Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования, предъявляемые к личности психолога-консультанта
Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать рядом специальных личностных качеств. Среди таковых хочется отметить ' любовь к людям, способность понимать и чувствовать их состояние, доброту, терпеливость, общительность, ответственность. Известный специалист в области консультирования Р. Мей писал, что главное у настоящего психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности» [10, 78]. Н. Н. Обозов [13, 20-26] обращает внимание на следующие качества психолога-консультанта: 1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей. 2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом. В психологическом консультировании это выглядит как профессиональный такт. 3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения.
4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого. 5. Поддержание общей культуры поведения. В результате многочисленных контактов с людьми формируются штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах. 6. Умение выстраивать и поддерживать до конца свою линию поведения. Психолог-консультант должен уметь своевременно возвратить беседу к заданной теме, сохранить рамки объективности обсуждения других людей клиентом. 7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Интравертированному, застенчивому индивиду бывает сложно выйти из напряженной ситуации, сказать «нет», оказавшись в зависимости от другого, он использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включаясь в интеллектуальную и эмоциональную конфронтацию. Р. А.-Б. Кочюнас [9, 25-32] пишет о следующих качествах психолога-консультанта: 1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними. 2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с разными людьми. 3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, воспринимать клиентов как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность. 4. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать
свои чувства, в том числе и отрицательные, а не вытеснять их. Только в этом случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. 5. Толерантность к неопределенности. Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через: а) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, б) убежденности в правильности принимаемых решений, в) способность рисковать. Все эти качества приобретаются по мере личного и профессионального опыта. 6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у консультанта механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности. 7. Постановка реалистичных целей. Консультанту порой необходи Таким образом, как подытоживает Р. А.-Б. Кочюнас [9], эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет его стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Р. А.-Б. Кочюнас [9] также описывает особо вредные для консультанта качества: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность к использованию клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротические установки в отношении денег. Мы, в свою очередь, хотели бы акцентировать внимание на следующих качествах, которые должен проявлять психолог-консультант в общении с клиентами. 1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникнуть во внутренний мир другого человека - клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. Эмпатия -это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о собственной точке зрения. Это позволяет эффективнее помогать клиенту. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, консультант откровенно - готовность психолога быть открытым как личность для клиента - психолог показывает как свои достоинства, так и недостатки - готовность обсуждать с клиентом любые проблемы, откровенно 3. Умение вселять уверенность в клиента и решимость изменить себя. Это качество напрямую зависит от способности консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. 4. Особо выделим качество, на которое указывает Р. Мэй,- это готовность не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить их в конструктивное русло [10, 98]. Переживание -это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога состоит в том, чтобы сохранить, а может и усилить эту энергию, направив ее в конструктивное русло. Date: 2016-05-25; view: 1458; Нарушение авторских прав |