Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования, предъявляемые к личности психолога-консультанта





Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать ря­дом специальных личностных качеств. Среди таковых хочется отметить ' любовь к людям, способность понимать и чувствовать их состояние, доб­роту, терпеливость, общительность, ответственность. Известный специа­лист в области консультирования Р. Мей писал, что главное у настоящего психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять


клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности» [10, 78].

Н. Н. Обозов [13, 20-26] обращает внимание на следующие качества психолога-консультанта:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который нахо­дится рядом. В психологическом консультировании это выглядит как профессиональный такт.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения.

 

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в соб­ственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого.

5. Поддержание общей культуры поведения. В результате много­численных контактов с людьми формируются штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах.

6. Умение выстраивать и поддерживать до конца свою линию по­ведения. Психолог-консультант должен уметь своевременно возвратить беседу к заданной теме, сохранить рамки объективности обсуждения других людей клиентом.

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в кон­фликтах. Интравертированному, застенчивому индивиду бывает сложно выйти из напряженной ситуации, сказать «нет», оказавшись в зависимо­сти от другого, он использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включаясь в интеллектуальную и эмоцио­нальную конфронтацию.

Р. А.-Б. Кочюнас [9, 25-32] пишет о следующих качествах психоло­га-консультанта:

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего явля­ется терпение в общении с ними.

2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, спо­собность отождествляться с разными людьми.

3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в ви­ду способность уважать права других людей, воспринимать клиентов как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

4. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать


 




свои чувства, в том числе и отрицательные, а не вытеснять их. Только в этом случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытес­ненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтро­лируемого поведения.

5. Толерантность к неопределенности. Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигает­ся это через: а) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, б) убежденности в правильности принимаемых решений, в) способность рисковать. Все эти качества приобретаются по мере личного и профес­сионального опыта.

6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у консультанта механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффектив­ность деятельности.

7. Постановка реалистичных целей. Консультанту порой необходи­
мо отказываться от нереального стремления стать очень совершенным.
Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед
собой лишь достижимые цели.

Таким образом, как подытоживает Р. А.-Б. Кочюнас [9], эффектив­ный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет его стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Р. А.-Б. Кочюнас [9] также описывает особо вредные для консуль­танта качества: авторитарность, пассивность и зависимость, замкну­тость, склонность к использованию клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротические установки в отношении денег.

Мы, в свою очередь, хотели бы акцентировать внимание на сле­дующих качествах, которые должен проявлять психолог-консультант в общении с клиентами.


1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникнуть во внутренний мир другого человека - клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. Эмпатия -это основное межличностное качество, которым должен обладать психо­лог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о собственной точке зре­ния. Это позволяет эффективнее помогать клиенту.


2. Открытость. Пытаясь понять клиента, консультант откровенно
сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эм-
патическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. Откры­
тость как свойство личности имеет несколько различных проявлений:

- готовность психолога быть открытым как личность для клиента
(но не настолько, чтобы поменяться местами с клиентом);

- психолог показывает как свои достоинства, так и недостатки
(чтобы показать, что психолог - обычный живой человек, как и все люди
и не старается играть не свойственную ему роль);

- готовность обсуждать с клиентом любые проблемы, откровенно
сообщая клиенту о своих чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую
реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Умение вселять уверенность в клиента и решимость изменить себя. Это качество напрямую зависит от способности консультанта убеж­дать, внушать, поддерживать человека.

4. Особо выделим качество, на которое указывает Р. Мэй,- это готовность не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить их в конструктивное русло [10, 98]. Переживание -это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть дест­руктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога состоит в том, чтобы сохранить, а может и усилить эту энергию, направив ее в конструктивное русло.







Date: 2016-05-25; view: 1458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию