Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отсутствие неоправданных запасов
О — Отсутствие невнимания К клиентам Рис. 11.5 322 Часть 2. Инструменты менеджера... деятельность, что, в свою очередь, обеспечивает работнику реализацию его профессионального потенциала, а организации — получение требуемых результатов. Однако включение работников в профессиональную деятельность не будет полным, если не будет выявлен уровень развития требуемых от работника компетенций. Важно подчеркнуть, что при согласовании задач и технологии оценки результатов деятельности необходимо также обсудить специфику профессионального поведения, делающего возможным получение эффективных и качественных решений. С этой точки зрения целесообразно получить ответы на ряд вопросов (рис. 11.6). Проблемы согласования задач и оценок результатов труда
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА? ЧТО ПОМОЖЕТ ДАННОМУ РАБОТНИКУ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧУ ЭФФЕКТИВНО? ЧТО МОЖЕТ СНИЗИТЬ КАЧЕСТВО ТРЕБУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА? ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ДАННОМУ РАБОТНИКУ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧУ ЭФФЕКТИВНО? МОЖНО ЛИ НАЙТИ КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ В ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ? Рис. 11.6 Основной целью подобной работы является повышение осознанности работником способов реализации поставленных задач, поведенческих моделей (паттернов), делающих возможным получение ожидаемого результата, что повышает справедливость и обоснованность последующей оценки работника, его профессиональной компетентности. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 323 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ Для интеграции усилий разных работников, выполняющих разные профессиональные задачи, и для осознания взаимосвязанности и взаимозависимости существующих организационных процессов, важно определить и максимально расширить совпадающий спектр интересов, потребностей и целей всех работников. Именно ключевые ценности и нормы призваны обеспечить целостность организации, уменьшить коллективную неопределенность, создать организационный порядок, который вносит ясность в ожидания работников, создает чувство сопричастности к организации и преданность общему делу, освещает видение будущего, дает заряд энергии для движения вперед. Поэтому, обсуждая цели и задачи профессиональной деятельности, необходимо уделять внимание согласованию коллективно и индивидуально разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих данному работнику и всей организации или определенной группе людей. Основные организационные ценности или организационные требования отражают систему общей интерпретации событий в организации и вне ее, принятую постановку дела, специфику человеческих отношений, отличающих данную организацию от других (речь идет о специфике взаимодействия с клиентами и коллегами, условиях труда и охране труда и др.). РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА Основная цель подобных планов — повышение эффективности полученных результатов, оптимизация трудовых процессов при непрерывном повышении квалификации работников, развитии отдельных компетенций и их общей компетентности. Важные задачи составления подобных планов представлены на рис. 11.7. Как известно, в ситуации постоянно меняющейся среды ничто так надежно не может защитить человека и повысить стабильность его жизни, как его способность к постоянному 324 Часть 2. Инструменты менеджера... Основные задачи планов развития профессиональной компетентности работника • Оптимизировать способы профессиональных задач (поведенческие паттерны) • Мотивировать персонал к профессиональному росту, стремлению расширить сферу своих полномочий и ответственности Рис. 11.7 обучению. С точки зрения управления человеческими ресурсами именно установка на то, что каждый работник в организации способен узнать больше и добиться большего, является основополагающей, обеспечивающей устойчивость организационного развития. Как известно, одна из основных задач управления человеческими ресурсами — оценка соответствия имеющихся у персонала наличных компетенций и требуемых компетенций, с целью реализации основных целей организации в ситуации изменяющейся среды. Задача «оценки соответствия» в данной методике должна носить двусторонний характер, ибо менеджеры заинтересованы в том, чтобы сами работники организации тоже размышляли над своими профессиональными судьбами, над развитием карьеры. Именно осознание самими работниками спектра своих возможностей и потребностей придает всем организационным процессам глубоко внутренний, личностный характер. Поэтому важно уметь выявлять оценку самими работниками имеющихся у них компетенций, ожиданий и планов на будущее.
Рис. 11.8 Таким образом, предметом индивидуальных собеседований руководителя со всеми работниками организации является оценка расхождений между реальными возможностями работников (тем, что каждый из них может) и их индивидуальными потребностями (тем, что каждый из них хочет), а также между наличными компетенциями работников (тем, что они могут) и потребностями организации (тем, что надо, что требуется данной организацией как ответ на потребности внешней среды, рынка) с целью нахождения общего согласованного видения движения в будущее. Разработанный в результате согласования план повышения профессиональной компетентности призван расширить потенциальные возможности работника, способствуя развитию его служебной карьеры. В процессе совместных обсуждений, при составлении индивидуальных планов развития профессиональной компетентности, необходимо получить ответы на ряд вопросов (рис. 11.9). 326 Часть 2. Инструменты менеджера... Проблемы согласования планов развития профессиональной компетентности • КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НУЖДАЮТСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ? • КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕН Ь ВЫЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ? • ЧЕМ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ПОВЫШЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА? • НУЖДАЕТСЯ ЛИ РАБОТНИК В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ? • ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ И РАБОТНИК СОВМЕСТНО ГОТОВЫ ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА? Рис. 11.9 Цель таких индивидуальных собеседований состоит в прояснении факторов, способствующих или, напротив, препятствующих достижению поставленных перед работниками целей. При этом следует иметь в виду, что к ним относятся как индивидуальные факторы (специфика стилей поведения, уровень развития компетенций), так и ситуационные, находящиеся вне прямого контроля конкретного работника, но которые он тем не менее не может не учитывать. Таким образом, конкретному работнику индивидуальные собеседования в рамках управления результативностью его профессиональной деятельности должны помочь осознать свои сильные стороны и зоны роста и развития; а соответственно, потребности в дальнейшем повышении квалификации, профессиональном совершенствовании и развитии. УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА. НЕПРЕРЫВНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как известно, конвенциальная оценка результатов профессиональной деятельности, осуществляемая через процедуру аттестации, традиционно представляет собой формальную процедуру, которая обычно проводится Управлением персоналом. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 327 По итогам индивидуального анкетирования или собеседования заполняется некий формуляр, который затем хранится в личном деле. Ни непосредственный руководитель, ни сам работник никогда не обращаются к нему; и о нем некоторое время спустя все благополучно забывают. Соответственно, результаты аттестации в основном влияют на систему поощрений/наказаний. Пожалуй, самым важным в методике управления результативностью является то, что этот процесс понимается как непрекращающийся, включающий все традиционно менеджерские функции по постановке задач, контролю над исполнением, оценке результатов и принятию решений. Последовательность действий менеджера в управлении результативностью в течение всего года — это тот каркас, который позволяет придать большую осознанность процессу решения проблемных ситуаций на всех уровнях организационного поведения. Именно это является основной целью технологии непрерывной оценки результатов труда.
Коммуникации: руководитель—работник Часть 2. Инструменты менеджера... Менеджеры, работники или рабочие группы обладают полной свободой в принятии наиболее целесообразных, на их взгляд, решений. Однако при этом важна осознанность выбора. А следовательно, задача менеджера на этом этапе — не дача указаний, что и как необходимо сделать, а процесс выявления индивидуальных образов производственной ситуации и ее решения, а также согласование видений работника и его непосредственного руководителя. В процессе неформальных индивидуальных собеседований непосредственный руководитель помогает работнику осознать свои достижения и возникающие проблемы на пути приближения к конечному результату, выявить предполагаемый самим работником план действий, его ожидания, что позволяет разработать и более детально обсудить реальные результаты деятельности. Сверхзадачей непрерывной оценки результатов деятельности является формирование и постоянная поддержка у всего персонала организации (ее менеджеров и исполнителей) стремления учиться, извлекая пользу из своего повседневного опыта работы (и удачного, и ошибочного опыта решения сложных проблемных производственных ситуаций). При этом формальная оценка результатов деятельности работника, обычно проводящаяся в конце года, также по итогам индивидуальных собеседований, продолжает выполнять важную роль в управленческом процессе. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗА ГОД (ОТЧЕТЫ О ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ) Отчеты работников о результатах за определенный период времени (за квартал или календарный год) носят более или менее формализованный (официальный) характер. Обсуждения отчетов позволяют, на основе анализа достигнутых результатов, наметить перспективу развития, подумать о планах на будущее. Такой отчет предполагает более обобщенный взгляд на всю работу и выявление тех положительных результатов, которые были получены за более длительный промежуток времени. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 329 Цель таких отчетов — оценка не только полученных результатов, но и осознание причин и условий достижений, что важно для планирования новых задач. Проблематика индивидуальных собеседований по итогам работы за год Анализ и оценка результатов работы за год Возможность оптимизации результатов труда Развитие профессиональной компетентности работника Развитие его карьеры Мотивирование работника на решение новых задач Рис. 11.11 Таким образом, несмотря на то что анализ и оценка достигнутого — важные этапы подобных обсуждений, именно согласие сторон относительно того, что следует сделать в будущем, является действительно основополагающим при осуществлении данного типа оценки результатов профессиональной деятельности. Благодаря подобным отчетам в управлении результативностью решаются 5 основных задач (рис. 11.12). 1. Оценка индивидуальной результативности труда позволяет оценить соответствие полученных результатов согласованным ранее целям и задачам деятельности, сравнить их со стандартами качества. 2. Обеспечение работника обратной связью позволяет менеджеру донести до работника свое видение ситуации. 3. Оказание поддержки (позитивное подкрепление) позволяет подчеркнуть достижения и положительные результаты, с 330 Часть 2. Инструменты менеджера... Задачи управления индивидуальной результативностью за год • Оценке индивидуальной результативности труда • Обеспечение работника обратной связью • Оказание поддержки (позитивное подкрепление) • Обмен видениями ситуации (образами) • Заключение соглашения о плане совместных действий Рис. 11.12 целью оптимизации индивидуальной результативности в будущем. При этом для поиска путей и способов улучшения результатов допускается только конструктивная критика. 4. Обмен видениями ситуации (образами) обеспечивает полный, свободный и честный обмен мнениями, представлениями о том, что удалось достичь, что нужно сделать, чтобы достичь большего, что именно работник думает о своей работе, о том, как он оценивает стиль руководства и насколько полно, по его мнению, учитываются его пожелания. 5. Заключение соглашения о плане совместных действий призвано зафиксировать совместное понимание того, что необходимо сделать, чтобы повысить результативность труда; разрешить проявившие себя в обсуждении проблемные производственные ситуации. Когда руководитель и работник встречаются, чтобы оценить результаты работы за достаточно длительный промежуток времени и наметить пути развития, такая встреча не может быть односторонним интервью, при котором один человек все время задает вопросы, а другой все время отвечает. Эта встреча — скорее диалог, свободный обмен взглядами. Несмотря на то что обсуждение отчетов о результатах за год — формализованная (заранее обусловленная и структурированная) встреча, она не может носить формального характера. В то же время, хотя и предполагается, что в этот свободный обмен мнениями должны быть заинтересованно вовлечены обе Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 331 стороны, это и не разговор без начала и конца. В подобном обсуждении должна всегда четко прослеживаться цель. Этой целью является достижение четкого и согласованного видения ситуации оценки результатов труда работника, индивидуальных планов развития его профессиональной компетентности с целью повышения эффективности его работы, с представлением о том, как это можно достичь. Следовательно, для проведения такого рода собеседования менеджер должен обладать соответствующими коммуникативными способностями, знать, как начать такое обсуждение и чем его закончить, учитывая весь спектр эмоционального состояния работника. Особенно важно при проведении подобных собеседований владеть приемами активного слушания, предполагающего равенство позиций собеседников, когда на первый план выступает отражение информации, а не ее оценка. Приемы активного слушания работают именно тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. В подобных собеседованиях акцент в обсуждении следует делать не столько на том, что уже сделано, сколько на том, что предстоит сделать. Обсуждение лишь прошедших результатов работы, вне анализа более широкого контекста развития профессионализма, оптимизации результатов труда, развития карьеры работника не способно реально мотивировать работников на дальнейшую работу. Вопросы развития карьерных планов требуют отдельного детального анализа и оценки. Ведь понятно, что необходимо на организационном уровне самим быть готовым предоставить возможность реализации карьерного роста и развития и заранее готовить персонал организации к выполнению качественно новых задач, помогать работникам в осознании необходимости соответствовать новым требованиям постоянно изменяющейся окружающей среды. Индивидуальные собеседования по результатам работы за год, проводящиеся лишь с целью присвоения работнику рейтинговой оценки, с целью решения проблем, связанных с повышением или понижением оплаты труда по его результатам, 332 Часть 2. Инструменты менеджера... не способны решить более важные, нацеленные на будущее проблемы, связанные с повышением мотивации персонала и его развитием. Главное в подобной работе — понимание того, что вчерашний день ценен лишь постольку, поскольку он может научить нас чему-то сегодня. Это возможность изменить наше «завтра», осознанно моделируя будущее. Именно поэтому анализ и оценка индивидуальной результативности необходимы лишь в связи с разработкой планов оптимизации результатов труда и развития персонала. РОЛЬ ДОКУМЕНТАЦИИ В МЕТОДИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ В методике управления результативностью сам процесс анализа и оценки результатов труда, протекающий в совместной работе работника и его непосредственного руководителя, более важен, чем содержание традиционно заполняемых форм. Управление результативностью — это, прежде всего, управление оптимизацией труда, повышением эффективности и качества. Главными в философии управления результативностью являются три фактора: 1) постоянная поддержка достижения более высоких результатов в работе; 2) постоянное развитие умений и навыков, общей профессиональной компетентности работников; 3) понимание и принятие того, что организация жива лишь постольку, поскольку она способна к обучению. Поэтому речь здесь не может идти о формальном заполнении документов. Конечно, было бы неплохо вообще не заполнять никаких официальных документов, а предоставить возможность обеим сторонам записать результаты своего обсуждения и суть достигнутых договоренностей на обыкновенных, изначально пустых листах бумаги, которые затем стали бы рассматриваться как рабочие документы, к которым можно было бы обращаться в течение года. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 333 Однако разработанная и принятая в организации единая форма представления информации призвана оптимизировать технологию работы с информацией, повысить ответственность лиц, заполняющих необходимую документацию, мотивировать их к серьезной и качественной работе. Таким образом, основное предназначение принятых письменных форм — служить рабочими документами, которые заполняются совместно работниками и непосредственными руководителями и помогают найти согласованное видение ситуации. Данная технология управления результативностью делает невозможной для менеджеров представить работнику уже заполненный документ и задать вопрос: «Что вы об этом думаете?» А ведь зачастую с оценкой индивидуальной результативности, при которой применяются рейтинговые оценки, работников организации вообще не знакомят, так что для проведения индивидуальных собеседований о полученных результатах труда нет оснований.
Индивидуальное собеседование
334 Часть 2. Инструменты менеджера... Разработанные формы документов в этой методике должны служить инструментом работы с ними. В них должны найти отражение достигнутые договоренности о планах по дальнейшему развитию профессиональной компетентности работника и повышению эффективности и качества его труда. Подобные документы не должны пылиться в архиве, а должны быть постоянно востребованы как работниками, так и их непосредственными руководителями и, по образному выражению одного из практиков, напоминать «зачитанную книгу с загнутыми страницами». Среди подобной документации важно разработать не только формы анализа и оценки для всех людей (и работников, и руководителей), вовлеченных в процесс управления результативностью, но и мотивировать весь персонал организации к активному в нем участию. Для этой цели и разработаны подробные инструкции для всех субъектов управления на каждом этапе работы. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ 1. ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ Основной целью управления индивидуальной результативностью является повышение результативности профессиональной деятельности путем развития компетентности работников, необходимой для решения целей и задач организации. При этом потребности в развитии профессиональной компетентности персонала определяются путем осуществления непрерывного контроля над тремя моментами: 1) исполнением согласованных и утвержденных ранее планов и задач; 2) соответствием полученных результатов стандартам качества; 3) соответствием демонстрируемой работниками профессиональной компетентности требованиям, предъявляемым конкретной должностью. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 335 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Данной оценке подвергается работа всего персонала организации, а не отдельно взятой категории работников или руководителей. 2.2. Осуществляется оценка непосредственными (линейными) руководителями в процессе совместных с работниками индивидуальных собеседований, имеющих разную целевую и содержательную направленность. 2.3. Вышестоящее руководство отвечает за соблюдение правовых и этических принципов управления индивидуальной результативностью, вмешивается в конфликтные ситуации с целью их разрешения. 2.4. Все трудовые споры, возникшие из-за организационных решений, принятых в результате управления индивидуальной результативностью, решаются в порядке, установленном трудовым законодательством. 2.5. Работники, являясь активными участниками процесса управления их исполнительской деятельностью, имеют право на полную информацию об оценке результатов их труда. 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ 3.1. Анализ и оценка индивидуальной результативности рассматриваются в контексте разработки планов оптимизации результатов труда и развития персонала, с акцентом на позитивное мотивирование и поддержку персонала. 3.2. Данная методика рассчитана на реализацию в диалоговом режиме, поэтому важным является мотивирование всех участников процесса (в данном случае всего персонала организации) на осознание значимости оценки индивидуальной результативности как для руководителей, так и для конкретных работников. 3.2.1. Для руководства значимость данного процесса определяется: a) повышением качества результатов (услуги); b) повышением эффективности исполнительской деятельности; c) постоянным выявлением потребностей в профессиональном развитии работников. 336 Часть 2. Инструменты менеджера... 3.2.2. Для работников значимость оценки определяется: а) участием в планировании ожидаемых от него результатов; b) удовлетворением индивидуальной потребности в профессиональном росте и развитии; с) планированием развития карьеры. 3.3. Управление решением проблемных ситуаций, возникающих на пути к достижению требуемых результатов, рассматривается как неотъемлемый компонент управления индивидуальной результативностью. Этот процесс основан на постоянной обратной связи руководителя с исполнителями, на анализеинформации о проблемах и способах их разрешения, на оказа Методика позволяет расширить опыт решения проблемных производственных ситуаций благодаря осознанию и анализу достижений и ошибок, которые рассматриваются как вызов потенциальным возможностям. Этот процесс может быть назван извлечением уроков из повседневного опыта работы. 3.4. В основе положения об извлечении опыта из повседневной работы лежит представление о том, что любое предприятие (учреждение, организация) предоставляет всем работникам возможность к обучению в той мере, в какой им приходится думать (или в той мере, в какой им помогают думать) над тем, что они сделали и каким образом они это сделали; в той мере, в какой им приходится делать выводы и моделировать свое будущее поведение для более эффективного решения подобных (или принципиально новых) задач. Именно таким образом реализуется непрерывный процесс обучения. Этот принцип распространяется на любую ситуацию, когда руководители ставят задачи своим работникам или в совместном обсуждении решают, какие потребности, проявившие себяв процессе решения поставленных задач, необходимо удовлетворить, насколько качественен полученный результат. Такие повседневные контакты предоставляют огромные возможности для обучения и тренинга (понимаемым как оттачивание профессионального мастерства). С точки зрения управления результативностью важно, осознавая серьезность и значимость подобных действий, реализовывать их именно повседневно. Другими словами, данная методика непрерывной оценки результатов труда направлена на обучение всего персонала Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 337 организации (руководителей, рабочих групп и отдельных работников) осознанно извлекать уроки из опыта и моделировать более эффективное решение задач в будущем. 4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ Методика предусматривает 4 обязательных этапа, причем только один из них может иметь четкую привязанность к календарному графику — это ежегодная интегральная оценка результатов труда, проводимая либо в конце отчетного, либо (в связи с загруженностью конца года) в начале нового календарного года. Остальные 3 этапа можно назвать «сквозными», так как они реализуются постоянно в течение года. Первый этап: соглашение о результате. Второй этап (сквозной): совместное планирование ожидаемых от работника результатов труда и индивидуального профессионального развития. Третий этап (сквозной): непрерывная оценка результатов труда в течение года. Четвертый этап: ежегодная итоговая оценка. Начало нового цикла оценки. 4.1. Первый этап: соглашение о результате 4.1.1. Основное условие применения данной методики — первоочередность данного этапа. Итоговое оценочное собеседование не может иметь места, если с работником не была проведена первичная беседа, в ходе которой формулируются задачи, определяются стандарты их выполнения и ожидаемые от работника компетенции. 4.1.2. Цель данного этапа: выработка согласованного видения ситуаций, связанных с выполняемыми работниками задачами, достигнутыми и ожидаемыми результатами, потребностями в обучении, организационными ценностями. Согласование представлений и ожиданий конкретного работника и его непосредственного руководителя является основным способом реализации управления результативностью. Согласованное понимание рассматривается в качестве основы для получения качественных результатов, профессионального и личностного развития персонала, развития организации в целом. Примечание: в случае, если со вновь поступившим на работу либо переведенным на новую должность сотрудником 338 Часть 2. Инструменты менеджера... подобную беседу провел вышестоящий руководитель, линейный руководитель не должен избегать проведения этой беседы, так как речь здесь идет о сопоставлении глубоко личностных образов и представлений о поставленных задачах и ожидаемых результатах, в ходе которого необходимо достичь согласованного понимания между конкретными людьми. 4.1.3. Характер беседы: на данном этапе все индивидуальные собеседования носят неформальный характер. Беседа должна быть построена таким образом, чтобы повысить мотивацию работника, его готовность включиться в трудовую деятельность. Целью данного собеседования является прояснение взаимных обязательств по согласованному выполнению уже существующих базовых документов: планов работы, должностных инструкций, стандартов качества, требований к компетентности (моделей специалистов) и др. 4.1.4. Базовые документы. Другим обязательным условием проведения данного этапа является наличие описания функциональных обязанностей, с указанием требуемых результативных характеристик, другими словами, документа (или пакета документов), содержащего следующие пункты:
a) цели и задачи деятельности с указанием ожидаемых результатов труда; b) стандарты качества; c) показатели измерения качества ожидаемого результата (если стандарт не содержит указания на него); d) подотчетность; e) требования к профессиональной компетентности — умения и навыки, предъявляемые к работнику занимаемой им должностью в данной производственной ситуации (общая, поведенческая и техническая компетентность работника); f) основные организационные ценности или организационные требования (специфика взаимодействия с клиентами, партнерами и коллегами, коммерческие тайны, внутренний распорядок, обязательства работника по непрерывному повышению своей квалификации, проблемы социальной защиты работника, условия труда и охрана труда и др.). Примечание: на практике во многих российских организациях не существует одного или даже нескольких документов, охватывающих все эти вопросы. Для начала целесообразно работать с уже имеющимися документами, такими, как устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 339 планы работ, производственные нормативы, трудовой договор (там, где он есть), правила внутреннего распорядка и др. Приоритетом в развитии управления человеческими ресурсами организации должна стать разработка единого документа, отражающего представленную выше информацию в полном объеме. Следует подчеркнуть, что любые изменения в должностных обязанностях, задачах, функциях, полномочиях конкретного работника должны быть немедленно отражены и в соответствующих описаниях функциональных обязанностей. Описания функциональных обязанностей — один из основных инструментов процесса управления результативностью и поэтому рассматриваются как рабочие документы обсуждения, от которых зависит качество последующей оценки индивидуальной результативности работника. 4.1.5. Для справки приводятся основные требования к описанию функциональных обязанностей и показателей качества ожидаемого результата. Описание функциональных обязанностей (речь идет о создании должностной инструкции) должно отвечать следующим общим требованиям: A. Ясность. Описание должно отражать основную цель и комплекс решаемых профессиональных задач и принимаемых обязанностей в ясной для исполнителей форме. B. Определенность. В описании употребляются наиболее активизирующие будущего работника слова, позволяющие наиболее полно и однозначно представить области профессиональной деятельности, осуществляемые в рамках данной должности, степень сложности, требуемые умения и навыки (компетенции), степень ответственности работника, его права и вверенные ему ресурсы. C. Краткость. Благодаря краткости достигается точность формулировки цели и основных задач. D. Доступность для перепроверки. Поскольку описание функциональных обязанностей играет чрезвычайно большую роль как во включении работника в работу организации, так и в дальнейшей мотивации его труда, а также при оценке результативности работы персонала, данный принцип имеет решающее значение. Ведь от того, насколько точно конкретный работник понял то, каких результатов от него ожидают, зависит результативность его деятельности и удовлетворенность от полученных результатов. При описании функциональных обязанностей 340 Часть 2. Инструменты менеджера... важным является проверка того, поймет ли новый работник суть работы, если прочтет ее описание. Показатели оценки результатов труда, с тем чтобы быть эффективными, должны отвечать следующим требованиям: a) относиться к действительно полученным результатам, а не к затраченным усилиям; b) лежать в сфере полномочий исполнителя; c) быть объективными и поддающимися наблюдению; d) подлежать измерению; e) широко применяться и подлежать адаптации для применения в новых ситуациях. 4.1.6. Еще о документах. В случае, если индивидуальная беседа для достижения соглашения о результате проводится не с вновь принятым работником, а с сотрудником, уже проработавшим какое-то время в данной организации, основным рабочим документом, подлежащим совместному обсуждению, является Индивидуальный план повышения результативности и профессионального развития (см. ниже), составленный по итогам работы за предыдущий год. Данный документ — основа для разработки нового соглашения с работником об ожидаемом результате на текущий период времени. 4.1.7. Особые замечания. Данные комментарии выделены в особые в связи с тем, что их чаще всего игнорируют руководители при проведении обычных, так называемых установочных бесед с работниками. Важно подчеркнуть, что при согласовании задач и порядка оценки результатов деятельности необходимо также обсудить специфику ожидаемого профессионального поведения, делающего возможным принятие эффективных и качественных решений. С этой точки зрения целесообразно получить ответы на следующие вопросы: 1) Что следует делать, чтобы обеспечить получение качественных результатов работы? 2) Что может повысить качество требуемого результата (ситуационные и факторы)? 3) Какие именно индивидуальные факторы (знания, умения, навыки (компетенции), отношение, стиль поведения) могут способствовать более эффективному выполнению задачи? Основной целью подобной работы является повышение осознанности работником способов реализации поставленных Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 341 задач, поведенческих моделей (паттернов), делающих возможным получение ожидаемого результата, что повышает справедливость и обоснованность последующей оценки работника, его профессиональной компетентности. При этом необходимо отметить важность описания идеальной ситуации, способствующей моделированию максимально благоприятных обстоятельств и возможностей для получения наилучшего результата. На данном этапе взаимодействия работника и его непосредственного руководителя психологически важным является понимание нескольких моментов: 1) любые обсуждаемые вопросы оказывают то или иное психологическое воздействие; 2) используемые языковые средства моделируют реальность, а значит, полезнее обсуждать имеющиеся ресурсы, а не дефицит; 3) в любой ситуации имеются ресурсы; 4) люди приобретают большую уверенность в своих силах, когда при обсуждении будущего (неизвестного) имеется возможность обсудить и уже имеющийся у них положительный опыт решения в прошлом (известное); 5) важно ценить разницу в человеческом восприятии и оценке ситуации. 4.1.8. Ответственность участников. Непосредственный руководитель отвечает за проведение индивидуальной беседы с каждым из своих подчиненных и достижение согласованных результатов. Вышестоящее руководство отвечает за соблюдение правовых и этических норм при проведении первого этапа. Работнику не может быть вменено в обязанности под видом требуемых компетенций то, что не требуется от него для эффективного замещения его должности. 4.2. Второй этап (сквозной): совместное планирование ожидаемых от работника результатов и индивидуального профессионального развития 4.2.1. Цели и задачи этапа. Основная цель совместного обсуждения индивидуальных планов — повышение эффективности работы организации благодаря развитию самоконтроля работников над результатами 342 Часть 2. Инструменты менеджера... труда и постоянного совершенствования профессиональной компетентности персонала в ситуации изменчивого организационного контекста. Задачами составления подобных планов являются: 1) оптимизация способов решения профессиональных задач (поведенческих паттернов); 2) мотивация персонала организации к профессиональному росту, стремлению расширить сферу своих полномочий и ответственности. 4.2.2. Содержание работы состоит в составлении, в ходе индивидуального собеседования работника с его непосредственным руководителем, Индивидуального плана повышения результативности и профессионального развития (форма № 9). Работа с индивидуальным планом на этом этапе актуализирует потенциальные возможности персонала. В ходе собеседований по индивидуальному плану обсуждается ряд моментов: 1) задачи, условия реализации задач и предполагаемые результаты в течение года; 2) план действий, условия реализации плана действий и предполагаемые результаты; 3) наличие необходимых для успешной реализации задач технических и поведенческих компетенций; 4) необходимость и возможность дальнейшего профессионального развития с целью получения более высоких результатов работы; 5) планирование развития профессиональной компетентности работника, условий повышения его профессиональной квалификации, предполагаемых результатов обучения. План подписывают работник и его непосредственный руководитель. Оригинал плана хранится у непосредственного руководителя, копия остается у конкретного работника. 4.2.3. Время и условия проведения. Новый план на год составляется в ходе ежегодного итогового индивидуального собеседования работника с непосредственным руководителем. Составление такого индивидуального плана может быть также приурочено (по усмотрению администрации) к началу внедрения системы непрерывной оценки результатов труда и осуществляться в ходе первого этапа — соглашения о результате. Индивидуальные рабочие планы являются рабочими документами, в которых должны гибко отражаться происходящие Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 343 изменения ситуации: новые требования к организации и соответствующие организационные изменения. Поэтому индивидуальный план должен корректироваться и обновляться в течение года в ходе индивидуальных собеседований в рамках непрерывной оценки результатов труда. 4.2.4. Характер беседы. Характер беседы руководителя с подчиненным зависит от этапа, на котором происходит совместное составление или обновление индивидуального плана. В ходе ежегодной интегральной оценки индивидуальной результативности по итогам работы за год составление плана, его сравнение с прошлогодним и производимая на этой основе оценка проводятся на строго формализованной основе. Контролируется исполнение согласованных ранее планов, достижение запланированных результатов, эффективность проведенного обучения. Индивидуальные собеседования в рамках непрерывной оценки носят неформализованный (свободно реализуемый) характер. Индивидуальный план является одним из рабочих документов проведения такого диалога. В него могут вноситься коррективы. 4.3. Третий этап (сквозной): непрерывная оценка результатов труда в течение года 4.3.1. Цель этапа — отслеживая получаемые в течение года результаты профессиональной деятельности, повысить ее эффективность путем самоконтроля и вовлеченности работников в процесс планирования ожидаемых результатов и оценки их достижений; развивать недостающие и оптимально использовать имеющиеся компетенции работников. Как видно из формулировки цели, содержание этапа имеет две стороны: промежуточную неформализованную оценку результатов (с целью контроля и мотивации) и оценку профессиональной компетентности (с целью достижения более качественных результатов). 4.3.2. Содержание этапа. Непрерывная оценка производится также (как и первичная беседа, и итоговая оценка) в ходе индивидуальных собеседований работника и его непосредственного руководителя. В основе этих собеседований лежит сопоставление показателей индивидуальной результативности работника в течение определенного периода времени и показателей уровня развития 344 Часть 2. Инструменты менеджера... у него компетенций, необходимых для выполнения данных задач. Как у руководителя, так и у самого работника есть свои представления и свои способы оценки этих показателей. Важным является достижение определенного уровня согласия в этих вопросах как со стороны руководителя, так и со стороны работника. Для этого необходимо предпринять ряд мер: 1) обсудить, что уже сделано работником и какие результаты получены; 2) выявить и обсудить ситуации и действия сторон, которые помогли решить задачи максимально эффективно; 3) выявить, что не удалось сделать (какие именно задачи не были выполнены или что в полученных результатах не соответствует ожидаемым и согласованным ранее результатам); 4) установить причины невыполнения ранних договоренностей, особенно обратив внимание на изменения в обстоятельствах, при которых пришлось выполнять задачи; на проявившие себя новые потребности и ситуации, требующие немедленного решения (срочные дела); на специфику поведения работника или его руководителя, осложнившую выполнение задач; 5) внести необходимые изменения в задачи и рабочие планы в соответствии с изменившимися обстоятельствами; 6) согласовать действия, которые необходимо предпринять работнику или его руководителю с целью повышения результативности. Рекомендуется проводить оценку компетенций работника именно на этом этапе управления результативностью. Данная рекомендация связана с тем, что в процессе реализации работником основных задач деятельности в полном объеме проявляется его профессиональная компетентность, понимаемая как практическое умение в действии. Непосредственный руководитель в неформальном взаимодействии имеет возможность обсудить эффективность стиля поведения работника и реализуемого им способа решения поставленных задач. Методы оценки профессиональной компетентности выбираются руководством в зависимости от современных требований и политики управления человеческими ресурсами в конкретной организации. Однако если речь идет об оценке компетенций, требующихся для выполнения конкретных задач организации, необходима разработка профессионально-квалификационных моделей специалистов, без которых невозможно создать систему обоснованных и согласованных критериев оценки компетенций. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 345 В результате проведения оценки компетенций может сложиться одна из трех ситуаций: 1) работник полностью обладает теми компетенциями, которые ему необходимы; 2) работник не обладает в должной мере необходимыми компетенциями; 3) работник обладает и такими компетенциями, которые не могут быть реализованы в рамках задач данной должности. В качестве рабочего документа, в котором фиксируются мероприятия по развитию или использованию тех или иных компетенций, используется индивидуальный план повышения результативности и профессионального развития. В зависимости от оценки руководителем профессиональной компетентности работника, а также его мотивации, руководитель может использовать разные стили руководства (рис. 11.14). Работник может обладать высокой компетенцией, но недостаточной мотивацией, или наоборот — недостаточной компетенцией при мотивации очень высокого уровня. Кроме того, уровень обеих переменных у него может быть либо высоким, либо низким. В соответствии с комбинацией этих двух переменных у каждого из работников, руководитель подбирает разные стили Управление профессиональной компетентностью
(матрица компетентность / желание) 346 Часть 2. Инструменты менеджера... взаимодействия от более контролирующего (инструктирование, направление) к более поддерживающему (стимулирование) (рис. 11.15). Более контролирующее поведение руководителя необходимо при низкой компетенции работника, в то время как при его высокой компетентности при решении конкретной задачи потребность в директивном поведении руководителя невелика. Поддерживающее поведение руководителя важно при низкой мотивации или слабой уверенности работника в себе и не имеет решающего значения при большой уверенности работника в себе или обязательности. Таким образом, стиль взаимодействия подбирается, исходя из степени готовности работника к выполнению каждого конкретного задания. В зависимости от поставленной задачи и того, как конкретные работники проявляют себя при ее решении, используются разные подходы к работнику. Оценка результативности на этом этапе происходит как промежуточная, с единственной целью — помочь работнику Какой стиль Взаимодействия
Выбрать?
Направление Делегирование Как действовать? • Четко сформулируйте задачу • Продумайте с работником видение его успеха • Совершенствуйте его профессиональные навыки - структурируйте задачи для «быстрых побед» • Занимайтесь наставничеством - часто предоставляйте обратную связь; хвалите и обучайте • Осуществляйте жесткий контроль, устанавливая четкие вправила игры» и сроки • Изначально уделяйте достаточно времени профессиональной подготовке И наставничеству • Создайте условия, при которых работник не будет бояться совершить ошибку • Выявите причину отсутствия должной мотивации • Мотивируйте работника • Отслеживайте его действия Date: 2016-05-25; view: 398; Нарушение авторских прав |