Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы работы психолога-консультанта





Слово «принцип» происходит от лат. principium - «основа, начало» и означает основное, исходное положение какой-то теории, учения; это руководящая идея, основное правило деятельности.

В нашем описании общих принципов работы психолога-консультанта мы будем придерживаться того порядка, который дает Ю. Е. Алешина [4]. Естественно, мы будем расширять и дополнять эту схему там, где это будет необходимо.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Об­щаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий цен­ности. Мы пытаемся понять, принять и полюбить другого человека та­ким, каков он есть. Мы не берем на себя роль воспитателя, «инженера человеческих душ». Это не значит, что мы не имеем права в процессе консультации стремиться к изменениям.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип оз­начает, что психолог во время работы ориентируется на социально при­нятые нормы и правила, не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. В предлагаемых вариантах улучшения его жизни клиент должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, представлений о правильном поведении.

3. Осторожное отношение к советам. Ю. Е. Алешина [4] формулиру­ет этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит аргументы:

 

- гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема;

- советуя, консультант берет на себя ответственность за происхо­дящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватно­му отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему;

- любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет, что, естественно, мешает пониманию кли­ентом своей роли в происходящих событиях.

В дополнение к этому В. В. Столин [16] выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирова­ния следующие аргументы:

- до прихода в психологическую консультацию клиент имеет гораз­
до больше времени для рационального осмысления своей ситуации, чем
имеет психолог; на этом фоне совет психолога чаще всего будет выгля­
деть как скороспелый;


 




- хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом,
он может неосознанно бояться именно прямых советов, ведь принять
такой совет - значит в какой-то степени признать себя некомпетентным
в собственной жизни.

Однако другие авторы считают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так, А. Ф. Копьев [8, 16] считает, что особенно на начальных этапах консуль­тирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет здесь может выступить в роли:

- поддержки, сочувствия клиенту;

- наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравствен­ных норм;

- индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм
поведения.

Н. В. Самоукина [15] полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если:

- клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения;

- клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологиче­ский ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание;

- если клиент активен, действует и нуждается только в квалифици­рованной информации типа «как делать».

Ошибкой Н. В. Самоукина считает стремление психолога-консуль­танта обязательно дать полезный совет, поскольку совет сбивает внима­ние клиента с анализа самого себя, закрывает движение клиента по пути к самому себе.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказы­вать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста свои от­ношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние про­блемы и конфликты на отношения с клиентом. Установление тесных личных отношений между клиентом и консультантом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоцио-


нальные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межлично­стных отношений и отдалить людей друг от друга.

5 Включенность клиента в процесс консультирования. Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя макси­мально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:

- развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным;

- клиенту было интересно.

Ю. Е. Алешина в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность. Имеется в виду, что любая информация, сообщенная кли­ентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в ка­кие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.







Date: 2016-05-25; view: 1300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию