Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Галлюцинация как симптом Dis
Здесь мы приводим примеры, где творческий приступ совершается при тех или иных формах галлюцинаторных переживаний, независимо от того, какой род галлюцинаций (слуховая, зрительная) имел место в том или ином случае, Точно также здесь нас пока не интересует вопрос о характере галлюцинаций (в смысле дифференциации настоящей галлюцинации от псевдо-галлюцинаций). Вильям Блэк английский художник и поэт, живший с 1757 по 1827 гг. представляет яркий пример, как под влиянием галлюцинаторных переживаний он делается художником, причем особенность этого случая в том, что все его произведения живописи были непосредственно плодами его галлюцинаций, благодаря которым фантастические и мнимые образы, а также давно умершие люди и прочее, представлялись ему живо и совершенно отчетливо “как на яву”. Все свои галлюцинации он воспроизводил на полотне поразительно правдиво, хотя он не получил никакого образования и, следовательно, не мог все эти образы заимствовать из книг. Некий Allan Canningham свидетельствует о том, как и c каких моделей Блэк писал свои картины. Так, однажды вечером к нему, Блэку, пришел один из его приятелей и застал его за работой: он писал картину и именно,—изображение Лотта из библии. Писал он с большим усердием человека, перед которым сидит капризный натурщик. Он вглядывался время от времени в одно место, как будто смотрел на натурщика и рисовал, опять вглядывался и опять рисовал, а между тем перед ним решительно никого не было. — “Не мешайте мне”, шепчет художник ему, “мне тут один позирует”. — “Позирует вам?”, спрашивает приятель удивленно, где же он и кто он такой? Я решительно никого не вижу”. — "Но я его зато вижу”, отвечает Блэк с гордостью, здесь он, а его имя Лотт. Вы можете о нем читать в святом писании. Он позирует мне сейчас для его портрета”. Таким образом, Блэку служили моделью его же галлюцинации. Точно также как галлюцинации зрительные служат ему моделью в живописи, так галлюцинации слуховые служат ему источником поэтического творчества. Он говорит: “Я пишу стихи, когда дух мне приказывает, и в момент, когда я пишу, я вижу как слова по всем направлениям летят по комнате”... Из этого мы видим, что все его творческие приступы выливаются у него в форме зрительных и слуховых галлюцинаций. Его стихи как бы притекают откуда-то извне, со стороны какого-то другого источника, он только их слышит и записывает. Об этом он сам писал в письме от 25 апреля 1803 года, где он сам объяснял каким образом создано было одно из его больших произведений. Он пишет: “Я писал это произведение непосредственно под диктовку по 12, а иногда по 30 стихов зараз без всяких обдумываний и помимо моей воли. " Время, которое понадобилось для того, чтобы написать, как будто бы и не было, и таким образом существует это невероятное произведение, на создание которого кажется, будто понадобилась бы длинная жизнь, а на самом деле оно создано положительно без всякого труда и без всякой подготовки. (3) Виганд (художник) также рассказывает, что способность объективировать умственные образы развилась у него до такой степени, что впоследствии он начал смешивать созданные его волею образы с реальными личностями. (Биттнер “Верит или не верит", 1899 г., с. 39-40). Палестрини пытался выразить в своих композициях те песни, которые как ему казалось, пел невидимый ангел. (1) Бальзак при описании Аустерлицкого сражения, слышит пушечные выстрелы, ружейные залпы, стоны раненых. Говорил о своих героях, как о живых людях и жил с ними одной жизнью. Однако, при этом все же не забывал, что является их творцом и ставил границы своим галлюцинаторным переживаниям. Кардан “Дух” сообщал Кардану сведения о невозможном мире, давал советы, “вдохновлял” его. Е. Д. Салиас признавался, что яркое восприятие описываемого места иногда совершенно уносило его вдаль от письменного стола. Однажды, сидя в кресле, он так ясно представил себе вершину швейцарской горы, что невольно вскрикнув, обеспокоил домашних. (Измайлов. "Загадка Дионисия". Кн. VI, Вестник Европы. 1916 г.). Бавнекер (живописец) представлял себе действительно существующими фантастические образы, которые он воспроизводил на полотне и видел их перед собой (1). Саванаролла утверждал, что ему нисходит небесное откровение и что приходится выдерживать битвы с демонами. Гофман говорил часто своим друзьям: я работаю, сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны... Спинелли (живописец) Вазари рассказывает, когда он (Спинелли) после многих бесплодных попыток нарисовал, наконец Люцифера во всем его безобразии, то последний явился ему во сне и укорял его, зачем он изобразил его таким уродом. Этот образ потом в продолжении нескольких лет преследовал и едва не довел его до самоубийства. Ломброзо приводит его как пример того, как искусство может вызвать душевную болезнь (1). По-видимому, объективированная галлюцинация стала его бредом преследования. Тартини "Дух” помогал ему написать сонату. Магомет “Дух” диктовал Магомету целые страницы корана. Ван Гельмонт уверял, что “дух” являлся ему во всех важных случаях жизни, и один раз, в 1633 году он увидел даже свою собственную душу в форме блестящего кристалла. Флобер ощущал во рту вкус мышьяка, которым отравлялась героиня его романа г-жа Бовари, и ощущения эти были настолько реальны, что вызвали два раза подряд рвоту.(Измайлов. “Загадки Дионисия”). Диккенс во время творческой работы переживает, по собственному его признанию, галлюцинации слуха и зрение; видит своих героев, записывает их слова: "Я не сочиняю содержания книги, - удостоверяет он в своих самопризнаниях, - но вижу ее и записываю ". (Грузенберг. Психология творчества). Гуно переживает в процессе творчества, по собственному его признанию,—галлюцинации зрения и слуха, отчетливо видит Ромео и Джульетту и слышит часами голоса своих персонажей: "я слышу пение моих героев с такой же ясностью, как я вижу окружающие меня предметы”. Я провожу часы, слушая Ромео или Джульетту или фра Лоренцо или другое действующее лицо и веря, что я слушал их целый час, я вижу отчетливо их обоих". (Цит. по Грузенбергу. Психология творчества). Reynolds 7 Ему было достаточно внимательно посмотреть на свою модель полчаса, занося при этом некоторые штрихи на полотно, чтобы впоследствии продолжать работу уже в отсутствии оригинала, который заменялся ярким образом фантазии. Этот фантастический оригинал проэктировался в пространстве. усаживался в кресло художника, заставлял его позировать. Такой способ работы давал возможность Reynolds`у писать в год 300 портретов, пользовавшихся громадным успехом. Он заболел душевным расстройством, потребовавшим пребывания в лечебном заведении в течение 30 лет. Здоровье его восстановилось и вместе с тем восстановилась его способность к галлюцинаторному писанию портретов. Мартини (живописец). Всегда видел перед собою картины, которые писал, так что однажды, когда кто-то встал между ним и тем местом, где представлялось ему изображение, он попросил этого человека посторониться, потому что для него невозможно было продолжать писать, пока существовавший лишь в его воображении оригинал был закрыт. (Ломброзо “Гениальность и помешательство”, стр. 16). Гросси рассказывал, что однажды ночью, после того, как он долго трудился над описанием призрака Прина, он увидал этот призрак перед собою, и должен был зажечь свечу, чтобы избавиться от него (1). Стринберг Герой романа “Сын служанки”, за которым скрывается, конечно, сам автор, следующим образом описывает галлюцинации зрения и слуха, пережитые им в моменты творческого экстаза... "всплывают новые лица, он (писатель) видит как они вторгаются в действие, слышит, как они говорят”. (Цитированно по Грузенберг. "Психология творчества".). Крамской. Во время работы над картиной “Христос на распутьи”, по собственному его признанию, “много думая, молился, страдал и довел себя до галлюцинации”. “На каждого человека,- говорил он, - хоть раз в жизни находит раздумье,—пойти-ли направо или налево; расширяя дальше мысли, можно догадываться о подобных исторических кризисах... И вот—признается Крамской—я однажды, когда особенно был этим занят, гуляя, работая, лежа и т. д., вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумьи... кто это был? По всей вероятности это была галлюцинация”. (Цитированно по Грузенберг. "Психология творчества".). Мунначчи Когда он писал свою картину “Христос перед Пилатом” он видел галлюцинацию в образе лучистого видения. “Вдруг однажды лучистое видение промелькнуло перед глазами художника”, после чего он набросил упорно недававшийся ему лик Христа”. (Цитированно по Грузенберг. "Психология творчества".). Державин Грот приводит рассказ Державина (“Соч. Державина”, академическое издание, т. VII, "Жизнь Державина", стр. 349) О галлюцинациях зрения пережитых поэтом в момент творческого вдохновения, когда он заканчивал свою оду “Бог”. "Доказательством, как воображение его (Державина) было разгорячено, говорит Грог, служит рассказ его об окончании еды. Не дописав последней строфы, уже ночью, он заснул, перед зарею вдруг ему показалось, что кругом по сторонам— яркий свет, слезы ручьями полились у него из глаз. Он встал и при свете лампады разом написал последнюю строфу". (Цитированно по Грузенберг. "Психология творчества".). Мопасан В рассказе “Lui” рисует он явление, известное в науке под именем Autoscopie externe. Рассказ написан под непосредственным переживанием этого явления Мопасаном. В “Lui” Мопасан рассказывает, как, вернувшись однажды вечером после дня, проведенного в одиночестве и нервном возбуждении, герой рассказа находит дверь квартиры отпертой, войдя в комнату он видит человека, сидящего в кресле и греющегося у камина. Он протягивает руку, чтоб опустить ее на плечо сидящего, кресло пусто... С этой минуты во мраке ночей он будет жить в невероятном страхе увидеть снова таинственного двойника, созданного его галлюцинацией. В 1889 г. Мопасан переживает следующую галлюцинацию. В то время, как он сидел за письменным столом, дверь его кабинета отворилась, и в комнату вошла его собственная фигура, села против него, опустив голову на руку, и начала диктовать то, что он писал. Когда он кончил и встал с места, видение исчезло. * * * Таким образом мы видим, что к группе парамнестических переживаний в форме различных “интуиции” могут быть отнесены: 1) иллюзорные переживания, 2) галлюцинаторные переживания. В первых случаях диссоциативными симптомами служат тот или иной вид иллюзий. Творческий процесс протекает как иллюзорное переживание. Во вторых случаях диссоциативными симптомами служат галлюцинаторные переживания (слуховые, зрительные, смешанные и пр.) и творческий процесс протекает галлюцинаторно. Date: 2016-07-22; view: 290; Нарушение авторских прав |