Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные аспекты организационных отношений





В современной структуре организационных отношений отмечается столь значительное укрепление позиций женщин в системе управления, что американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихая революция в мировом масштабе, прошедшая по всем странам и континентам». Это обусловливает актуальность тендерного анализа — одного из наиболее молодых направлений организационной науки.

Гендер (от англ. gender — род) является амбивалентным термином и обозначает «социальный пол» в отличие от биологического пола (sех). Тендерные основы в экономике с середины 60-х годов XX в. разрабатывал Г. Беккер в рамках неоклассической теории. Первые исследования данного направления в менеджменте были проведены в США Дж. Уайтом и Г. Харвелом. Активно эта область стала развиваться в 70-е годы под влиянием феминистской психологии. С 80-х годов началось углубленное изучение разных аспектов тендерных отношений зарубежными и отечественными спе­циалистами.

В настоящее время тендерная проблематика представляет собой одно из наиболее актуальных и перспективных направлений современного менеджмента. Тендер должен рассматриваться как одно из базовых измерений устройства современной организации наряду с другими характеристиками, формирующими социально-экономическую систему. Тендерный анализ организационных отношений необходим для выявления различий в положении мужчин и женщин в организации («полового диморфизма») и причин их возникновения.

В постиндустриальном обществе изменился характер отношений между полами, в результате чего на смену иерархии патриархата постепенно пришло выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в производственной, так и в частной сфере.

Актуальность исследования тендерных аспектов в организационном поведении обусловлена динамичным проникновением женщин в деловую среду. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денег, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности. В странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся.

В России женщины также достаточно активно проявляют себя во всех сферах общественной жизни, в том числе в предпринимательстве. Женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм, их доля в структурах, обеспечивающих функционирование рынка (имиджирование, реклама, маркетинг и др.), составляет 40-50%, а в ряде отраслей (ресторанно-гостиничное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание) достигает 80%. Специалисты прогнозируют дальнейший рост этих показателей при одновременном увеличении стоимости бизнеса.

Однако в современной теории и практике изменения в гендерной структуре организационных отношений не учитываются в полной мере. В подавляющей части учебных и научных изданий подразумевается, что руководитель, менеджер, коллега, специалист или подчиненный — это обязательно мужчина. Женщины представлены, скорее, как группа со специфическими интересами, не как большая часть организации. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но практически не реализуется в системе менеджмента. Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин управленская иерархия не отражает реально сложившийся баланс социальных сил, новые роли мужчин и женщин, их возросшее влияние на процессы управления.

Эффективное управление современной организацией требует учета гендерных аспектов организационных отношений. В первую очередь, они отражают особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики, специфических черт характера, интеллекта, а также подходы к руководству персоналом и др.

Многочисленные исследования по сопоставлению деловых, зальных и психологических качеств женщин и мужчин показали, что по ряду анализируемых параметров существуют определенные различия. Вместе с тем в ходе серьезных научных экспериментов не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы о том, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности, в некоторых случаях — преимущества для успешной производственной деятельности: речь идет о гибкости, наблюдательности, меньшей амбициозности, большей предсказуемости, эмоциональности, открытости, способности к адаптации, интуиции, внимании к деталям и др. В обобщенном виде гендерные различия представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4.







Date: 2016-11-17; view: 380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию