Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты всесторонней диагностики





 

А Реальные потребности в профессиональном и личностном развитии В с Мои приоритеты
  Способность эффективно управлять собой и своим временем I  
  Способность прояснять свои личные ценности II  
  Способность четко определять как цели выполняемой работы, так и собственные жизненные цели III  
  Способность поддерживать постоянный профессиональный и личностный рост и развитие IV  
  Способность решать проблемы быстро и эффективно V  
  Способность гибко реагировать на изменения ситуации, креативность VI  
  Способность влиять на окружающих, не прибегая к прямым приказам VII  
  Способность освоить новые современные приемы и технологии в управлении человеческими ресурсами VIII  

Глава 9. Пульт самоменеджмента


255


Окончание табл. 8

 

А Реальные потребности в профессиональном и личностном развитии В с Мои приоритеты
  Способность планировать работу организации (подразделения) и добиваться результатов от работы сотрудников IX  
  Способность оказывать помощь и поддержку другим людям в достижении наилучших результатов труда и развитии потенциальных возможностей X  
  Способность создавать и развивать рабочие группы с целью, повышения их эффективности XI  

Всесторонне проанализировав свои потребности в профес­сиональном и личностном самосовершенствовании, примите окончательное решение о дальнейшем плане действий и со­ставьте индивидуальный план профессионального и личност­ного развития (табл. 9).

Выпишите основные потребности в профессиональном и личностном развитии (столбец «С» табл. 8) в столбец «Мои по­требности» табл. 9.

Познакомьтесь с предлагаемыми упражнениями и техника­ми и выберите те, которые, как вы сами считаете, больше всего подходят лично вам. При этом важно помнить следующее127:

Всегда помните — в глубь вас может идти только то, чем вы наслаждаетесь.

Наслаждение просто означает, что это вам подходит.

Его ритм совпадает с вами, между вами и методом есть тонкая гармония.

Раз вы наслаждаетесь методом— не сдерживайте себя, входите в него настолько, насколько сможете.

Вы можете это делать раз или, если возможно, дважды вдень.

Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете этим наслаждаться.

127 Ошо. Оранжевая книга. Медитационные техники. М., 1999. С. 6.


256


Часть 2. Инструменты менеджера...


Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла: тог­да его работа закончена. Ищите другой метод.

Ни один метод не сможет довести вас до самого конца.

Определитесь по времени. Сколько времени и как часто вы готовы посвящать работе над своим профессиональным и лич­ностным развитием?

Таблица 9

Мой план профессионального и личностного развития

 

Мои потребности Практические методы и необходимые средства Предположительное время исполнения
       
       
       
N      

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

...солнце восходит не снаружи, а изнутри, и когда свет появляется внутри, вся жизнь становится свечением, каж­дый поступок приобретает красоту, грацию, цельность, ог­ромную силу. Каждое мгновение становится настолько глу­боким и значительным, что начинает хранить в себе веч­ность. Все, что необходимо с вашей стороны, — быть уязвимым, быть восприимчивым, быть открытым...

Ошо

СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

Искусство самонаблюдения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоци­ями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не ана­лизируя, не критикуя, не стараясь изменить себя.

Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различ­ные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


257


Сделайте эти «мысленные фотографии» без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное само­истязание).

Просто наблюдайте! Просто смотрите!

Выдох

Если вы чувствуете, что вы в неважном настроении и не рас­положены работать, перед тем как приступить к работе, в течение пяти минут делайте глубокие выдохи. Почувствуйте, как с каж­дым выдохом вы изгоняете плохое настроение, — и вы будете удивлены тем, что за пять минут вы вдруг вернетесь к нормаль­ному настроению, а плохое исчезнет, тьмы больше не будет.


Медитируйте на свет!

Чем больше вы медитируете на свет, тем больше вы будете удивлены тому, что нечто внутреннее начинает открываться, как если бы бутон раскрывался и становился цветком.

Медитация на свет — одна из самых древних. Во все века, во всех странах, во всех религиях ей придается особое значе­ние, потому что, когда вы медитируете на свет, нечто внутри вас, что оставалось бутоном, начинает раскрывать свои лепестки. Сама медитация на свет создает пространство для раскрытия.

Итак, когда у вас будет время, закройте глаза и визуализи­руйте свет, настройтесь на него. Просто не игнорируйте его. Вы многого достигнете в ладу со светом, будь то восход солнца или просто свеча в комнате.

Расслабление

Когда у вас найдется время, в течение нескольких минут расслабьте дыхательную систему, и ничего больше. Нет нужды расслаблять все тело. Вы можете сидеть на траве, в трамвае, самолете или машине... никто не поймет, что вы чем-то зани­маетесь. Просто расслабьте дыхательную систему. Пусть она функционирует естественно. Потом закройте глаза и следите за вдохом и выдохом. Не концентрируйтесь. Вы просто рас­слабляетесь и следите за дыханием. В наблюдении ничего не исключается. Мотор урчит — хорошо, примите это. Шумит улич­ное движение — хорошо, это часть жизни. Сосед посапывает рядом — примите это. Ничего не отвергается.


258


Часть 2. Инструменты менеджера...


Стоп!!!

Начинайте практиковать один очень простой метод по край­ней мере шесть раз в день. Каждый раз для этого нужно всего полминуты, так что это составит три минуты в день. Это самая короткая медитация в мире! Но вы должны делать ее внезап­но — в этом суть. Идя по улице — вдруг вспоминаете. Остано­витесь, остановитесь полностью, никаких движений. Будьте присутствующим в течение полминуты. Какова бы ни была си­туация, остановитесь полностью и просто будьте свидетелем тому, что происходит. Ответьте себе на вопросы:

• Что вы сейчас видите?

• Что вы сейчас слышите?

• Что вы сейчас чувствуете?

• О чем вы сейчас думаете?

• Как вы дышите?

Потом снова начинайте двигаться. Шесть раз в день. Мож­но делать больше, но не меньше — вы больше откроетесь. Это нужно делать внезапно. Если вы внезапно становитесь присут­ствующим, вся энергия изменяется. Осознаете это не только вы. Вскоре вы почувствуете, что и другие осознали ваше энер­гию: нечто произошло, в вас входит нечто неведомое.

Яэто я

Запишите текст следующего упражнения на магнитофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыха­нию, и используйте его, когда будете готовы.

Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыхани­ем. Затем повторяйте вслух или про себя.

«У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное „Я".

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и дей­ствий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хоро­шо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не „Я".


У меня есть тело, но я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои эмо­ции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я все­гда остаюсь собой, своим „Я", радуюсь или горюю, спокоен или


Глава 9. Пульт самоменеджмента


259


взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать мои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое „Я".

У меня есть эмоций, но я — это не мои эмоции.

У меня есть ум, но я — это не мой ум.

Он достаточно развит и активен.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое „Я".

У меня есть ум, но я — это не мой ум.

Я — центр Воли, способный владеть и управлять моим умом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психичес­кими процессами.

Во мне содержится все и вся! Во мне заключена вся Все­ленная, и все, что в ней есть, живет во мне. Все существова­ние — это Я.

Явневременная и внепространственная вечность. И по­ка я покоюсь в себе, моя вечная сущность наполняет все про­странство и все, что в нем существует.

Я — ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, Я ЖИЗНЬ, Я — ЭТО Я!

Выходя из моего небесного Я и облачаясь в одежды моего личного эго, Я несу с собой сознание того, кто Я есть.

Я несу в своем сердце осознанное мной Божественное Я. Отныне Божественное Я будет действовать через меня, и я буду во всем покорным ему».

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию.

ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Станьте космонавтом внутреннего космоса

Расслабившись, иногда вы вдруг начинаете ощущать, буд­то гравитация исчезла, что теперь ничего не держит вас снизу, что теперь вы можете решить, летать или нет. Что теперь вы решаете. И если вы захотите взлететь, все небо — ваше. Но когда вы открываете глаза, внезапно появляются тело, земля,


260


Часть 2. Инструменты менеджера...


сила притяжения. Когда вы медитировали с закрытыми глаза­ми, вы забыли от этом, вы ушли в другое пространство, про­странство грациозности.

Наслаждайтесь им, позвольте ему быть, потому что, если вы думаете, что это ваше безумие, вы остановите его. Наслаж­дайтесь этим как сном, в котором вы летаете. Закройте глаза. В медитации идите куда хотите, растите все выше и выше в небо, и многие вещи вскоре станут доступны вам. Это величай­шее приключение, большее, чем погулять по Луне. Стать кос­монавтом своего внутреннего пространства есть величайшее приключение.

Уровень Счастья — 1

Сядьте удобно.

Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.

Каков ваш Уровень Счастья сейчас? Как обычно, 100%?

Если да, примите мои поздравления!


Если нет, постарайтесь с помощью самонаблюдения понять, что мешает вам насладиться обычным 100%-м Уровнем Счастья.

Вы тревожитесь о будущем?

Вас беспокоит что-то в прошлом?

Вы сравниваете себя с кем-то?

Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел?

Вы хотите отмстить кому-то?

Вы чувствуете, что «все бесполезно, все безнадежно»?

Если вы ответили утвердительно на какие-то из этих во­просов, попробуйте «противоядие», позволяющее довести Уро­вень Счастья до нормы.

Вспоминается история о двух людях, которым показали полстакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я бла­годарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чув­ствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоцио­нально более благополучны, чем те «обманутые» люди, чьи чаши всегда наполовину пусты.

Стоит ли изнурять себя погоней за счастьем?

В этом случае вы уподобляетесь рыбе, которая страдает от жажды в океане. Вы родились в нем, вы его часть, вы живете в нем, вы его проявление, и вы исчезнете в нем. Вы в точности


Глава 9. Пульт самоменеджмента


261


как волна океана. Но рыба страдает от жажды в океане, потому что она представляет себе другой океан, другую жизнь, другое время, другое пространство...

Уровень Счастья2

Составьте список всего того, за что вы можете быть благо­дарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнеч­ный день, ваше здоровье, здоровье членов вашей семьи, жи­лье, пища, красота, любовь, мир...

Исследование ценностей

Запишите последующие инструкции на магнитофон спокой­ным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию, и используйте их при проведении упражнений.

«Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте себе лес, в котором много животных. Некото­рые вам известны и знакомы, а некоторые совершенно незна­комы, вы даже и не подозревали об их существовании. Они проходят мимо вас. Обратите внимание, кто из них на вас смот­рит, кто из них привлекает ваше внимание? Подумайте поче­му? Что есть в этом животном, что вам нравится?

Запишите не менее трех качеств.

Как эти качества относятся к вам? Почему для вас важно обладание этими качествами?

Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте себе лес, в котором растут разные деревья. Посмотрите на них! Они такие разные! К какому дереву вам хочется подойти? Подойдите к выбранному вами дереву, кос­нитесь его, обнимите его, почувствуйте свое дерево. Пусть и дерево почувствует вас. Что роднит вас с этим деревом?

Запишите не менее трех качеств.

Почему для вас так важно обладание этими качествами?

Запишите хотя бы три причины.

Какие важные для вас ценности вам удалось обнаружить?»


262


Часть 2. Инструменты менеджера...


Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию.

ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ Мудрый старец

Запишите текст упражнения на магнитофон и воспроизведи­те его, когда будете готовы к выполнению данного упражнения. Упражнение можно проделывать под спокойную тихую музыку.

«Сядьте прямо. Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вообразите, что вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором сейчас никто не живет. Прой­дите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер.

Вы идете по этому дому так, как будто путешествуете по сво­ему внутреннему миру. На одной стене вы можете видеть образы и картины, представляющие все то, что вы любите в жизни и чему от всей души говорите „да". Вы слышите особые звуки...

На другой стене вы видите картины, изображающие все то, что вам не нравится, и вы испытываете соответствующие чув­ства, говоря всему этому „нет".

Вы идете по коридору и продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это портреты людей из вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас связывают определен­ные отношения в настоящем, или тех, с кем вы хотели бы об­щаться в будущем.

Продолжая идти дальше, вы можете увидеть стену с карти­нами, изображающими все, о чем вы мечтаете, на что надее­тесь... Ваши мечты и надежды... Вы можете услышать музыку... Эмоциональную мелодию вашей жизни... Символы всего важ­ного, что вам удалось понять в вашей жизни.

Вы идете еще дальше и глубже и видите зеркала на обеих стенах коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающих друг друга образов, и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количестве мест.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


263


Вы размышляете над одним образом, потом над другим, над третьим... Вы понимаете, что у вас есть все данные, все ресурсы, которые могут вам понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществить надежды, которые важны для вас.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням.

Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы взглядом блуждаете по заголовкам книг, и вдруг одна книга задерживает ваш взгляд. Вам хочется подойти и взять ее в руки. Вы медленно открыва­ете эту книгу и вдруг понимаете, что это книга о вашей жизни, где вам знакомы разные страницы вашего пути...

Вы поворачиваете голову и замечаете, что в комнате сидит старец, убеленный сединой. Вы понимаете, что этот человек может дать ответ на любой ваш вопрос.

Вы медленно, с почтением подходите к нему...

Сейчас у вас есть возможность подумать, какой вопрос вы хотели бы задать этому старому мудрому человеку...

Вы задаете вопрос и ждете ответ...

В этом ответе есть что-то важное и особенное именно для вас...

И сейчас у вас есть возможность задать еще один вопрос...

И еще получить ответ...

Внутренне сказать „спасибо"...

И может быть, кому-то захочется спросить: „В чем мое предназначение? В чем смысл моей жизни? Что важно мне успеть? Кем важно стать? Что самое ценное для меня?"

Ответ может быть разным... Это может быть слово, поже­лание, послание, символ, образ...

Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице.

Не спешите, дайте себе время вобрать в себя всю муд­рость, силу и веру в свое предназначение. Это ваша сила.

А теперь медленно начинайте возвращаться в настоящее время и в вашу комнату».


264


Часть 2. Инструменты менеджера...


Рисунок

Когда вы закончите упражнение, выберите такие цветные карандаши, которые наиболее точно соответствуют вашему настроению, и разрешите своей руке двигаться по бумаге так, как ей хочется.

Продолжайте рисовать до тех пор, пока вы не закончите свой рисунок.

Когда вам начинает казаться, что вы закончили рисунок, посмотрите на него. Может быть, вам хочется еще что-то доба­вить или изменить?

Дайте название этому рисунку.

Какие чувства приходят к вам, когда вы на него смотрите?

Запишите все, что пришло к вам во время путешествия по дому и при встрече с мудрым старцем, а также в процессе рисования.

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию.

СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Заброшенный сад

Запишите данный текст на магнитофон на фоне спокойной, приятной музыки и воспроизведите его, когда будете готовы.

«Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте, что вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом. В ней находится деревянная дверь. Откройте ее и вой­дите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не уха­живает. Растения так разрослись и все настолько заросло тра­вами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообра­зите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья,


Глава 9. Пульт самоменеджмента


265


окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь и срав­ните ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали...

Что изменилось? Что вам хотелось бы продолжить делать? Почему это так важно для вас? Каким вам видится этот сад некоторое время спустя?»

Откройте глаза и запишите свои ответы на вопросы:

• Что вы сейчас видите?

• Что вы сейчас слышите?

• Что вы сейчас чувствуете?

Логические уровни «Прогулка к мечте» — 1

Подготовьте 6 листков бумаги. На каждом напишите по одному слову: «Окружение», «Поведение», «Способности», «Цен­ности/убеждения», «Личностное своеобразие / идентичность», «Миссия».

Положите листки на полу в одну линию, на шаг друг от друга. Важно положить их строго по порядку, начиная с «окружения».

Подумайте о своей жизни, как о ничем не ограничиваемой мечте.

рис. 9.4

Логические уровни «Прогулка к мечте»

 


266


Часть 2. Инструменты менеджера...


Есть ли что-то, что вам хотелось бы воплотить в свою жизнь?

Что имеет отношение к достижению вашей цели?

Предлагаем вам совершить путешествие по этой логичес­кой цепочке.

Советуем переходить на следующий уровень осознания только тогда, когда у вас появится ощущение, что вы сделали все на предыдущем.

По возможности используйте личные предложения. Лучше начинать свои размышления так: «У меня есть...», «Я думаю...», «Я считаю...» и т. д.

Может оказаться так, что начнут появляться не слова, а образы. Примите всю информацию в том виде, в каком она поступает к вам.

Глубоко подышите. Встаньте на первый листок — «Окруже­ние» — спиной ко всем другим уровням выложенной цепочки.

Представьте себе все то и всех тех, что и кто будет вас окружать, когда вы начнете движение к вашей цели. Определи­те значимые для достижения вашей цели контексты.

Посмотрите вокруг. Как выглядит мир вокруг вас? Каковы вне­шние аспекты ситуации? Как вашу цель воспринимают другие?

Ответьте на следующие вопросы:

• Что вы видите?

• Что вы слышите?

• Что вы чувствуете?

• Что все это для вас означает?

• Что вы говорите самому себе?

Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, в которой и присутствует ваш потенциал, и переходите на следующий уровень.

Ваш потенциал или ресурс может быть представлен лю­бым способом: это может быть зрительный образ, ощущение (включая и вкусовое), чувство или мысль.

Глубоко подышите. Встаньте на второй листок — «Поведе­ние».

Подумайте о том, что вы будете делать, чтобы достичь сво­ей цели.

Ответьте на следующие вопросы:

• Как вы будете вести себя в значимом для вас окружении?

• Что вы видите, что вы делаете, чтобы достичь своей цели?

• Что вы слышите, когда начинаете действовать?


Глава 9. Пульт самоменеджмента


267


• Что вы чувствуете, когда действуете так?

• Что все это для вас означает?

Подумайте, может быть, вы хотели бы что-то поменять в своем поведении? А может быть, вас все устраивает?

Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке ваш потенциал — всю свою осознанность, накоплен­ную на первом и втором уровнях, и переходите на следующий уровень.

Ваш потенциал или ресурс может быть представлен лю­бым способом: это может быть зрительный образ, ощущение (включая и вкусовое), чувство или мысль.

Глубоко подышите. Встаньте на третий листок — «Способ­ности».

• Какие способности помогают вам достичь вашу цель?

• Какие способности помогают вам действовать эффек­тивно?

• Что вы видите, когда думаете о своих способностях?

• Что вы слышите?

• Что вы чувствуете?

Помните, что способности у человека есть всегда. Если вы испытываете затруднения в их определении, то вспомните, что вы делаете особенно хорошо. В этой области и «лежат» ваши способности, просто их нужно обозначить.

Может быть, вам легче вспомнить, что вы раньше умели делать хорошо?

Не забудьте при этом, что многие из нас неплохо готовят, мастерят, а может быть, у вас есть какое-то хобби? Или вы в чем-то очень хорошо разбираетесь?

Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на трех прой­денных уровнях, — ваш потенциал, и переходите на следую­щий уровень.

Обратите внимание на то, как меняется ваш потенциал или ресурс, представленный любым способом: зрительным обра­зом, ощущением, чувством или мыслью.

Глубоко подышите. Встаньте на четвертый листок— «Цен­ности / убеждения».

Подумайте, почему это так важно для вас — оказаться в новой ситуации.


268


Часть 2. Инструменты менеджера...


Почему это так важно— проявить ваши способности... и достичь своей цели?

Ответьте на следующие вопросы:

• Какие ценности и убеждения поддерживают ваши дей­ствия в новом для вас окружении (контексте)?

• Каковы эти ценности?

• Что для вас важно?

• Какие убеждения поддерживают вас?

• Что вы видите, слышите, чувствуете?

• Почему это так важно для вас, проявив свои способности и умения действовать, — достичь этой цели?

Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на пройденных четырех уровнях, весь ваш потенциал, и переходите на следую­щий уровень.

Глубоко подышите. Встаньте на пятый листок — «Личност­ное своеобразие / Идентичность».

Подумайте о вашей уникальности, единственности и непо­вторимости в этом мире:

• Кто вы, достигший той цели, которая так важна для вас?

• (Представьте как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель).

• Что вы видите, слышите и чувствуете, когда думаете о своем личностном своеобразии?

• Кто вы, хранящий такие важные ценности и убеждения и достигший своей цели?

• Кто вы для тех людей, которые вас окружают?

• Что вы видите, слышите и чувствуете?

Может быть, вам легче работать с образами и чувствами на этом уровне, минуя логику и размышления? Просто посмот­рите, как выглядит ваше личностное своеобразие.

Закройте глаза. Глубоко подышите. Дотроньтесь до своей груди и попросите свою интуицию показать вам, какова ваша особенность.

• Что вы видите?

• Какого он цвета?

• Если бы он имела форму, то какую (квадратную, круглую, прямоугольную и т. д.)?

• Что вы слышите, когда смотрите на этот образ?

• Ваше своеобразие как-нибудь звучит?

• Что вы чувствуете, когда видите и слышите этот образ?


Глава 9. Пульт самоменеджмента


269


Если вы ответили на все эти вопросы, представьте, как вы берете с собой в дальнейшее путешествие по этой логической цепочке всю свою осознанность, накопленную на пройденных пяти уровнях и содержащую весь ваш потенциал, и переходите на следующий уровень.

Глубоко подышите. Встаньте на шестой листок — «Миссия».

Вы находитесь на уровне вашей «Миссии», или жизненного предназначения.

Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели.

Закройте глаза. Подышите и спокойно подождите, пока появится образ-символ вашей миссии.

Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной, частью чего-то большего, чем вы сами.

Помогите себе, отвечая на вопросы:

• Что только вы можете сделать или понять? В чем состоит ваша миссия как части Вселенной?

• Почему для Вселенной так важно, чтобы вы смогли до­стичь своей цели?

• Что вы видите, слышите, чувствуете, когда думаете о сво­ем предназначении?

» Как звучит ваша миссия?

• Что все это для вас означает?

Обычно общение с образом своей миссии вызывает очень сильные чувства. Это вполне естественно. Если вы увидели образ своей миссии, проживите это состояние, рассмотрите все детали, осознайте свои чувства.

Логические уровни «Прогулка к мечте»2

Теперь, когда вы знаете о своем предназначении и своей роли в жизни Вселенной, мы предлагаем вам согласовать об­раз вашей миссии и ваши личностные особенности, ценности и убеждения, способности, поведение, ваше окружение.

Подумайте, соответствуют ли теперь ваши

• личностные особенности,

• ценности и убеждения,

• способности,

• поведение,

• окружение вашей миссии?
Развернитесь на 180 градусов.


270


Часть 2. Инструменты менеджера...


Продолжая осознавать свою миссию, жизненное предна­значение, сделайте шаг назад на предыдущую ступень. Насту­пите на соответствующий листок и посмотрите вперед на свою миссию.

Она вам видна так же хорошо?

Определите, нравится ли вам то, что вы теперь видите, слышите, чувствуете?

Для повышения эффективности достижения вашей цели обратите внимание, какие изменения или добавления важно сделать на каждом логическом уровне?

Что-нибудь изменилось?

Какое «личностное своеобразие» будет более полно отве­чать вашей «миссии»?

Какие «ценности» и какие «убеждения» помогут вам под­держать реализацию вашей «миссии»?

Если вы обнаружите, что образ миссии стал менее ярким, менее рельефным или пропал совсем, то необходимо понять, что же вызвало такую реакцию.

Если это произошло на уровне «ценностей и убеждений», то важно подумать, что в ваших ценностях или убеждениях противоречит вашей миссии.

Если это уровень «способностей», то стоит подумать о том, какие именно способности необходимо еще развить.

Находясь на уровне «поведения» и осознавая свою миссию, подумайте, может быть, стоит что-то изменить в своем поведе­нии, а может быть, наоборот, быть более последовательным в реализации своих действий?

Теперь вы можете по-новому посмотреть и на свое окруже­ние. Соответствует ли то, что и кто вас окружает, вашей мис­сии? Что необходимо изменить?

А может быть, изменений не потребуется?

Тогда почувствуйте себя увереннее. Полнее ощутите под­держку вашего окружения. Доверьтесь ему!

Теперь у вас появился своеобразный советчик. Вы можете, сколько угодно раз и в любое время суток, оживлять на своем мысленном экране образ-символ миссии, образ вашего жиз­ненного предназначения. Вы сможете спросить у него совета, как поступить в той или иной ситуации.

Если ваше решение близко вашей жизненной задаче, то образ останется таким же ярким, как и прежде. У вас появятся приятные телесные ощущения.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


271


Если с образом начинает происходить что-то не то, значит, вам необходимо осознать причины происходящего. Подумать над тем, что нуждается в изменении и в каком.

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию.

НАВЫКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Отбросьте ваши доспехи

Ночью, когда вы засыпаете, отбросьте ваши одежды и, сбрасывая их, вообразите, что сбрасываете не только одежды, но и свои доспехи. Сделайте это в действительности. Сбросьте их и глубоко вдохните — а потом засыпайте, как будто вы со­всем не закованы в броню, на теле ничего нет— и нет никаких ограничений.

Поплавок

Запишите текст данной инструкции на магнитофон на фоне приятной спокойной музыки и воспроизведите его, когда буде­те готовы.

«Сядьте прямо. Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вообразите, что вы — маленький поплавок в огромном океане.

У вас нет цели... компаса... карты... руля... весел... Вы дви­жетесь туда, куда несет вас ветер... океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас... но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность океана... Попытайтесь ощу­тить эти толчки и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли соленой воды... огромную массу воды под вами, поддерживающую вас... Послушайте шум волны... крики чаек... Ощутите порывы ветра...»

Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представ­ляете себя маленьким поплавком в океане?

Запишите все, что пришло к вам во время выполнения это­го упражнения.


272


Часть 2. Инструменты менеджера...


Философский круг

Все в нашей жизни происходит неслучайно. Любое собы­тие содержит в себе дар — нечто такое, что может пойти на пользу нашей жизни и жизни окружающих нас людей. Нам нуж­но только сделать выбор — отыскать этот дар.

Очертите мысленно на полу круг. Мы предлагаем вам пе­редвигаться по нему по часовой стрелке.

Встаньте в свой круг и вслух или про себя скажите, что произошло.

Определите, что в этом для вас плохого (одна мысль).

Переступите на один шаг по часовой стрелке и скажите себе, что хорошего для вас в том, что произошло (одна мысль).

Следующий шаг — снова о грустном.

Еще шаг— и вновь о том положительном, что принесла ситуация.

 

Рис. 9.5

Сложнее всего даются первые 5-7 шагов, но ведь их полу­чится значительно больше уже в первом круге!

Когда вы вернетесь в точку, с которой начали свой путь, не останавливайтесь, продолжайте движение.

Кругов может получиться несколько.

Когда вы почувствуете, что вам больше нечего сказать, выйдите из очерченного вами круга, отойдите от него на неко­торое расстояние и посмотрите на ситуацию, оставшуюся в покинутом вами круге, со стороны.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


273


Ответьте на следующие вопросы:

• Какой она вам представляется теперь?

• Что вы чувствуете в данный момент?

• Что вы готовы сделать?

Сделайте то, на что вы готовы. (Произведите реальное действие.)

После полного выполнения этого упражнения вам откроют­ся необычайные возможности использования вашей собствен­ной интуиции; у вас прибавятся жизненный опыт и спокойствие.

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию.

СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, ИННОВАЦИЯМ Точкаэкран

Запишите данную инструкцию на магнитофон. Можно ис­пользовать спокойную музыку в качестве фона. Воспроизведите ее, когда будете готовы.

«Вообразите перед собой большой белый экран. Пред­ставьте в центре экрана черную точку. Эта точка постепенно растет и превращается в черный квадрат, который, увеличива­ясь, заполняет весь экран. Перед вами черный экран.

Представьте в центре черного экрана голубую точку. Эта точка постепенно растет и превращается в голубой треуголь­ник, который продолжает расти и постепенно заполняет весь экран. Перед вами голубой экран.

В центре голубого экрана появляется желтая точка, кото­рая растет и превращается в круг. Желтый круг продолжает расти и постепенно заполняет весь экран. Перед вами желтый экран.

Представьте в центре желтого экрана красную точку. Эта точка растет и превращается в красный ромб, который, увели­чиваясь, заполняет весь экран. Перед вами красный экран.

В центре красного экрана появляется зеленая точка, кото­рая растет и превращается в зеленый круг. Круг увеличивается и заполняет весь экран. Перед вами зеленый экран».


274


Часть 2. Инструменты менеджера...


Было бы здорово, если...

Представьте себе, что нет никаких препятствий и ограни­чений вашим возможностям и желаниям. Что бы вы сделали? Начните предложение со слов «Было бы здорово, если...». На пишите несколько вариантов продолжения этой фразы.

Роли

Представьте себя в роли какого-то другого человека — исторического, литературного, реально существующего в ва­шей жизни. В данном случае это не имеет значения, так как любой другой человек отличается от вас своим восприятием реальности и жизненным опытом.

При этом вовсе не обязательно все знать об этом человеке, вполне достаточно иметь общее представление о нем.

Представьте, что вы — это он. Попробуйте посмотреть на мир его глазами. Побудьте некоторое время им.

Затем посмотрите на ту задачу, которой вы реально заняты.

Как выбранный вами персонаж смог бы решить эту задачу?

Как бы он понял, о чем идет речь?

Составьте список идей, которые могли бы прийти в голову этому человеку.

Теперь посмотрите на этот список со своей точки зрения.

Подумайте, есть ли в составленном списке полезные на практике предложения? Можно ли их подправить, как-то моди­фицировать? На какие новые решения они вас подталкивают?

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию.

УМЕНИЕ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩИХ

Маяк

Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


275


«Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте маленький скалистый остров вдали от конти­нента. На вершине острова— высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже силь­ные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хоро­шую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служа­щий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплава­телей о мелях и являющегося символом безопасности для лю­дей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе— света, который никогда не гаснет...

Этот свет освещает и ваш путь, он помогает реализовать все ваши начинания... Он придает смысл и значимость вашим действиям... Он воодушевляет, поддерживает, заражает...»

Мир этому человеку

Когда к вам приходит кто-то, кто хочет вас увидеть, или вы просто с кем-то встречаетесь, просто успокойтесь внутри, стань­те молчаливы. Когда человек входит, глубоко внутри почувствуй­те мир по отношению к нему. Чувствуйте: «Мир этому человеку». Не говорите этого, чувствуйте это. Внезапно вы увидите пере­мену в этом человеке, как будто нечто неизвестное вошло в его существо. Он станет совершенно другим. Попробуйте это.

Используйте формулы эффективного партнерского взаи­модействия (рис. 1.6)!

Слушать

Оставайтесь пассивными — ничего не делайте, только слу­шайте. Это не является действием. Для того чтобы видеть, вы должны открыть глаза— хоть самое малое, но надо сделать. Для того чтобы слушать, не надо делать ничего — ваши уши всегда открыты. Вы уже слушаете. Просто ничего не делайте и слушайте.


276


Часть 2. Инструменты менеджера...


Формулы эффективного партнерского взаимодействия

• Я хочу поменьше говорить и побольше слушать

• Я хочу побольше задавать вопросов и меньше рассуждать самому

• Я хочу проявлять меньше напора и открывать для себя больше нового

• На деловых встречах я хочу действовать смело, но проявляя внимание к партнеру

• Я хочу внести в отношения с партнерами (коллегами и клиентами) побольше ясности

 

Рис. 9.6 Слушать с симпатией

Когда вы сидите, просто слушайте, что происходит. Это мир, и в нем — масса шума: и уличное движение, и поезда, и само­леты. Слушайте, как вы слушаете музыку, — с симпатией. И вы внезапно увидите, что качество шума изменится. Он больше не раздражает, не тревожит. Наоборот, он становится очень ласка­ющим. Если слушать правильно, даже рыночная площадь ста­новится мелодией.

Так что дело не в том, что вы слушаете. Дело в том, что вы слушаете не слыша.

Даже если вы слушаете что-то, что, как вам казалось, не заслуживает быть услышанным, слушайте это очень чутко, как если бы вы слушали сонату Бетховена. И вы вдруг увидите, что вы преобразуете качество этого. Оно становится прекрасным. Ваше эго исчезает.

Смотреть без слов

Попробуйте, хотя бы в малом, не привносить свой разум. Смотрите на цветок, просто смотрите. Не говорите «прекрас­но», «уродливо». Не говорите ничего. Не привносите слова.


Глава 9. Пульт само менеджмента



Просто смотрите. Ваш ум почувствует неудобство, отсутствие легкости. Уму хотелось бы что-нибудь сказать. Просто скажите вашему уму. «Молчи, дай мне увидеть, я просто буду смотреть».

Вначале это будет трудно, но начинайте с вещей, в кото­рые вы не так сильно вовлечены. Трудно будет смотреть на жену (мужа), не привнося слов. Вы слишком вовлечены, слишком эмоционально привязаны. В гневе или в любви — вы слишком вовлечены.

Смотрите на нейтральные вещи — камень, цветок, дерево, восходящее солнце, летящую птицу, плывущее в небе облако. Просто смотрите на вещи, в которые вы не так сильно вовлече­ны, от которых вы можете оставаться в стороне. Начинайте с нейтральных вещей, и только затем продвигайтесь к эмоцио­нально насыщенным.

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Пронаблюдайте в данный момент свою реакцию.

ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА, СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЬ

Золотой свет

Это способ преобразования вашей энергии и направления ее к высшему. Это упражнение следует делать по меньшей мере два раза в день. Лучшее время — рано утром, как раз перед тем, как встать.

Рано утром, когда вы просыпаетесь и когда просыпается вся земля, существует огромная приливная волна энергии про­буждения по всему миру— используйте этот прилив, не упус­тите этой возможности.

В этот момент вы можете просто двигаться на волне под­нимающейся энергии, это будет легче, чем в другое время.

Утром вы двигаетесь по течению.

Просто лежите, как вы обычно лежите в своей постели, на спине. Держите глаза закрытыми. Когда вы вдыхаете, пред­ставьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело,


278


Часть 2. Инструменты менеджера...


как будто солнце встало рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног.

Этот золотой свет очистит ваше тело и наполнит его сози-дательностью.

Это мужская энергия.

Когда вы выдыхаете, представьте: темнота входит в паль­цы ног, великая темная река вливается в ваши ступни, подни­мается и выходит из головы.

Дышите медленно и глубоко.

Это женская энергия.

Она вас размягчит, сделает восприимчивыми, она вас ус­покоит и даст вам отдых.

Делайте это очень медленно, и у вас будет очень глубокое и медленное дыхание, так как вы выходите из сна, так как тело отдохнуло, оно расслаблено.

Другое наилучшее время для этого упражнения — когда вы ложитесь спать, ночью.

Расслабьтесь. Начинайте упражнение, когда начинаете чув­ствовать, что вы на грани между сном и бодрствованием, как раз посередине.

Если вы заснете, делая его, это самое лучшее, так как дей­ствие будет оставаться в подсознании и будет продолжать ра­ботать.

Осознание психологических состояний

расположите всех работников, занимающихся ее решением (и самого себя), в психологическом пространстве (рис. 1.7):

Перед вашей организацией (подразделением) стоит важная задача, которую необходимо решить совместными усилиями. Используя следующие символы,

 


Глава 9. Пульт самоменеджмента



СПОКОЙСТВИЕ


 

ОТСТРАНЕННОСТЬ


ТРЕВОГА НАПРЯЖЕНИЕ

Рис. 9.7


ВКЛЮЧЕННОСТЬ


Напишите внутри символов инициалы лиц, участвующих в решении задачи.

Почувствуйте свое место в этом пространстве.

Какие чувства и мысли возникают у вас, когда вы его обо­значили?

Когда вы осознали свои чувства и мысли, дайте «этому» голос.

С какой фразой вы можете обратиться ко всем, кто нахо­дится в этом же пространстве, с этого места?

 

Мои чувства Мои мысли Мое послание
     
     
     
     

Используя стрелки, воссоздайте систему межличностных отношений в этом психологическом пространстве.

Подумайте, кто и к кому будет обращаться и с каким по­сланием?

Важны как явные, так и не проявленные, но имеющиеся в виду, послания.


280


Часть 2. Инструменты менеджера...


Запишите фразу-обращение над стрелкой, раскрывающую суть данного взаимодействия.

Посмотрите на полученную карту человеческих отношений и взаимодействий и сформулируйте общий принцип (лозунг) существования вашей организации в данное время.

Запишите все, что к вам приходит, когда вы смотрите на эту карту организационных отношений, начиная со слов:

 

Я вижу  
Я чувствую  
Я думаю  
Я готов  
  и я это сделаю

Подумайте, когда и откуда к вам придет поддержка. Как это все произойдет?

Поменяйте свое место на прямо противоположное. Какие чувства и мысли возникают у вас на этом месте?

Что изменилось?

Обратитесь к тем, к кому вам хочется обратиться. Что вы им скажете?

 

Мои чувства Мои мысли Мое послание
     
     
     
     

Попробуйте побывать также на других местах этого психо­логического пространства.

Осознайте свои чувства, мысли, желания.

Обратитесь к другим людям с каждого из этих мест.

Понаблюдайте, как меняются ваши чувства и готовность действовать из разных точек пространства.

Это поможет вам лучше почувствовать других людей, по­нять, что лежит в основе их действий.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


281


Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент реакцию.

УМЕНИЕ ОБУЧАТЬ

Передача энергии

Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись.

«Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.

Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.

Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.

Теперь источник энергии находится у вас под ногами. По­чувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а по­том энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

Представьте, что вы посылаете энергию какому-то челове­ку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим дру­зьям и знакомым».

Сказочная крестная мать

Сядьте поудобнее.

Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.


282


Часть 2. Инструменты менеджера...


Представьте, что вас посетила ваша сказочная крестная мать. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у нее выражение лица.

Если она смотрит на вас недостаточно любящим взглядом, то это не ваша крестная!

Мысленно «отпустите» ее и вообразите действительно любящего вас человека.

Теперь сами станьте сказочной крестной.

Скажите своему крестному сыну или дочери, как сильно вы их любите, какие они замечательные люди. Скажите им все, чем они восхищают вас. В качестве крестного сына или дочери вы можете представить себе любого человека (своего сотруд­ника), с которым вам приходится общаться по работе, обсуж­дая с ним текущие и перспективные планы работ, их реализа­цию и полученные результаты.

Убедите их в постоянстве вашего присутствия рядом с ними, неизменности вашего принятия их и одобрения.

Следуйте «Да»

В течение месяца следуйте только «Да», пути, который го­ворит «да».

«Да» — это приятие, «да» — это вера.

При этом «нет» не должно подавляться. Если вы его подав­ляете, оно отомстит. Если вы его подавляете, оно станет более сильным и однажды взорвется и разрушит ваше «да».

Просто игнорируйте ваше «нет»!

Есть большая разница между подавлением и игнори­рованием.

Вы знаете, что «нет» есть, вы отмечаете его.

Вы говорите: «Да, я знаю, что ты там, но я следую „да"».

Вы его не подавляете, вы с ним не боретесь, вы не говорите: «Убирайся, исчезни, я не хочу иметь с тобой ничего общего».

Вы не хотите его вытолкнуть, вы не говорите с ним в гневе, вы не хотите отбросить его в основание вашей бес­сознательности.

Нет, вы ничего с ним не делаете: вы просто отмеча­ете, что оно есть.

Игнорирование — это великое искусство убивать «нет».


Глава 9. Пульт самоменеджмента


283


Если вы с ним боретесь, вы уже стали его жертвой: «нет» вас уже победило. Вы сказали «нет» по отношению к «нет». «Нет» пробралось с черного входа.

Просто игнорируйте ваше «нет»!

Вы следуете «да», доброжелательно принимая все, что при­ходит.

Просто следуйте «да», не принимая никаких решений отно­сительно «нет».

Постепенно вы заметите, как «нет» становится скудным и худым, так как оно начинает голодать. И однажды вы увидите, что его нет. А когда его больше нет, вся энергия, которая была в него вовлечена, освобождается. И эта освобожденная энер­гия сделает ваше «да» великим потоком.

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию.

УМЕНИЕ НАЛАДИТЬ РАБОТУ В ГРУППЕ

Ручей

Запишите следующий текст на фоне приятной, спокойной музыки на магнитофон. И когда будете готовы, включите запись.

«Сядьте прямо.

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте, что вы поднимаетесь по горной дороге, ря­дом с которой протекает ручей.

Когда ручей и дорога начнут расходиться, сойдите с доро­ги и следуйте вдоль ручья к его истоку... Это небольшой родни­чок прозрачной воды, выбивающийся из-под земли. Он совсем маленький.

Теперь вообразите, что вы — капля этого родника, почув­ствуйте, как вы стекаете по склону, соединяетесь с другими кап­лями, становитесь ручейком, который сбегает вниз, затем сли­вается с другими ручейками и превращается в широкий поток.

Заметьте, как замедляется ваше течение там, где склон становится пологим, и как снова ускоряется на крутых местах.


284


Часть 2. Инструменты менеджера...


Что вы чувствуете, когда на вашем пути встречаются кам­ни? Когда рыба проплывает в глубине потока?

Теперь вы стали широкой-широкой рекой и медленно-мед­ленно движетесь мимо городов, деревень... Наверху, над вами, — люди, лодки, корабли. Какие чувства это у вас вызы­вает?

Вот вы уже вблизи океана, и частицы соленой воды смеши­ваются с вами. Вы вливаетесь в океан, становитесь его частью, и ваша чистая родниковая вода растворяется в его соленой воде.

Вообразите, что вы — волна, которая вздымается и опада­ет, вздымается и опадает. Будьте той частичкой волны, кото­рая накатывается на песок, забегает все дальше и дальше, затем застывает на мгновение и, снова шурша, отступает на­зад и соединяется с океаном.

Вообразите себя в глубине, безмолвной, темной частью океана».

Интуитивное знание

Сядьте так, как вам удобно. Закройте глаза. Глубоко поды­шите.

Представьте одного за другим всех людей в группе, с кото­рыми вы работаете.

Откройте им свой внутренний мир.

Расскажите о себе что-то такое, чего они о вас до этого не знали (не менее пяти-десяти предложений).

Теперь посмотрите на каждого из людей в вашей группе.

Какие символические образы, относящиеся к человеку, на которого вы смотрите, у вас возникают? (Цвет, цветок, дерево, животное, инструмент, звук, архитектурное сооружение, мифо­логический герой, предмет.)

Не нужно объяснять, оценивать или оправдывать свой вы­бор!

Пусть образы всплывают свободно, просто сами по себе.

Откройте глаза и запишите увиденные образы.

Подумайте, что роднит каждого из людей с появившимся образом?

Скажите каждому из них, что именно вы в нем цените.


Глава 9. Пульт самоменеджмента



 

Фамилия, инициалы Символические образы Общие качества Я ценю
Иванов Н. П. Электродрель Скорость, прочность, ловкость Я ценю вашу скорость выполнения заданий...
       
       
       
       
       
       
       

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вновь закройте глаза.

Представьте одного за другим всех тех же людей в группе.

Скажите каждому из них: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

Понаблюдайте за тем, что вы чувствуете, когда говорите это.

Если вы не можете искренне сказать это кому-то из людей в группе, постарайтесь понять:

1) что именно мешает вам;

2) какие требования вы предъявляете к этому человеку;

3) при каких условиях вы могли бы сказать ему: «Я прини­маю тебя таким, какой ты есть».

Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека.

Попробуйте понять, почему он так себя ведет. (Например, почему он критикует вас.) В чем он нуждается?

Теперь вернитесь на свое место и попробуйте искренне сказать: «Я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое ме­шает моему принятию тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

Позитивная дезинтеграция

Нарисуйте на листе бумаги символы с именами всех чле­нов вашей группы, включая самого себя.


286


Часть 2. Инструменты менеджера...


 

Возьмите красный фломастер и проведите красную стрел­ку к тем участникам группы, к которым вы испытываете в дан­ный момент положительные чувства.

Теперь возьмите черный фломастер и проведите черную стрелку к тем участникам группы, к которым вы испытываете в данный момент негативные чувства.

Подумайте и скажите каждому из «отвергнутых» то, что вызывает симпатию к ним, а каждому из «избранных» то, что в них не нравится.

Старайтесь говорить о своих чувствах, избегая оценок и интерпретаций.

Например: «Мне нравится, что ты всегда говоришь то, что думаешь, и я провожу к тебе черную стрелку. Меня восхищает твоя искренность, и я провожу к тебе черную стрелку. Меня раздражает, что ты ведешь себя так, будто тебе все позволено, и каждое твое слово имеет невероятно большое значение. Я провожу к тебе красную стрелку. Твое спокойствие вызывает у меня чувство неуверенности, и это тревожит меня. Я провожу к тебе красную стрелку».


Глава 9. Пульт самоменеджмента



Обращаясь к конкретному человеку, повторите вслух свое объяснение не менее 3-5 раз.

Понаблюдайте за собой, осознайте те чувства, которые приходят к вам в этот момент.

Метафорическая скульптура

Сядьте так, как вам удобнее. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте одного за другим всех людей в группе (в орга­низации), с которыми вы работаете.

Каким вы видите взаимодействие людей в вашей группе (в организации)?

Как распределены роли?

Какие темы чаще всего обсуждаются?

На что похожа ваша группа (организация)?

Придайте возникающему образу форму скульптуры и на­рисуйте ее.

Вы можете не стремиться к «портретному» сходству, рису­нок может быть абстрактным. Только поставьте внизу рисунка точку, показывающую, как нужно правильно на него смотреть.

Важно, чтобы в качестве основных деталей скульптуры вы использовали людей, работающих в вашей группе (организации).

Дайте название своей скульптуре.

Напишите, какова роль каждого из людей в этой скульптуре.

 

Название скульптуры Имена участников Роли
     
     
     
     
     
     

Запишите все, что к вам приходит, когда вы смотрите на созданную вами скульптуру, начиная со слов:


288


Часть 2. Инструменты менеджера...


 

Я вижу  
Я чувствую  
Я думаю  
Я готов  
  и я это сделаю

Подумайте, что вы хотели бы изменить в этой скульптуре. Возьмите карандаш или фломастер другого цвета и произ­ведите необходимые изменения. Что вы сейчас чувствуете? Что вы готовы предпринять? Начните с предложения «Я готов... и я это сделаю».

Что вы узнали?

Вспомните все, что вы заметили и узнали о себе при вы­полнении предлагаемых упражнений. О чем вы думаете в дан­ный момент? Что чувствуете? Понаблюдайте в данный момент свою реакцию.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗОВАННОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

После окончания работы над своим индивидуальным пла­ном профессионального и личностного развития предлагаем вам оценить свои достижения и наметить пути дальнейшей работы.

Посмотрите на составленный вами профиль базовых ком­петенций руководителя (рис. 9.3).

Отметьте на графике, над какими управленческими компе­тенциями вы работали.

Отметьте на этом же графике, каков был исходный уровень выраженности этих управленческих компетенций (см. «Резуль­тат самооценки» в табл. 3).

Обратите внимание только на те управленческие компетен­ции, над которыми вы работали.


Глава 9. Пульт самоменеджмента


289


 

Профиль базовых компетенций руководителя

Рис. 9.3

Чтобы увидеть разницу между требуемым уровнем выбран­ных вами управленческих компетенций и их уровнем реальной выраженности до проведения тренинга, используйте фломас­теры разных цветов

Используя фломастер еще одного цвета, отметьте на гра­фике, каков, с вашей точки зрения, уровень выраженности этих же управленческих компетенций после проведения тренинга.

Повторите процедуру самодиагностики (см. Тест «Вы сами»).

Таблица 10 Бланк для ответов

 

I II III IV V VI






Date: 2016-05-25; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.276 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию