Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие принципы работы психолога-консультанта
Слово «принцип» происходит от лат. principium - «основа, начало» и означает основное, исходное положение какой-то теории, учения; это руководящая идея, основное правило деятельности. В нашем описании общих принципов работы психолога-консультанта мы будем придерживаться того порядка, который дает Ю. Е. Алешина [4]. Естественно, мы будем расширять и дополнять эту схему там, где это будет необходимо. 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности. Мы пытаемся понять, принять и полюбить другого человека таким, каков он есть. Мы не берем на себя роль воспитателя, «инженера человеческих душ». Это не значит, что мы не имеем права в процессе консультации стремиться к изменениям. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориентируется на социально принятые нормы и правила, не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. В предлагаемых вариантах улучшения его жизни клиент должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, представлений о правильном поведении. 3. Осторожное отношение к советам. Ю. Е. Алешина [4] формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит аргументы:
- гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема; - советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему; - любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях. В дополнение к этому В. В. Столин [16] выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирования следующие аргументы: - до прихода в психологическую консультацию клиент имеет гораз
- хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, Однако другие авторы считают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так, А. Ф. Копьев [8, 16] считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет здесь может выступить в роли: - поддержки, сочувствия клиенту; - наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравственных норм; - индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм Н. В. Самоукина [15] полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если: - клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения; - клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание; - если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать». Ошибкой Н. В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет, поскольку совет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрывает движение клиента по пути к самому себе. 4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом. Установление тесных личных отношений между клиентом и консультантом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоцио- нальные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга. 5 Включенность клиента в процесс консультирования. Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы: - развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным; - клиенту было интересно. Ю. Е. Алешина в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность. Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Date: 2016-05-25; view: 1300; Нарушение авторских прав |