые выражаются в обостренных, когда-то пережитых, психических комплексах, развертывающихся в виде вспышек, “панорамных видений” (как говорят некоторые психологи) в виде кинематографическаго развертывания этого же комплекса в конкректных образах, ситуациях и представлениях, как яркое отражение когда-то бывших реальных переживаний, но теперь забытых. Например, ученый Гейм о своих переживаниях при падении с горы свидетельствует: “чтоб описать пережитое мною в течение нескольких секунд падения, мне пришлось-бы Вам рассказывать целый час. С необычайной точностью и ясностью передо мной проносились образы и мысли.” “Я обозрел все факты моего прошлого, проносившегося передо мной в виде неисчислимаго количества образов”.

Ко 2-й группе гипермнезии принадлежат те гипермнестические переживания, в которых обостряются не столько сами реальные пережитые комплексы явлений, сколько сам контекст этих пережитых комплексов. Тут, вернее говоря, обостряется контекст когда-то пережитых комплексов и при том в самых различных формах:

1. В виде обострения контекста всего своего прошлого и сознания этого прошлого, так, например, у Достоевского: "В продолжении 5 секунд я переживаю целое существование человека”...“были мгновения, когда вдруг сразу воспламенялся его мозг и все жизненные силы внезапно достигали чрезвычайной напряженности, ощущения жизни и сознания удесятерялись”... “эти беглые мгновения, в которых проявляется высочайшее самосознание”..,“Эти моменты отличаются чрезвычайно развитым чувством внутреннего откровения”.


Все эти отрывки говорят больше об обостренном контексте “самосознания”, “внутреннего откровения”, ощущения жизни и сознания, благодаря чему для него “поразительна та ясность существования человека”, и прочее и прочее.

2. В других случаях гипермнезия этого контекста относится к обострению “космического чувства”. Тут мы имеем также переживания у Достоевского: “бывают моменты, продолжаются они не более 5-6 секунд, когда вдруг чувствуешь присутствие вечной гармонии. Это явление ни земное, ни небесное. Это чувство ясное, несомненное, сразу кажется, что соприкасаешься со всей природой и говоришь—да, это так...”

Также у философа Якоби мы находим подобное переживание: (смотрите выше) “это было странное, совершенно независимо от всяких религиозных понятий, представление бесконечной длительности, которая внезапно ясно сознавалась мною и с такой силой захватывала меня, при моих размышлениях о вечности, что я громко кричал, вскакивал и впадал в некоторого рода обморок”.

3. В третьих случаях обострения контекста космического и другого связываются с обострениями восприятии и ощущении.

Об этом свидетельствует Биконсфильд когда он говорит: “мои ощущения бывают невероятно остры и интенсивны и все предметы кажутся мне оживленными и мне представляется, что я ощущаю быстрое движение земного шара".

Эвропатологически, все эти формы гипермнезии (с обострением той или иной формы контекста) имеют громадное значение, в понимании генезиса всех тех творческих приступов, которые обозначаются субъективно как “вдохновение”, “интуиция”, “творческий экстаз” и прочее. К переживаниям, обозначаемым "интуицией", относятся все те гипермнезии, которые главным образом, ведут к обострению всех видов контекстных переживаний.

1. В вышеприведенном примере философа Якоби, им переживается в гипермнезии ,,интуиция бесконечной длительности". Ясно, что эта ,,интуиция бесконечной длительности" может дать толчек к тому или иному философскому творчеству того или иного характера. Точно также переживания Биконсфильда, который в состоянии гипермнезии ощущает " движение земного шара", и которому все предметы кажутся оживленными, а ощущения ,,невероятны и остры и интенсивны", могут быть источником для тех или иных,,интуиций" при построении той или иной теории. Ведь в этом состоянии "самые сложные проблемы разрешаются играючи" (говорит Ницше):

"Я чувствовал только одно, что я так неимоверно богат идеями, такой необычайной ясности и проникновенности и такой необычайной силы по отношению ко всему тому, за что я брался, что всякое познание представлялось моему духовному взору также ясно и отчетливо, как отчетливо все было моему физическому взору", — говорит также об этом состоянии философ Филон Александрийский.

Несомненно, генез философских систем, построенных на идеалистических построениях (Платон и др.) имеет своим источником такие,,интуиции" — гипермнезии. Повидимому, эти переживания настолько сильны, и убедительны, что даже физик-экспериментатор Дэви, далекий от спекулятивно-метафизических обобщений, в своей гипермнезии, (пережитой им после случайного отравления) в экстазе вскрикивает:, ,Весь мир состоит из идей и впечатлений, из удовольствия и неудовольствия". Несомненно, все такого рода гипермнезии являются не только источниками,,интуиции", но и сами по себе являются теми переживаниями, которые определяются как,,интуиция'' (при различных открытиях и изобретениях). Мы увидим в следующих главах, что есть еще и другие формы таких "интуиций". Здесь же отметим, что эту форму, трактуемую здесь как форму интуиции можно обозначить как гипермнестичегкую форму интуиции (в отличие от ниже трактуемых форм парамнестической и амнестической интуиции). Точно также в этой же гипермнестической интуиции, сопровождаемой повышенной ассоциативной деятельностью, повышенной аффективностью и экстазом, мы должны признать то переживание, которое у поэтов и композиторов обозначается,,вдохновением". Если эти гипермнезии или гипермнезические,,интуиции" с обострением космических чувств, ("бесконечности" и прочее) сопровождаются галлюцинациями или псевдогаллюцинациями, то они дают повод к религиозно-метафизическим построениям основателей религиозных систем (Лютер, Саванаролла, Магомет и пр.) В особенности гипермнезии эпилептиков, часто сопровождающиеся такими галлюцинациями имеют склонность к такого рода религиозно-метафизическим системам.








Date: 2016-07-22; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию