Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С древнейших времен до начала XVIII века
ПЛАН
1. Славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей 2. Влияние принятия христианства на распространение грамотности 3. Педагогические сочинения Древней Руси 4. Книгопечатание и иные изменения социокультурной ситуации в конце XVI – начале XVII вв. 5. Социально-экономические преобразования Петра I, повлекшие изменения в сфере образования и воспитания. Новые учебные заведения петровской эпохи
Древнейшее общество: – внимание и уважение к материнству зафиксировано в обрядах родин (почитание повитухи), графических образах рожаницы, ставших традиционным оберегом; – подготовка к инициациям отразилась в сказках (см. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки»); – традиции семейного воспитания закреплены в обрядах, пословицах, поговорках. В VIIIIX вв. Русь – крупнейшее в Европе раннефеодальное государство: – имеется некая – по всей вероятности пиктографическая – форма письма: «черты и резы», упоминаемые в летописи. Принятие в Х в. христианства принесло помимо иных культурных заимствований распространение грамотности и использование достижений развитой книжной культуры. В княжеских семьях появляются домашние учителя. По приказу Владимира в Киеве открывается первая школа для детей дружинников. Основной учебной книгой, как и в других европейских странах в эпоху средневековья, становится Библия, переведенная в IХ в. Кириллом и Мефодием на староболгарский (впоследствии названный церковнославянским) язык. На основе кириллической письменности начинается летописание на старославянском языке (смесь живых разговорных и книжных, церковнославянских выражений). Развивается литературный язык, в т.ч. усилиями К.Туровского. В монастырях на заказ переписывают избранные тексты, составляя изборники. В ХI – ХIII вв. центрами образования и книгописания становятся монастыри, в т.ч. и женские. Грамотность широко распространена в городах, например, в Новгороде большинство взрослых грамотные. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, среди которых найдены листки «тетради» мальчика по имени Онфим. В Новгороде же найдена деревянная дощечка с вырезанным на ней алфавитом. Буквы древнерусского алфавита для простоты запоминания были превращены священниками-учителями в цепочку фраз, имеющих назидательный смысл: «Ааз буки веди. Глаголь добро...». Книгописание – тяжкий труд, доступный главным образом мужчинам. Но одной из образованнейших женщин эпохи, Е.Полоцкой, удалось преодолеть эту проблему. В княжение сына Владимира и Рогнеды, Ярослава Мудрого, в Киеве открывается «повышенная» школа. Все дети Ярослава получают хорошее образование и бесстрашно отправляются в иные европейские страны (заключаются династические браки). Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (ХII в.), является автором первого древнерусского сочинения педагогической направленности. Как и в иных странах, это сочинение имеет форму отеческого поучения. «Поучение Владимира Мономаха своим детям» было включено во многие изборники. В XIIIXIV вв. получает распространение обучение детей у «мастеров грамоты» (вероятно, в связи с упадком монастырей). Некоторые представления о характере воспитания в эту пору дает сборник «Домострой», составленный монахом Сильвестром. В конце XVI - XVII вв. происходят заметные изменения в политической и культурной жизни Руси: сильнее ощущаются западные влияния, повышается образовательный уровень боярской верхушки общества; в царской семье в обиход входят западноевропейские обычаи. Еще в царствование Ивана Грозного в Москве начинается деятельность русского первопечатника И.Федорова. В 1574 г. напечатана первая российская «Азбука». Созданный в начале XVII в. Печатный двор в Москве постепенно расширяет свою деятельность: с 1634 года издается и многократно переиздается «Букварь» Вас.Бурцева (стоил 1 копейку), его тиражи достигают 2400 экз. В Москве появляется Немецкая слобода, создается Придворный театр. Боярин Артамон Матвеев, женившийся на голландке, учился латыни и греческому вместе со своим сыном. Дети царя Алексея Михайловича под руководством С.Полоцкого учили латынь и польский. Появление первых форм повышенного образования. На территории Речи Посполитой, киевская братская школа под руководством Петра Могилы в 1632 г. преобразовывается в первое восточнославянское высшее учебное заведение – Киевскую академию. Польские короли отказались ее признать; права и титул академия получила лишь при Петре I. Киево-Могилянская академия (названная так в честь основателя) дала ряд известных просветителей: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий. В середине XVII в. Епифаний открыл греческую школу в Чудовом монастыре в Москве. Симеон Полоцкий (1629 – 1680) создал в московском Заиконоспасском монастыре греко-латинскую школу, которая затем по его проекту (в 1687 г.) была преобразована в Славяно-греко-латинскую академию. Ее воспитанники и преподаватели – Феофан Прокопович, Стефан Яворский – были опорой Петра в его реформаторской деятельности. В академии преподавались семь свободных искусств, богословие, правосудие. В ней в XVIII в. обучались поэт А.Кантемир, архитектор М.Баженов. Это учебное заведение стало первым вузом М.В.Ломоновова. Важнейшие явления духовной жизни России XVIII в. – «обмирщение» искусства и резкая переориентация духовной жизни общества на западные образцы. Появляются новые виды и жанры искусства. В новом жанре парадного портрета появляется детский портрет. В своем стремлении обрести как можно больше и быстрее образованных людей самых различных профессий Петр использует три пути: – отправляет молодежь учиться за границу; – приглашает специалистов из-за рубежа; – создает множество разнообразных учебных заведений, призванных ускоренными темпами готовить узких профессионалов. Дворянскую молодежь обязывают служить на государственной службе, а для этого обязательно (под страхом лишения права на венчание) учиться и сдавать государственным чиновникам экзамен. Открываются первые в европейской истории государственные светские школы: Школа математических наук, Школа навигацких наук. В них училось от 200 до 500 учащихся. Вначале преподавали профессора, приглашенные из Англии. Первый русский профессор – Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739) – издает в 1703 г. «Арифметику, сиречь науку числительную»: учебник, действовавший на протяжении всего XVIII в. В армии открывались специальные школы: артиллерийские, навигацкие, хирургические, «разноязычные». На Урале – горнозаводская. Для солдат создавались Цифирные училища – первые общеобразовательные начальные школы. В 1718 г. таких школ было 42. Реформа алфавита (введение гражданского алфавита, созданного по образцу европейских) упростила и ускорила развитие книгопечатания: «При Петре Великом не одни бояре, и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» - писал М.В.Ломоносов. Одно из последних великих деяний Петра – подписание указа об открытии в Петербурге Российской академии наук.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Назовите славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей 2. Подтвердите примерами влияние принятия христианства в Древней Руси на распространение грамотности 3. Охарактеризуйте педагогические сочинения Древней Руси с точки зрения их содержания и жанровых особенностей. 4. Проведите параллели между «Поучением» Владимира Мономаха и другими известными из истории педагогики сочинениями этого жанра. 5. Охарактеризуйте место белорусских земель и белорусских просветителей в контексте восточнославянской культуры a. в эпоху древнерусских княжеств; b. в период ВКЛ; c. в период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой. (для полного ответа на вопрос привлеките материал семинарских занятий) 6. Охарактеризуйте вклад белорусских просветителей XVII века в развитие культуры и образования в России (для полного ответа на вопрос используйте материал семинарских занятий). 7. Назовите инновации ПетраI в области российского просвещения. .
Date: 2016-07-05; view: 409; Нарушение авторских прав |