Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы возрастно-психологического консультирования





Наиболее общие принципы работы психолога-консультанта были сформулированы В. В. Столиным [16]. Первоначально им было выделено 6 принципов:

1. Принцип анализа подтекста.

2. Принцип стереоскопического диагноза (учет мнения всех сторон, принимающих участие в проблемной ситуации).

3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам дол­жен принимать решения о своей жизни).

4. Принцип системности (в случае консультирования по поводу детско-родительских отношений - не центрироваться на ребенке или на родителях, а иметь дело со всей семьей).

5. Принцип уважения личности клиента.

6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта.
Более подробно некоторые из этих принципов будут рассмотрены

нами в следующем вопросе.

В дальнейшем многие психологи-консультанты при обобщении опыта своей работы детализировали и дополняли перечень приведенных принципов. Например, при описании специфики работы психолога-хонсультанта в сети психолого-медико-педагогических комиссий введе­ны дополнительные принципы консультативной работы с родителями детей с различными психофизическими дефектами [5]:

- принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть
созданы наиболее благоприятные условия для его развития);


 




- щадящая форма сообщения диагноза (сообщение диагноза в доступ­ной родителям форме, с учетом их уровня развития, а также обязательное включение в диагноз не только негативной, но и позитивной части);

- коллективная консультация семьи после индивидуального кон­сультирования ее членов.

Из перечисленных выше принципов дадим описание прежде всего тех, которые наиболее важны для понимания специфики возрастно-психологического консультирования.

Принцип соблюдения интересов ребенка означает прежде всего центрированность на ребенке психодиагностических процедур консуль­тативной работы, и только на стадии прогноза и коррекции этот принцип может приобретать форму противопоставления интересов ребенка инте­ресам родителей и школы.

v Принцип стереоскопического диагноза был сформулирован в се­мейном психологическом консультировании. Он отражает очевидный факт, что ситуация, сложившаяся в семье, должна быть зафиксирована не только объективно, с позиции консультанта, но и субъективно, с позиции входящих в эту ситуацию членов семьи.

В возрастно-психологическом консультировании этот принцип оз­начает, что подробное диагностическое обследование ребенка нуждается в дополнении более или менее подробным обследованием межличност­ных отношений в семье, в коллективе и пр. В ходе работы консультант не должен стремиться к монополии на стереоскопичность картины предло­женной ему проблемы, наоборот, в ходе консультации он должен стре­мится раскрыть стереоскопичность ситуации перед ее участниками.

Принцип системности в своем исходном понимании означал, что в ходе консультирования должны быть раскрыты причины (системная при­чина), обусловливающие предложенную консультанту ситуацию. Для семейного консультанта важно иметь дело с семьей как единым целым. Для возрастного психолога-консультанта принцип означает требование учета прошлых и настоящих релевантных влияний на ребенка, обусло­вивших уровень его нынешнего развития и особенности его поведения. Системным объектом рассмотрения в этом случае является индивидуаль­ный жизненный путь ребенка, который неотделим от его семейных отношений, но не сводится к ним.

Этот принцип реализуется в подробной анамнестической беседе, за­трагивающей все стороны жизни ребенка в семье и семьи в целом.

На этапе диагностики принцип реализуется в том, что у психолога должен быть широкий набор диагностических методик, касающихся самых различных сторон психической жизни ребенка.


Принцип уважения личности ребенка означает отказ от прямого манипулирования клиентом, от постановки задач на перестройку его личности, от сравнения его личности с некоей абстрактной нормой лич­ностного развития.

Но когда консультируемой является диада «ребенок - родитель», то данный принцип по отношению к ребенку становится не столь очевиден. Например, по-видимому, не выполняется принцип добровольности консультации. Во-вторых, психологу-консультанту трудно совершенно отстраниться от хотя бы частичного взятия на себя функций системы вос­питания и обучения, которые имеют некоторые декларируемые и претво­ряемые в жизнь нормы возрастного развития личности ребенка.

Но эти моменты не снимают принципа уважения личности ребенка. Поэтому одной из задач психолога-консультанта является повышение уровня эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей. Таким образом, данный принцип реализуется консультантом не только непосредственно, но и косвенно, через родителей.


Принцип неразглашения информации о ребенке подразумевается действия только в интересах ребенка.

Принцип анализа подтекста подразумевает поиск истинных мотивов обращения человека в психологическую консультацию. В соот­ветствии с общепсихологическим принципом единства сознания и дея­тельности искать их надо за счет анализа особенностей текста, произно­симого клиентом, его поведения, поступков. Причем возможны все варианты меры осознанности клиентом этих мотивов.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития вытекает из главной задачи возрастно-психологического консультирова­ния - контроля за нормальным психическим развитием ребенка.

Возрастая норма психического развития - одно из важнейших поня­тий теории и практики возрастной психологии. Причем возрастная норма не понимается упрощенно исключительно как границы в изменении количест­венных показателей психического развития, измеряемых психодиагностиче­скими методиками.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития в практической работе психолога-консультанта предполагает использо­вание схемы психологического анализа возраста, изначально разработан­ной Л. С. Выготским, а впоследствии дополненной А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович. Эта схема включает в себя анализ уровня сформированности основных психологических новообразова­ний возраста у ребенка, анализ социальной ситуации развития данного ребенка, анализ уровня развития основных деятельностей, характер­ных для возраста.


 




Однако есть затруднения в реализации данного принципа, которые тем не менее не отменяют его:

- не для всех составляющих структуры возраста анализ операцио-нализирован в виде психодиагностических методик или проб клиниче­ского характера;

- неразработанность представлений о вариантах нормального пси­хического развития ребенка (например, существует два варианта прохожде­ния критического возрастного периода в индивидуальном развитии: плавное, собственно «кризисное», болезненное; очевидно, что вариантов собственно кризисного прохождения критического периода может быть несколько, все они в известном смысле и являются вариантами закономерного возрастного кризиса).

Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка подразумевает проведение анализа специфических особенностей хода онтогенеза психики данного ребенка. Это важно по ряду причин:

во-первых, в ряде случаев это облегчает диагностику особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте;

во-вторых, анализ процесса развития на предыдущих этапах онтоге­неза просто необходим для понимания развития на последующих стади­ях. Объяснительный принцип в психологии во многом носит характер возрастной регрессии: в социальную ситуацию развития данного возрас­та входят новообразования предыдущего возраста. Понять индивидуаль­ные особенности ребенка - значит найти их корни, первопричины;

в-третьих, анализ прошлого индивидуального пути ребенка является средством прогноза. В некоторых случаях стертые, невыразительные данные об особенностях возрастного развития ребенка на данном этапе онтогенеза менее пригодны для прогноза хода психического развития на следующих стадиях онтогенеза, чем данные предыдущего индивидуаль­ного жизненного пути, особенно данные из некоторых ключевых точек онтогенеза.

Этот принцип предполагает и учет психологических факторов риска, имевших место на различных стадиях жизни ребенка.







Date: 2016-05-25; view: 5407; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию