Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье





На развороте учебника «Музыкальные инструменты» (с. 122—123), изучением которого завершается 3-я четверть IV класса, продолжается знакомство чет­вероклассников с гитарой, удивитель­ным по красоте «голоса» (тембра) и исполнительским возможностям инстру­ментом, любимым как в прошлые времена, так и сейчас.

В начале урока можно вспомнить звучание предшественников гитары — лютни, арфы, гуслей. Здесь могут прозвучать Менуэт из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.-С. Баха (лютня, арфа)1, «Орнамент» из Концерт­ной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, «Кукушка» Л.-К- Дакена (арфа), импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» (гусли)2. Учащиеся могут сопровождать звучание этих пьес движениями рук, имитирующими игру на этих музыкальных инструментах. Учитель показывает эти инструменты, изоб­раженные на страницах Учебника-тетради «Музыка» для I класса (с. 27, 28, 30, 31, 66).

На уроке важно раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары. На ней можно исполнять произведения различных жанров и стилей — обра­ботку народной песни, музыку старинных композиторов, джазовую импрови­зацию, под аккомпанемент гитары исполняют старинные романсы, бардовские песни.

Можно предложить школьникам разучить русскую народную песню «Тон­кая рябина», в которой в иносказательной форме рассказывается о думах оди­нокой девушки, а затем послушать обработку этой песни в исполнении извес­тного русского гитариста XX в. Александра Михайловича Иванова-Крамского (1912—1973). Пусть учащиеся определят, какие изменения вносит гитаристе мелодию песни «Тонкая рябина», какими средствами усиливает драматичес­кий характер произведения (изменение мелодики, ритма, темпа, динамики), в какой форме сочиняет свою обработку народной песни (вариации). Для юных слушателей настоящим открытием является и тот факт, что на гитаре можно исполнять, например, не только мелодию или аккомпанемент, но и мно­гоголосные созвучия.

Контрастом к «Тонкой рябине» может прозвучать фрагмент «Чаконы» И.-С. Баха. Эта музыка была написана Бахом для солирующей скрипки. Из­вестный испанский гитарист-виртуоз Андрее Сеговия (1893—1987) переложил это сочинения для гитары. Без тембра гитары не обходится и исполнение джа­зовой музыки. На уроке может прозвучать джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта. При восприятии этого фрагмента можно предложить уча­щимся исполнять собственную ритмическую партию.

Рассматривание репродукции картины русского художника В. Тропинина «Гитарист» и чтение стихотворения М. Лермонтова «Что за звуки!..», выявле­ние особенностей их лирических образов может послужить поводом к прослу­шиванию старинного русского романса «Что ты клонишь над водами...» (му­зыка Г. Кушелева-Безбородко, слова Ф. Тютчева). Его исполняет всемирно из­вестный тенор, русский певец Иван Семенович Козловский (1900—1993) под аккомпанемент гитары (А. Иванов-Крамской).

В завершение урока школьники вспоминают и исполняют музыку извес­тных отечественных бардов — Б.Ш.Окуджавы (1924—1997), В.С.Высоцкого (1938-1980), С.Я. Никитина (р. 1944).

Информация для учителя.

В середине прошлого века в нашей стране появился новый жанр — авторская пес­ня. Он представляет собой своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Создатели но­вого жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали друж­бу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.

Сейчас имена авторов-исполнителей — Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Сергея и Татьяны Никитиных, Александра Розенбаума, Юлия Кима и др. — знают буквально все. В чем же ценность авторской песни? Несомненно, это искренность, доверие, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей; доступность для испол­нения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка, удивляющая нас смелостью и индивидуальностью высказывания.

Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Любовь к слову определяет точность музыкальной интона­ции. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют — они непременно должны звучать. И сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат выявлению смыс­ла. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный1.

