Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Виды предложений по интонации
Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся читают свои рассказы.) — Чьи рассказы вам больше всего понравились? Почему? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон». А потом позвонили зайчатки: — Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: — Пришлите, пожалуйста, книжки. — Выпишите предложения, в которых содержится вопрос. — Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, которую написали братья Гримм. Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка. — Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, используя слова какой? что? 2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.) Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы. — Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.) — Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1 — вопросительное, вариант 2 — повествовательное. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте выразительно отрывок из произведения. — Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше Ворону! К. Чуковский — Из какого произведения эти строки? Кто его автор? («Телефон», К. И. Чуковский.) — Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения? — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Беседа о предложениях — Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.) — Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.) — Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.) — Прочитайте текст. Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал». — Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.) — Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.) — Почему по-разному? (Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье — спокойное сообщение.) 2. Грамматическая сказка — Послушайте сказку о нашем госте. Восклицание Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились. — У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки? — Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно! — Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись. — Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно! — Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше? — Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это действительно чудесно! И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано. — Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак? — Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.) 3. Работа по учебнику Упр. 27(с. 20). — Прочитайте. — Как произносятся предложения с восклицательным знаком? — Прочитайте сведения о языке на с. 21. — Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.) — Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.) — Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.) Упр. 28 (с. 21). — Прочитайте. Назовите автора стихотворения. — Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать? — Какие знаки стоят в конце предложений? — Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 29 (с. 21). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации. — Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 30 (с. 22). (Работа по вопросам и заданиям упражнения.) VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику — Рассмотрите таблицу на с. 22. — Назовите виды предложений по цели высказывания. — Какие предложения называются повествовательными? — Приведите примеры. — Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? — Какие предложения называются вопросительными? — Приведите примеры. — Какой знак ставится в конце вопросительного предложения? — Какие предложения называются побудительными? — Приведите примеры. — Какой знак ставится в конце побудительного предложения? — Назовите виды предложений по интонации. — Приведите примеры. — Какие предложения называются невосклицательными? — Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения? — Приведите примеры. — Какие предложения называются восклицательными? — Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения? — Приведите примеры. Упр. 32 (с. 23). — Прочитайте стихотворение. — Найдите предложение, в котором выражена главная мысль. — Выполните письменное задание к упражнению. VIII. Рефлексия — Закончите высказывание. Предложения бывают... Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?» (вопросительные, невосклицательные); Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...» (повествовательные, невосклицательные); Тут папа в комнату войдёт. Войдёт и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!» (повествовательные, восклицательные). — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Когда в конце предложений ставится восклицательный знак? Домашнее задание Упр. 33 (с. 23). 36 Date: 2016-06-06; view: 686; Нарушение авторских прав |