Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маскулинно-феминные модели поведения в организации
В гендерном контексте поведение в организации может быть представлено с двух позиций: маскулинность и феминность. Маскулинная модель поведения характеризуется приверженностью к жестким (мужественным) поведенческим формам и управленческим технологиям. Она описывается такими признаками, как доминирование, независимость, рациональность, быстрота, прямолинейность, масштабность решений, высокая значимость работы, приоритетность карьерного роста и социального статуса. Мужественность доминирует в организациях (группах, структурах), где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. Причем эти отличия не обязательно сопровождают неравенством полов, характерно стремление женщин воспроизводить в деловой культуре стереотипы мужского поведения. Основой маскулинной культуры служат устоявшиеся патриархальные взгляды, ставящие мужчину на ключевые позиции в организации и обществе. Общепринятые нормы диктуют примат публичной сферы, которая выступает преимущественно как сфера мужской занятости. При этом мужчине предписывается быть самоуверенным, главенствующим, соперничающим и рациональным. В хозяйственном и общественном устройстве существует раз-пение труда по признаку пола, когда женщины заняты в основном в менее престижных и менее оплачиваемых сферах (отраслях, структурах, должностях). Для данной модели характерны дискриминирующие паттерны, зачастую воспроизводимые в завуалированном виде и воспринимаемые общественным сознанием как естественное явление. Женщине в такой системе отводятся главным образом подчиненные роли в частной (семейной) сфере, которая воспринимается (как второстепенная по значимости и обслуживающая по содержанию. При этом не проявляется уважительное отношение к домашнему труду женщины, практически не происходит распределение семейных обязанностей в области трудовой занятости (например, предоставление отцу больничных дней, отпуска по уходу за ребенком и др.). Двойная нагрузка на женщину, как правило, не учитывается при планировании рабочего времени (гибкий график, полная занятость, работа на дому, трудовые льготы и др.). Это отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом настрое, вызывает усталость и стресс и в конечном счете приводит к снижению эффективности трудовой деятельности. Признаками, позволяющими идентифицировать маскулинные модели поведения (по Б. 3. Мильнеру, Ф. Лису и др.), являются следующие: · карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха; · «настоящими» мужчинами называют людей амбициозных решительных и жестких; · «настоящий» мужчина — это большой комплимент; · фактически люди живут во имя работы; · хороший руководитель должен не «советоваться с коллективом», а решать вопросы самостоятельно; · женщина как руководитель — редкость. Феминную модель поведения связывают со склонностью к мягким (женственным) поведенческим формам и подходам к управлению. Эта модель характеризуется такими признаками, как открытость, эмоциональность, склонность к импровизациям, компромиссам, солидарность, справедливость, ориентация на качество жизни, поддержание личных отношений, значимость моральных и этических норм. Как правило, в организациях (группах, структурах), где преобладает «женственность», социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. Доминирующий в данном случае тип организационных отношений можно назвать матриархатом, что, скорее, свидетельствует не о главенствующей роли женщины, а о признании значимости женского компонента в организации. В разделении труда приоритет отдается не половой принадлежности, а профессиональным знаниям, умению, способностям и достижениям индивида. В целом феминной модели присуща сбалансированность статуса и ролей, исполняемых представителями обоих полов. Формирование определенной тендерной модели зависит от положения женщины в обществе, принятых в данном социуме поло-ролевых стереотипов поведения, традиционно сложившихся культурных и социальных стандартов. Почти все описываемые в разных источниках поведенческие модели ориентированы преимущественно на мужские роли («автократ», «бунтарь», «борец» и т.д.), а женские модели выделяются как некие специфические варианты. Делаются попытки представить поведение женщины в организации, в том числе женщины-руководителя, как следование одной из двух противоположных моделей: «железная леди» или «старшая сестра». «Железная леди»: холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе; в совершенстве владеет приемами закулисного управления, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективные средства; строга и требовательна, ценит в людях профессиональные способности, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости. Напротив, «старшая сестра» придерживается коллективных форм принятия решений, поощряет дискуссии и полемику; ценит в сотрудниках командные навыки; будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги. Для «старшей сестры» важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Как руководитель она благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи, не приемлет интриг, культивирует гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу. Данные модели весьма полярны и в практической сфере дают разные сочетания, что свидетельствует о многообразии и специфике гендерных моделей поведения. Помимо изложенных выделяют (Е. И. Комаров) иные модели: «дама в белых перчатках», «жуткая сплетница», «капризная барышня», «синий чулок» и др. Они описывают антипатичные образы, которые не представляют типичных моделей женского поведения в организации. О. Вейнингер дал характеристики двух полярных типов женского поведения: «кокетка — некокетка», «конфликтная («мегера») — неконфликтная». В других исследованиях эти типы были выделены не только у женщин, но и у мужчин, что свидетельствует о генетическом единстве полов. Таким образом, задача менеджера организации состоит в формировании сбалансированной маскулинно-феминной модели организационного поведения.
Date: 2016-11-17; view: 552; Нарушение авторских прав |