Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии школьной дезадаптации.





1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Выделяют несколько стадий школьной дезадаптации:
1. Преддезадаптация.
Проявления: двигательная гиперактивность, синдром дефицита внимания, эмоционально-волевая незрелость, сложности в самоорганизации и другие. Эти признаки не сразу приводят к проблемам в обучении, общении. Стадия начинается с приходом ребёнка в 1-й класс, длится около месяца.
2. Минимальная степень ШД.
Проявления: лёгкие нарушения поведения, невнимательность, замечания со стороны учителя, охотное выполнение только тех заданий, которые вызывают интерес, неудачи в изучении отдельных предметов или в большинстве из них, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, низкий социальный статус.
3. Средняя степень ШД.
Проявления: характерные черты 2-й стадии усиливаются. Появляются стойкие проблемы в изучении отдельных предметов. Ребёнок может быть не аттестован или аттестован неудовлетворительно по одному или нескольким учебным предметам. Наблюдаются нарушения поведения, удаления с уроков. Прогулы, частое невыполнение домашних заданий, ложь, игнорирование отдельных общественных норм, нарушенные отношения с одноклассниками, низкий социальный статус, общение в основном с такими же неуспешными учениками.
4. Максимальная степень ШД.
Проявления: неуспеваемость по основным предметам, серьёзные проступки, асоциальное поведение: грубость с окружающими, уходы из дома, воровство… Класс (и школа) не являются референтной группой для ребёнка. Он не разделяет её нормы и ценности и ищет возможность быть принятым вне школы.
Таким образом, резюмируя всё выше сказанное, можно сказать, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения.

Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует от классного руководителя:

- знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;

- анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;

-оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;

-учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации.

Практическая работа:

СИТУАЦИЯ 1: Характеристика детей 1 класса:

В классе 11 человек: 7 мальчиков и 4 девочки. По социальному составу в данном классе есть семьи: многодетные – 2 семьи; с одним ребенком -3 семьи; неблагополучные -2 семьи; малообеспеченные – 8 семей; опекунские – 1 семья; неполные – 2 семьи.

Большинство детей посещали детский сад. Они свободно общаются, имеют хороший уровень подготовленности к школе. Трое же домашних детей. Они немного скованы в общении, у них плохо развита мускулатура пальчиков, быстро устают.

Адаптация учащихся в классном коллективе проходит хорошо. Дети сдружились, легко общаются друг с другом и учителем. Свободно ориентируются в помещении школы. Самостоятельно посещают библиотеку. В основном все дети запомнили и выполняют правила поведения в школе. Однако, для некоторых учащихся период адаптации труден. Так Кужанов Сережа не может выполнять задания без помощи. Быстро устает, внимание рассеянное, Иногда даже спит на уроках (родители всю ночь пьянствовали). Очень нервный, не может контролировать свое поведение. С этим мальчиком работает не только учитель, но и психолог.

Ребята с удовольствием посещают кружки «Безопасное колесо», «Музыкальный», «Юный математик», «Вышивалочка».

В целом класс дисциплинированный, перспективный, яркий. Однако, особого внимания требует семья Кужанова Сережи, т.к. родители пьют, ребенок часто предоставлен сам себе. Уже попробовал курево и знает вкус спиртного.

Дети учатся дежурить в классе и столовой, быстро и правильно готовиться к урокам, выполнять поручения. Приучаются перед едой мыть руки с мылом и пользоваться сушилкой.

ВОПРОС: Выделите из характеристики детей, с которыми необходимо организовать индивидуальную работу. Сформулируйте задачи индивидуальной работы.

СИТУАЦИЯ 2: На уроке математики учительница несколько раз делала замечание ученику, который ничего не делал. На замечание учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Учительница села за стол и стала писать в журнале. Ученики занимались своими делами. Так прошло двадцать минут. Прозвенел звонок, учительница поднялась и сказала, что весь класс остается после уроков. Все зашумели.

ВОПРОС: Определите в ситуации момент, когда бы учитель мог предупредить ее переход в конфликт. Предложите приемы влияния на ребенка, которые мог бы использовать учитель.

Урок - интерактивная игра «Конвенции о правах ребенка»
Цель: познакомить студентов с основными правами ребенка, про­возглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом.
Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра.
Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, доска или большой лист бумаги, маркеры.
Разминка: игра «Черные шнурки». Учитель предлагает поменяться мес­тами тем, кто:
- считает себя внимательным;
-... общительным;
-... свободным;
-... счастливым.
Как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится на­ходить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.
Правовые документы, защищающие права ребёнка.
Все вы слышали о Конвенции о правах ребенка.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кон­венцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты дан­ных прав.
Первым документом, регулирующим права детей, яви­лась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и пони­мании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответст­венностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и мораль­ной обеспеченности...».
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разрабо­тать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для госу­дарств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, со­стоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязан­ность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный мо­мент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Блиц-опрос.
Далее студентам предлагается блиц-опрос.Вот примерные вопросы:
Что такое права человека?
Какие права есть у вас?
Достаточно ли прав у детей?
Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?
Какие права вы считаете главными для человека?
Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?
Какие права чаще всего нарушаются?
Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?
Варианты интерактивных игр:
1. Используя текст Конвенции о правах ре­бенка, в игровой форме разбираются, где права взрослых, а где права детей.
Для этого группа делится на 3-4 подгруппы. Педагог раздает группам по листку, в котором сформулировано 2 права, одно принадлежащее всем, другое - толь­ко взрослым, либо только детям. Каждая группа продемонстрирует другим группам свои права, изобразив их на рисунке. Затем подгруппы показывают группе рисунки, а те определяет, что это за право и кому оно принадле­жит.
Например, можно предложить следующие права:
Право на жизнь.
Право на участие в выборах.
Право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Право на вступление в брак.
Право на имя.
Право на труд.
Право на образование.
Право на собственность.
2. Игра «Самое-самое».

Педагог просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его за­метным, привлекательным.
Педагог спрашивает: кто не согласен с мнением другого?
Педагог: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Кон­венция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуют­ся уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).
3. Комиссия по правам ребенка. Избирается Комиссия по правам ребенка
из 7-9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребенка, провозглашенных в Конвенции о правах ребенка.
Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использова­ны личные впечатления учащихся, факты, отраженные в средствах массовой информации.
Комиссия разрабатывает рекомендации о том, как устранить несправедли­вость.
Рефлексия:
Можно предложить студентам подумать и дать краткие письменные отве­ты на следующие вопросы:
1.Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?
2.Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?
Затем педагог подводит итоги:
Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция -это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереть­ся в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выра­зить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Date: 2016-07-05; view: 810; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию