Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Значения суффиксов
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.) — Что такое суффикс? Для чего он служит? — Что такое приставка? Для чего она служит? III. Актуализация знаний 1. Фронтальная работа — Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы. Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий, — Как найти в слове суффикс? 2. Словарный диктант Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор. IV. Самоопределение к деятельности Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова. В тетради было написано: «Маленький дом». «Домик», — писал -ик-. «Большой дом». «Домище», — писал -ищ-. «Старый, дряхлый дом». «Домишко», — писал -ишк-. Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. — Тортик! — закричал -ик-. — Тортишко, — усмехнулся -ишк-. — Тортище, — сказал -ищ-. — Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах — Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса. — Что общего у этих слов? Чем они отличаются? — Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка). Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде. Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду. Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ — суффикс места. Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина). Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. 3. Работа по учебнику Упр. 168 (с. 91). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.) — Какое значение словам придают эти суффиксы? 3. Анализ смысловых значений суффиксов — Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.) — Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение. (Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка. — С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их. — Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-. 4. Работа по учебнику Упр. 169 (с. 91). — Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение. — Прочитайте суффиксы в рамочке. — Найдите данные суффиксы в словах. — Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.) — Какого суффикса нет словах? (-тель-.) — Назовите слова с таким суффиксом. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.) Упр. 170(с. 92). — Прочитайте. — Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.) — Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 172(с. 92). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.) — Какое значение придают эти суффиксы словам? Упр. 173(с. 93). — Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название? — Объясните лексическое значение каждого слова. — С помощью каких суффиксов образованы эти слова? — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 174(с. 93). — Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».) — Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему? — А кто помнит мораль басни? Расскажите. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы. — Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы. Упр. 175 (с. 94). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.) — Назовите слова с непроверяемыми орфограммами. — Прочитайте предложения, которые вы составили. VIII. Рефлексия 1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов — От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите. Учить, читать, строить, водить, воспитывать. — Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.) — Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.) 2. Игра «Хитрые вопросы» — Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ж-.) — Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.) — Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.) — Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что общего между суффиксом и приставкой? Домашнее задание Упр. 176 (с. 94). Дополнительный материал Суффикс -ёр- Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел. Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут. Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр- — А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе? Тема: Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте пары слов, которые вы записали. Назовите суффиксы. — Какой оттенок придают суффиксы словам? (При проведении наблюдений над словами с суффиксом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, использовать в качестве примеров и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: жёлтый и желтоватый, красный и красноватый и т. д.). Суффикс -оват- придаёт слову оттенок неполноты качества.) III. Работа по теме урока 1. Рассказ о жизни А.А. Рылова Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой. В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. 2. Беседа по картине — Рассмотрите репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» в «Картинной галерее». Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами. Всё это указывает на то, что место действия — далёкий Север. Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цветами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость. — Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво? (Далее работа по вопросам упр. 177 (с. 94).) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока 1. Составление плана — Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? (Три: вступление, основная часть, заключение.) Примерный план 1. В голубом просторе. 2. Цвет и настроение картины. 3. Моё отношение к картине. 2. Работа над сочинением (Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.) VI. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. VII. Подведение итогов урока — Чьё сочинение вам больше всего понравилось? Домашнее задание Упр. 171 (с. 92). Date: 2016-06-06; view: 1427; Нарушение авторских прав |