![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Тема: Текст. Типы текстов
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — О чём говорит А. И. Куприн? — Объясните значение выделенных слов. — Для чего нужен язык? III. Актуализация знаний — Разделите текст на предложения и запишите его. Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы. — Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. 1) севера, резкий, с, дует, ветер 2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают 3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте. Лес обнажился, поля опустели. Поздняя осень. Грачи улетели, Грустную думу наводит она... Только не сжата полоска одна... — Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.) — Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Повторение признаков текста (Работа в парах.) — Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте. • Это много предложений. • Это предложение, записанное в тетрадь. • Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу. Признаки текста 1. Текст состоит из группы предложений. 2. Предложения расположены в определённой последовательности. 3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте). 4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст). 5. Текст выражает законченную мысль. 6. Текст имеет название, заголовок. 2. Работа по учебнику — Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12). — Прочитайте. — Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.) — О чём говорится в тексте? — Определите главную мысль текста. — Какое название подойдёт к этому тексту? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными? Упр. 12 (с. 12-13). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Определите главную мысль текста. — Сколько частей в этом тексте? (Три.) — Почему текст разделён на части? — Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок. — Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок. — Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок. — Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?) — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами? VI Физкультминутка. VII Продолжение работы по теме урока 1.Работа по учебнику - Рассмотритесхему нас. 13. Назовите типы текстов. - Kакой текст называется текстом-повествованием? - Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию? - Какой текст называется текстом-описанием? — Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? — Какой текст называется текстом-рассуждением? — Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр.13 (с. 13). (Работа в парах. Проверка.) — Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.) — Докажите. — Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.) — Докажите. (Далее беседа по вопросам упражнения.) 2. Работа с текстом — Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Мимо города большого: Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят, Ветер по морю гуляет Кораблю пристать велят. Мимо острова крутого, И кораблик подгоняет; Кораблю пристать велят. — Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».) — Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.) VIII. Рефлексия — Прочитайте. Определите тип каждого текста. Сластёна Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. По А. Дорохову Янтарь Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря. А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки. По В. Сейраняну — Какой тип текста вы ещё знаете? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что вы знаете о тексте? — Как отличить текст от набора предложений? Домашнее задание Составить и записать текст-описание животного. Тема: Текст Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте свои тексты. — К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.) — Какие слова вам помогли описать животное? — Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.) III. Актуализация знаний 1. Работа в парах — Разделите текст на три части. Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. По Л. Толстому Прочитайте текст по частям. Обоснуйте. Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. По Л. Толстому 2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложения. Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга. По И. Шахраю — Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.) — Определите тип текста. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14). — Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.) — Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.) — Как вы озаглавили ваш текст? — О чём говорится в тексте? — Определите его главную мысль. — Назовите тип текста. (Текст-описание.) — Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?) — Объясните значение выделенных слов. — Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют? 2. Работа со словами из словаря — Отгадайте загадки. Прижались тесно к брату брат, В зелёных гнёздышках сидят, Гнёздышки искусные, А братишки вкусные. (Орех.) Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке — Берегите, детки, зубки! (Орешник.) — Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом орех, запишите. — Запомните, как пишутся эти слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.) — Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?) — Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите имена существительные в первом предложении. — Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? 2. Самостоятельная работа — Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста. Очень красив лес в осенние.... Солнечные лучи... верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие... листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших.... (Проверка.) VIII. Рефлексия — Определите тип текста по данным заголовкам. • «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»; • «Как мы с папой ходили в зоопарк»; • «Красив русский лес!» — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое текст? Домашнее задание Упр. 16 (с. 14). Тема: Предложение Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте свои тексты. — Чей рассказ вам понравился? Почему? — Назовите тип текста. III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Так пробежало лето. Приближалась длинная холодная зима. Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. Прошла и осень. Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте. 1) Небо, по, облака, плывут, белые. 2) Высоко в небе летят журавли. — Чем отличаются записи? — Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.) — А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Повторение изученного о предложении (Работа в парах.) — Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.) 1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 2) Предложение не может состоять из одного слова. 3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы. 4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. - Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.) 2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15). - Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись? - Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией. - Выполните письменное задание к упражнению. - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Как обозначаются начало и конец предложения? Упр.18 (с. 15). - Прочитайте. Что вы заметили? - Как составить из слов предложение? - Выполните задания. - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Как вы обозначили начало и конец каждого предложения? VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику - Прочитайте сведения о языке на с. 16. - Что такое предложение? - Что выражает предложение? - Составьте любое предложение. Запишите его. - Подчеркните главные члены предложения. - Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. Упр.19 (с. 16). - Прочитайте текст. О чём в нём говорится? - Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.) - Что такое диалог? - Найдите в тексте диалог. - Как оформляется диалог в тексте? - Прочитайте диалог по ролям. - Запишите его. VIII. Рефлексия - Чем группа слов отличается от предложения? - Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом. - Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. — А чему ты, заяц, рад? — Рад, что зубы не болят. Дятел, дятел — мой приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги мне, дядя дятел, Для скворцов построить дом. - Чем отличается монолог от диалога? - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? Домашнее задание Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу». Date: 2016-06-06; view: 3375; Нарушение авторских прав |