В Хрестоматии музыкального материала для IV класса предложены раз­личные песни современных бардов: «Пожелание друзьям», «Музыкант» (сло­ва и музыка Б. Окуджавы), «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (сло­ва и музыка В. Высоцкого), «Резиновый ежик», «Сказка идет по свету» (музы­ка С. Никитина, слова Ю. Мориц). Учитель может познакомить четвероклас­сников как с этими, так и другими авторскими песнями2, а для исполнения выбрать те, которые наиболее понравятся учащимся каждого конкретного класса. Эти песни, как показывает практика работы по учебно-методическому комплекту «Музыка», становятся одними из самых любимых детьми песен. Они с удовольствием поют их не только на уроках, но и на классных и школь­ных праздниках, в походах.

Завершая 3-ю четверть, учащиеся получают задание «наблюдать» за музы­кой, которая будет звучать в дни школьных каникул. Своими впечатлениями четвероклассники смогут поделиться на уроках в следующей четверти, запи­сав их в виде рассказа «Мои музыкальные впечатления».

 

2 В Фонохрестоматии песни российских бардов, к сожалению, не представлены по причине соблюдения авторских прав наследников. Учитель может предложить записи из личной фоноте­ки, а также из семейных коллекций школьников.

 


Введение

 

Уроки музыки в 4-й четверти IV класса — это систематизация и обобщение музыкальных впечатлений учащихся, приоб­ретенных ими в начальной школе. Музы­кальный материал этой четверти включа­ет в себя различные направления музы­кального искусства — фольклор, музыку религиозной традиции, классическую и современную музыку. Метод концентрич­ности (постоянное возвращение к ранее изученным музыкальным сочинениям) да­ет возможность закреплять усвоение таких базовых понятий музыкального искусства, как его интонационная природа, жанры, музыкальный язык, форма, стиль.

Другой метод музыкального обучения — метод «сходства и различия» — позволяет учащимся при сравнении различных произ­ведений выявлять закономерности музы­кального искусства, расширять свой инто­национный багаж, развивать музыкально-практические умения и навыки, связанные с такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки и размышления о ней, музицирование (хоровое, ансамблевое, сольное пение, игра на простейших музы­кальных инструментах, пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические дви­жения), различного рода импровизации.

Важной чертой уроков музыки на за­вершающем начальную школу этапе му­зыкального образования следует считать и возможность претворения учащимися му­зыкального образа в рисунке, цвете (коло­рите), поэтическом слове, рассказе, драма­тизации, повторном «исполнении-интер­претации».

Определенное значение приобретает здесь и развитие интуитивно-образно­го определения музыкального стиля в самом общем плане (старинная или со­временная музыка; русская или зарубежная; композиторская или народная), выявление черт, присущих одному композитору.

Произведения других видов искусства — литературы, изобразительного ис­кусства (живопись, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искус­ство, художественная фотография и др.), — представленные на страницах Учебника и Рабочей тетради, продолжают линию развития ассоциативно-об­разного мышления учащихся. Именно многообразие художественных ассоциа­ций направлено на становление чувства стиля, на понимание жизненной общ­ности различных искусств.

В процессе проведения музыкальных занятий необходимо вести планомер­ную подготовку к заключительному уроку-концерту, который позволит проде­монстрировать уровень сформированности музыкальной культуры четверо­классников (интерес, эмоциональный отклик на музыку, осознанное восприя­тие произведений, индивидуальная оценка их содержания, практическая нап­равленность музыкальной деятельности школьников, развитие эмоционально­го словаря).

Урок музыки, по нашему глубокому убеждению, должен воспитывать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин), помогать учащимся в три­единстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя усваивать духовно-нравственные ценности, запечатленные в музыкальных образах, дос­тупных детскому восприятию и их интерпретации.

В данных разработках предложена последовательность изучения разворо­тов Учебника соответственно календарю.

 

 

Тематическое планирование уроков 4-й четверти (7ч )

Date: 2016-11-17; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию