Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?





Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова в порядке указанных значений.

— Прочитайте предложение, которое вы составили.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите осталь­ные слова. Выделите в словах корень.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

— Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Уви­дели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

По Н. Сладкову

2. Фронтальная работа

— Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выде­лите в сдрвах корень.

Образец: заяц — зайчата.

Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.

— Все ли пары — однокоренные слова?

— Как написан корень в однокоренных словах?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу.

— Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)

Это однокоренные слова? (Нет.)

— Почему? (Имеют одно лексическое значение.)

— Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она на­зывается?

— Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1.Понятие об окончании

— Прочитайте предложения.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)

(Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание)

- Что мы и изменили у слов в скобках? (Окончание.)

— А смысл слов от этого изменился? (Нет.)

А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

— Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предло­жении.)

— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.

3. Работа по учебнику

Упр. 142 (с. 79).

— Прочитайте текст.

— Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лек­сическое значение.)

— Что меняется в словах? (Окончание.)

Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

Упр. 143 (с. 79).

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Спишите пословицы.

— Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

— Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понра­вилась.

Упр. 144 (с. 80).

Прочитайте. Это словосочетания? Почему?

— Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и за­пишите их. Выделите окончания.

(Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 145 (с. 80).

— Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились пред­ложения?

— Выполните задания. (Взаимопроверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

- Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте. Упр. 147 (с. 81).

— Прочитайте.

— Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово сто­ит в единственном числе, другоево множественном.)

— Являются ли выделенные пары слов однокоренными сло­вами? (Нет.)

Почему? (Это формы одного слова.)

— Выполните задание.

— Прочитайте пары слов, назовите окончания.

— Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расска­жите правило соседу по парте.

VIII. Рефлексия

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

— Для чего служит окончание?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое окончание?

Домашнее задание

Упр. 146 (с. 81).







Date: 2016-06-06; view: 1228; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию