Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В музыкальном театре





Разворот Учебника «За Русь мы все стеной стоим...» раскрывает особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин»: сцена Суса­нина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная, спокойная мелодия («Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью. Именно эту особенность мелодии почувствуют учащиеся, когда споют ее, ориентируясь на нотную запись (с. 96).

Слушая музыку дальше, учащиеся услышат интонации и ритмы полонеза 1 и смогут ответить на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене? (В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву.)

Пусть школьники споют две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» и вспомнят, знакомы ли они им. Если учащиеся не узнают эти музыкальные темы или мнения их разделятся (одни — вспомнят, другие — нет), то учитель может сыграть тему финального хора «Славься!» и тему хора интро­дукции (вступления) «Родина моя!», с которыми они познакомились на уроках; музыки в III классе. Тогда родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания будет очевидным. В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты раз­вития образов, особенности музыкальной драматургии.

В завершение второго урока можно исполнить песни о родном крае, о его доблестных защитниках. Обращение к песням с патриотической и героической тематикой поможет учителю и учащимся подготовиться к школьному праздни­ку, который посвящается Дню защитника Отечества (23 февраля).

В начале третьего урока можно предложить ученикам своеобразную игру: по музыкальным фрагментам определить, где происходит действие оперы Глинки «Иван Сусанин» — на балу, в старинном замке польского короля Сигизмунда или в селе Домнино, в доме Ивана Сусанина. Учитель играет (или по­ет без слов) основные темы, которые учащиеся исполняли и слушали на пре­дыдущем уроке. Они приведены на с. 94—96 Учебника. Учащимся рекоменду­ется пропеть их вслед за учителем и дать ответ. Уместно здесь еще раз про­читать слова русского писателя Н.В. Гоголя (с. 94): «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру­гого — опрометчивый мотив польской мазурки».

Вспомнив основные темы оперы, можно продолжить музыкальный «разго­вор» о развитии образов в III действии оперы. В ответе полякам Сусанин вос­певает красоту родного края. Эта мелодия в сочетании с лаконичными слова­ми полна решимости («Страха не страшусь, смерти не боюсь...»). Он лукавит перед врагами и соглашается принять плату за измену: «Деньги — сила!» По­чему же поляки поверили Сусанину? Как музыка рассказывает об этом? Ко­нечно, четвероклассники услышат, что в аккомпанементе к мелодии Сусанина звучат интонации... польской мазурки!

Прощание Сусанина с дочерью Антонидой (пусть ученики споют эту тему) звучит с большим волнением. Эта мелодия перекликается с мелодиями, кото­рые поет в опере его дочь. Какое напутствие дает отец Антониде — «возлюбленному чаду»? («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!») Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем!

Разворот Учебника «Сцена в лесу» вводит школьников в атмосферу IV дейс­твия, которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Как звучит хор поляков «Устали мы...»? Интонации и ритмы какого танца сопровождают пение врагов? Чем отличается пение поляков и звучание мазурки в лесу и в сцене бала?

В центре этой сцены — речитатив и предсмертная ария Ивана Сусанина1. Предложите школьникам сначала послушать своеобразное вступление к арии — речитатив «Чуют правду!» и задуматься над тем, чем речитатив от­личается от собственно пения? (В речитативе музыкальные интонации при­ближаются к речи, высказывание героя прерывается паузами, которые пере­дают состояние взволнованности.) Как композитор подсказывает слушателям, о ком вспоминает Сусанин в последние минуты своей жизни? (Звучат мело­дии этих действующих лиц оперы.)

Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступ­ление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии — от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регис­тров (высокий — низкий), смену лада (мажор — минор).

Знакомая учащимся мелодия арии Сусанина близка народным песням — напевность достигается распеванием одного слога на несколько звуков. Воз­вышенному строю арии-молитвы («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует контрастная драматургия арии: в средней части музыка при­обретает напряженность, взволнованность.

Если привлечь внимание учащихся к тому, как звучит музыка в ответе Су­санина на вопрос поляков («Хитришь иль нет?»), то необходимо сыграть им сопровождение к мелодии «Хитрить мне нужды нет» — в нем звучат узнава­емые мелодические обороты знаменитой русской народной песни «Вниз по ма­тушке по Волге». Почему именно эту песню напоминает слушателям Глинка?

Напомним учителю, что процесс восприятия достаточно большого фрагмен­та оперной сцены требует соответствующей подготовки как учителя, так и уча­щихся. Поэтому мы настоятельно советуем детально изучить материал в нот­ной хрестоматии к Учебнику, продумать, каким образом будет происходить знакомство с сюжетом оперы (прозаический пересказ или чтение поэтическо­го текста из либретто), какие музыкальные темы будут исполняться учащими­ся (пение, пластическое интонирование, ритмическое сопровождение и пр.), ка­кие понятия усвоят учащиеся в процессе работы над музыкальным материа­лом, какими проблемными вопросами и заданиями будут поддерживаться мо­менты размышлений, раздумий учащихся над нравственными проблемами.

Завершить урок можно исполнением и слушанием заключительного хора опе­ры «Славься!». Тема этого хора записана на развороте Рабочей тетради «Коло­кольные звоны» (с. 12—13). Звучание на уроке этого хора даст основание вспом­нить и другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.

 

Урок № 4 (20)

Date: 2016-11-17; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию