Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чрезвычайные литургии (триэрархии), состоявшие в снаряжении и постройке военных кораблей





И хотя размер литургия зависел от желания бога­того гражданина и не оговаривался заранее, отправ­ление литургий считалось обязанностью граждан. в случае отказа предусматривалась возможность обмена имуществами, когда любой граж­данин полиса на народном собрании мог предложить отказавшемуся обменяться имуществом с обязатель­ством выполнять возложенные на него общественные обязанности.

Тем самым, отправление литургий мож­но рассматривать как своеобразный механизм пере­распределения богатства в пользу нуждающихся сло­ев населения.

В древних Афинах сложилась своеобразная систе­ма социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство. В число обычных расходов полиса входили:

Расходы на организацию народных празднеств которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей.

существовало правило, отмененное впоследствии по инициативе Демосфена, предусматривавшее смертную казнь за любое предложение на народном собрании употребить «зрелищные» деньги на иные цели; а не по их прямо­му предназначению.

Раздача «зрелищных» денег со временем приобрела массовые масштабы. Если при Перикле беднейшие граждане получали по 2 обола в день лишь во время праздников Диониса (когда происходили театральные представления), то уже в IV в. до н. э. как богатые, так и бедные граждане имели право получать по 2 обола в течение трех дней во все большие праз­дники

Выдача социальных пособий. Значительная часть государственных расходов шла ее на выдачу пособий. граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неиму­щих. Размер пособия (1 — 2 обола в день) назначался народным собранием, а права «пенсионеров» опреде­лялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии.

Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за государственный счет до своего совершеннолетия, я затем получали от государства полное воо­ружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи хлеба, закупленного казной. Имеются ее сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным.девушкам-гражданкам средства для приданого — своего рода помощь неимущим гражданам в условиях усиливавшегося имуще­ственного расслоения.

Отправка граждан в путешествия. Это практиковалось, например, в правление афинского стратега Перикла, который отправлял сограждан путешествовать за казенный счет, чтобы путешественник хоть чему-нибудь научились в заморских краях и высвободить город от ничего не делающей беспечной толпы, и в то же время помочь беднякам.

Таким образом, в Афинском полисе оформляется Своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших сограждан и обеспечить социальный мир и равновесие. Это было мерой государства, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектами же социальной помощи могли быть только граждане полиса, метеки, а тем более рабы, на какую-то поддержку рассчитывать не могли.

Благотворительная деятельность государства не всеми воспринималась как положительная. Греческий философ и ученый Аристотель указывал, что она толь­ко развращает народ, а стремление быть милостивым оборачивается для демоса злом. Он писал,- «А что каса­ется жертв и святилищ, празднеств и священных уча­стков, то народ, поняв, что невозможно каждому бед­ному человеку самому приносить жертвы, устраивать празднества, храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет, признал, как достигнуть этого. Вот поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большом числе, а народ и пиру­ет, и получает по жребию мясо жертвенных животных, народ же строит специально сам для себя многочис­ленные палестры (гимнастические школы], раздевальни, бани. И больше пользуется ими чернь, чем зажи­точное население»,

Спарта. В

В Спарте же складывается образец аристократи­ческого военно-лагерного государства, которое ради по­давления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить «равенство» среди самых спартиатов (потомков дорийских завоевате­лей). Последнее, например, поддерживалось традици­ей «общественных столов», носивших военный харак­тер. В них были обязаны участвовать все мужчины, до­стигшие двадцати лет, а каждый спартиат был обязан делать ежемесячно взнос в пользу стола пищевыми припасами и деньгами. Кто не мог внести данный взнос, тот лишался политических прав и становился илотом.


Древний Рим

Попытки обеспечить порядок в государстве филантро­пическим путем проявлялись в деятельности римских императоров не только посредством устройства «зре­лищ». Так, Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клав­дии появляются чиновники, отвечавшие за опеку си­рот. Тем самым государственная филантропия впер­вые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Наиболее же ярко эти идеи проявились в разви­тии алиментарной системы, включавшей различные виды помощи беднейшим слоям римского населения.

Свое оформление алиментарная система получи­ла уже в правление Траяна. Сущность ее заключалась в следующем. Государство выделяло определенный денежный фонд в несколько десятков миллионов сес­терциев. для выдачи пособий сиротам или детям бедняков; мальчикам выдавалось 16 сестерциев в месяц (до достижения ими 18-летнего возраста), а девочкам — 12 сестерциев (до достижения 14-летнего возраста).

В общественном сознании также возникали идеи необходимости организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писа­тель и ученый Плиний Старший (23 или 24 — 79) счи­тал, что «нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом». Политический деятель и писатель Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) видел смысл служения государ­ству в «обогащении» бедных и в выкупе соотечествен­ников из плена. Часть расходов на общественные нуж­ды брали на себя богатые граждане, денежные пожер­твования которых отчасти оказывались обязательным требованием. Так, за честь быть выбранным на долж­ность городского чиновника полагалось выплатить определенную сумму. В трудные времена в городах объявлялись займы, и хотя участие в них считалось делом добровольным, на деле же каж­дый богатый гражданин был вынужден подписаться на определенную сумму, иначе он рисковал навлечь на себя публичное осуждение. При необходимости прибегали и к старинной практике литургии — принуди­тельному взиманию пожертвований на проведение важнейших коммунальных мероприятий. Так в созна­нии людей укреплялась мысль, что богатство и расто­чительность являются своеобразной общественной повинностью, направленной на пользу сограждан и государства.

Архаические, стихийные формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, напри­мер, о существовании так называемых «похоронных товариществ», главной целью которых было предостав­ление своим членам приличного погребения

Римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или кос­венно касавшихся проблем призрения. Усыновление.







Date: 2016-06-06; view: 433; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию