Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Педагогические идеи эпохи Просвещения и их взаимодействие с практикой





ПЛАН

1. Своеобразие социокультурной ситуации в Западной Европе XVII – XVIII вв:

– Новые идеалы человека и общества как источник поиска новых целей воспитания.

– Отражение педагогических процессов в искусстве.

2. Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция.

3. Новизна и оригинальность педагогических идей Ж-Ж. Руссо.

4. Педагогическая деятельность и педагогические сочинения И.Г.Песталоцци.

Уже к началу XVII столетия феодализм ощущается, а затем и осознается, как тормоз общественного развития. Революционные устремления буржуазии в эту пору едины с устремлениями всего «третьего сословия». При этом в разных странах Европы исторические события и следующие за ними мировоззренческие и собственно педагогические выводы складываются по-разному:

В Англии, после нескольких десятилетий гражданских и религиозных войн, устанавливается новая королевская династия, но парламент при этом расширяет свои полномочия («Билль о правах» - 1689). Английские просветители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании человека в духе буржуазных добродетелей.

Борьба французской аристократии и церкви с «вольнодумством» становится все более жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомышленников за счет просвещения всех слоев общества. Наблюдается расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и образованных женщин-аристократок.

Во всех странах возникает множество теорий общественного переустройства, авторы которых – философы – в большой моде.

Искусство не только любуется хрупким изяществом «уходящей» аристократии (Ватто), но и предлагает новые просвещенные идеалы:

– красоту честного труда (Шарден);

– незаурядность личности (Гейнсборо, Рейнолдс);

– предприимчивость и природный ум (Бомарше, Дефо,Гольдони);

– независимость и чувство собственного достоинства, присущие отнюдь не аристократам (Шиллер)

Основные философские, социальные и эстетические идеи Просвещения:

Ø Вера в разум. Движущей силой исторического процесса просветители считают борьбу разума с суевериями и фанатизмом.

Ø Исторический оптимизм. Утопизм. Просветители верили в возможность установления Царства Разума, построенного на свободе, равенстве и братстве людей как результат всеобщего просвещения.

Ø Научный скептицизм. Просветители стремились подвергнуть сомнению все устоявшиеся авторитеты – в религии, политике, искусстве.

Ø Идея естественного права. Нашла отражение в требованиях общественного равенства и личной свободы. Примеры, подтверждающие эту идею, просветители искали в природе.

v Выражение «естественное право» принадлежит английскому философу Локку.

v Высказывания французских философов, иллюстрирующие эту идею: «Человек – общественное животное» (Вольтер),

«Назад – к природе!» (Руссо)

Ø Энциклопедизм. Распространение знаний, образование и самообразование – необходимые условия самосовершенствования человека и совершенствования общества. Искусство – лучшее средство популяризации идей Просвещения.

v Вольнодумство, «вольтерьянство» становятся своего рода модой. Философы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе.

v Необычайную популярность приобретает созданная Дидро «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

 

Развившаяся в эту пору эстетика классицизма с ее упорядоченностью, ранжированностью возводит в ранг важнейшей добродетели подавление чувства во имя долга. Под влиянием этой идеи складывается новая цель воспитания – формирование гражданина.

 

Детские образы в произведениях изобразительного искусства становятся все более достоверными. В связи с модой на «вундеркиндов», начало которой было положено необыкновенными выступлениями юного Моцарта, начинают создаваться музыкальные произведения для начинающих исполнителей (Вивальди). Детской литературы по-прежнему не существует, и образы детей и подростков только начинают появляться на страницах литературных произведений. Так же, как это было в изобразительном искусстве, они пока еще весьма условны.

 

Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция.

Джон Локк (1632 –1704) закончил Оксфорд, по политическим мотивам был вынужден эмигрировать в Голландию. После воцарения Вильгельма Оранского, в 1688 году вернулся в Англию, где до конца жизни пользовался большим авторитетом.

«Опыт о человеческом разуме» (1690). В противовес бытовавшим представлениям об особом предназначении аристократии в силу наличия у нее «врожденных идей», позволявших ей управлять обществом, высказал мысль, что душа ребенка подобна чистой доске (tabula rasa). Помимо опыта внешнего, человека, по мнению Локка, формирует опыт внутренний (результат деятельности рассудка). Поиск истины состоит в согласовании внешнего и внутреннего опыта.

Локк, таким образом, положил начало самоанализу.

«Мысли о воспитании» (1693). Это сочинение изложено в виде писем некоей даме, которая, овдовев, воспитывает сына и советуется с известным мыслителем относительно трудностей этого процесса. Согласно Локку, главная задача – воспитание джентльмена. Это дворянин, отличающийся «утонченностью в обращении», умеющий «вести свои дела толково и осмотрительно». Стать таковым возможно не в школе, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния», но лишь дома, с помощью хорошо подготовленного, солидного воспитателя. Основные требования к домашнему воспитанию:

– Здоровье – без изнеживания (жесткая постель, открытое во всякую пору окно, простая еда).

– Мораль – исходя из принципа пользы и интересов личности.

– Воспитание привычек.

– В содержание обучения помимо наук входят законоведение, бухгалтерия, верховая езда, танцы.

– Обязательное овладение каким-либо ремеслом.

Локк популяризировал, описав в своей книге, одну из первых обучающих игрушек – кубики с буквами. Кстати, в том же 18 веке другой англичанин, учитель географии Д.Спилсбери, придумал первый «пазл», разрезав на кусочки-графства карту Англии.

Известен Локк и антидемократичным проектом о «рабочих школах», где дети простых людей должны своим трудом зарабатывать на кусок хлеба и слушать религиозные проповеди.

Французский мыслитель Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) отвергал религиозное воспитание. В своем трактате «Об уме» (1758) он писал: «Горе нациям, которые доверяют попам воспитание своих граждан». Книга была сожжена, автор вынужден иммигрировать. В другом трактате «О человеке, его способностях и его воспитании»(1773), писал, вслед за Локком, что все люди в равной мере способны к образованию, а результат определяется лишь средой и воспитанием.

Дени Дидро (1713-1784), поддерживал мысль Гельвеция о необходимости светского воспитания, но не соглашался с его абсолютизацией воспитания без учета природных особенностей. Главный труд Дидро – «Энциклопедия» – носит открыто просветительный характер и предназначен для самообразования взрослых. В 1773-1774 гг. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Россию и составил «План университета для России», который так и не был реализован.

Date: 2016-07-05; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию