Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье





В начале этого урока четвероклассникам будет интересно вспомнить, какие изфортепианных произведений польского композитора Ф.Шопена, уже звучавшие на уроках — полонез, мазурки, вальс, - оставили след в их памяти. Учитель может провести своеобразный блицтест: разделив доску на три части и записав на ней названия трех произведений Шо­пена (полонез, мазурка, вальс), он играет (или поет) главные темы этих произ­ведений и предлагает учащимся узнать, какая музыка звучит. Количественный подсчет голосов позволит выявить музыкальные предпочтения учащихся, а так­же вновь обратиться к тем сочинениям, которые по разным причинам четве­роклассники не смогли вспомнить. Такое «введение» в мир музыки Шопена ставит задачу обобщения музыкально-слуховых представлений школьников, связанных с творчеством одного композитора, развитием чувства стиля.

На развороте Учебника «Исповедь души» (с. 114-115) информационный текст предлагает следующие установки на восприятие произведений Шопена1: каждое из сочинений композитора — страница дневника, исповедь души; чте­ние фрагмента письма Шопена, адресованного своей родине, Польше, вдали от которой протекала жизнь композитора.

Эти установки — своеобразные эмоциональные импульсы — дают возмож­ность четвероклассникам более глубоко прочувствовать музыку этого компо­зитора.

Прослушиванию двух контрастных Прелюдий (№ 7 и 20) Шопена может предшествовать сравнительный анализ их нотного текста. Какие особенности смогут выделить учащиеся по нотной записи главных тем прелюдий? Кон­траст жанров (танец и марш), контраст характера (нежно и широко), кон­траст динамики (тихо и очень громко). Что же объединяет эти два сочинения? Ритмический рисунок (пунктирный ритм). Вслед за этим учитель предлагает вслушаться в первоначальные интонации (играет или поет первые фразы пре­людий), а затем исполнить их на воображаемом фортепиано, передавая харак- : тер каждой из них.

После такой подготовительной работы можно прослушать каждую из прелюдий от начала до конца и еще раз сравнить характер и средства выразительности: лирический рассказ, построенный на интонациях мазурки (польского народного танца), и траурный марш, наполненный скорбными чувствами; светлый мажорный лад первой прелюдии контрастирует с мрачными минорными красками второй; налицо и другие контрасты — динамики (ff и р) и фактуры (прозрачной в первом сочинении и плотной, насыщенной аккордовы­ми звучностями во второй).

Письмо Ф. Шопена рекомендуется начать читать учителю; «Милая моя, да­лекая, единственная! Почему... я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Пусть ученики задумаются над тем, кому могут быть адресованы эти слова? (Часто встречающиеся ответы: возлюбленной, матери). Прочитав письмо до конца, четвероклассники с удивлением обнаруживают, что эти слова адресованы Шопеном «милой моей Родине». Здесь уместно рас­смотреть фотографию памятника Шопену, который установлен в одном из центральных парков Варшавы, столицы Польши. Этот парк — одно из излюб­ленных мест отдыха варшавян, потому что здесь звучит музыка Шопена (в за­писи и в «живом» исполнении лучших музыкантов мира). Внимательное всматривание в скульптурную композицию памятника даст возможность уча­щимся подчеркнуть ее взволнованный характер (дерево словно раскачивается под порывами ветра), увидеть встревоженную фигуру Шопена, взгляд, уст­ремленный вдаль. И изображение сердца «вынесено» скульптором в нижнюю часть композиции. Вероятно, так он хотел подчеркнуть общеизвестный факт, что тело композитора похоронено во Франции, а сердце — в Польше, в косте­ле Святого Креста.

Разворот Учебника «Революционный этюд» (с. 116-117) знакомит детей с одним из самых популярных произведений Шопена, возникшим как отклик на разгром национально-освободительного восстания польского народа 1830г. Четвероклассникам интересно будет узнать и о том, что друзья композитора, чтобы уберечь гений Шопена для новых поколений, настояли на том, чтобы он покинул Польшу.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

 

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

 

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

 

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Граши

Какие же особенности «Революционного этюда» передают состояние души композитора? Учащиеся после прослушивания обращают внимание на взвол­нованное, рокочущее, словно морские волны, бурное сопровождение, которое и создает страстный, решительный, напористый характер музыки. Нужно при­влечь внимание четвероклассников к мелодии — она звучит как призыв, на­поминая своими интонациями голос оратора (глашатая, трибуна). Нужно от­метить, что особую роль в этюде играют пунктирный ритм, широкие, разма­шистые ходы мелодии.

Рассматривая портреты Шопена, помещенные на этом развороте Учебни­ка, учащиеся смогут понять, что портрет, как и музыкальное произведение, может отражать различные состояния внутреннего мира человека. Пусть чет­вероклассники попытаются подобрать к каждому портрету созвучное, по их мнению, произведение Шопена.

Вслед за этим можно напомнить школьникам главную тему Прелюдии (до-диез минор) С. Рахманинова, с которой они познакомились на прошлом уроке. Учащиеся смогут сравнить ее музыкальный образ с образами «Революцион­ного этюда» и Прелюдии №20 (траурный марш) Шопена. Что их роднит, что отличает? Предложите четвероклассникам задуматься над вопросами: в чем сходство судеб этих двух славянских композиторов — русского Рахманинова и польского Шопена? (Оба композитора покинули родину и умерли вдали от нее.) Как они запечатлели в музыке образ далекой родины? (Интонациями, ритмами и жанрами музыки своего народа.) Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов? (Разнообразными — любовь, скорбь, радость, гнев, восторг, сочувствие и др.).

В заключение урока учащиеся могут спеть знакомые им темы произведе­ний Рахманинова и Шопена, не только сравнивая, но и сопоставляя их с му­зыкой прошлого и настоящего времени — народными и композиторскими пес­нями («Ты река ль моя, реченька», «Песня о России» В. Локтева, «Желание» Ф. Шопена и др.). Главное в этой части урока — формировать у школьников потребность в выразительном исполнении выученных песен, петь их всякий раз, «как на концерте». Пусть для учителя и учащихся станет насущной необ­ходимостью сделать исполнение вокальных и инструментальных сочинений вы­разительным, идущим «от сердца». Пусть девиз Д.Б. Кабалевского: «Каждый класс — хор!» станет реальностью массового музыкального образования.

Урок № 10 (26)

Date: 2016-11-17; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию