Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте лексические значения слов. III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём. 1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, остальные однозначные.) 2) Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.) — Какие слова называются однозначными? — Какие слова называются многозначными? IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте пары слов. Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война. — Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).) — Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.) — Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 68 (с. 42). — Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.) — К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.) — Что такое синонимы? — К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз - жара.) — Что такое антонимы? — Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют? — Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили. Упр. 69 (с. 42). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 70 (с. 43). — Прочитайте стихотворение. — Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.) — Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их. — Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) — Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода. — Какое значение раньше имело слово погода? А непогода? 2. Работа со словом из словаря — Найдите слово погода в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом погода, запишите. — Запомните написание этого слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 71 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 72 (с. 44). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст? — Какие чувства вызывает этот текст? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с орфограммами и объясняют их написание.) — Назовите антонимы. — Какие слова называются антонимами? Упр. 73 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.) — Какие слова называются синонимами? VIII. Рефлексия (Работа в парах.) — Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц. • Маленькое дело лучше... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.) • Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое синонимы? — Что такое антонимы? — Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы? Домашнее задание Упр. 74 (с. 44). Тема: Омонимы Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова первой группы с синонимами. — Каким словарём вы пользовались? — Прочитайте слова второй группы с антонимами. — Каким словарём вы пользовались? III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов. Ветер, повар, интересный. — Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов. Печаль, ссора, героизм. (Проверка.) — Какие слова называются синонимами? — Какие слова называются антонимами? IV. Самоопределение к деятельности (Работа в группах.) — Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения. — Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.) — Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр? — Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.) — Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 75 (с. 45). — Прочитайте. Рассмотрите рисунки. — Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.) — Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.) — Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.) — Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какие слова называются омонимами? — Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами? — Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 76 (с. 45). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46). — Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.) — Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) 2. Работа со словом из словаря — Назовите первый день недели. (Понедельник.) — Найдите слово понедельник в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложение со словом понедельник, запишите. — Запомните написание этого слова. — Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.) VIII. Рефлексия (Работа в парах.) — Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях. Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.) Курок пистолета был на взводе. (Взвод - приспособление в ударном механизме оружия.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое омонимы? Домашнее задание Упр. 78 (с. 46). Date: 2016-06-06; view: 1810; Нарушение авторских прав |