Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В музыкальном театре





«Путешествие» в музыкальный театр продолжается при изучении материала В музыкальном театре разворота Учебника «Исходила младешенька». Здесь предлагается восприятие и исполнение фрагментов из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление к опере — величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — неоднократно звучало на уроках музыки как в IV классе, так и в предыдущие годы обучения. На с. 100 Учебника учащимся предлагается спеть и сравнить друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — пес­ню главной героини оперы Марфы («Исходила младешенька»). Учащиеся пос­ле вокализации мелодий приходят к выводу, что обе мелодии лирического пла­на, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.

Восприятие живописного музыкального полотна «Рассвет на Москве-реке» дает возможность учащимся проследить за развитием главной темы, которая повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению все новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тем­бров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. При восприятии «Рассвета...» можно предложить школьникам рассматривание графической записи музыкального развития, которая есть на развороте Рабо­чей тетради «Рассвет на Москве-реке» (с. 30—31)'.

Эта запись поможет услышать трехчастную форму вступления, контрас­ты динамики, кульминацию. Еще одним важным качеством развития образа наступающего утра является вариантность интонаций. Важен и тот факт, что школьники выделяют в этой музыке яркие, запоминающиеся изобразитель­ные интонации: перекличку пастушеских рожков, крики петухов, звон церков­ного колокола.

Информация для учителя.

Приведем фрагмент из рассказа Д.Б. Кабалевского2:

«...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми раз­ными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были со­чинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в опер­ном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музы­ку и смотрим то, что происходит на сцене или экране.

Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хован­щина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, вклю­ченная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в та­ком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сер­дечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске.

Нас бу дет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».

Знакомство с образом Марфы. Песня Марфы — ее главная характеристи­ка в опере. Почему же Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? (Марфа — героиня из народа.) Прежде чем разучивать песню, можно спеть с учащимися ее главную мелодию (на с. 100 Учебника есть ее нотная запись) и прочитать стихотворный текст', а затем предложить составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в ее сюжете события. Благодаря этой работе, учащиеся прихо­дят к выводу, что мелодия песни не изменяется, а сюжет песни требует поис­ка таких средств исполнительской выразительности, которые помогут и слу­шателям, и исполнителям понять ее содержание (темп, штрихи, динамика, фразировка).

Прослушивание песни Марфы из оперы «Хованщина» поможет четверо­классникам услышать развитие образа: изменения характера и настроения этой песни от куплета к куплету, изменение фактуры оркестрового аккомпа­немента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария).

Созвучна лирико-драматическому образу Марфы картина М. Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа — березки, слева и впереди — горные склоны, по­крытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой кар­тины сродни незатейливой мелодии народной песни.

В процессе разучивания народной песни «Исходила младешенька» реко­мендуется сопоставлять ее мелодические обороты с уже знакомыми мелодия­ми: «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, тема «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, русскими на­родными песнями «У зори-то, у зореньки», «Ты река ль, моя реченька» и др.

Такого рода сопоставления (не умозрительные, а в процессе живого выра­зительного исполнения) укрепят в сознании учащихся мысль о родстве обра­зов русской музыки, независимо от того, известны авторы этих мелодий или безымянны.

Урок № 5 (21)

Date: 2016-11-17; view: 2104; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию