Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы эволюции социальной работы за рубежом и в России





ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопрос № 1/1

История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивили­зации. Ее начальный период относится к глубокой древ­ности, к XXV — XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплат­ная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н. э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организа­ции социальной взаимопомощи среди населения.

В античном мире получает свое развитие идея фи­лантропии. Так, если в XIV —VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих граж­данских традициях, то в V! —I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».

В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят ко­декс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на кото­ром было принято двадцать церковных правил об ока­зании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от ар­хаического периода помощи и взаимопомощи у восточ­ных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской благотворительности.

В это же время (X —XIII вв.) в странах Западной Европы католи­ческая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орде­нов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобож­дение, орден антонитов (или антонинов) устраивает осо­бые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькулькринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне соци­ального призрения. Так, если в странах Западной Ев­ропы в XIII — XV вв. активно шел процесс создания ре­лигиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни боль­ниц), то на Руси в этот период только-только отмечает­ся появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI —XVII вв. на Западе оформляется государ­ственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным сни­жением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г. — Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. по­является Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по при­зрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные испра­вительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия. Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие I церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидирует­ся открытая система призрения, в России же длитель­ное время сосуществуют обе системы: закрытая и от­крытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление — светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая! деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в россии феодально-крепостнических порядков.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью осво­бождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального стра­хования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами обще­ственной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения; в 1877 г в США создается Американское общество благотворительности.







Date: 2016-06-06; view: 492; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию