Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отсутствие неоправданных запасов





О — Отсутствие невнимания

К клиентам

Рис. 11.5


322


Часть 2. Инструменты менеджера...


деятельность, что, в свою очередь, обеспечивает работнику ре­ализацию его профессионального потенциала, а организации — получение требуемых результатов. Однако включение работни­ков в профессиональную деятельность не будет полным, если не будет выявлен уровень развития требуемых от работника компетенций.

Важно подчеркнуть, что при согласовании задач и техноло­гии оценки результатов деятельности необходимо также обсу­дить специфику профессионального поведения, делающего возможным получение эффективных и качественных решений. С этой точки зрения целесообразно получить ответы на ряд вопросов (рис. 11.6).

 

Проблемы согласования задач и оценок результатов труда


 

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА?

ЧТО ПОМОЖЕТ ДАННОМУ РАБОТНИКУ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧУ ЭФФЕКТИВНО?

ЧТО МОЖЕТ СНИЗИТЬ КАЧЕСТВО ТРЕБУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА?

ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ДАННОМУ РАБОТНИКУ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧУ ЭФФЕКТИВНО?

МОЖНО ЛИ НАЙТИ КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ В ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ?


Рис. 11.6

Основной целью подобной работы является повышение осознанности работником способов реализации поставленных задач, поведенческих моделей (паттернов), делающих возмож­ным получение ожидаемого результата, что повышает справед­ливость и обоснованность последующей оценки работника, его профессиональной компетентности.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 323

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Для интеграции усилий разных работников, выполняющих разные профессиональные задачи, и для осознания взаимосвя­занности и взаимозависимости существующих организационных процессов, важно определить и максимально расширить совпа­дающий спектр интересов, потребностей и целей всех работни­ков. Именно ключевые ценности и нормы призваны обеспечить целостность организации, уменьшить коллективную неопреде­ленность, создать организационный порядок, который вносит ясность в ожидания работников, создает чувство сопричастнос­ти к организации и преданность общему делу, освещает виде­ние будущего, дает заряд энергии для движения вперед.

Поэтому, обсуждая цели и задачи профессиональной дея­тельности, необходимо уделять внимание согласованию кол­лективно и индивидуально разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих данному работнику и всей организации или определенной группе людей.

Основные организационные ценности или организа­ционные требования отражают систему общей интерпре­тации событий в организации и вне ее, принятую поста­новку дела, специфику человеческих отношений, отлича­ющих данную организацию от других (речь идет о специфике взаимодействия с клиентами и коллегами, условиях труда и охране труда и др.).

РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА

Основная цель подобных планов — повышение эффектив­ности полученных результатов, оптимизация трудовых процес­сов при непрерывном повышении квалификации работников, развитии отдельных компетенций и их общей компетентности.

Важные задачи составления подобных планов представле­ны на рис. 11.7.

Как известно, в ситуации постоянно меняющейся среды ничто так надежно не может защитить человека и повысить стабильность его жизни, как его способность к постоянному


324


Часть 2. Инструменты менеджера...


Основные задачи планов развития профессиональной компетентности работника


 

• Оптимизировать способы
решения

профессиональных задач (поведенческие паттерны)

• Мотивировать персонал
организации

к профессиональному

росту, стремлению

расширить сферу своих

полномочий

и ответственности


Рис. 11.7

обучению. С точки зрения управления человеческими ресурса­ми именно установка на то, что каждый работник в организа­ции способен узнать больше и добиться большего, является основополагающей, обеспечивающей устойчивость организа­ционного развития.

Как известно, одна из основных задач управления челове­ческими ресурсами — оценка соответствия имеющихся у пер­сонала наличных компетенций и требуемых компетенций, с целью реализации основных целей организации в ситуации изменяющейся среды.

Задача «оценки соответствия» в данной методике должна носить двусторонний характер, ибо менеджеры заинтересова­ны в том, чтобы сами работники организации тоже размышля­ли над своими профессиональными судьбами, над развитием карьеры. Именно осознание самими работниками спектра сво­их возможностей и потребностей придает всем организацион­ным процессам глубоко внутренний, личностный характер.


Поэтому важно уметь выявлять оценку самими работни­ками имеющихся у них компетенций, ожиданий и планов на будущее.


 

 

Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 325

Коммуникации: руководитель—работник

Рис. 11.8

Таким образом, предметом индивидуальных собесе­дований руководителя со всеми работниками организации является оценка расхождений между реальными возмож­ностями работников (тем, что каждый из них может) и их индивидуальными потребностями (тем, что каждый из них хочет), а также между наличными компетенциями работ­ников (тем, что они могут) и потребностями организации (тем, что надо, что требуется данной организацией как ответ на потребности внешней среды, рынка) с целью нахождения общего согласованного видения движения в будущее.

Разработанный в результате согласования план повыше­ния профессиональной компетентности призван расширить потенциальные возможности работника, способствуя развитию его служебной карьеры.

В процессе совместных обсуждений, при составлении ин­дивидуальных планов развития профессиональной компетент­ности, необходимо получить ответы на ряд вопросов (рис. 11.9).


326 Часть 2. Инструменты менеджера...

Проблемы согласования планов развития профессиональной компетентности

 

КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НУЖДАЮТСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ?

КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕН Ь ВЫЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ?

ЧЕМ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ПОВЫШЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА?

НУЖДАЕТСЯ ЛИ РАБОТНИК В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ?

ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ И РАБОТНИК СОВМЕСТНО ГОТОВЫ ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА?

Рис. 11.9

Цель таких индивидуальных собеседований состоит в про­яснении факторов, способствующих или, напротив, препятству­ющих достижению поставленных перед работниками целей. При этом следует иметь в виду, что к ним относятся как индивиду­альные факторы (специфика стилей поведения, уровень раз­вития компетенций), так и ситуационные, находящиеся вне прямого контроля конкретного работника, но которые он тем не менее не может не учитывать.

Таким образом, конкретному работнику индивидуальные собеседования в рамках управления результативностью его профессиональной деятельности должны помочь осознать свои сильные стороны и зоны роста и развития; а соответственно, потребности в дальнейшем повышении квалификации, профес­сиональном совершенствовании и развитии.

УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА. НЕПРЕРЫВНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, конвенциальная оценка результатов профес­сиональной деятельности, осуществляемая через процедуру аттестации, традиционно представляет собой формальную про­цедуру, которая обычно проводится Управлением персоналом.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 327

По итогам индивидуального анкетирования или собеседования заполняется некий формуляр, который затем хранится в лич­ном деле. Ни непосредственный руководитель, ни сам работ­ник никогда не обращаются к нему; и о нем некоторое время спустя все благополучно забывают. Соответственно, результа­ты аттестации в основном влияют на систему поощрений/на­казаний.


Пожалуй, самым важным в методике управления результа­тивностью является то, что этот процесс понимается как не­прекращающийся, включающий все традиционно менеджерс­кие функции по постановке задач, контролю над исполнением, оценке результатов и принятию решений.

Последовательность действий менеджера в управлении результативностью в течение всего года — это тот каркас, ко­торый позволяет придать большую осознанность процессу ре­шения проблемных ситуаций на всех уровнях организационно­го поведения. Именно это является основной целью технологии непрерывной оценки результатов труда.

 

Рис. 11.10

Коммуникации: руководитель—работник



Часть 2. Инструменты менеджера...


Менеджеры, работники или рабочие группы обладают пол­ной свободой в принятии наиболее целесообразных, на их взгляд, решений. Однако при этом важна осознанность выбо­ра. А следовательно, задача менеджера на этом этапе — не дача указаний, что и как необходимо сделать, а процесс выявления индивидуальных образов производственной ситуации и ее ре­шения, а также согласование видений работника и его непо­средственного руководителя.

В процессе неформальных индивидуальных собеседований непосредственный руководитель помогает работнику осознать свои достижения и возникающие проблемы на пути приближе­ния к конечному результату, выявить предполагаемый самим работником план действий, его ожидания, что позволяет раз­работать и более детально обсудить реальные результаты де­ятельности.

Сверхзадачей непрерывной оценки результатов дея­тельности является формирование и постоянная поддер­жка у всего персонала организации (ее менеджеров и исполнителей) стремления учиться, извлекая пользу из своего повседневного опыта работы (и удачного, и оши­бочного опыта решения сложных проблемных производ­ственных ситуаций).

При этом формальная оценка результатов деятельности работника, обычно проводящаяся в конце года, также по ито­гам индивидуальных собеседований, продолжает выполнять важную роль в управленческом процессе.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗА ГОД (ОТЧЕТЫ О ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ)

Отчеты работников о результатах за определенный период времени (за квартал или календарный год) носят более или ме­нее формализованный (официальный) характер. Обсуждения отчетов позволяют, на основе анализа достигнутых результатов, наметить перспективу развития, подумать о планах на будущее.

Такой отчет предполагает более обобщенный взгляд на всю работу и выявление тех положительных результатов, которые были получены за более длительный промежуток времени.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 329

Цель таких отчетов — оценка не только полученных ре­зультатов, но и осознание причин и условий достижений, что важно для планирования новых задач.



 

Проблематика

индивидуальных собеседований

по итогам работы за год

Анализ и оценка результатов работы за год

Возможность оптимизации результатов труда

Развитие профессиональной компетентности работника

Развитие его карьеры

Мотивирование работника на решение новых задач

Рис. 11.11

Таким образом, несмотря на то что анализ и оценка до­стигнутого — важные этапы подобных обсуждений, именно со­гласие сторон относительно того, что следует сделать в буду­щем, является действительно основополагающим при осуще­ствлении данного типа оценки результатов профессиональной деятельности.

Благодаря подобным отчетам в управлении результатив­ностью решаются 5 основных задач (рис. 11.12).

1. Оценка индивидуальной результативности труда позво­ляет оценить соответствие полученных результатов согласован­ным ранее целям и задачам деятельности, сравнить их со стан­дартами качества.

2. Обеспечение работника обратной связью позволяет ме­неджеру донести до работника свое видение ситуации.

3. Оказание поддержки (позитивное подкрепление) позво­ляет подчеркнуть достижения и положительные результаты, с


330


Часть 2. Инструменты менеджера...


Задачи управления индивидуальной результативностью за год

Оценке индивидуальной результативности труда

Обеспечение работника обратной связью

Оказание поддержки (позитивное подкрепление)

Обмен видениями ситуации (образами)

Заключение соглашения о плане совместных действий

Рис. 11.12

целью оптимизации индивидуальной результативности в буду­щем. При этом для поиска путей и способов улучшения резуль­татов допускается только конструктивная критика.

4. Обмен видениями ситуации (образами) обеспечивает полный, свободный и честный обмен мнениями, представлени­ями о том, что удалось достичь, что нужно сделать, чтобы дос­тичь большего, что именно работник думает о своей работе, о том, как он оценивает стиль руководства и насколько полно, по его мнению, учитываются его пожелания.

5. Заключение соглашения о плане совместных действий призвано зафиксировать совместное понимание того, что не­обходимо сделать, чтобы повысить результативность труда; разрешить проявившие себя в обсуждении проблемные произ­водственные ситуации.

Когда руководитель и работник встречаются, чтобы оценить результаты работы за достаточно длительный промежуток вре­мени и наметить пути развития, такая встреча не может быть односторонним интервью, при котором один человек все вре­мя задает вопросы, а другой все время отвечает. Эта встре­ча — скорее диалог, свободный обмен взглядами. Несмотря на то что обсуждение отчетов о результатах за год — формализо­ванная (заранее обусловленная и структурированная) встреча, она не может носить формального характера.

В то же время, хотя и предполагается, что в этот свободный обмен мнениями должны быть заинтересованно вовлечены обе


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 331

стороны, это и не разговор без начала и конца. В подобном об­суждении должна всегда четко прослеживаться цель.

Этой целью является достижение четкого и согласо­ванного видения ситуации оценки результатов труда ра­ботника, индивидуальных планов развития его профес­сиональной компетентности с целью повышения эффек­тивности его работы, с представлением о том, как это можно достичь.

Следовательно, для проведения такого рода собеседова­ния менеджер должен обладать соответствующими коммуни­кативными способностями, знать, как начать такое обсуждение и чем его закончить, учитывая весь спектр эмоционального состояния работника.

Особенно важно при проведении подобных собеседований владеть приемами активного слушания, предполагающего ра­венство позиций собеседников, когда на первый план выступа­ет отражение информации, а не ее оценка. Приемы активного слушания работают именно тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора и эмоциональное состояние собесед­ника.

В подобных собеседованиях акцент в обсуждении следует делать не столько на том, что уже сделано, сколько на том, что предстоит сделать. Обсуждение лишь прошедших результатов работы, вне анализа более широкого контекста развития про­фессионализма, оптимизации результатов труда, развития ка­рьеры работника не способно реально мотивировать работни­ков на дальнейшую работу.

Вопросы развития карьерных планов требуют отдельного детального анализа и оценки. Ведь понятно, что необходимо на организационном уровне самим быть готовым предоставить возможность реализации карьерного роста и развития и зара­нее готовить персонал организации к выполнению качественно новых задач, помогать работникам в осознании необходимости соответствовать новым требованиям постоянно изменяющей­ся окружающей среды.

Индивидуальные собеседования по результатам работы за год, проводящиеся лишь с целью присвоения работнику рей­тинговой оценки, с целью решения проблем, связанных с по­вышением или понижением оплаты труда по его результатам,


332


Часть 2. Инструменты менеджера...


не способны решить более важные, нацеленные на будущее проблемы, связанные с повышением мотивации персонала и его развитием.

Главное в подобной работе — понимание того, что вчерашний день ценен лишь постольку, поскольку он может научить нас чему-то сегодня. Это возможность изменить наше «завтра», осознанно моделируя будущее.

Именно поэтому анализ и оценка индивидуальной резуль­тативности необходимы лишь в связи с разработкой планов оптимизации результатов труда и развития персонала.

РОЛЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

В МЕТОДИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ

В методике управления результативностью сам процесс анализа и оценки результатов труда, протекающий в совмест­ной работе работника и его непосредственного руководителя, более важен, чем содержание традиционно заполняемых форм. Управление результативностью — это, прежде всего, управле­ние оптимизацией труда, повышением эффективности и каче­ства. Главными в философии управления результативностью являются три фактора:

1) постоянная поддержка достижения более высоких ре­зультатов в работе;

2) постоянное развитие умений и навыков, общей профес­сиональной компетентности работников;

3) понимание и принятие того, что организация жива лишь постольку, поскольку она способна к обучению.

Поэтому речь здесь не может идти о формальном заполне­нии документов. Конечно, было бы неплохо вообще не запол­нять никаких официальных документов, а предоставить возмож­ность обеим сторонам записать результаты своего обсуждения и суть достигнутых договоренностей на обыкновенных, изна­чально пустых листах бумаги, которые затем стали бы рассмат­риваться как рабочие документы, к которым можно было бы обращаться в течение года.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 333

Однако разработанная и принятая в организации единая форма представления информации призвана оп­тимизировать технологию работы с информацией, повы­сить ответственность лиц, заполняющих необходимую документацию, мотивировать их к серьезной и качествен­ной работе.

Таким образом, основное предназначение принятых пись­менных форм — служить рабочими документами, которые запол­няются совместно работниками и непосредственными руково­дителями и помогают найти согласованное видение ситуации.

Данная технология управления результативностью делает невозможной для менеджеров представить работнику уже за­полненный документ и задать вопрос: «Что вы об этом думае­те?» А ведь зачастую с оценкой индивидуальной результатив­ности, при которой применяются рейтинговые оценки, работ­ников организации вообще не знакомят, так что для проведения индивидуальных собеседований о полученных результатах тру­да нет оснований.

Рис. 11.13

Индивидуальное собеседование

 


334 Часть 2. Инструменты менеджера...

Разработанные формы документов в этой методике должны служить инструментом работы с ними.

В них должны найти отражение достигнутые догово­ренности о планах по дальнейшему развитию профессио­нальной компетентности работника и повышению эффек­тивности и качества его труда.

Подобные документы не должны пылиться в архиве, а дол­жны быть постоянно востребованы как работниками, так и их непосредственными руководителями и, по образному выраже­нию одного из практиков, напоминать «зачитанную книгу с за­гнутыми страницами».

Среди подобной документации важно разработать не толь­ко формы анализа и оценки для всех людей (и работников, и руководителей), вовлеченных в процесс управления результа­тивностью, но и мотивировать весь персонал организации к активному в нем участию. Для этой цели и разработаны под­робные инструкции для всех субъектов управления на каждом этапе работы.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ

1. ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Основной целью управления индивидуальной результатив­ностью является повышение результативности профессиональ­ной деятельности путем развития компетентности работников, необходимой для решения целей и задач организации. При этом потребности в развитии профессиональной компетентности персонала определяются путем осуществления непрерывного контроля над тремя моментами:

1) исполнением согласованных и утвержденных ранее пла­нов и задач;

2) соответствием полученных результатов стандартам ка­чества;

3) соответствием демонстрируемой работниками профес­сиональной компетентности требованиям, предъявляемым кон­кретной должностью.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 335

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Данной оценке подвергается работа всего персонала организации, а не отдельно взятой категории работников или руководителей.

2.2. Осуществляется оценка непосредственными (линейны­ми) руководителями в процессе совместных с работниками индивидуальных собеседований, имеющих разную целевую и содержательную направленность.

2.3. Вышестоящее руководство отвечает за соблюдение правовых и этических принципов управления индивидуальной результативностью, вмешивается в конфликтные ситуации с целью их разрешения.

2.4. Все трудовые споры, возникшие из-за организацион­ных решений, принятых в результате управления индивидуаль­ной результативностью, решаются в порядке, установленном трудовым законодательством.

2.5. Работники, являясь активными участниками процесса управления их исполнительской деятельностью, имеют право на полную информацию об оценке результатов их труда.

3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

3.1. Анализ и оценка индивидуальной результативности рассматриваются в контексте разработки планов оптимизации результатов труда и развития персонала, с акцентом на пози­тивное мотивирование и поддержку персонала.

3.2. Данная методика рассчитана на реализацию в диало­говом режиме, поэтому важным является мотивирование всех участников процесса (в данном случае всего персонала орга­низации) на осознание значимости оценки индивидуальной результативности как для руководителей, так и для конкретных работников.

3.2.1. Для руководства значимость данного процесса опре­деляется:

a) повышением качества результатов (услуги);

b) повышением эффективности исполнительской деятель­ности;

c) постоянным выявлением потребностей в профессиональ­ном развитии работников.


336


Часть 2. Инструменты менеджера...


3.2.2. Для работников значимость оценки определяется: а) участием в планировании ожидаемых от него результатов; b) удовлетворением индивидуальной потребности в про­фессиональном росте и развитии;

с) планированием развития карьеры.

3.3. Управление решением проблемных ситуаций, возника­ющих на пути к достижению требуемых результатов, рассмат­ривается как неотъемлемый компонент управления индивиду­альной результативностью. Этот процесс основан на постоян­ной обратной связи руководителя с исполнителями, на анализеинформации о проблемах и способах их разрешения, на оказа­
нии необходимой помощи, согласовании и выделении допол­нительных ресурсов.

Методика позволяет расширить опыт решения проблемных производственных ситуаций благодаря осознанию и анализу достижений и ошибок, которые рассматриваются как вызов потенциальным возможностям. Этот процесс может быть на­зван извлечением уроков из повседневного опыта работы.

3.4. В основе положения об извлечении опыта из повсе­дневной работы лежит представление о том, что любое пред­приятие (учреждение, организация) предоставляет всем ра­ботникам возможность к обучению в той мере, в какой им при­ходится думать (или в той мере, в какой им помогают думать) над тем, что они сделали и каким образом они это сделали; в той мере, в какой им приходится делать выводы и моделиро­вать свое будущее поведение для более эффективного реше­ния подобных (или принципиально новых) задач. Именно та­ким образом реализуется непрерывный процесс обучения.

Этот принцип распространяется на любую ситуацию, когда ру­ководители ставят задачи своим работникам или в совмест­ном обсуждении решают, какие потребности, проявившие себяв процессе решения поставленных задач, необходимо удов­летворить, насколько качественен полученный результат. Та­кие повседневные контакты предоставляют огромные возмож­ности для обучения и тренинга (понимаемым как оттачивание профессионального мастерства). С точки зрения управления результативностью важно, осознавая серьезность и значи­мость подобных действий, реализовывать их именно повсе­дневно.

Другими словами, данная методика непрерывной оценки результатов труда направлена на обучение всего персонала


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 337

организации (руководителей, рабочих групп и отдельных работ­ников) осознанно извлекать уроки из опыта и моделировать более эффективное решение задач в будущем.

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Методика предусматривает 4 обязательных этапа, причем только один из них может иметь четкую привязанность к кален­дарному графику — это ежегодная интегральная оценка резуль­татов труда, проводимая либо в конце отчетного, либо (в связи с загруженностью конца года) в начале нового календарного года. Остальные 3 этапа можно назвать «сквозными», так как они реализуются постоянно в течение года.

Первый этап: соглашение о результате.

Второй этап (сквозной): совместное планирование ожида­емых от работника результатов труда и индивидуального про­фессионального развития.

Третий этап (сквозной): непрерывная оценка результатов труда в течение года.

Четвертый этап: ежегодная итоговая оценка. Начало ново­го цикла оценки.

4.1. Первый этап: соглашение о результате

4.1.1. Основное условие применения данной методики — первоочередность данного этапа. Итоговое оценочное собесе­дование не может иметь места, если с работником не была проведена первичная беседа, в ходе которой формулируются задачи, определяются стандарты их выполнения и ожидаемые от работника компетенции.

4.1.2. Цель данного этапа: выработка согласованного ви­дения ситуаций, связанных с выполняемыми работниками за­дачами, достигнутыми и ожидаемыми результатами, потребно­стями в обучении, организационными ценностями. Согласова­ние представлений и ожиданий конкретного работника и его непосредственного руководителя является основным способом реализации управления результативностью. Согласованное понимание рассматривается в качестве основы для получения качественных результатов, профессионального и личностного развития персонала, развития организации в целом.

Примечание: в случае, если со вновь поступившим на ра­боту либо переведенным на новую должность сотрудником


338


Часть 2. Инструменты менеджера...


подобную беседу провел вышестоящий руководитель, линей­ный руководитель не должен избегать проведения этой бесе­ды, так как речь здесь идет о сопоставлении глубоко личност­ных образов и представлений о поставленных задачах и ожида­емых результатах, в ходе которого необходимо достичь согласованного понимания между конкретными людьми.

4.1.3. Характер беседы: на данном этапе все индивидуаль­ные собеседования носят неформальный характер. Беседа должна быть построена таким образом, чтобы повысить моти­вацию работника, его готовность включиться в трудовую дея­тельность. Целью данного собеседования является прояснение взаимных обязательств по согласованному выполнению уже существующих базовых документов: планов работы, должност­ных инструкций, стандартов качества, требований к компетен­тности (моделей специалистов) и др.

4.1.4. Базовые документы. Другим обязательным условием проведения данного этапа является наличие описания функцио­нальных обязанностей, с указанием требуемых результативных характеристик, другими словами, документа (или пакета доку­ментов), содержащего следующие пункты:

 

a) цели и задачи деятельности с указанием ожидаемых результатов труда;

b) стандарты качества;

c) показатели измерения качества ожидаемого результата (если стандарт не содержит указания на него);

d) подотчетность;

e) требования к профессиональной компетентности — уме­ния и навыки, предъявляемые к работнику занимаемой им дол­жностью в данной производственной ситуации (общая, пове­денческая и техническая компетентность работника);

f) основные организационные ценности или организацион­ные требования (специфика взаимодействия с клиентами, парт­нерами и коллегами, коммерческие тайны, внутренний распо­рядок, обязательства работника по непрерывному повышению своей квалификации, проблемы социальной защиты работни­ка, условия труда и охрана труда и др.).

Примечание: на практике во многих российских организа­циях не существует одного или даже нескольких документов, охватывающих все эти вопросы. Для начала целесообразно ра­ботать с уже имеющимися документами, такими, как устав орга­низации, положение о подразделении, должностные инструкции,


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 339

планы работ, производственные нормативы, трудовой договор (там, где он есть), правила внутреннего распорядка и др. При­оритетом в развитии управления человеческими ресурсами орга­низации должна стать разработка единого документа, отражаю­щего представленную выше информацию в полном объеме.

Следует подчеркнуть, что любые изменения в должностных обязанностях, задачах, функциях, полномочиях конкретного работника должны быть немедленно отражены и в соответству­ющих описаниях функциональных обязанностей. Описания фун­кциональных обязанностей — один из основных инструментов процесса управления результативностью и поэтому рассмат­риваются как рабочие документы обсуждения, от которых за­висит качество последующей оценки индивидуальной резуль­тативности работника.

4.1.5. Для справки приводятся основные требования к опи­санию функциональных обязанностей и показателей качества ожидаемого результата.

Описание функциональных обязанностей (речь идет о со­здании должностной инструкции) должно отвечать следующим общим требованиям:

A. Ясность. Описание должно отражать основную цель и комплекс решаемых профессиональных задач и принимаемых обязанностей в ясной для исполнителей форме.

B. Определенность. В описании употребляются наиболее активизирующие будущего работника слова, позволяющие наи­более полно и однозначно представить области профессиональ­ной деятельности, осуществляемые в рамках данной должности, степень сложности, требуемые умения и навыки (компетенции), степень ответственности работника, его права и вверенные ему ресурсы.

C. Краткость. Благодаря краткости достигается точность формулировки цели и основных задач.

D. Доступность для перепроверки. Поскольку описание фун­кциональных обязанностей играет чрезвычайно большую роль как во включении работника в работу организации, так и в даль­нейшей мотивации его труда, а также при оценке результатив­ности работы персонала, данный принцип имеет решающее значение. Ведь от того, насколько точно конкретный работник понял то, каких результатов от него ожидают, зависит резуль­тативность его деятельности и удовлетворенность от получен­ных результатов. При описании функциональных обязанностей


340


Часть 2. Инструменты менеджера...


важным является проверка того, поймет ли новый работник суть работы, если прочтет ее описание.

Показатели оценки результатов труда, с тем чтобы быть эффективными, должны отвечать следующим требованиям:

a) относиться к действительно полученным результатам, а не к затраченным усилиям;

b) лежать в сфере полномочий исполнителя;

c) быть объективными и поддающимися наблюдению;

d) подлежать измерению;

e) широко применяться и подлежать адаптации для приме­нения в новых ситуациях.

4.1.6. Еще о документах.

В случае, если индивидуальная беседа для достижения со­глашения о результате проводится не с вновь принятым работ­ником, а с сотрудником, уже проработавшим какое-то время в данной организации, основным рабочим документом, подлежа­щим совместному обсуждению, является Индивидуальный план повышения результативности и профессионального развития (см. ниже), составленный по итогам работы за предыдущий год. Данный документ — основа для разработки нового соглашения с работником об ожидаемом результате на текущий период времени.

4.1.7. Особые замечания. Данные комментарии выделены в особые в связи с тем, что их чаще всего игнорируют руково­дители при проведении обычных, так называемых установоч­ных бесед с работниками.

Важно подчеркнуть, что при согласовании задач и порядка оценки результатов деятельности необходимо также обсудить специфику ожидаемого профессионального поведения, дела­ющего возможным принятие эффективных и качественных ре­шений. С этой точки зрения целесообразно получить ответы на следующие вопросы:

1) Что следует делать, чтобы обеспечить получение каче­ственных результатов работы?

2) Что может повысить качество требуемого результата (ситуационные и факторы)?

3) Какие именно индивидуальные факторы (знания, уме­ния, навыки (компетенции), отношение, стиль поведения) мо­гут способствовать более эффективному выполнению задачи?

Основной целью подобной работы является повышение осознанности работником способов реализации поставленных


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 341

задач, поведенческих моделей (паттернов), делающих возмож­ным получение ожидаемого результата, что повышает справед­ливость и обоснованность последующей оценки работника, его профессиональной компетентности.

При этом необходимо отметить важность описания идеаль­ной ситуации, способствующей моделированию максимально благоприятных обстоятельств и возможностей для получения наилучшего результата.

На данном этапе взаимодействия работника и его непо­средственного руководителя психологически важным является понимание нескольких моментов:

1) любые обсуждаемые вопросы оказывают то или иное психологическое воздействие;

2) используемые языковые средства моделируют реаль­ность, а значит, полезнее обсуждать имеющиеся ресурсы, а не дефицит;

3) в любой ситуации имеются ресурсы;

4) люди приобретают большую уверенность в своих силах, когда при обсуждении будущего (неизвестного) имеется воз­можность обсудить и уже имеющийся у них положительный опыт решения в прошлом (известное);

5) важно ценить разницу в человеческом восприятии и оценке ситуации.

4.1.8. Ответственность участников.

Непосредственный руководитель отвечает за проведение индивидуальной беседы с каждым из своих подчиненных и до­стижение согласованных результатов.

Вышестоящее руководство отвечает за соблюдение пра­вовых и этических норм при проведении первого этапа. Работ­нику не может быть вменено в обязанности под видом требуе­мых компетенций то, что не требуется от него для эффективно­го замещения его должности.

4.2. Второй этап (сквозной): совместное планирование

ожидаемых от работника результатов и индивидуального

профессионального развития

4.2.1. Цели и задачи этапа.

Основная цель совместного обсуждения индивидуальных планов — повышение эффективности работы организации бла­годаря развитию самоконтроля работников над результатами


342


Часть 2. Инструменты менеджера...


труда и постоянного совершенствования профессиональной компетентности персонала в ситуации изменчивого организа­ционного контекста.

Задачами составления подобных планов являются:

1) оптимизация способов решения профессиональных за­дач (поведенческих паттернов);

2) мотивация персонала организации к профессионально­му росту, стремлению расширить сферу своих полномочий и ответственности.

4.2.2. Содержание работы состоит в составлении, в ходе индивидуального собеседования работника с его непосред­ственным руководителем, Индивидуального плана повышения результативности и профессионального развития (форма № 9). Работа с индивидуальным планом на этом этапе актуализирует потенциальные возможности персонала.

В ходе собеседований по индивидуальному плану обсуж­дается ряд моментов:

1) задачи, условия реализации задач и предполагаемые результаты в течение года;

2) план действий, условия реализации плана действий и предполагаемые результаты;

3) наличие необходимых для успешной реализации задач технических и поведенческих компетенций;

4) необходимость и возможность дальнейшего профессио­нального развития с целью получения более высоких результа­тов работы;

5) планирование развития профессиональной компетент­ности работника, условий повышения его профессиональной квалификации, предполагаемых результатов обучения.

План подписывают работник и его непосредственный ру­ководитель. Оригинал плана хранится у непосредственного руководителя, копия остается у конкретного работника.

4.2.3. Время и условия проведения.

Новый план на год составляется в ходе ежегодного итого­вого индивидуального собеседования работника с непосред­ственным руководителем.

Составление такого индивидуального плана может быть так­же приурочено (по усмотрению администрации) к началу вне­дрения системы непрерывной оценки результатов труда и осу­ществляться в ходе первого этапа — соглашения о результате.

Индивидуальные рабочие планы являются рабочими доку­ментами, в которых должны гибко отражаться происходящие


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 343

изменения ситуации: новые требования к организации и соот­ветствующие организационные изменения. Поэтому индивиду­альный план должен корректироваться и обновляться в тече­ние года в ходе индивидуальных собеседований в рамках не­прерывной оценки результатов труда.

4.2.4. Характер беседы.

Характер беседы руководителя с подчиненным зависит от этапа, на котором происходит совместное составление или об­новление индивидуального плана.

В ходе ежегодной интегральной оценки индивидуальной ре­зультативности по итогам работы за год составление плана, его сравнение с прошлогодним и производимая на этой основе оценка проводятся на строго формализованной основе. Контролируется исполнение согласованных ранее планов, достижение запланиро­ванных результатов, эффективность проведенного обучения.

Индивидуальные собеседования в рамках непрерывной оценки носят неформализованный (свободно реализуемый) ха­рактер. Индивидуальный план является одним из рабочих доку­ментов проведения такого диалога. В него могут вноситься кор­рективы.

4.3. Третий этап (сквозной): непрерывная оценка результатов труда в течение года

4.3.1. Цель этапа — отслеживая получаемые в течение года результаты профессиональной деятельности, повысить ее эф­фективность путем самоконтроля и вовлеченности работников в процесс планирования ожидаемых результатов и оценки их достижений; развивать недостающие и оптимально использо­вать имеющиеся компетенции работников.

Как видно из формулировки цели, содержание этапа имеет две стороны: промежуточную неформализованную оценку ре­зультатов (с целью контроля и мотивации) и оценку профессио­нальной компетентности (с целью достижения более качествен­ных результатов).

4.3.2. Содержание этапа.

Непрерывная оценка производится также (как и первичная беседа, и итоговая оценка) в ходе индивидуальных собеседо­ваний работника и его непосредственного руководителя.

В основе этих собеседований лежит сопоставление показа­телей индивидуальной результативности работника в течение определенного периода времени и показателей уровня развития


344


Часть 2. Инструменты менеджера...


у него компетенций, необходимых для выполнения данных задач. Как у руководителя, так и у самого работника есть свои представ­ления и свои способы оценки этих показателей. Важным является достижение определенного уровня согласия в этих вопросах как со стороны руководителя, так и со стороны работника. Для этого необходимо предпринять ряд мер:

1) обсудить, что уже сделано работником и какие результа­ты получены;

2) выявить и обсудить ситуации и действия сторон, кото­рые помогли решить задачи максимально эффективно;

3) выявить, что не удалось сделать (какие именно задачи не были выполнены или что в полученных результатах не соот­ветствует ожидаемым и согласованным ранее результатам);

4) установить причины невыполнения ранних договоренно­стей, особенно обратив внимание на изменения в обстоятель­ствах, при которых пришлось выполнять задачи; на проявившие себя новые потребности и ситуации, требующие немедленного решения (срочные дела); на специфику поведения работника или его руководителя, осложнившую выполнение задач;

5) внести необходимые изменения в задачи и рабочие пла­ны в соответствии с изменившимися обстоятельствами;

6) согласовать действия, которые необходимо предпринять работнику или его руководителю с целью повышения результа­тивности.

Рекомендуется проводить оценку компетенций работника именно на этом этапе управления результативностью. Данная рекомендация связана с тем, что в процессе реализации ра­ботником основных задач деятельности в полном объеме про­является его профессиональная компетентность, понимаемая как практическое умение в действии. Непосредственный руко­водитель в неформальном взаимодействии имеет возможность обсудить эффективность стиля поведения работника и реали­зуемого им способа решения поставленных задач.

Методы оценки профессиональной компетентности выби­раются руководством в зависимости от современных требова­ний и политики управления человеческими ресурсами в конк­ретной организации. Однако если речь идет об оценке компе­тенций, требующихся для выполнения конкретных задач организации, необходима разработка профессионально-квали­фикационных моделей специалистов, без которых невозможно создать систему обоснованных и согласованных критериев оценки компетенций.


Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 345

В результате проведения оценки компетенций может сло­житься одна из трех ситуаций:

1) работник полностью обладает теми компетенциями, ко­торые ему необходимы;

2) работник не обладает в должной мере необходимыми компетенциями;

3) работник обладает и такими компетенциями, которые не могут быть реализованы в рамках задач данной должности.

В качестве рабочего документа, в котором фиксируются мероприятия по развитию или использованию тех или иных компетенций, используется индивидуальный план повышения результативности и профессионального развития.

В зависимости от оценки руководителем профессиональной компетентности работника, а также его мотивации, руководитель может использовать разные стили руководства (рис. 11.14).

Работник может обладать высокой компетенцией, но недо­статочной мотивацией, или наоборот — недостаточной компетен­цией при мотивации очень высокого уровня. Кроме того, уровень обеих переменных у него может быть либо высоким, либо низким.

В соответствии с комбинацией этих двух переменных у каждого из работников, руководитель подбирает разные стили

Управление профессиональной

компетентностью

 

Рис. 11.14

(матрица компетентность / желание)


346


Часть 2. Инструменты менеджера...


взаимодействия от более контролирующего (инструктирование, направление) к более поддерживающему (стимулирование) (рис. 11.15).

Более контролирующее поведение руководителя необходи­мо при низкой компетенции работника, в то время как при его высокой компетентности при решении конкретной задачи по­требность в директивном поведении руководителя невелика.

Поддерживающее поведение руководителя важно при низ­кой мотивации или слабой уверенности работника в себе и не имеет решающего значения при большой уверенности работ­ника в себе или обязательности.

Таким образом, стиль взаимодействия подбирается, исхо­дя из степени готовности работника к выполнению каждого конкретного задания. В зависимости от поставленной задачи и того, как конкретные работники проявляют себя при ее реше­нии, используются разные подходы к работнику.

Оценка результативности на этом этапе происходит как промежуточная, с единственной целью — помочь работнику


 

Какой стиль

Взаимодействия

• Инструктирование

Выбрать?

• Стимулирование

Направление

Делегирование


Как действовать?

Четко сформулируйте задачу

Продумайте с работником видение его успеха

Совершенствуйте его профессиональные навыки - структурируйте задачи для «быстрых побед»

Занимайтесь наставничеством - часто предоставляйте обратную связь; хвалите и обучайте

Осуществляйте жесткий контроль, устанавливая четкие вправила игры» и сроки

Изначально уделяйте достаточно времени профессиональной подготовке

И наставничеству

Создайте условия, при которых работник не будет бояться совершить ошибку

Выявите причину отсутствия должной мотивации

Мотивируйте работника

Отслеживайте его действия







Date: 2016-05-25; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.101 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию