![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Разворот Учебника «Прелюдия» знакомит учащихся еще с одним сочинением С. Рахманинова - фортепианной Прелюдией (до-диез минор), одним из самых известных и любимых слушателями сочинений композитора. Прежде чем познакомить школьников с новым для них произведением, учитель может рассказать им краткую историю развития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных произведений. Информация для учителя. Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление) — небольшая инструментальная пьеса. Первоначально представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе (обычно фуге) двухчастного цикла (например, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха) или к многочастному циклическому произведению (например, сюите). В XVI—XVII вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. В XIX в. прелюдия становится одним из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков (циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.). В XX в. жанр прелюдии трактуется многопланово, выполняя вступительную функцию (прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина), являясь самостоятельной пьесой (у С. Рахманинова, Д. Шостаковича) или развернутой композицией («Прелюды» для оркестра К. Дебюсси). На уроке может прозвучать уже знакомая школьникам Прелюдия (до мажор) из двухчастного цикла «Прелюдия и фуга № 1» И.-С. Баха («Хорошо темперированный клавир», том I)', в которой композитор использовал мелодию молитвы «Аvе Маriа»; незнакомая Прелюдия №7 (ля мажор) Ф.Шопена. Пусть учитель предложит четвероклассникам передать словами те впечатления, которые возникли у них под воздействием этих сочинений, разъяснить, какими выразительными средствами пользовались композиторы, чтобы создать проникновенные лирические образы. Далее можно вспомнить с учащимися знакомые им произведения С. Рахманинова, спеть главные темы Концерта для фортепиано с оркестром № 3 (с. 9), Вокализа (с. 12), романса «Сирень» (с. 81), выделяя при этом характерные рахманиновские интонации, родство его лирических мелодий с народными напевами (например, песнями «Ты река ль моя, реченька», «Со вьюном я хожу», «У зори-то, у зореньки» и др.), современными песнями «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Конечно, эти песни целиком или фрагментами должны быть спеты учащимися. Такого рода «вокальный раздел» урока послужит контрастом к восприятию нового произведения Рахманинова — Прелюдии (до-диез минор). Пусть учащиеся внимательно прочитают текст на с. 112 Учебника, а затем послушают в записи лишь начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью. Вопросы к четвероклассникам могут быть следующими: сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения? Образы пьесы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Какими средствами добивается композитор различия образов? Далее предлагается послушать всю Прелюдию целиком и проследить за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется образный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития музыки в последней, третьей части. После прослушивания пьесы целесообразно прочитать текст Учебника (с. 113) и ответить на вопросы. Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца XIX — начала XX в. в России. Школьники услышат, что в этом сочинении композитор удивительным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Родине. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных эвучностей» фортепиано — то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных. В стремительных пассажах средней части угадывают черты бури, натиска, порыва. Подобно тому, как Н. Римский-Корсаков с помощью трех звуков нарисовал образ моря («Океан — море синее», вступление к опере Садко»), так и Рахманинов, постоянно повторяя три первоначальных звука пьесы, создает в 19 лет пьесу, которую он исполнял по просьбам публики до конца своей жизни. В чем же секрет долговечности этого произведения? Пусть учащиеся попытаются ответить на этот вопрос. УРОК № 9 (25) Date: 2016-11-17; view: 482; Нарушение авторских прав |