![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
На развороте учебника «Музыкальные инструменты» (с. 122—123), изучением которого завершается 3-я четверть IV класса, продолжается знакомство четвероклассников с гитарой, удивительным по красоте «голоса» (тембра) и исполнительским возможностям инструментом, любимым как в прошлые времена, так и сейчас. В начале урока можно вспомнить звучание предшественников гитары — лютни, арфы, гуслей. Здесь могут прозвучать Менуэт из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.-С. Баха (лютня, арфа)1, «Орнамент» из Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, «Кукушка» Л.-К- Дакена (арфа), импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» (гусли)2. Учащиеся могут сопровождать звучание этих пьес движениями рук, имитирующими игру на этих музыкальных инструментах. Учитель показывает эти инструменты, изображенные на страницах Учебника-тетради «Музыка» для I класса (с. 27, 28, 30, 31, 66). На уроке важно раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары. На ней можно исполнять произведения различных жанров и стилей — обработку народной песни, музыку старинных композиторов, джазовую импровизацию, под аккомпанемент гитары исполняют старинные романсы, бардовские песни. Можно предложить школьникам разучить русскую народную песню «Тонкая рябина», в которой в иносказательной форме рассказывается о думах одинокой девушки, а затем послушать обработку этой песни в исполнении известного русского гитариста XX в. Александра Михайловича Иванова-Крамского (1912—1973). Пусть учащиеся определят, какие изменения вносит гитаристе мелодию песни «Тонкая рябина», какими средствами усиливает драматический характер произведения (изменение мелодики, ритма, темпа, динамики), в какой форме сочиняет свою обработку народной песни (вариации). Для юных слушателей настоящим открытием является и тот факт, что на гитаре можно исполнять, например, не только мелодию или аккомпанемент, но и многоголосные созвучия. Контрастом к «Тонкой рябине» может прозвучать фрагмент «Чаконы» И.-С. Баха. Эта музыка была написана Бахом для солирующей скрипки. Известный испанский гитарист-виртуоз Андрее Сеговия (1893—1987) переложил это сочинения для гитары. Без тембра гитары не обходится и исполнение джазовой музыки. На уроке может прозвучать джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта. При восприятии этого фрагмента можно предложить учащимся исполнять собственную ритмическую партию. Рассматривание репродукции картины русского художника В. Тропинина «Гитарист» и чтение стихотворения М. Лермонтова «Что за звуки!..», выявление особенностей их лирических образов может послужить поводом к прослушиванию старинного русского романса «Что ты клонишь над водами...» (музыка Г. Кушелева-Безбородко, слова Ф. Тютчева). Его исполняет всемирно известный тенор, русский певец Иван Семенович Козловский (1900—1993) под аккомпанемент гитары (А. Иванов-Крамской). В завершение урока школьники вспоминают и исполняют музыку известных отечественных бардов — Б.Ш.Окуджавы (1924—1997), В.С.Высоцкого (1938-1980), С.Я. Никитина (р. 1944). Информация для учителя. В середине прошлого века в нашей стране появился новый жанр — авторская песня. Он представляет собой своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры. Сейчас имена авторов-исполнителей — Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Сергея и Татьяны Никитиных, Александра Розенбаума, Юлия Кима и др. — знают буквально все. В чем же ценность авторской песни? Несомненно, это искренность, доверие, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка, удивляющая нас смелостью и индивидуальностью высказывания. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Любовь к слову определяет точность музыкальной интонации. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют — они непременно должны звучать. И сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат выявлению смысла. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный1. В Хрестоматии музыкального материала для IV класса предложены различные песни современных бардов: «Пожелание друзьям», «Музыкант» (слова и музыка Б. Окуджавы), «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (слова и музыка В. Высоцкого), «Резиновый ежик», «Сказка идет по свету» (музыка С. Никитина, слова Ю. Мориц). Учитель может познакомить четвероклассников как с этими, так и другими авторскими песнями2, а для исполнения выбрать те, которые наиболее понравятся учащимся каждого конкретного класса. Эти песни, как показывает практика работы по учебно-методическому комплекту «Музыка», становятся одними из самых любимых детьми песен. Они с удовольствием поют их не только на уроках, но и на классных и школьных праздниках, в походах. Завершая 3-ю четверть, учащиеся получают задание «наблюдать» за музыкой, которая будет звучать в дни школьных каникул. Своими впечатлениями четвероклассники смогут поделиться на уроках в следующей четверти, записав их в виде рассказа «Мои музыкальные впечатления».
2 В Фонохрестоматии песни российских бардов, к сожалению, не представлены по причине соблюдения авторских прав наследников. Учитель может предложить записи из личной фонотеки, а также из семейных коллекций школьников.
Введение
Уроки музыки в 4-й четверти IV класса — это систематизация и обобщение музыкальных впечатлений учащихся, приобретенных ими в начальной школе. Музыкальный материал этой четверти включает в себя различные направления музыкального искусства — фольклор, музыку религиозной традиции, классическую и современную музыку. Метод концентричности (постоянное возвращение к ранее изученным музыкальным сочинениям) дает возможность закреплять усвоение таких базовых понятий музыкального искусства, как его интонационная природа, жанры, музыкальный язык, форма, стиль. Другой метод музыкального обучения — метод «сходства и различия» — позволяет учащимся при сравнении различных произведений выявлять закономерности музыкального искусства, расширять свой интонационный багаж, развивать музыкально-практические умения и навыки, связанные с такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки и размышления о ней, музицирование (хоровое, ансамблевое, сольное пение, игра на простейших музыкальных инструментах, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения), различного рода импровизации. Важной чертой уроков музыки на завершающем начальную школу этапе музыкального образования следует считать и возможность претворения учащимися музыкального образа в рисунке, цвете (колорите), поэтическом слове, рассказе, драматизации, повторном «исполнении-интерпретации». Определенное значение приобретает здесь и развитие интуитивно-образного определения музыкального стиля в самом общем плане (старинная или современная музыка; русская или зарубежная; композиторская или народная), выявление черт, присущих одному композитору. Произведения других видов искусства — литературы, изобразительного искусства (живопись, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография и др.), — представленные на страницах Учебника и Рабочей тетради, продолжают линию развития ассоциативно-образного мышления учащихся. Именно многообразие художественных ассоциаций направлено на становление чувства стиля, на понимание жизненной общности различных искусств. В процессе проведения музыкальных занятий необходимо вести планомерную подготовку к заключительному уроку-концерту, который позволит продемонстрировать уровень сформированности музыкальной культуры четвероклассников (интерес, эмоциональный отклик на музыку, осознанное восприятие произведений, индивидуальная оценка их содержания, практическая направленность музыкальной деятельности школьников, развитие эмоционального словаря). Урок музыки, по нашему глубокому убеждению, должен воспитывать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин), помогать учащимся в триединстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя усваивать духовно-нравственные ценности, запечатленные в музыкальных образах, доступных детскому восприятию и их интерпретации. В данных разработках предложена последовательность изучения разворотов Учебника соответственно календарю.
Тематическое планирование уроков 4-й четверти (7ч ) Date: 2016-11-17; view: 651; Нарушение авторских прав |