Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Какие знаки вы поставили в конце предложений? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа - Составьте и запишите небольшой рассказ, используя данные слова. Озаглавьте текст. Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята. - Разделите текст на предложения и запишите его. Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям. По И. Тургеневу 2. Орфографическая минутка(Запись под диктовку.) Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща. - Обозначьте орфограммы в словах. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и проверочные слова.) IV. Самоопределение к деятельности - Прочитайте предложения. Птицы улетели. Перелётные птицы улетели в тёплые края. - Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.) - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Беседа о членах предложения - Прочитайте предложения. День угасал. Короткий осенний день угасал. Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха. Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами. - Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одинаковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.) — Какие предложения вам больше понравились? Почему? — Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.) — Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний! (Подлежащее.) — Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.) Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения. — Назовите главные члены во второй паре предложений. (Лебеди опустились.) — Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.) — Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха! (Сказуемое.) — Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.) — А какой член предложения поясняет слово реки! (Второстепенный член предложения.) — Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?)реки) Второстепенные члены предложения могут пояснять не только главные члены предложения, но и второстепенные. (Аналогичная работа проводится по третьей паре предложений.) 2. Работа по учебнику Упр. 31(с. 26). — Прочитайте. Разделите текст на предложения. — Сколько предложений в этом тексте? (Пять.) — Докажите. Назовите главные члены этих предложений. — Спишите текст, разделив на предложения. — Какие знаки вы поставили в конце предложений? Упр.38 (с. 26). — Рассмотрите таблицу на с. 27. — На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные.) — Что обозначает подлежащее? — На какие вопросы отвечает подлежащее? — Что обозначает сказуемое? — На какие вопросы отвечает сказуемое? — Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.) — Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют подлежащее и сказуемое.) — На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 39 (с. 27). — Прочитайте предложения. Сравните их. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте распространенное предложение. — Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.) — Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.) — Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. (Давно, на юг.) — Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.) — Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.) — Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.) Упр.40 (с. 28). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все предложения объединены общей темой.) — Назовите тему текста. (Осень.) — Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст. — Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении. VIII. Рефлексия — Прочитайте. Гремят... молодые. Вот... брызнул, ...летит. Повисли... дождевые И... нити золотит. Ф. Тютчев — Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.) — Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится в предложении.) — Прочитайте следующую запись. С горы... поток проворный, В лесу... птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Всё... весело громам. Ф. Тютчев — Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.) — Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что говорится о подлежащем.) — Какие бывают члены предложения? — Какие члены предложения называются главными? — Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены? — Как найти в предложении его главные и второстепенные члены? — Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых? — Приведите примеры распространённых предложений. — Приведите примеры нераспространённых предложений. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 41 (с. 28). Date: 2016-06-06; view: 1132; Нарушение авторских прав |