Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 9 page
370 РАЗДЕЛ 2
крестьянством) законодательных актов. Российские крестьяне зачастую демонстрировали «хитрость разума» при восприятии некоторых законодательных норм. Говоря о регламентации пуб- ликации законодательных актов, мы уже отмечали, что поддан- ные, в зависимости от направления их интересов, верили то письменным, то печатным указам.
Широко известен факт мифологизации в массовом сознании личности императора Петра III. В основе лежит неверная интер- претация законодательных актов периода его правления. Мани- фест от 18 февраля 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству» породил надежду на скорое осво- бождение и крестьян, что, в частности, отмечает в своих запис- ках секретарь французского посланника в Петербурге К.-К. Рюль- ер. Предпринятая Петром III попытка секуляризации церковных имуществ привела к распространению среди монастырских кре- стьян, которые собственно и составляли основное церковное «имущество», слухов о скором освобождении. О своеобразной интерпретации секуляризационного законодательства в кресть- янской среде свидетельствует сенатский указ от 8 октября 1763 г. «О внушении духовных вотчин служкам, мастеровым и крестья- нам, чтоб они противу своих властей никаких своевольств не чи- нили, а поступали в исполнении своих обязанностей, как обнаро- дованные указы 1762 августа 12 и 1763 гепваря 8 повелевают, и о наказании превратных толкователей сих указов».
О том, что законодательство Петра III породило неадекват- ные надежды крестьянства, свидетельствуют манифест Петра III от 19 июня 1762 г. «О прощении вышедших из повиновения по- мещичьих крестьян, если принесут раскаяние в винах своих, и о наказании разсеевателей ложных слухов, выведших крестьян из повиновения», почти дословно с ним совпадающий (и по назва- нию) именной указ Екатерины II от 3 июля 1762 г. и сенатский указ от 8 октября того же года «О пребывании крестьян у своих помещиков в должном повиновении и послушании», в которых констатировалось, что «...некоторых помещиков крестьяне, буду- чи прельщены и ослеплены разсеянными от непотребных людей ложными слухами, отложились от должнаго помещикам своим повиновения...». А.С. Мыльников справедливо замечает, что хо- тя в манифесте Петра III и не говорится о характере слухов, но его содержание свидетельствует о том, что речь идет об ожида- ющемся освобождении крестьян49. Несмотря на издание этих за- конодательных актов, среди которых был манифест, т. е. законо- дательный акт, рассчитанный на максимально широкое воздей- ствие, слухи о скором освобождении крестьян продолжали рас- пространяться. Об этом можно судить по сенатскому указу от
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 371
10 марта 1764 г. «О пасквиле, выданном под именем Именного указа». Прочная связь надежд крестьян на освобождение с зако- нотворчеством Петра III проявилась и во время пугачевского восстания.
Еще более ярким примером неадекватной, неожиданной - по крайней мере, для законодателя - интерпретации законодатель- ства в крестьянской среде является восприятие крестьянством предпринимаемых па протяжении XVIII в. законодательных мер, направленных на возвращение беглых. Цель таких законо- дательных актов обусловила их самую широкую публикацию (кстати, приведенный выше порядок публикации взят как раз из законодательства о возвращении беглых).
В начале 1760-х годов - при Елизавете, Петре III и Екатери- не II - политика и этой сфере активизировалась. Была издана се- рия законодательных актов, среди которых, сенатский указ от 5 нюня 1761 г. «О вызове из Польши российских беглецов; о по- селении их при крепости Св. Елисавсты и о даровании им льгот на шесть лет и других выгод»; манифест от 28 февраля 1762 г. «О продолжении срока для возвращения в Россию бежавших в Поль- шу, Литву, Курляндию разного звания людей»; именной указ от 19 июля 1762 г. «О продолжении срока беглым людям для возвра- щения из-за границы в свое отечество»; высочайше утвержден- ный доклад Сената 27 ноября 1762 г, «Об отдаче привозимых в Смоленск беглых людей без наказания прежним их помещикам, со взысканием сделанных от казны издержек»; манифест от 4 де- кабря 1762 г. «О позволении иностранцам... селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество Русских людей, бе- жавших за границу; манифест от 13 мая 1763 г. «О вызове из Польши и Литвы беглых Российских помещичьих и всякого зва- ния людей; о дозволении им селиться в казенных волостях, где кто пожелает, и о даче им льготы от податей и работ на 6 лет».
Уже из названий законодательных актов видно, что в то вре- мя явно преобладала политика «пряника», а не «кнута». Этими законодательными актами предусматривался перевод возвратив- шихся беглых в государственные крестьяне и ряд льгот; О том, каким образом это законодательство было понято в крестьян- ской среде, можно судить по сенатскому указу от 5 марта 1764 г. «О распространении силы манифеста от 4 декабря 1762 года на тех только, кои до состояния онаго манифеста из отечества сво- его самовольно отлучились». В нем говорилось, что дворовые люди подполковника Сумороцкого и крестьяне поручика Пути- лова в Главной пограничной комиссии на допросах показали, что «они... оставя жен и детей своих, бежали прошлого 1763 го- да в Июле месяце, по той причине, что один их же помещика
372 РАЗДЕЛ 2
дворовой человек и разговорах сказывал им, якобы состоялся Ея Императорскаго Величества указ, ежели кто от помещиков дав- но бежал или вновь побежит, и побыв в Польше, явится, таких де велено записывать в дворцовыя волости, что они признав за истинную, и бежали, с тем намерением, что б пожив несколько за границею, и возвратись, быть в дворцовой вотчине, а не за по- мещиком». Итак, осознав превратное восприятие политики «пряника», правительство в определенной степени переходит к политике «кнута»: 29 марта 1764 г. был издай сенатский указ «О препоручении сыска и высылки беглых российских людей из Лифляндии и Эстляндии тамошним губернским и провинциаль- ным канцеляриям». Впоследствии, впрочем, все же возобладала политика возвращения бежавших, а не их запугивания.
8. Проблема кодификации законодательства
Не преследуя цели рассмотреть всю сложную, многообразную историю кодификации российского законода- тельства после принятия Соборного Уложения 1649 г. (обобще- ние законодательных норм свойственно отнюдь не только ново- му времени), остановимся лишь па одном аспекте проблемы, ко- торый позволит нам соотнести российское законодательство с мировыми системами права.
При соотнесении российского законодательства, как оно сформировалось на протяжении XVIII - первой четверти XIX в., с двумя мировыми системами нрава - англосаксонской и конти- нентальной - необходимо прежде всего остановиться на основ- ных характеристиках этих систем. Их различия общепризнаны юристами.
Так, континентальная система базируется на кодексах, а анг- лосаксонская - на судебных прецедентах (что, кстати, предпола- гает возможность интерпретации норм права судьей). Кроме то- го, англосаксонское право, в отличие от континентального, не делится на публичное и частное.
Подчеркнем также, что если континентальная система сфор- мировалась по преимуществу в XIX в., начиная с наполеонов- ской кодификации, то англосаксонская система уходит своими корнями в глубокую древность.
Не вторгаясь в сферу компетентности юристов, заметим, что принцип приоритета закона как источника права гораздо в боль- шей степени коррелирует с континентальной системой права, чем с англосаксонской. Системообразующее значение этого принципа в российском законодательстве XVIII в. было обосно- вано выше. Здесь же отметим, что с конца XVII в. Петр I прила-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 373
гал усилия к тому, чтобы облеченные властью не руководствова- лись бы прецедентами при принятии управленческих решений. Одним из ярких свидетельств такого подхода может служить именной указ от 20 января 1697 (7205) г. «О невыписывании в пример указов, состоявшихся в Крымском походе, о придачах поместий и других пожалований боярам, воеводам и прочим рат- ным людям». В указе говорится, что «Крымских походов 195 и 197 годов своих государевых указов, которые состоялись в тех годах за те Крымские походы боярам и воеводам и ратным лю- дям о придачах и о каких дачах впредь ни к каким делам на при- мер выписки не выписывать» (выделено мною. - М.Р.).Конечно, этот указ еще не устанавливал универсального принципа, да и подоплека его вполне ясна - не распространять льготы, заслу- женные в военном походе, на мирное время.
При Петре I первые попытки кодификации предпринима- лись с 1700 г., когда так называемой палате об Уложении, состо- явшей из членов боярской Думы и стольников, было поручено согласовать Соборное Уложение с новоуказными статьями и бо- ярскими приговорами, Палата заседала до 1703 г. Но вполне оче- видно, что в период бурного законотворчества проводить коди- фикацию нереально.
Основным законодательным актом и, следовательно, основ- ным источником права в начале XVIII в. по-прежнему оставалось Соборное Уложение. 15 июня 1714 г. Петр I издал именной указ «О вершеиии дел по Уложению, а не по новоуказным статьям». В этом указе содержится повеление судьям «всякие дела делать и вершить по Уложению; а по новоуказным пунктам и сепаратным указам отнюдь не делать, разве тех дел, о которых в Уложении ни мало не помянуто». О «новоуказных пунктах» говорится, что они учинены «не в перемену, но в дополнение Уложения», поэ- тому они «приемлются во исполнение онаго законнаго Уложе- ния, дондеже оное Уложение, для недовольных в нем решитель- ных пунктов, исправлено и в народ публиковано будет». Все же прочие указы, которые «учинены не в образец» или «противно Уложению», в том числе и именные, «отставить, и на пример не выписывать (выделено мною. - М.Р.), и вновь таких указов от- нюдь не делать».
В уже упоминавшемся указе из Юстиц-коллегии «О решении дел в Московском надворном суде по Уложению и по новосостоя- тельным, а не по сепаратным указам, и о донесении о делах, кото- рых судьи сами решить не могут, в Государственную Юстиц-колле- гию» от 15 октября 1719 г., кроме предписания управлять по Уложе- нию и изданным в его пополнение указам, содержится запрет руко- водствоваться «сепаратными указами» и «примерными делами».
374 РАЗДЕЛ 2
Кстати, в докладе Академии наук на высочайшее имя в нача- ле 1735 г. целесообразность новой публикации Соборного Уло- жения обосновывалась так: «...хотя в... Уложеиьи некоторые пун- кты уже не употребительны, пока оное совсем остановлено и вместо того новое введено не будет; то оное есть необходимый нужды и может здешнему народу, который так чрез долгое время от того пользу получал... оставлено быть».
Функцию кодексов на протяжении XVIII-XIX вв. отчасти выполняли регламенты и уставы. Напомним, что в ключевом для становления новой системы законодательства указе от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских...» говорится, что именно «все уставы и регламенты (выделено мною. - М.Р.) запечатываются». Этим же указом предусматривалось присое- динение к регламентам вновь утверждаемых законодательных норм.
В дальнейшем, на протяжении всего XVIII в., предпринима- лись попытки - по ряду причин неудачные - провести кодифи- кацию законодательства, то есть создать новое Уложение.
Вновь проблема кодификации законодательства была поста- влена в конце 1720-х годов. В 1730 г. была учреждена Уложенная комиссия, которая безрезультатно проработала более десяти лет. Новая Комиссия о сочинении Уложения была созвана в 1754 г. и с перерывами продолжала свое существование до середины 1760-х годов, подготовив несколько проектов, в частности про- ект уголовного Уложения. Наиболее известна в истории Уложен- ная комиссия 1767-1768 гг., созванная Екатериной II50.
Павел I, придя к власти в 1796 г., назначил новую Кодифика- ционную комиссию. Ее преемницей стала Кодификационная ко- миссия Александра I, работавшая с 1804 по 1826 г, С 1826 г. для кодификационной работы было создано II отделение собствен- ной его Императорского Величества канцелярии. После его уп- разднения в 1882 г. кодификационная работа была сосредоточе- на в Государственном Совете.
Несмотря на безуспешность попыток кодификации, можно утверждать, что уже в период правления Петра I наблюдалось стремление уйти от прецедентного права, базировать право на систематизированном законодательстве.
В XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплоти- лись в создании Свода законов Российской империи. Свод был издан в результате деятельности II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1832 г. и вступал в действие с 1 января 1835 г. В Свод вошли действующие законо- дательные нормы, систематизированные тематически (в отли- чие от хронологической систематизации Полного собрания за-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКА 375
конов). Хронологически они охватывали период от начала XVIII в. до 1 января 1832 г.
Структура Свода законов была определена М.М. Сперанским. Свод включал восемь главных отделов, распределенных по 15 то- мам51:
Основные государственные законы (Т. I. Ч. 1).
Учреждения: а) центральные (Т. I. Ч. 2); б) местные (Т. II.); в) уставы о службе государственной (Т. III).
Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях (Т. IV); б) уставы о податях и пошлинах (Т. V); в) Устав таможен- ный (Т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (Т. VII); д) ус- тавы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (Т. VIII).
Законы о состояниях (Т. IX).
Законы гражданские и межевые (Т. X).
Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредит- ный, торговый, промышленности (Т. XI); б) уставы путей сооб- щения, строительный, пожарный, о городском и сельском хо- зяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (Т. XII).
Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (Т. XIII); б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (Т. XIV).
Законы уголовные (Т. XV. Кн. 1) и уголовно-процессуальные (Т. XV. Кн. 2).
Свод законов не может рассматриваться как кодекс, посколь- ку он не снимал действия предшествующего законодательства52. В манифесте от 31 января 1833 г., объявлявшем об издании Сво- да законов, говорилось: «Свод законов ничего не изменяет в си- ле и действии их, но приводит их только в единообразие и по- рядок...». Составители Свода (работу возглавлял М.М. Сперан- ский) при систематизации законодательства отбирали действую- щие нормы, затем они приняли следующие правила передачи их текста: «а) те статьи свода, кои основаны на одном действующем указе или постановлении, излагать теми самыми словами, какие стоят в тексте, без малейшего их изменения; б) те статьи, кои со- ставлены из двух и более указов, излагать словами указа главно- го, с присоединением из других тех слов, кои служат ему допол- нением или пояснением: в) статьи, составленные из соображе- ния многих указов, излагать по тому смыслу, какой они предста- вляют в их совокупности»53. Таким образом, допускалось вмеша- тельство в текст законодательных актов, служивших источником
376 РАЗДЕЛ 2
Свода законов. Впоследствии эти правила уточнялись. Чаще все- го, в целях сокращения объема Свода, опускалась мотивировоч- ная часть законодательного акта, что в ряде случаев могло при- вести к расширительному толкованию законодательных норм. Но все же при создании Свода его составители последовательно придерживались главного правила: «Из двух несхожих между со- бой законов надлежит следовать позднейшему, не разбирая, луч- ше ли он или хуже прежнего, ибо прежний считается отрешен- ным тем самым, что поставлен на место его другой»54.
Первоначально предполагалось издавать Свод законов каж- дые десять лет. Второе издание вышло в 1842 г., а третье только ц 1857 г. Это было последнее единовременное издание Свода, впоследствии он издавался отдельными уставами. Среди этих из- даний следует обратить особое внимание на Свод основных го- сударственных законов, изданный 23 апреля 1906 г., накануне от- крытия I Государственной думы.
Кодификацию всего законодательства провести так и не уда- лось. В 1845 г. было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» - пример кодификации одной из отраслей права, - впоследствии входившее в том XV Свода законов. Пос- ле реформы 1864 г. в Свод был добавлен том XVI, содержавший Судебные уставы.
Итак, огромный количественный рост законодательных ак- тов, расширение сферы законодательного регулирования, увели- чение количества разновидностей законодательных актов не только обусловливают наиболее заметные свойства корпуса зако- нодательных источников нового времени, но и порождают ряд проблем при его системном исследовании.
9. Классификация законодательных актов
Сложность и значимость проблемы классифика- ции законодательных актов обусловлена невозможностью четко- го определения понятия «закон» в условиях самодержавия. Поэ- тому необходимо четко определить сферу действия и юридиче- скую силу отдельных разновидностей законодательных источни- ков и выявить их иерархию.
Классификация законодательных актов законодателем
29 апреля 1720 г. был издан именной указ «О раз- делении указов на временные и ко всегдашнему наблюдению из- даваемые и о напечатании сих последних». В нем говорилось:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 377
«Указы все за нашего подписью разбирать на двое: которые вре- менные в особливую книгу, а которые в постановление какого дела, те припечатывать, а именно: что надлежит до Коллегии, то в регламент Коллегии, а что к уставу или артикулу и прочим де- лам, в регламент, а не на время: то оные припечатывать по вся годы к оным книгам». Этот короткий указ содержит важные мо- менты. Так, подпись царя выступает как непременный атрибут законодательного акта. Кроме того, в этом указе можно усмот- реть стремление к постоянной кодификации законодательства, проявлявшееся в прибавлении вновь принимаемых норм к уже существующим законодательным актам обобщающего характера. И наконец, законодатель делит законодательные акты на времен- ные и постоянного действия.
Более сложную классификацию законодательных актов пред- лагала Екатерина II в «Наказе Комиссии о сочинении проекта Нового уложения». Она выделяла три группы законодательных актов: во-первых, «законы в собственном смысле, т. е. те устано- вления, которые ни в какое время не могут перемениться»; во- вторых, «временные учреждения»; в-третьих, «указы», изданные по частному поводу. Таким образом, Екатерина II разделяла акты верховной власти не только по времени действия (временные и постоянные), но и по масштабу действия (всеобъемлющие и ча- стные).
В XIX в. попытки разделить акты верховной власти на вре- менные и постоянные продолжались. Необходимость такой классификации законодательных актов отмечалась в наказе Але- ксандра I Непременному Совету, созданному манифестом от 30 марта 1801 г., и в проектах государственных преобразований М.М. Сперанского. Последний предлагал разделить все акты вер- ховной власти на два разряда: на «те постановления, коими вво- дится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных людей между собою» и которые пред- ставляют закон «в точном смысле», и на «те, кои, не вводя ника- кой существенной перемены, учреждают токмо образ исполне- ния первых» и являются предметом «власти исполнительной».
Итак, теоретические рассуждения о классификации актов верховной власти не привели к пониманию критериев определе- ния закона. Но решать задачу отбора законодательных актов среди постановлений верховной власти пришлось при составле- нии Полного собрания законов Российской империи. Составите- ли ПСЗ, признав безуспешность предпринимавшихся попыток классификации актов верховной власти, сформулировали следу- ющий принцип их отбора для публикации: «В состав Собрания вмещать, по порядку времени, все постановления, ко всегдашне-
378 РАЗДЕЛ 2
му исполнению от верховной власти, или именем ея от учреж- денных ею мест и правительств изданные». Иными словами, со- ставители ПСЗ останавливались па сформулированном еще при Петре I принципе отличия постоянных законодательных норм от временных постановлений, но фактически смягчали подчер- кивавшийся почти всеми правоведами. и историками права принцип, что закон исходит от императора. Составители ПСЗ также отмечали: «Судебные решения имеют силу закона единст- венно в тех случаях, но коим они состоялись; по сему они не должны быть помещаемы в Собрании Законов общих»55. Сфор- мулировав вышеуказанные принципы отбора законодательных актов для ПСЗ, его составители допускали следующие исключе- ния: «...есть судебные решения, коих сила распространена в са- мом их изложении на все случаи, им подобные; есть другие, кои, быв в начале частными, приняты в последствии примером и об- разцом других решений, и таким образом сделались общими; есть решения частные, но в них сделано изъяснение закона об- щего, установлен точный смысл его и отвергнуты толкования с разумом его несообразный. Все таковые и сим подобные судеб- ные решения положено вместить в состав Собрания. Подобное сему изъятие положено сделать и в решении дел уголовных. Важ- нейший из оных, особенно по преступлениям Государственным, признано полезным сохранить в Собрании».
Подобный подход был связан с характером законодательной системы, которая в это время проходила период своего станов- ления. Но отбор законодательных актов для ПСЗ диктовался ис- торическим подходом к законодательству, с которым также свя- зывалась необходимость издания ПСЗ: «...История государства, без познания заколов, не может иметь ни ясности, ни достовер- ности, так как, с другой стороны, законы без истории часто бы- вают невразумительны». В соответствии с концепцией истори- ческого происхождения права ПСЗ должно было использовать- ся в тех случаях, когда «...бывает нужно прежде всего пройти ряд прежних узаконений, сообразить силу их в совокупности, чтоб составить начертание закона, утвержденное не только на насто- ящем, но и на прежнем разуме законодательства»50. В соответст- вии с этой целью, хотя «...все частное, все личное, все меры вре- менныя положено исключить из состава Собрания...», из этого правила были сделаны исключения, о которых говорится следу- ющее: «...есть распоряжения, по существу своему частные и слу- чайные, но по историческому их достоинству важные. Их поло- жено сохранить в Собрании, как памятники того пека, как указа- ние общественных его нравов, как изображение гражданской его жизни»57.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 379
Нечеткость определения понятия «закон» ведет к нечетко- сти в отборе законодательных актов при публикации в ПСЗ, яв- лявшемся основным источником текстов законодательных ак- тов, которым пользовались историки и историки права, начиная со времени его публикации.
Разновидности законодательных актов
Поскольку для рассматриваемого периода, осо- бенно для XVIII в., задача разграничения законов и иных норма- тивных актов принципиально неразрешима, целесообразно со- средоточить усилия на выяснении юридической роли, характера и масштабов действия отдельных разновидностей законодатель- ных актов. Сразу оговоримся, что рассмотрение порядка разра- ботки, принятия и публикации законодательных актов различ- ных разновидностей при всей значимости этой проблемы не входит в нашу задачу, поскольку нами изначально декларирова- лось рассмотрение законодательства по принципу «черного ящика». Отметим лишь, что Б.М. Кочаков считает, будто разно- видность законодательного акта зависела именно от порядка его прохождения58. Правда, высказывание Б.М. Кочакова относится к рассматриваемым им законодательным актам XIX - начала XX и., когда была выработана законодательная процедура, кото- рая в XVIII и. не отличалась четкостью. Но и применительно к этому периоду встает вопрос о соотношении причины и следст- вия: разновидность зависела от законодательной процедуры или определенный порядок прохождения законодательного акта обу- словливался особенностями его юридической функции, т. е. его разновидностью?
Элементы предлагаемого подхода можно усмотреть, напри- мер, в том, что II.П. Загоскин в «Истории права русского паро- да...» не дает определения законодательного акта в целом, а пи- шет следующее: «С начала XVIII столетня развитие русского за- конодательства совершается посредством издания отдельных за- конов самого разнообразного вида и содержания - регламен- тов... учреждений, уставов, положений, наказов, указов, манифе- стов и т. п.».
В этом высказывании II.П. Загоскина отсутствует иерархия законодательных актов: они перечисляются в произвольном по- рядке. Иерархия отсутствует и у других авторов. Например, М.Ф. Владимирский-Буданов перечисляет разновидности законо- дательных актов в такой последовательности: уставы, регламен- ты и учреждения, указы, инструкции, манифесты59. Составители
380 РАЗДЕЛ 2
Полного собрания законов Российской империи в «Табели о числе уставов, учреждений, наказов, жалованных грамот, указов и трактатов, состоявшихся со времени Уложения, с 29 Января 1649 по 1 Января 1832 года» группируют разновидности законо- дательных актов следующим образом: 1) уложения, уставы, учре- ждения и наказы; 2) жалованные грамоты; 3) манифесты и ука- зы; 4) трактаты60.
В современной историографии дать иерархическую класси- фикацию законодательных актов XVIII в. попытался О.Л. Омель- ченко. В качестве высшего типа законодательного акта О.Л. Омельченко определяет манифесты, которые издавались только монархом и были обращены ко всем подданным. Следую- щую по значимости группу составляют именные указы (в том числе и объявленные), которые издавались монархом по сущест- венным вопросам государственного значения и были адресова- ны конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам. И третья группа - указы, которые могли из- даваться как самим монархом, так и от его имени Сенатом (се- натские указы, указы, объявленные из Сената)61.
В целом в историографии проблема анализа разновидностей законодательных актов не решена. Во-первых, разновидностей законодательных актов (по их названиям в ПСЗ) было гораздо Польше, чем упоминается в историографии. Во-вторых, вопрос об иерархии разновидностей должен решаться па достаточно репрезентативном материале путем сопоставления правовых норм, фиксируемых в законодательных актах разных разновид- ностей.
Выделим наиболее существенные разновидности законода- тельных актов, сложившиеся в XVIII в.
Манифесты — законодательные акты, провозглашавшие вступ- ление на престол нового императора, сообщавшие о рождениях, браках и кончинах лиц императорской фамилии, а также о наи- более существенных реформах (Манифест о даровании вольно- сти и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1702 г., Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г.). Манифесты издавались при объявлении войны, заклю- чении мира и при стихийных бедствиях (например, во время эпидемии чумы).
Указы - наиболее многочисленная и разнообразная группа за- конодательных актов. Указами могли регулироваться почти все сферы государственной и общественной жизни.
Уставы - специальные законодательные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности (Новоторговый устав 1667 г., Во- инский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав благочиния
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 381
1782 г.,Таможенный устав по Европейской торговле 1819 г.) или отрасль материального права (Устав о векселях 1729 г., Устав о банкротах 1800 г.).
Date: 2016-05-25; view: 396; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|