Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Значение и употребление глаголов в речи





Цель: развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.

— Найдите глаголы-синонимы. (Сияло, блестела, сверкала; светит, горят.)

— Назовите словосочетания с глаголами в переносном значе­нии. (Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)

III. Актуализация знаний

— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик... неводом рыбу, старуха... свою пряжу. 2) Волк... целую ночь в проруби, хвосту него и.... 3) Емеля... с печки,...,...,... вёдра да топор.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война....

— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)

— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют зна­чение? (Они имеют противоположное значение.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

Прочитайте текст. Найдите глаголы.

— Почему автор использует такие глаголы?

— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!

Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животно­го, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно при­готовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, — думал я вчера — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 179 (с. 104).

— Прочитайте.

— Почему это стихотворение вызывает улыбку?

— О чём можно мечтать?

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

2. Упражнения в подборе антонимов

— Допишите глаголы с противоположным значением.

1) Солнце всходит и.... 2) Ласточка день начинает, а соловей.... 3) Встретил с радостью, а... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и.... 5) Как аукнется, так и....

— Объясните смысл пословиц.

— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответ­ствующим значением.

баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

— Объясните значения фразеологизмов.

— Что такое глагол?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой целью глаголы употребляются в речи?

Домашнее задание

Упр. 180 (с. 105).







Date: 2016-06-06; view: 866; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию