Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты всесторонней диагностики
Глава 9. Пульт самоменеджмента 255 Окончание табл. 8
Всесторонне проанализировав свои потребности в профессиональном и личностном самосовершенствовании, примите окончательное решение о дальнейшем плане действий и составьте индивидуальный план профессионального и личностного развития (табл. 9). Выпишите основные потребности в профессиональном и личностном развитии (столбец «С» табл. 8) в столбец «Мои потребности» табл. 9. Познакомьтесь с предлагаемыми упражнениями и техниками и выберите те, которые, как вы сами считаете, больше всего подходят лично вам. При этом важно помнить следующее127: Всегда помните — в глубь вас может идти только то, чем вы наслаждаетесь. Наслаждение просто означает, что это вам подходит. Его ритм совпадает с вами, между вами и методом есть тонкая гармония. Раз вы наслаждаетесь методом— не сдерживайте себя, входите в него настолько, насколько сможете. Вы можете это делать раз или, если возможно, дважды вдень. Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете этим наслаждаться. 127 Ошо. Оранжевая книга. Медитационные техники. М., 1999. С. 6. 256 Часть 2. Инструменты менеджера... Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла: тогда его работа закончена. Ищите другой метод. Ни один метод не сможет довести вас до самого конца. Определитесь по времени. Сколько времени и как часто вы готовы посвящать работе над своим профессиональным и личностным развитием? Таблица 9 Мой план профессионального и личностного развития
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ...солнце восходит не снаружи, а изнутри, и когда свет появляется внутри, вся жизнь становится свечением, каждый поступок приобретает красоту, грацию, цельность, огромную силу. Каждое мгновение становится настолько глубоким и значительным, что начинает хранить в себе вечность. Все, что необходимо с вашей стороны, — быть уязвимым, быть восприимчивым, быть открытым... Ошо СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ Искусство самонаблюдения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях. Глава 9. Пульт самоменеджмента 257 Сделайте эти «мысленные фотографии» без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное самоистязание). Просто наблюдайте! Просто смотрите! Выдох Если вы чувствуете, что вы в неважном настроении и не расположены работать, перед тем как приступить к работе, в течение пяти минут делайте глубокие выдохи. Почувствуйте, как с каждым выдохом вы изгоняете плохое настроение, — и вы будете удивлены тем, что за пять минут вы вдруг вернетесь к нормальному настроению, а плохое исчезнет, тьмы больше не будет. Медитируйте на свет! Чем больше вы медитируете на свет, тем больше вы будете удивлены тому, что нечто внутреннее начинает открываться, как если бы бутон раскрывался и становился цветком. Медитация на свет — одна из самых древних. Во все века, во всех странах, во всех религиях ей придается особое значение, потому что, когда вы медитируете на свет, нечто внутри вас, что оставалось бутоном, начинает раскрывать свои лепестки. Сама медитация на свет создает пространство для раскрытия. Итак, когда у вас будет время, закройте глаза и визуализируйте свет, настройтесь на него. Просто не игнорируйте его. Вы многого достигнете в ладу со светом, будь то восход солнца или просто свеча в комнате. Расслабление Когда у вас найдется время, в течение нескольких минут расслабьте дыхательную систему, и ничего больше. Нет нужды расслаблять все тело. Вы можете сидеть на траве, в трамвае, самолете или машине... никто не поймет, что вы чем-то занимаетесь. Просто расслабьте дыхательную систему. Пусть она функционирует естественно. Потом закройте глаза и следите за вдохом и выдохом. Не концентрируйтесь. Вы просто расслабляетесь и следите за дыханием. В наблюдении ничего не исключается. Мотор урчит — хорошо, примите это. Шумит уличное движение — хорошо, это часть жизни. Сосед посапывает рядом — примите это. Ничего не отвергается. 258 Часть 2. Инструменты менеджера... Стоп!!! Начинайте практиковать один очень простой метод по крайней мере шесть раз в день. Каждый раз для этого нужно всего полминуты, так что это составит три минуты в день. Это самая короткая медитация в мире! Но вы должны делать ее внезапно — в этом суть. Идя по улице — вдруг вспоминаете. Остановитесь, остановитесь полностью, никаких движений. Будьте присутствующим в течение полминуты. Какова бы ни была ситуация, остановитесь полностью и просто будьте свидетелем тому, что происходит. Ответьте себе на вопросы: • Что вы сейчас видите? • Что вы сейчас слышите? • Что вы сейчас чувствуете? • О чем вы сейчас думаете? • Как вы дышите? Потом снова начинайте двигаться. Шесть раз в день. Можно делать больше, но не меньше — вы больше откроетесь. Это нужно делать внезапно. Если вы внезапно становитесь присутствующим, вся энергия изменяется. Осознаете это не только вы. Вскоре вы почувствуете, что и другие осознали ваше энергию: нечто произошло, в вас входит нечто неведомое. Я — это я Запишите текст следующего упражнения на магнитофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию, и используйте его, когда будете готовы. Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя. «У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное „Я". Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не „Я". У меня есть тело, но я — это не мое тело. У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим „Я", радуюсь или горюю, спокоен или Глава 9. Пульт самоменеджмента 259 взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать мои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое „Я". У меня есть эмоций, но я — это не мои эмоции. У меня есть ум, но я — это не мой ум. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое „Я". У меня есть ум, но я — это не мой ум. Я — центр Воли, способный владеть и управлять моим умом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами. Во мне содержится все и вся! Во мне заключена вся Вселенная, и все, что в ней есть, живет во мне. Все существование — это Я. Я — вневременная и внепространственная вечность. И пока я покоюсь в себе, моя вечная сущность наполняет все пространство и все, что в нем существует. Я — ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, Я ЖИЗНЬ, Я — ЭТО Я! Выходя из моего небесного Я и облачаясь в одежды моего личного эго, Я несу с собой сознание того, кто Я есть. Я несу в своем сердце осознанное мной Божественное Я. Отныне Божественное Я будет действовать через меня, и я буду во всем покорным ему». Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию. ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Станьте космонавтом внутреннего космоса Расслабившись, иногда вы вдруг начинаете ощущать, будто гравитация исчезла, что теперь ничего не держит вас снизу, что теперь вы можете решить, летать или нет. Что теперь вы решаете. И если вы захотите взлететь, все небо — ваше. Но когда вы открываете глаза, внезапно появляются тело, земля, 260 Часть 2. Инструменты менеджера... сила притяжения. Когда вы медитировали с закрытыми глазами, вы забыли от этом, вы ушли в другое пространство, пространство грациозности. Наслаждайтесь им, позвольте ему быть, потому что, если вы думаете, что это ваше безумие, вы остановите его. Наслаждайтесь этим как сном, в котором вы летаете. Закройте глаза. В медитации идите куда хотите, растите все выше и выше в небо, и многие вещи вскоре станут доступны вам. Это величайшее приключение, большее, чем погулять по Луне. Стать космонавтом своего внутреннего пространства есть величайшее приключение. Уровень Счастья — 1 Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Каков ваш Уровень Счастья сейчас? Как обычно, 100%? Если да, примите мои поздравления! Если нет, постарайтесь с помощью самонаблюдения понять, что мешает вам насладиться обычным 100%-м Уровнем Счастья. Вы тревожитесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы сравниваете себя с кем-то? Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел? Вы хотите отмстить кому-то? Вы чувствуете, что «все бесполезно, все безнадежно»? Если вы ответили утвердительно на какие-то из этих вопросов, попробуйте «противоядие», позволяющее довести Уровень Счастья до нормы. Вспоминается история о двух людях, которым показали полстакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те «обманутые» люди, чьи чаши всегда наполовину пусты. Стоит ли изнурять себя погоней за счастьем? В этом случае вы уподобляетесь рыбе, которая страдает от жажды в океане. Вы родились в нем, вы его часть, вы живете в нем, вы его проявление, и вы исчезнете в нем. Вы в точности Глава 9. Пульт самоменеджмента 261 как волна океана. Но рыба страдает от жажды в океане, потому что она представляет себе другой океан, другую жизнь, другое время, другое пространство... Уровень Счастья — 2 Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, ваше здоровье, здоровье членов вашей семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир... Исследование ценностей Запишите последующие инструкции на магнитофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию, и используйте их при проведении упражнений. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте себе лес, в котором много животных. Некоторые вам известны и знакомы, а некоторые совершенно незнакомы, вы даже и не подозревали об их существовании. Они проходят мимо вас. Обратите внимание, кто из них на вас смотрит, кто из них привлекает ваше внимание? Подумайте почему? Что есть в этом животном, что вам нравится? Запишите не менее трех качеств. Как эти качества относятся к вам? Почему для вас важно обладание этими качествами? Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте себе лес, в котором растут разные деревья. Посмотрите на них! Они такие разные! К какому дереву вам хочется подойти? Подойдите к выбранному вами дереву, коснитесь его, обнимите его, почувствуйте свое дерево. Пусть и дерево почувствует вас. Что роднит вас с этим деревом? Запишите не менее трех качеств. Почему для вас так важно обладание этими качествами? Запишите хотя бы три причины. Какие важные для вас ценности вам удалось обнаружить?» 262 Часть 2. Инструменты менеджера... Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию. ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ Мудрый старец Запишите текст упражнения на магнитофон и воспроизведите его, когда будете готовы к выполнению данного упражнения. Упражнение можно проделывать под спокойную тихую музыку. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Вообразите, что вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором сейчас никто не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер. Вы идете по этому дому так, как будто путешествуете по своему внутреннему миру. На одной стене вы можете видеть образы и картины, представляющие все то, что вы любите в жизни и чему от всей души говорите „да". Вы слышите особые звуки... На другой стене вы видите картины, изображающие все то, что вам не нравится, и вы испытываете соответствующие чувства, говоря всему этому „нет". Вы идете по коридору и продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это портреты людей из вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас связывают определенные отношения в настоящем, или тех, с кем вы хотели бы общаться в будущем. Продолжая идти дальше, вы можете увидеть стену с картинами, изображающими все, о чем вы мечтаете, на что надеетесь... Ваши мечты и надежды... Вы можете услышать музыку... Эмоциональную мелодию вашей жизни... Символы всего важного, что вам удалось понять в вашей жизни. Вы идете еще дальше и глубже и видите зеркала на обеих стенах коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающих друг друга образов, и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количестве мест. Глава 9. Пульт самоменеджмента 263 Вы размышляете над одним образом, потом над другим, над третьим... Вы понимаете, что у вас есть все данные, все ресурсы, которые могут вам понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществить надежды, которые важны для вас. Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням. Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил. Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите. Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы взглядом блуждаете по заголовкам книг, и вдруг одна книга задерживает ваш взгляд. Вам хочется подойти и взять ее в руки. Вы медленно открываете эту книгу и вдруг понимаете, что это книга о вашей жизни, где вам знакомы разные страницы вашего пути... Вы поворачиваете голову и замечаете, что в комнате сидит старец, убеленный сединой. Вы понимаете, что этот человек может дать ответ на любой ваш вопрос. Вы медленно, с почтением подходите к нему... Сейчас у вас есть возможность подумать, какой вопрос вы хотели бы задать этому старому мудрому человеку... Вы задаете вопрос и ждете ответ... В этом ответе есть что-то важное и особенное именно для вас... И сейчас у вас есть возможность задать еще один вопрос... И еще получить ответ... Внутренне сказать „спасибо"... И может быть, кому-то захочется спросить: „В чем мое предназначение? В чем смысл моей жизни? Что важно мне успеть? Кем важно стать? Что самое ценное для меня?" Ответ может быть разным... Это может быть слово, пожелание, послание, символ, образ... Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице. Не спешите, дайте себе время вобрать в себя всю мудрость, силу и веру в свое предназначение. Это ваша сила. А теперь медленно начинайте возвращаться в настоящее время и в вашу комнату». 264 Часть 2. Инструменты менеджера... Рисунок Когда вы закончите упражнение, выберите такие цветные карандаши, которые наиболее точно соответствуют вашему настроению, и разрешите своей руке двигаться по бумаге так, как ей хочется. Продолжайте рисовать до тех пор, пока вы не закончите свой рисунок. Когда вам начинает казаться, что вы закончили рисунок, посмотрите на него. Может быть, вам хочется еще что-то добавить или изменить? Дайте название этому рисунку. Какие чувства приходят к вам, когда вы на него смотрите? Запишите все, что пришло к вам во время путешествия по дому и при встрече с мудрым старцем, а также в процессе рисования. Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию. СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Заброшенный сад Запишите данный текст на магнитофон на фоне спокойной, приятной музыки и воспроизведите его, когда будете готовы. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, что вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом. В ней находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, Глава 9. Пульт самоменеджмента 265 окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали... Что изменилось? Что вам хотелось бы продолжить делать? Почему это так важно для вас? Каким вам видится этот сад некоторое время спустя?» Откройте глаза и запишите свои ответы на вопросы: • Что вы сейчас видите? • Что вы сейчас слышите? • Что вы сейчас чувствуете? Логические уровни «Прогулка к мечте» — 1 Подготовьте 6 листков бумаги. На каждом напишите по одному слову: «Окружение», «Поведение», «Способности», «Ценности/убеждения», «Личностное своеобразие / идентичность», «Миссия». Положите листки на полу в одну линию, на шаг друг от друга. Важно положить их строго по порядку, начиная с «окружения». Подумайте о своей жизни, как о ничем не ограничиваемой мечте.
Логические уровни «Прогулка к мечте»
266 Часть 2. Инструменты менеджера... Есть ли что-то, что вам хотелось бы воплотить в свою жизнь? Что имеет отношение к достижению вашей цели? Предлагаем вам совершить путешествие по этой логической цепочке. Советуем переходить на следующий уровень осознания только тогда, когда у вас появится ощущение, что вы сделали все на предыдущем. По возможности используйте личные предложения. Лучше начинать свои размышления так: «У меня есть...», «Я думаю...», «Я считаю...» и т. д. Может оказаться так, что начнут появляться не слова, а образы. Примите всю информацию в том виде, в каком она поступает к вам. Глубоко подышите. Встаньте на первый листок — «Окружение» — спиной ко всем другим уровням выложенной цепочки. Представьте себе все то и всех тех, что и кто будет вас окружать, когда вы начнете движение к вашей цели. Определите значимые для достижения вашей цели контексты. Посмотрите вокруг. Как выглядит мир вокруг вас? Каковы внешние аспекты ситуации? Как вашу цель воспринимают другие? Ответьте на следующие вопросы: • Что вы видите? • Что вы слышите? • Что вы чувствуете? • Что все это для вас означает? • Что вы говорите самому себе? Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, в которой и присутствует ваш потенциал, и переходите на следующий уровень. Ваш потенциал или ресурс может быть представлен любым способом: это может быть зрительный образ, ощущение (включая и вкусовое), чувство или мысль. Глубоко подышите. Встаньте на второй листок — «Поведение». Подумайте о том, что вы будете делать, чтобы достичь своей цели. Ответьте на следующие вопросы: • Как вы будете вести себя в значимом для вас окружении? • Что вы видите, что вы делаете, чтобы достичь своей цели? • Что вы слышите, когда начинаете действовать? Глава 9. Пульт самоменеджмента 267 • Что вы чувствуете, когда действуете так? • Что все это для вас означает? Подумайте, может быть, вы хотели бы что-то поменять в своем поведении? А может быть, вас все устраивает? Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке ваш потенциал — всю свою осознанность, накопленную на первом и втором уровнях, и переходите на следующий уровень. Ваш потенциал или ресурс может быть представлен любым способом: это может быть зрительный образ, ощущение (включая и вкусовое), чувство или мысль. Глубоко подышите. Встаньте на третий листок — «Способности». • Какие способности помогают вам достичь вашу цель? • Какие способности помогают вам действовать эффективно? • Что вы видите, когда думаете о своих способностях? • Что вы слышите? • Что вы чувствуете? Помните, что способности у человека есть всегда. Если вы испытываете затруднения в их определении, то вспомните, что вы делаете особенно хорошо. В этой области и «лежат» ваши способности, просто их нужно обозначить. Может быть, вам легче вспомнить, что вы раньше умели делать хорошо? Не забудьте при этом, что многие из нас неплохо готовят, мастерят, а может быть, у вас есть какое-то хобби? Или вы в чем-то очень хорошо разбираетесь? Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на трех пройденных уровнях, — ваш потенциал, и переходите на следующий уровень. Обратите внимание на то, как меняется ваш потенциал или ресурс, представленный любым способом: зрительным образом, ощущением, чувством или мыслью. Глубоко подышите. Встаньте на четвертый листок— «Ценности / убеждения». Подумайте, почему это так важно для вас — оказаться в новой ситуации. 268 Часть 2. Инструменты менеджера... Почему это так важно— проявить ваши способности... и достичь своей цели? Ответьте на следующие вопросы: • Какие ценности и убеждения поддерживают ваши действия в новом для вас окружении (контексте)? • Каковы эти ценности? • Что для вас важно? • Какие убеждения поддерживают вас? • Что вы видите, слышите, чувствуете? • Почему это так важно для вас, проявив свои способности и умения действовать, — достичь этой цели? Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на пройденных четырех уровнях, весь ваш потенциал, и переходите на следующий уровень. Глубоко подышите. Встаньте на пятый листок — «Личностное своеобразие / Идентичность». Подумайте о вашей уникальности, единственности и неповторимости в этом мире: • Кто вы, достигший той цели, которая так важна для вас? • (Представьте как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель). • Что вы видите, слышите и чувствуете, когда думаете о своем личностном своеобразии? • Кто вы, хранящий такие важные ценности и убеждения и достигший своей цели? • Кто вы для тех людей, которые вас окружают? • Что вы видите, слышите и чувствуете? Может быть, вам легче работать с образами и чувствами на этом уровне, минуя логику и размышления? Просто посмотрите, как выглядит ваше личностное своеобразие. Закройте глаза. Глубоко подышите. Дотроньтесь до своей груди и попросите свою интуицию показать вам, какова ваша особенность. • Что вы видите? • Какого он цвета? • Если бы он имела форму, то какую (квадратную, круглую, прямоугольную и т. д.)? • Что вы слышите, когда смотрите на этот образ? • Ваше своеобразие как-нибудь звучит? • Что вы чувствуете, когда видите и слышите этот образ? Глава 9. Пульт самоменеджмента 269 Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на пройденных пяти уровнях и содержащую весь ваш потенциал, и переходите на следующий уровень. Глубоко подышите. Встаньте на шестой листок — «Миссия». Вы находитесь на уровне вашей «Миссии», или жизненного предназначения. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели. Закройте глаза. Подышите и спокойно подождите, пока появится образ-символ вашей миссии. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной, частью чего-то большего, чем вы сами. Помогите себе, отвечая на вопросы: • Что только вы можете сделать или понять? В чем состоит ваша миссия как части Вселенной? • Почему для Вселенной так важно, чтобы вы смогли достичь своей цели? • Что вы видите, слышите, чувствуете, когда думаете о своем предназначении? » Как звучит ваша миссия? • Что все это для вас означает? Обычно общение с образом своей миссии вызывает очень сильные чувства. Это вполне естественно. Если вы увидели образ своей миссии, проживите это состояние, рассмотрите все детали, осознайте свои чувства. Логические уровни «Прогулка к мечте» — 2 Теперь, когда вы знаете о своем предназначении и своей роли в жизни Вселенной, мы предлагаем вам согласовать образ вашей миссии и ваши личностные особенности, ценности и убеждения, способности, поведение, ваше окружение. Подумайте, соответствуют ли теперь ваши • личностные особенности, • ценности и убеждения, • способности, • поведение, • окружение вашей миссии? 270 Часть 2. Инструменты менеджера... Продолжая осознавать свою миссию, жизненное предназначение, сделайте шаг назад на предыдущую ступень. Наступите на соответствующий листок и посмотрите вперед на свою миссию. Она вам видна так же хорошо? Определите, нравится ли вам то, что вы теперь видите, слышите, чувствуете? Для повышения эффективности достижения вашей цели обратите внимание, какие изменения или добавления важно сделать на каждом логическом уровне? Что-нибудь изменилось? Какое «личностное своеобразие» будет более полно отвечать вашей «миссии»? Какие «ценности» и какие «убеждения» помогут вам поддержать реализацию вашей «миссии»? Если вы обнаружите, что образ миссии стал менее ярким, менее рельефным или пропал совсем, то необходимо понять, что же вызвало такую реакцию. Если это произошло на уровне «ценностей и убеждений», то важно подумать, что в ваших ценностях или убеждениях противоречит вашей миссии. Если это уровень «способностей», то стоит подумать о том, какие именно способности необходимо еще развить. Находясь на уровне «поведения» и осознавая свою миссию, подумайте, может быть, стоит что-то изменить в своем поведении, а может быть, наоборот, быть более последовательным в реализации своих действий? Теперь вы можете по-новому посмотреть и на свое окружение. Соответствует ли то, что и кто вас окружает, вашей миссии? Что необходимо изменить? А может быть, изменений не потребуется? Тогда почувствуйте себя увереннее. Полнее ощутите поддержку вашего окружения. Доверьтесь ему! Теперь у вас появился своеобразный советчик. Вы можете, сколько угодно раз и в любое время суток, оживлять на своем мысленном экране образ-символ миссии, образ вашего жизненного предназначения. Вы сможете спросить у него совета, как поступить в той или иной ситуации. Если ваше решение близко вашей жизненной задаче, то образ останется таким же ярким, как и прежде. У вас появятся приятные телесные ощущения. Глава 9. Пульт самоменеджмента 271 Если с образом начинает происходить что-то не то, значит, вам необходимо осознать причины происходящего. Подумать над тем, что нуждается в изменении и в каком. Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию. НАВЫКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Отбросьте ваши доспехи Ночью, когда вы засыпаете, отбросьте ваши одежды и, сбрасывая их, вообразите, что сбрасываете не только одежды, но и свои доспехи. Сделайте это в действительности. Сбросьте их и глубоко вдохните — а потом засыпайте, как будто вы совсем не закованы в броню, на теле ничего нет— и нет никаких ограничений. Поплавок Запишите текст данной инструкции на магнитофон на фоне приятной спокойной музыки и воспроизведите его, когда будете готовы. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Вообразите, что вы — маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели... компаса... карты... руля... весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер... океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас... но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность океана... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли соленой воды... огромную массу воды под вами, поддерживающую вас... Послушайте шум волны... крики чаек... Ощутите порывы ветра...» Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в океане? Запишите все, что пришло к вам во время выполнения этого упражнения. 272 Часть 2. Инструменты менеджера... Философский круг Все в нашей жизни происходит неслучайно. Любое событие содержит в себе дар — нечто такое, что может пойти на пользу нашей жизни и жизни окружающих нас людей. Нам нужно только сделать выбор — отыскать этот дар. Очертите мысленно на полу круг. Мы предлагаем вам передвигаться по нему по часовой стрелке. Встаньте в свой круг и вслух или про себя скажите, что произошло. Определите, что в этом для вас плохого (одна мысль). Переступите на один шаг по часовой стрелке и скажите себе, что хорошего для вас в том, что произошло (одна мысль). Следующий шаг — снова о грустном. Еще шаг— и вновь о том положительном, что принесла ситуация.
Рис. 9.5 Сложнее всего даются первые 5-7 шагов, но ведь их получится значительно больше уже в первом круге! Когда вы вернетесь в точку, с которой начали свой путь, не останавливайтесь, продолжайте движение. Кругов может получиться несколько. Когда вы почувствуете, что вам больше нечего сказать, выйдите из очерченного вами круга, отойдите от него на некоторое расстояние и посмотрите на ситуацию, оставшуюся в покинутом вами круге, со стороны. Глава 9. Пульт самоменеджмента 273 Ответьте на следующие вопросы: • Какой она вам представляется теперь? • Что вы чувствуете в данный момент? • Что вы готовы сделать? Сделайте то, на что вы готовы. (Произведите реальное действие.) После полного выполнения этого упражнения вам откроются необычайные возможности использования вашей собственной интуиции; у вас прибавятся жизненный опыт и спокойствие. Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию. СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, ИННОВАЦИЯМ Точка — экран Запишите данную инструкцию на магнитофон. Можно использовать спокойную музыку в качестве фона. Воспроизведите ее, когда будете готовы. «Вообразите перед собой большой белый экран. Представьте в центре экрана черную точку. Эта точка постепенно растет и превращается в черный квадрат, который, увеличиваясь, заполняет весь экран. Перед вами черный экран. Представьте в центре черного экрана голубую точку. Эта точка постепенно растет и превращается в голубой треугольник, который продолжает расти и постепенно заполняет весь экран. Перед вами голубой экран. В центре голубого экрана появляется желтая точка, которая растет и превращается в круг. Желтый круг продолжает расти и постепенно заполняет весь экран. Перед вами желтый экран. Представьте в центре желтого экрана красную точку. Эта точка растет и превращается в красный ромб, который, увеличиваясь, заполняет весь экран. Перед вами красный экран. В центре красного экрана появляется зеленая точка, которая растет и превращается в зеленый круг. Круг увеличивается и заполняет весь экран. Перед вами зеленый экран». 274 Часть 2. Инструменты менеджера... Было бы здорово, если... Представьте себе, что нет никаких препятствий и ограничений вашим возможностям и желаниям. Что бы вы сделали? Начните предложение со слов «Было бы здорово, если...». На пишите несколько вариантов продолжения этой фразы. Роли Представьте себя в роли какого-то другого человека — исторического, литературного, реально существующего в вашей жизни. В данном случае это не имеет значения, так как любой другой человек отличается от вас своим восприятием реальности и жизненным опытом. При этом вовсе не обязательно все знать об этом человеке, вполне достаточно иметь общее представление о нем. Представьте, что вы — это он. Попробуйте посмотреть на мир его глазами. Побудьте некоторое время им. Затем посмотрите на ту задачу, которой вы реально заняты. Как выбранный вами персонаж смог бы решить эту задачу? Как бы он понял, о чем идет речь? Составьте список идей, которые могли бы прийти в голову этому человеку. Теперь посмотрите на этот список со своей точки зрения. Подумайте, есть ли в составленном списке полезные на практике предложения? Можно ли их подправить, как-то модифицировать? На какие новые решения они вас подталкивают? Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию. УМЕНИЕ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩИХ Маяк Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись. Глава 9. Пульт самоменеджмента 275 «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова— высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе— света, который никогда не гаснет... Этот свет освещает и ваш путь, он помогает реализовать все ваши начинания... Он придает смысл и значимость вашим действиям... Он воодушевляет, поддерживает, заражает...» Мир этому человеку Когда к вам приходит кто-то, кто хочет вас увидеть, или вы просто с кем-то встречаетесь, просто успокойтесь внутри, станьте молчаливы. Когда человек входит, глубоко внутри почувствуйте мир по отношению к нему. Чувствуйте: «Мир этому человеку». Не говорите этого, чувствуйте это. Внезапно вы увидите перемену в этом человеке, как будто нечто неизвестное вошло в его существо. Он станет совершенно другим. Попробуйте это. Используйте формулы эффективного партнерского взаимодействия (рис. 1.6)! Слушать Оставайтесь пассивными — ничего не делайте, только слушайте. Это не является действием. Для того чтобы видеть, вы должны открыть глаза— хоть самое малое, но надо сделать. Для того чтобы слушать, не надо делать ничего — ваши уши всегда открыты. Вы уже слушаете. Просто ничего не делайте и слушайте. 276 Часть 2. Инструменты менеджера... Формулы эффективного партнерского взаимодействия • Я хочу поменьше говорить и побольше слушать • Я хочу побольше задавать вопросов и меньше рассуждать самому • Я хочу проявлять меньше напора и открывать для себя больше нового • На деловых встречах я хочу действовать смело, но проявляя внимание к партнеру • Я хочу внести в отношения с партнерами (коллегами и клиентами) побольше ясности
Рис. 9.6 Слушать с симпатией Когда вы сидите, просто слушайте, что происходит. Это мир, и в нем — масса шума: и уличное движение, и поезда, и самолеты. Слушайте, как вы слушаете музыку, — с симпатией. И вы внезапно увидите, что качество шума изменится. Он больше не раздражает, не тревожит. Наоборот, он становится очень ласкающим. Если слушать правильно, даже рыночная площадь становится мелодией. Так что дело не в том, что вы слушаете. Дело в том, что вы слушаете не слыша. Даже если вы слушаете что-то, что, как вам казалось, не заслуживает быть услышанным, слушайте это очень чутко, как если бы вы слушали сонату Бетховена. И вы вдруг увидите, что вы преобразуете качество этого. Оно становится прекрасным. Ваше эго исчезает. Смотреть без слов Попробуйте, хотя бы в малом, не привносить свой разум. Смотрите на цветок, просто смотрите. Не говорите «прекрасно», «уродливо». Не говорите ничего. Не привносите слова. Глава 9. Пульт само менеджмента Просто смотрите. Ваш ум почувствует неудобство, отсутствие легкости. Уму хотелось бы что-нибудь сказать. Просто скажите вашему уму. «Молчи, дай мне увидеть, я просто буду смотреть». Вначале это будет трудно, но начинайте с вещей, в которые вы не так сильно вовлечены. Трудно будет смотреть на жену (мужа), не привнося слов. Вы слишком вовлечены, слишком эмоционально привязаны. В гневе или в любви — вы слишком вовлечены. Смотрите на нейтральные вещи — камень, цветок, дерево, восходящее солнце, летящую птицу, плывущее в небе облако. Просто смотрите на вещи, в которые вы не так сильно вовлечены, от которых вы можете оставаться в стороне. Начинайте с нейтральных вещей, и только затем продвигайтесь к эмоционально насыщенным. Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию. ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА, СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЬ Золотой свет Это способ преобразования вашей энергии и направления ее к высшему. Это упражнение следует делать по меньшей мере два раза в день. Лучшее время — рано утром, как раз перед тем, как встать. Рано утром, когда вы просыпаетесь и когда просыпается вся земля, существует огромная приливная волна энергии пробуждения по всему миру— используйте этот прилив, не упустите этой возможности. В этот момент вы можете просто двигаться на волне поднимающейся энергии, это будет легче, чем в другое время. Утром вы двигаетесь по течению. Просто лежите, как вы обычно лежите в своей постели, на спине. Держите глаза закрытыми. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, 278 Часть 2. Инструменты менеджера... как будто солнце встало рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Этот золотой свет очистит ваше тело и наполнит его сози-дательностью. Это мужская энергия. Когда вы выдыхаете, представьте: темнота входит в пальцы ног, великая темная река вливается в ваши ступни, поднимается и выходит из головы. Дышите медленно и глубоко. Это женская энергия. Она вас размягчит, сделает восприимчивыми, она вас успокоит и даст вам отдых. Делайте это очень медленно, и у вас будет очень глубокое и медленное дыхание, так как вы выходите из сна, так как тело отдохнуло, оно расслаблено. Другое наилучшее время для этого упражнения — когда вы ложитесь спать, ночью. Расслабьтесь. Начинайте упражнение, когда начинаете чувствовать, что вы на грани между сном и бодрствованием, как раз посередине. Если вы заснете, делая его, это самое лучшее, так как действие будет оставаться в подсознании и будет продолжать работать. Осознание психологических состояний
Перед вашей организацией (подразделением) стоит важная задача, которую необходимо решить совместными усилиями. Используя следующие символы,
Глава 9. Пульт самоменеджмента СПОКОЙСТВИЕ ОТСТРАНЕННОСТЬ ТРЕВОГА НАПРЯЖЕНИЕ Рис. 9.7 ВКЛЮЧЕННОСТЬ Напишите внутри символов инициалы лиц, участвующих в решении задачи. Почувствуйте свое место в этом пространстве. Какие чувства и мысли возникают у вас, когда вы его обозначили? Когда вы осознали свои чувства и мысли, дайте «этому» голос. С какой фразой вы можете обратиться ко всем, кто находится в этом же пространстве, с этого места?
Используя стрелки, воссоздайте систему межличностных отношений в этом психологическом пространстве. Подумайте, кто и к кому будет обращаться и с каким посланием? Важны как явные, так и не проявленные, но имеющиеся в виду, послания. 280 Часть 2. Инструменты менеджера... Запишите фразу-обращение над стрелкой, раскрывающую суть данного взаимодействия. Посмотрите на полученную карту человеческих отношений и взаимодействий и сформулируйте общий принцип (лозунг) существования вашей организации в данное время. Запишите все, что к вам приходит, когда вы смотрите на эту карту организационных отношений, начиная со слов:
Подумайте, когда и откуда к вам придет поддержка. Как это все произойдет? Поменяйте свое место на прямо противоположное. Какие чувства и мысли возникают у вас на этом месте? Что изменилось? Обратитесь к тем, к кому вам хочется обратиться. Что вы им скажете?
Попробуйте побывать также на других местах этого психологического пространства. Осознайте свои чувства, мысли, желания. Обратитесь к другим людям с каждого из этих мест. Понаблюдайте, как меняются ваши чувства и готовность действовать из разных точек пространства. Это поможет вам лучше почувствовать других людей, понять, что лежит в основе их действий. Глава 9. Пульт самоменеджмента 281 Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент реакцию. УМЕНИЕ ОБУЧАТЬ Передача энергии Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине. Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела. Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела. Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову. Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу. Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым». Сказочная крестная мать Сядьте поудобнее. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. 282 Часть 2. Инструменты менеджера... Представьте, что вас посетила ваша сказочная крестная мать. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у нее выражение лица. Если она смотрит на вас недостаточно любящим взглядом, то это не ваша крестная! Мысленно «отпустите» ее и вообразите действительно любящего вас человека. Теперь сами станьте сказочной крестной. Скажите своему крестному сыну или дочери, как сильно вы их любите, какие они замечательные люди. Скажите им все, чем они восхищают вас. В качестве крестного сына или дочери вы можете представить себе любого человека (своего сотрудника), с которым вам приходится общаться по работе, обсуждая с ним текущие и перспективные планы работ, их реализацию и полученные результаты. Убедите их в постоянстве вашего присутствия рядом с ними, неизменности вашего принятия их и одобрения. Следуйте «Да» В течение месяца следуйте только «Да», пути, который говорит «да». «Да» — это приятие, «да» — это вера. При этом «нет» не должно подавляться. Если вы его подавляете, оно отомстит. Если вы его подавляете, оно станет более сильным и однажды взорвется и разрушит ваше «да». Просто игнорируйте ваше «нет»! Есть большая разница между подавлением и игнорированием. Вы знаете, что «нет» есть, вы отмечаете его. Вы говорите: «Да, я знаю, что ты там, но я следую „да"». Вы его не подавляете, вы с ним не боретесь, вы не говорите: «Убирайся, исчезни, я не хочу иметь с тобой ничего общего». Вы не хотите его вытолкнуть, вы не говорите с ним в гневе, вы не хотите отбросить его в основание вашей бессознательности. Нет, вы ничего с ним не делаете: вы просто отмечаете, что оно есть. Игнорирование — это великое искусство убивать «нет». Глава 9. Пульт самоменеджмента 283 Если вы с ним боретесь, вы уже стали его жертвой: «нет» вас уже победило. Вы сказали «нет» по отношению к «нет». «Нет» пробралось с черного входа. Просто игнорируйте ваше «нет»! Вы следуете «да», доброжелательно принимая все, что приходит. Просто следуйте «да», не принимая никаких решений относительно «нет». Постепенно вы заметите, как «нет» становится скудным и худым, так как оно начинает голодать. И однажды вы увидите, что его нет. А когда его больше нет, вся энергия, которая была в него вовлечена, освобождается. И эта освобожденная энергия сделает ваше «да» великим потоком. Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию. УМЕНИЕ НАЛАДИТЬ РАБОТУ В ГРУППЕ Ручей Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись. «Сядьте прямо. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, что вы поднимаетесь по горной дороге, рядом с которой протекает ручей. Когда ручей и дорога начнут расходиться, сойдите с дороги и следуйте вдоль ручья к его истоку... Это небольшой родничок прозрачной воды, выбивающийся из-под земли. Он совсем маленький. Теперь вообразите, что вы — капля этого родника, почувствуйте, как вы стекаете по склону, соединяетесь с другими каплями, становитесь ручейком, который сбегает вниз, затем сливается с другими ручейками и превращается в широкий поток. Заметьте, как замедляется ваше течение там, где склон становится пологим, и как снова ускоряется на крутых местах. 284 Часть 2. Инструменты менеджера... Что вы чувствуете, когда на вашем пути встречаются камни? Когда рыба проплывает в глубине потока? Теперь вы стали широкой-широкой рекой и медленно-медленно движетесь мимо городов, деревень... Наверху, над вами, — люди, лодки, корабли. Какие чувства это у вас вызывает? Вот вы уже вблизи океана, и частицы соленой воды смешиваются с вами. Вы вливаетесь в океан, становитесь его частью, и ваша чистая родниковая вода растворяется в его соленой воде. Вообразите, что вы — волна, которая вздымается и опадает, вздымается и опадает. Будьте той частичкой волны, которая накатывается на песок, забегает все дальше и дальше, затем застывает на мгновение и, снова шурша, отступает назад и соединяется с океаном. Вообразите себя в глубине, безмолвной, темной частью океана». Интуитивное знание Сядьте так, как вам удобно. Закройте глаза. Глубоко подышите. Представьте одного за другим всех людей в группе, с которыми вы работаете. Откройте им свой внутренний мир. Расскажите о себе что-то такое, чего они о вас до этого не знали (не менее пяти-десяти предложений). Теперь посмотрите на каждого из людей в вашей группе. Какие символические образы, относящиеся к человеку, на которого вы смотрите, у вас возникают? (Цвет, цветок, дерево, животное, инструмент, звук, архитектурное сооружение, мифологический герой, предмет.) Не нужно объяснять, оценивать или оправдывать свой выбор! Пусть образы всплывают свободно, просто сами по себе. Откройте глаза и запишите увиденные образы. Подумайте, что роднит каждого из людей с появившимся образом? Скажите каждому из них, что именно вы в нем цените. Глава 9. Пульт самоменеджмента
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Вновь закройте глаза. Представьте одного за другим всех тех же людей в группе. Скажите каждому из них: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Понаблюдайте за тем, что вы чувствуете, когда говорите это. Если вы не можете искренне сказать это кому-то из людей в группе, постарайтесь понять: 1) что именно мешает вам; 2) какие требования вы предъявляете к этому человеку; 3) при каких условиях вы могли бы сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он так себя ведет. (Например, почему он критикует вас.) В чем он нуждается? Теперь вернитесь на свое место и попробуйте искренне сказать: «Я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моему принятию тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Позитивная дезинтеграция Нарисуйте на листе бумаги символы с именами всех членов вашей группы, включая самого себя. 286 Часть 2. Инструменты менеджера...
Возьмите красный фломастер и проведите красную стрелку к тем участникам группы, к которым вы испытываете в данный момент положительные чувства. Теперь возьмите черный фломастер и проведите черную стрелку к тем участникам группы, к которым вы испытываете в данный момент негативные чувства. Подумайте и скажите каждому из «отвергнутых» то, что вызывает симпатию к ним, а каждому из «избранных» то, что в них не нравится. Старайтесь говорить о своих чувствах, избегая оценок и интерпретаций. Например: «Мне нравится, что ты всегда говоришь то, что думаешь, и я провожу к тебе черную стрелку. Меня восхищает твоя искренность, и я провожу к тебе черную стрелку. Меня раздражает, что ты ведешь себя так, будто тебе все позволено, и каждое твое слово имеет невероятно большое значение. Я провожу к тебе красную стрелку. Твое спокойствие вызывает у меня чувство неуверенности, и это тревожит меня. Я провожу к тебе красную стрелку». Глава 9. Пульт самоменеджмента Обращаясь к конкретному человеку, повторите вслух свое объяснение не менее 3-5 раз. Понаблюдайте за собой, осознайте те чувства, которые приходят к вам в этот момент. Метафорическая скульптура Сядьте так, как вам удобнее. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте одного за другим всех людей в группе (в организации), с которыми вы работаете. Каким вы видите взаимодействие людей в вашей группе (в организации)? Как распределены роли? Какие темы чаще всего обсуждаются? На что похожа ваша группа (организация)? Придайте возникающему образу форму скульптуры и нарисуйте ее. Вы можете не стремиться к «портретному» сходству, рисунок может быть абстрактным. Только поставьте внизу рисунка точку, показывающую, как нужно правильно на него смотреть. Важно, чтобы в качестве основных деталей скульптуры вы использовали людей, работающих в вашей группе (организации). Дайте название своей скульптуре. Напишите, какова роль каждого из людей в этой скульптуре.
Запишите все, что к вам приходит, когда вы смотрите на созданную вами скульптуру, начиная со слов: 288 Часть 2. Инструменты менеджера...
Подумайте, что вы хотели бы изменить в этой скульптуре. Возьмите карандаш или фломастер другого цвета и произведите необходимые изменения. Что вы сейчас чувствуете? Что вы готовы предпринять? Начните с предложения «Я готов... и я это сделаю». Что вы узнали? Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в данный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗОВАННОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ После окончания работы над своим индивидуальным планом профессионального и личностного развития предлагаем вам оценить свои достижения и наметить пути дальнейшей работы. Посмотрите на составленный вами профиль базовых компетенций руководителя (рис. 9.3). Отметьте на графике, над какими управленческими компетенциями вы работали. Отметьте на этом же графике, каков был исходный уровень выраженности этих управленческих компетенций (см. «Результат самооценки» в табл. 3). Обратите внимание только на те управленческие компетенции, над которыми вы работали. Глава 9. Пульт самоменеджмента 289
Рис. 9.3 Чтобы увидеть разницу между требуемым уровнем выбранных вами управленческих компетенций и их уровнем реальной выраженности до проведения тренинга, используйте фломастеры разных цветов Используя фломастер еще одного цвета, отметьте на графике, каков, с вашей точки зрения, уровень выраженности этих же управленческих компетенций после проведения тренинга. Повторите процедуру самодиагностики (см. Тест «Вы сами»). Таблица 10 Бланк для ответов
|