Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В музыкальном театреРазворот Учебника «За Русь мы все стеной стоим...» раскрывает особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин»: сцена Сусанина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная, спокойная мелодия («Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью. Именно эту особенность мелодии почувствуют учащиеся, когда споют ее, ориентируясь на нотную запись (с. 96). Слушая музыку дальше, учащиеся услышат интонации и ритмы полонеза 1 и смогут ответить на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене? (В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву.) Пусть школьники споют две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» и вспомнят, знакомы ли они им. Если учащиеся не узнают эти музыкальные темы или мнения их разделятся (одни — вспомнят, другие — нет), то учитель может сыграть тему финального хора «Славься!» и тему хора интродукции (вступления) «Родина моя!», с которыми они познакомились на уроках; музыки в III классе. Тогда родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания будет очевидным. В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии. В завершение второго урока можно исполнить песни о родном крае, о его доблестных защитниках. Обращение к песням с патриотической и героической тематикой поможет учителю и учащимся подготовиться к школьному празднику, который посвящается Дню защитника Отечества (23 февраля). В начале третьего урока можно предложить ученикам своеобразную игру: по музыкальным фрагментам определить, где происходит действие оперы Глинки «Иван Сусанин» — на балу, в старинном замке польского короля Сигизмунда или в селе Домнино, в доме Ивана Сусанина. Учитель играет (или поет без слов) основные темы, которые учащиеся исполняли и слушали на предыдущем уроке. Они приведены на с. 94—96 Учебника. Учащимся рекомендуется пропеть их вслед за учителем и дать ответ. Уместно здесь еще раз прочитать слова русского писателя Н.В. Гоголя (с. 94): «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Вспомнив основные темы оперы, можно продолжить музыкальный «разговор» о развитии образов в III действии оперы. В ответе полякам Сусанин воспевает красоту родного края. Эта мелодия в сочетании с лаконичными словами полна решимости («Страха не страшусь, смерти не боюсь...»). Он лукавит перед врагами и соглашается принять плату за измену: «Деньги — сила!» Почему же поляки поверили Сусанину? Как музыка рассказывает об этом? Конечно, четвероклассники услышат, что в аккомпанементе к мелодии Сусанина звучат интонации... польской мазурки! Прощание Сусанина с дочерью Антонидой (пусть ученики споют эту тему) звучит с большим волнением. Эта мелодия перекликается с мелодиями, которые поет в опере его дочь. Какое напутствие дает отец Антониде — «возлюбленному чаду»? («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!») Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем! Разворот Учебника «Сцена в лесу» вводит школьников в атмосферу IV действия, которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Как звучит хор поляков «Устали мы...»? Интонации и ритмы какого танца сопровождают пение врагов? Чем отличается пение поляков и звучание мазурки в лесу и в сцене бала? В центре этой сцены — речитатив и предсмертная ария Ивана Сусанина1. Предложите школьникам сначала послушать своеобразное вступление к арии — речитатив «Чуют правду!» и задуматься над тем, чем речитатив отличается от собственно пения? (В речитативе музыкальные интонации приближаются к речи, высказывание героя прерывается паузами, которые передают состояние взволнованности.) Как композитор подсказывает слушателям, о ком вспоминает Сусанин в последние минуты своей жизни? (Звучат мелодии этих действующих лиц оперы.) Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии — от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регистров (высокий — низкий), смену лада (мажор — минор). Знакомая учащимся мелодия арии Сусанина близка народным песням — напевность достигается распеванием одного слога на несколько звуков. Возвышенному строю арии-молитвы («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует контрастная драматургия арии: в средней части музыка приобретает напряженность, взволнованность. Если привлечь внимание учащихся к тому, как звучит музыка в ответе Сусанина на вопрос поляков («Хитришь иль нет?»), то необходимо сыграть им сопровождение к мелодии «Хитрить мне нужды нет» — в нем звучат узнаваемые мелодические обороты знаменитой русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». Почему именно эту песню напоминает слушателям Глинка? Напомним учителю, что процесс восприятия достаточно большого фрагмента оперной сцены требует соответствующей подготовки как учителя, так и учащихся. Поэтому мы настоятельно советуем детально изучить материал в нотной хрестоматии к Учебнику, продумать, каким образом будет происходить знакомство с сюжетом оперы (прозаический пересказ или чтение поэтического текста из либретто), какие музыкальные темы будут исполняться учащимися (пение, пластическое интонирование, ритмическое сопровождение и пр.), какие понятия усвоят учащиеся в процессе работы над музыкальным материалом, какими проблемными вопросами и заданиями будут поддерживаться моменты размышлений, раздумий учащихся над нравственными проблемами. Завершить урок можно исполнением и слушанием заключительного хора оперы «Славься!». Тема этого хора записана на развороте Рабочей тетради «Колокольные звоны» (с. 12—13). Звучание на уроке этого хора даст основание вспомнить и другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.
Урок № 4 (20)
|