Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Виды предложений по цели высказывания
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».) - Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему? III. Актуализация знаний (Работа в парах.) - Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор. Наступила золотая осень. Туча на появилась небе. Петух клюёт зерно. Корабль стоит у. Яркое солнце светит на небе и греет землю. Зелёная трава. IV. Самоопределение к деятельности (На доске карточки с закрытыми буквами.)
— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы. (Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.) — Из чего состоит текст? (Из предложений.) — Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.) — Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.) — Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?и называют предметы.) — Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.) — Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.) — Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.) — Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.) — Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.) — Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.) — Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами. — Прочитайте слово, которое получилось. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Беседа — Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки. Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца. (Восклицательный знак.) Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (Вопросительный знак.) Загораживает Путь, Предлагает Отдохнуть. (Точка.) 2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17). — Прочитайте текст. Что нового вы узнали? — Какие знаки стоят в конце предложений? — Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения? — На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение? — Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте? — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как различаются предложения? (По цели высказывания.) — Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).) — Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.) Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) 3. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. В поле — метёлкой, В мешке — золотом. (Овёс.) — Найдите слово овёс в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом овёс, запишите. — Запомните, как пишется это слово. 4. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 18). — Прочитайте предложения. — Чем они похожи? — С какой интонацией они произносятся? — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.) — Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.) 5. Распознавание предложений по цели высказывания — Послушайте отрывки из стихотворений. У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. К. Чуковский — Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте? — Беда! Беда! Бегите скорее сюда! — В чём дело? — Спасите! — Кого? — Бегемота! Наш бегемот провалился В болото... К. Чуковский — Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.) — Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 23 (с. 18). — Прочитайте выразительно побудительные предложения. — Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили? — Какие знаки стоят в конце предложений? Какие предложения называются побудительными? Упр.24 (с. 19). Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.) — Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте предложения, которые вы выписали. — Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные? Упр. 25 (с. 19). — Прочитайте задание. — Как нужно прочитать предложения? — Прочитайте предложения выразительно. — Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения? — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.) 2. Лексическая работа — Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях употребляется? — Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари. Для чего нужны слёзы? Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха. Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам. Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя! Текла река с названьем — Нил, И в ней плескался крокодил, А крокодил был тот престранный, Он был и хищный, и гуманный. Любого друга и соседа Он не чинясь тащил к обеду. Бывало, кончится обед, А гостя почему-то нет. Хозяин ел кого попало — Гиену, волка и шакала, Зато, когда обед кончался, Хозяин в слёзы ударялся. Его слезам почти поверя, Издалека кричали звери: — Эй, дядя, полно убиваться! Ты камышом начни питаться! Обжора отвечал уныло: — Ох, доброта меня сгубила! Я всех позвал бы на обед, Но аппетита больше нет... Я ваши семьи разлучил! — И разрыдался крокодил. Перевод Ю. Ильина — Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения? VIII. Рефлексия — Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть? — Спишите, поставьте знаки препинания. В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка. — Это не слонёнок Это почти взрослый слон — Почему же он такой маленький — Потому что это слон-карлик — А разве такие бывают — Как видите — За малый рост дали слону кличку Бэби По В. Дурову — Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.) Домашнее задание Упр. 26 (с. 20). Date: 2016-06-06; view: 1205; Нарушение авторских прав |